Глава I. Общие положения
Статья 1.
Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные термины:
кадастровый номер
- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской
Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему
при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации)
в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской
Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует
как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания
или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка,
на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера
здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или
сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения
и инвентарного номера помещения;
недвижимое имущество
(недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации
в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные
участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты,
которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного
ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения,
жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия
как имущественные комплексы;
ограничения (обременения)
- наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном
законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя
при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный
объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного
управления, аренды, ареста имущества и других);
сервитут - право
ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества,
например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций
и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может
существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника
недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут,
последний выступает в качестве обременения;
кадастровый и технический
учет (инвентаризация) (далее также - учет) объекта недвижимости
- описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного
участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате
чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно
выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта
недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового
номера;
регистрационный округ
- территория, на которой действует территориальный орган федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной
регистрации. Регистрационные округа создаются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции.
Статья 2.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
1. Государственная регистрация прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация
прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения,
ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое
имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным
доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное
право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном
порядке.
2. Государственная регистрация прав проводится на
всей территории Российской Федерации по установленной настоящим
Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого
имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
3. Датой государственной регистрации прав является
день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный
реестр прав.
4. Государственная регистрация прав осуществляется
по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного
округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение
соответствующего органа от государственной регистрации могут быть
обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 3.
Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
1. Правовую основу государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный
закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними
другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской
Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты
федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
На основании и во исполнение настоящего Федерального
закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства
Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
в области государственной регистрации, в пределах своей компетенции
вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
2. Субъекты Российской Федерации принимают нормативные
правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 4.
Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
1. Государственной регистрации подлежат права собственности
и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии
со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской
Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда
внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной
регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной
регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе
сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество,
возникающие на основании договора либо акта органа государственной
власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной
регистрации в случаях, предусмотренных законом.
2. Обязательной государственной регистрации подлежат
права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на
которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального
закона.
Статья 5.
Участники отношений, возникающих при государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Участниками отношений, возникающих при государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются
собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих
государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские
и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные
государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации
и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, - с другой.
Статья 6.
Признание ранее возникших прав
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента
вступления в силу настоящего Федерального закона,
признаются юридически действительными при отсутствии их государственной
регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная
регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в
отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически
действительной.
2. Государственная регистрация возникшего до введения
в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого
имущества требуется при государственной регистрации возникших после
введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного
права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения
в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого
имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения
в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого
имущества и государственная регистрация возникших после введения
в действие настоящего Федерального закона перехода данного права,
его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие
настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества
проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих
заявлений и других необходимых для государственной регистрации права,
перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после
введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом
недвижимого имущества документов.
Государственная регистрация возникшего до введения
в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого
имущества проводится при государственной регистрации перехода данного
права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без
уплаты государственной пошлины.
В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей
статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в
действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого
имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине
установленного размера государственной пошлины за государственную
регистрацию прав.
3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое
в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации
после установления факта приобретательной давности в предусмотренном
законом порядке.
Статья 7.
Открытость сведений о государственной регистрации прав
1. Государственная регистрация прав носит открытый
характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,
обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном
реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему
удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому
лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического
лица и полномочия его представителя).
Выписки из Единого государственного реестра прав,
утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание
объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также
ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент
выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке
правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписке из Единого государственного реестра прав,
содержащей сведения о земельном участке, на котором создается объект
недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые
помещения, являющиеся предметами договоров участия в долевом строительстве,
помимо сведений об ипотеке указывается наличие зарегистрированных
договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого
строительства, а также фирменные наименования (наименования) юридических
лиц - участников долевого строительства, фамилии, имена, отчества
физических лиц - участников долевого строительства.
2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную
информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный
отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией
лицом в суд.
В случае если Единый государственный реестр прав ведется
на магнитном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому
лицу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются
не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения
за такими сведениями.
3. Сведения о содержании правоустанавливающих документов,
за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные
сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости,
выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости,
а также сведения о признании правообладателя недееспособным или
ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом
порядке только:
самим правообладателям или их законным представителям;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность
от правообладателя или его законного представителя;
руководителям органов местного самоуправления и руководителям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
налоговым органам в пределах территорий, находящихся
под их юрисдикцией;
судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям,
имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества
и (или) их правообладателями;
лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя
по завещанию или по закону;
федеральному антимонопольному органу и его территориальным
органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных
территориальных органов.
Председателю Счетной палаты Российской Федерации,
его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации
для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости
предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию
о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на
который он имеет права.
Указанная в настоящем пункте информация предоставляется
правообладателю в срок не более чем семь рабочих дней.
5. Использование сведений, содержащихся в Едином государственном
реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам
и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию
прав, имеют право предоставлять статистическую информацию, полученную
на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре
прав, любому заинтересованному лицу, если предоставление такой информации
не нарушает права и законные интересы правообладателей.
К статистической информации относится также информация
об общем количестве прошедших государственную регистрацию сделок
с недвижимым имуществом, заключенных на определенной территории
за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких
сделок без идентифицирующих конкретное лицо сведений или об объектах
таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое
имущество и другая подобная информация.
Статья 8.
Условия получения информации о зарегистрированных правах на объекты
недвижимого имущества и данных их учета
1. Информация о зарегистрированных правах на объекты
недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего
Федерального закона статистическая информация предоставляются за
плату, если иное не установлено законом.
2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно предоставляет
информацию о правах на объект недвижимого имущества в соответствующие
организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и в
орган по учету государственного и муниципального имущества в том
объеме, который необходим для их работы.
В соответствии с законами Российской Федерации орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных
правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:
правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей
по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
налоговых органов на территории, находящейся в их
юрисдикции;
государственных органов по контролю за использованием
и охраной земель и других природных ресурсов;
органов государственной статистики;
федерального антимонопольного органа и его территориальных
органов на территориях, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных
органов;
Председателя Счетной палаты Российской Федерации,
его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
организаций, определенных законами Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, организации (органы)
по учету объектов недвижимого имущества, органы по учету государственного
и муниципального имущества, другие организации, имеющие сведения,
необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого
имущества, в срок не более чем десять дней с даты обращения обязаны
предоставлять такие сведения правообладателям и органам, осуществляющим
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, бесплатно или за плату, установленную законодательством Российской
Федерации.
Органы охраны объектов культурного наследия направляют
в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном
к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия)
или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной
охране до принятия решения о включении их в единый государственный
реестр объектов культурного наследия (далее - выявленные объекты
культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного
объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект
культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного
наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного
имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта
культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке
и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.