Неформальное движение - АнтиСРО 148
Неформальное движение - АнтиСРО 148
Административная реформа двухтысячных годов определила новые тренды развития экономики России, при этом одним из важнейших трендов был отказ государства от надзорно-контрольных функций за деятельностью предпринимателей.
Административные барьеры тормозили развитие экономики, и от них было решено отказаться, а функции контроля за текущей деятельностью в сфере бизнеса и некоторых профессиональных сферах возложили непосредственно на самих участников рыночных отношений, учредив институт саморегулирования.
Сущность саморегулирования
Чтобы осуществлять контрольные функции, предприниматели и профессионалы должны инициативно и самостоятельно на основе членства (добровольного или обязательного) учреждать некоммерческие саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании и далее по тексту – СРО) по отраслевому или профессиональному принципу.
Законодательство о саморегулировании предоставляет все необходимые юридические возможности для того, чтобы СРО могли эффективно функционировать и обеспечивать надзор за своими участниками.
У СРО для этого достаточно широкий круг правомочий, начиная от разработки отраслевых стандартов, проведения обучения в целях повышения квалификации для персонала своих участников и заканчивая выдачей специальных допусков к определенного вида работам или услугам, без наличия которых в некоторых отраслях, например в строительной, компания вообще не имеет права вести свою деятельность.
Обязательно или добровольно?
По общему правилу, вопрос об участии в СРО для компании или узкопрофильного специалиста решается им самостоятельно, то есть на добровольной основе.
Но для некоторых отраслей, как уже указывалось ранее, участие в СРО является обязанностью и вынужденной необходимостью, поскольку, не являясь ее членом невозможно получить необходимый допуск к тому или иному виду деятельности.
СРО на обязательной основе появилось в некоторых отраслях не случайно (есть такие области, которые нельзя оставлять без надлежащего контроля, так как это угрожает нормальному функционированию общественной жизни и удовлетворению насущных нужд человека).
В таких отраслях как, например, строительство, проектирование и изыскания саморегулирование заменило собой лицензирование.
Неформальные движения АнтиСРО
В результате приведенных выше нововведений административной реформы осталось много недовольных, некоторые из которых стали объединяться в общественные движения и организации для защиты своих интересов.
Недовольство касалось и базовых норм о СРО и отдельных фед. законов, которые устанавливали обязательное вступление в СРО под угрозой привлечения к ответственности.
Негативная реакция была вызвана многими факторами, самыми существенными из которых являлись:
- Увеличение финансовых издержек, связанных с участием в СРО по сравнению с расходами на лицензирование (по подсчетам строителей цена вопроса участия на строительном рынке выросла в разных регионах от 12 до 30 раз);
- Прекращение действия полученных и оплаченных лицензий досрочно;
- Мошеннические схемы, связанные с комп. фондами саморегулируемых организаций.
- Вопросы, связанные с территориальным положением СРО и действительностью выданных ею допусков на одной территории в других российских регионах;
- Вытеснение малых и средних компаний с рынка.
Неформальные движения против СРО появились практически сразу, в 2009 году, и стали называться АнтиСРО.
На сегодняшний день таких движений существует довольно много, наиболее яркими активистами тренда АнтиСРО являются АнтиСРО-148 и АнтиСРО в пожарной безопасности.
АнтиСРО-148
Как уже говорилось, наиболее болезненным саморегулирование оказалось для строителей. Вслед за 315-ым законом о саморегулировании, содержащим базовые положения и появившемся в самом конце 2007 года, уже летом 2008 года возник 148-ой фед. закон, который вносил соответствующие изменения в градостроительное законодательство.
В этой связи многие строительные и проектные организации объединились и создали неформальное движение под названием АнтиСРО-148 . Из названия неформального движения отчетливо следует, что основной протест его членов направлен непосредственно против положений 148-го фед. закона, то есть, против обязательного участия в СРО для профессионалов строительной отрасли.
Основные идеи неформального объединения АнтиСРО-148 сводятся к следующим:
- Отменить реформу в строительной отрасли полностью или частично (есть предложения отменить СРО только для участников малого и среднего бизнеса);
- Вернуться к практике лицензирования и объявить действительными лицензии, которые выдавались до 2010 -2013 гг.
- Публично назвать всех лиц, на государственном уровне лоббировавших эту реформу в строительстве, а также их опыт и стаж в строительной сфере;
- Начать публичное профессиональное обсуждение нормативной базы по вопросам строительства, проектирования и изысканий, с привлечением знающих специалистов в этой области.
[an error occurred while processing the directive] |