[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

 

Ответственность штатного водителя перед работодателем

Сегодня транспортные средства давно перестали быть роскошью. Продажа автомобилей  осуществляется повсеместно, практически каждая российская семья имеет собственную машину, а то и несколько. Не отстают от граждан и организации. Многие компании предпочитают иметь собственный транспортный парк, а не прибегать к услугам сторонних фирм.

Но нельзя не отметить, что обладание автомобилями сопряжено для юридических лиц с определенными хлопотами, связанными с их учетом и амортизацией.

Немало вопросов возникает и по поводу отношений с работниками, эксплуатирующими те или иные машины. Ни для кого не секрет, что практически всякий каталог авто содержит престижные, практически элитные модели. Разумеется, вопрос сохранности такого транспорта становится для организации первоочередным. Вот и заключают они с водителями договора о полной материальной ответственности. Нередко по условиям таких сделок в случае повреждения машины, сотрудник обязан компенсировать работодателю все понесенные в связи с этим расходы. Хотелось бы сразу предупредить, что подобные договоры являются нелегитимными.

Полная материальная ответственность – это мероприятие, которое допускается Трудовым кодексом в исключительных случаях (ст.238 ТК РФ). Заключать такую сделку можно только с теми работниками, должности которых указаны в «Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности», утв. Постановлением Министерства труда России от 31.12.2002 № 85.

Водители в этом списке не значатся. Таким образом, если с ними и будет заключен договор о полной материальной ответственности, то он будет считаться недействительным и никаких правовых последствий не породит. Нельзя также заставить сотрудника компенсировать износ транспортного средства. Колесные диски, шины, «дворники» и прочие комплектующие должна приобретать сама компания.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в отношениях между водителем и работодателем нередко возникает множество вопросов, требующих правового урегулирования. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на любой крупный автопортал, будь то , automobile.ru или аналогичный ресурс. Здесь на форумах нередко разбирают конфликтные ситуации .

Действительно, как быть, если водитель организации был признан виновным в ДТП, из-за которого фирма понесла те или иные расходы?
В этом случае нужно обратиться к требованиям ст. 1068 ГК РФ, согласно которой в случае, если вред был причинен работником при исполнении им трудовых обязанностей, он будет возмещаться работодателем.

В то же время компания при желании всегда может взыскать с сотрудника все понесенные расходы в порядке регресса (ст.1081 ГК РФ). Только нужно иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ такие требования работодатель вправе предъявить сотруднику в течение одного года с момента выплаты фирмой данных сумм.

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]