[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

 

Современный юрист – коммуникатор или профессионал

Вот если бы вам понадобилась срочная юридическая помощь, какими бы критериями вы руководствовались при выборе специалиста, которому можно доверять? Обычно клиенты предъявляют два требования: юридическое образование и наличие достаточного опыта работы.

И если с первым требованием всё более или менее понятно – юридическое образование получить не проблема, профессиональная компетентность в будущем будет напрямую зависеть от качества полученных знаний, а их наличие обеспечивает сам человек, штудирующий юридические науки в вузе. Мы не станем говорить о тех, кто просто для удовлетворения собственных амбиций поступает в престижный вуз - это совсем другая история, к профессионализму отношения не имеющая. Речь будет идти о тех, кто не только мечтает реализоваться на поприще юриспруденции, но и хочет быть востребованным.

Но вот требование второе… Какой опыт имеется в виду и всегда ли он во благо? Даже профессиональные юристы не станут возражать: опыт имеет свою обратную сторону – профессиональную деформацию. И виды этой деформации весьма разнообразны:

а) опытные юристы могут быть менее добросовестны при рассмотрении дел – полагаются на опыт;
б) могут использовать устаревшие стереотипные подходы;
в) не учитывая специфику дела и индивидуальность клиента, применять однотипные способы общения;
г) как следствие чрезмерной самоуверенности могут предприниматься попытки обойти закон и так далее.

Разновидностей профессиональной деформации намного больше, поэтому утверждать, что любой опыт хорош, лишь бы его было много, мы не станем.

Но одно ясно: качество работы юристов сегодня на 90 % сводится к умению наладить хорошие связи и правильно договориться. Клиенты намного охотнее обращаются со своими проблемами к тем юристам, у которых налажены связи в плоскости решения этих проблем. В данном случае – знаниями ли и опытом определяется уровень профессионализма? Скорее, уровнем профессиональной коммуникации. В таком случае юрист – просто формальный посредник, не правда ли?

И сегодня мы видим множество людей, готовых изучать юриспруденцию, чтобы затем на основе действующего законодательства отстаивать права клиентов – в ответ на незаконное увольнение, в жилищных и трудовых спорах, в защите прав потребителя и так далее. Но один весьма перспективный молодой юрист высказался недавно: после прохождения практики в суде в безоговорочную справедливость профессии верить перестал, поэтому работать хочет только в юридической компании.

И всё же профессия юриста обязательно должна иметь позитивное влияние на все явления, которые происходят в обществе. Весь юридический бомонд – преподаватели в вузе, адвокаты и судьи, прокуроры и юрисконсульты – призваны отстаивать и защищать права граждан. На своём месте. Преподаватели должны адекватно оценивать знания будущих юристов, судьи – выносить справедливые приговоры, а милиция – защищать права.

Нарушают закон юристы крайне редко, чего нельзя сказать о нормах человеческой морали. Многие представители юридических профессий считают, что их работа сводится к тому, чтобы грамотно обосновать не всегда справедливое, но нужное по тем или иным причинам решение. Так что опыт ведения дел должен быть, но нужно отдавать себе отчёт: он может быть разным. И безукоризненно грамотный специалист, как и в любой профессии, встречается не так часто, как хотелось бы. И ко всем предложениям решать проблемы при помощи профессиональной коммуникации надо относиться осторожно.

Те, кто хотят стать настоящими профессионалами, кроме обязательных знаний основ юриспруденции, должны иметь желание пополнять свой практический багаж и постоянно повышать квалификацию. Ведь для настоящего юриста важно не только практически решать вопросы клиентов, но и получать моральное удовлетворение от своей работы. Но это при условии, что вы будете профессиональным юристом, а не коммуникатором.

 

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]