Глава 7. Государственное регулирование деятельности по защите
конкуренции на рынке финансовых услуг
Статья 21.
Федеральные органы, осуществляющие антимонопольное регулирование
на рынке финансовых услуг
Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному
регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным
антимонопольным органом:
на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской
Федерации;
на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;
на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих
финансовых услуг.
Статья 22.
Задачи и функции федерального антимонопольного органа по защите
конкуренции на рынке финансовых услуг
1. Основными задачами федерального антимонопольного
органа, реализуемыми совместно с Центральным банком Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование
на рынке финансовых услуг, являются:
содействие развитию конкуренции на рынке финансовых
услуг;
предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной
конкуренции и пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим
положением финансовой организации на рынке финансовых услуг;
осуществление государственного контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.
2. Федеральный антимонопольный орган с учетом норм,
установленных настоящим Федеральным законом, выполняет следующие
основные функции:
направляет в Правительство Российской Федерации предложения
по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства
и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг и практике их применения, а также заключения на
проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по
вопросам функционирования рынка финансовых услуг и развития конкуренции
на нем;
дает рекомендации Центральному банку Российской Федерации,
федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции
на рынке финансовых услуг;
контролирует соблюдение антимонопольного законодательства
и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг при заключении соглашений и ведении согласованных
действий финансовых организаций;
контролирует слияние, присоединение финансовых организаций
и приобретение прав, активов или акций (долей в уставном капитале)
финансовых организаций;
устанавливает факты нарушения антимонопольного законодательства
и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг.
Статья 23.
Полномочия федерального антимонопольного органа
Федеральный антимонопольный орган вправе:
давать финансовым организациям обязательные для исполнения
предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг и (или) об устранении их последствий, о восстановлении
первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров,
противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным
правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о
заключении договоров с другим лицом, о перечислении в федеральный
бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции
на рынке финансовых услуг;
направлять в Правительство Российской Федерации, Центральный
банк Российской Федерации предложения об отмене принятых федеральными
органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации
нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия,
а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений
либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству
и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг;
направлять в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления предписания
об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов,
а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений
либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству
и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг;
вносить в органы, выдающие лицензии на осуществление
деятельности на рынке финансовых услуг, представления об аннулировании
у финансовых организаций, нарушающих антимонопольное законодательство
и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых
услуг, лицензий;
принимать решения о наложении штрафов на финансовые
организации и административных взысканий на руководителей этих финансовых
организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,
а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,
органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства
и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг;
обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями
о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в
том числе о признании недействительными полностью или частично договоров,
противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным
правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, об
обязательном заключении договора с другим лицом, а также участвовать
в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением
и нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
направлять в соответствующие правоохранительные органы
заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых
услуг, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции
на рынке финансовых услуг;
устанавливать наличие доминирующего
положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
устанавливать факты злоупотреблений финансовыми организациями
доминирующим положением, нарушений запретов на соглашения и согласованные
действия, недобросовестной конкуренции, а также квалифицировать
действия финансовых организаций как нарушающие антимонопольное законодательство
и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых
услуг;
издавать, в том числе совместно с Центральным банком
Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, нормативные
акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на рынке финансовых
услуг, в том числе по отдельным видам финансовых организаций;
давать, в том числе совместно с Центральным банком
Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, разъяснения
по вопросам применения антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых
услуг;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Статья 24.
Координация действий федерального антимонопольного органа и федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке
финансовых услуг, Центрального банка Российской Федерации
1. Координация действий федерального антимонопольного
органа и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке финансовых услуг, Центрального банка Российской
Федерации строится на основе функционального распределения обязанностей,
соответствующей специализации и разграничения ответственности, определенных
законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
регулирование на рынке финансовых услуг, Центральный банк Российской
Федерации обязаны предоставлять по запросу федерального антимонопольного
органа принятые ими нормативные и иные правовые акты, заключенные
ими соглашения с финансовыми организациями, а также необходимую
информацию для проведения анализа конкуренции на рынке финансовых
услуг и осуществления контроля за ее состоянием.
Статья 25.
Право доступа к информации
Сотрудники федерального антимонопольного органа, уполномоченные
федеральным антимонопольным органом в установленном им порядке,
в целях исполнения служебных обязанностей имеют право беспрепятственного
доступа в федеральные органы исполнительной власти, Центральный
банк Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в
финансовые организации и их объединения, в иные организации и учреждения
и ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами
и информацией при условии неразглашения указанными сотрудниками
государственной, служебной и коммерческой тайны.
Органы милиции обязаны оказывать практическую помощь
сотрудникам федерального антимонопольного органа при исполнении
ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный
доступ к необходимым документам и информации.
Статья 26.
Обязанность по представлению информации федеральному антимонопольному
органу
Федеральные органы исполнительной власти, Центральный
банк Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления (их должностные
лица), финансовые организации (их руководители), граждане, в том
числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в федеральный
антимонопольный орган достоверные документы, давать письменные и
устные объяснения и представлять иную информацию, необходимую для
осуществления федеральным антимонопольным органом его законной деятельности,
за исключением сведений, составляющих банковскую тайну.
Статья 27.
Обязанности и ответственность федерального антимонопольного органа
по соблюдению коммерческой тайны
Составляющие коммерческую тайну сведения, полученные
федеральным антимонопольным органом, не подлежат разглашению.
В случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного
органа сведений, составляющих коммерческую тайну, указанные сотрудники
несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. Причиненные финансовой организации убытки подлежат возмещению
в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.