[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ

В соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ от 31 июля 1999 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2000 года вступило в действие положение абзаца 2 п.1 ст.47 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговые органы обязаны направлять решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика на исполнение судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Таким образом, полномочия налоговой полиции по взысканию задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам перешли к службе судебных приставов.
    
     Несмотря на то, что исполнение постановлений налоговых органов производится в соответствии с Федеральными законами "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", а также ст.47, 48 части первой Налогового кодекса РФ, имеются также и особенности исполнения исполнительных документов указанной категории.
    
     Взаимодействие налоговых органов и Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ по эффективному взысканию задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам закреплено совместными приказами, однако в данном взаимодействии имеется ряд существенных недостатков, которые на практике создают препятствия реальному исполнению постановлений.
    
    
1. Несоответствие предъявляемых постановлений требованиям ст.8 ФЗ "Об исполнительном производстве"
и ст.47 части первой Налогового кодекса РФ
В связи с тем, что в соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ взыскание первоначально производится за счет денежных средств, находящихся на расчетных счетах, необходимо, чтобы в установочной части постановления налогового органа указывались сведения о наличии или отсутствии денежных средств на счетах организации-должника. Данное предложение вызвано тем, что на практике выявлены случаи параллельного исполнения постановлений налоговыми органами путем списания денежных средств со счетов одновременно с судебными приставами-исполнителями. Таким образом, должник дважды выплачивает налоговые платежи, которые ему не возвращаются, а засчитываются в погашение текущих платежей. В результате подобных действий налоговых органов увеличивается количество жалоб на незаконные действия судебных приставов-исполнителей по повторному взысканию налоговых платежей и исполнительского сбора.
    
    
2. Отложение исполнительных действий по заявлениям налоговых органов
Статьей 19 ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскателю предоставлено право обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отложении исполнительных действий, причем срок, на который эти действия могут быть отложены, статьей не предусмотрен. Налоговые органы, используя право, предоставленное им Федеральным законом, выходят с заявлениями об отложении исполнительных действий на сроки свыше 6 месяцев, чем препятствуют исполнению постановлений и снижают показатели работы подразделений судебных приставов*. В данном случае целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст.19 ФЗ "Об исполнительном производстве" в части ограничения срока отложения исполнительных действий по заявлению взыскателя.
_______________
     * За 8 месяцев 2000 года в подразделениях Службы судебных приставов Республики Мордовии исполнительные действия отложены по 35 постановлениям на общую сумму 60 млн 137 тыс. 796 рублей.
    
    
3. Отзыв постановлений налоговыми органами
Участились случаи отзыва налоговыми органами постановлений без дальнейшего исполнения на стадии принудительного исполнения. В основном отзыв производится после осуществления судебными приставами-исполнителями действий по аресту имущества организаций-должников. В целях сохранения имущества руководители организаций-должников вносят непосредственно в налоговые органы часть суммы долга, после чего происходит отзыв постановлений. Отзыв исполнительного документа взыскателем предусмотрен Федеральным законом "Об исполнительном производстве", однако данное процессуальное действие порождает бесконечные отзывы и повторные предъявления исполнительных документов, что в свою очередь влечет за собой возобновление исполнительного производства и неоднократные (в конечном итоге безрезультатные) поиски имущества должника, что снижает результативность исполнения постановлений налоговых органов. Поэтому требуют законодательного закрепления такие процессуальные моменты, как: основания отзыва исполнительного документа, сроки, в каких случаях исполнительное производство не возобновляется после отзыва исполнительного документа.
    
    
4. Отмена постановлений руководителями
налоговых органов
Одной из острых проблем на сегодняшний день остается отмена постановлений руководителями налоговых органов на стадии принудительного исполнения. В данном случае страдают интересы службы судебных приставов, так как в соответствии с п.4 ст.81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор подлежит возврату должнику. Требования вышеуказанного пункта ст.81 в значительной мере нарушают интересы службы судебных приставов, хотя действия судебных приставов-исполнителей нельзя назвать неправомерными. На практике судебный пристав-исполнитель производит исполнительные действия только по вступившим в законную силу исполнительным документам, в последовательности, предусмотренной ФЗ "Об исполнительном производстве". Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора производится после истечения срока, предоставляемого должнику для добровольного исполнения, поэтому постановление судебного пристава-исполнителя необоснованно автоматически подлежит отмене, а исполнительский сбор возврату при отмене исполнительных документов.
    
     Данный вопрос требует законодательного разрешения, так как позволяет должникам, независимо от сроков, установленных ФЗ "Об исполнительном производстве", на любой стадии исполнения принять меры к отмене судебного акта либо акта иного органа, на основании которого был выдан исполнительный документ.
    
     В практике работы судебных приставов встречаются случаи отмены постановлений теми же руководителями налоговых органов, которые ранее принимали решения о принудительном взыскании налогов с организаций-должников. Указанный порядок противоречит действующему законодательству, так как в соответствии с Законом РФ "О налоговых органах" только вышестоящему налоговому органу предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным законодательным актам. Ссылка руководителей налоговых органов на то, что отмена предусмотрена ст.23 ФЗ "Об исполнительном производстве", неосновательна, так как в ней не содержится указания, что отмена производится тем же органом, которым выдан исполнительный документ, поэтому применяются те законодательные акты, которые регулируют деятельность, в данном случае, налоговых органов. Полагаем, что для повышения ответственности руководителей за принимаемые решения следует рассмотреть вопрос об установлении строгих ограничений полномочий должностных лиц и конкретизировать основания отмены решений и постановлений налоговых органов.
    
    
5. Составление статистической отчетности по взысканиям налогов, сборов и иных
обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды

     В целях устранения нарушений при исполнении постановлений налоговых органов и усиления контроля за деятельностью налоговых органов и подразделений судебных приставов, Службой судебных приставов и Управлением Министерства по налогам и сборам РФ по Республики Мордовия разработана форма ежемесячной отчетности по данной категории взыскания. Введена в действие компьютерная программа, позволяющая проводить ежемесячный анализ указанного взаимодействия и устранять причины, негативно влияющие на реальное взыскание налоговых платежей. Однако сроки предоставления статистической отчетности и данные налоговых органов и подразделений судебных приставов по стадиям исполнения неодинаковы, что создает дополнительные трудности при сверке сумм. Целесообразно рассмотреть вопрос об установлении единой формы отчетности для Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, а также установить единые сроки ее предоставления. Необходимо также предусмотреть подписание отчетов не только главными судебными приставами, но и начальниками управлений Министерства по налогам и сборам в субъектах РФ, что повысит ответственность не только судебных приставов-исполнителей, но и территориальных подразделений налоговых органов, а кроме того, устранит несоответствие отчетных данных вышеуказанных органов.
    
     Следует отметить и технические недостатки во взаимодействии налоговых органов и подразделений судебных приставов-исполнителей. Так, первоначально налоговые органы к постановлению прикладывали перечень счетов, на которые подлежали перечислению взысканные суммы. Количество подобных счетов достигало 24 наименований. Подобное распределение и перечисление сумм затрудняло работу подразделений ввиду недостаточного количества судебных приставов-исполнителей. Анализ количества работников налоговых органов показал, что на 10 сотрудников налоговых инспекций приходится 1 судебный пристав-исполнитель, т.е. нагрузка судебного пристава-исполнителя в 10 раз больше, чем у сотрудника налоговых инспекций, что снижает эффективность взаимодействия. Данная проблема требует незамедлительного решения, так как снижение нагрузки судебных приставов-исполнителей благотворно повлияет на эффективность исполнения исполнительных документов.
    
     Одним из факторов, отрицательно влияющим на реальное исполнение постановлений о взыскании налоговых платежей, является несовершенство действующего законодательства в части регистрации юридических лиц. Формальное отношение к регистрации юридических лиц привело к возникновению предприятий-"однодневок", зарегистрированных, как правило, ради одной сделки. Несмотря на то, что налоговые органы не располагают сведениями о финансовой деятельности подобных юридических лиц, постановления о взыскании задолженности по налогам и сборам, тем не менее, выносятся. Эффективность исполнения таких постановлений крайне низка и сводится, в основном, к составлению акта о невозможности взыскания и возвращению исполнительного документа. Целесообразно, на наш взгляд, установить на законодательном уровне порядок регистрации юридических лиц, предусматривающий проверки учредителей, минимальный размер уставного фонда, имущественное положение юридического лица.
    
     В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия службы судебных приставов и налоговых органов по взысканию налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей предлагаем:
    
     1. Внести изменения в федеральные законы в части, регулирующей процессуальные вопросы исполнительного производства (сроки и основания отложения исполнительных действий по заявлению взыскателя; отзыв исполнительного документа взыскателем, основания, сроки отзыва с момента предъявления исполнительного документа к исполнению; отмена судебного акта или акта иного органа, вынесшего решение, на основании которого был выдан исполнительный документ; сроки, в которые должник имеет право на обжалование судебного решения или акта иного органа; отнесение расходов по принудительному исполнению в случае отмены судебного акта или акта иного органа).
    
     2. До внесения изменений в действующее законодательство Министерству юстиции РФ и Министерству по налогам и сборам РФ разработать совместные инструкции, регулирующие вопросы взаимодействия подразделений судебных приставов и налоговых органов.
    
     3. Разработать единую форму ежемесячной статистической отчетности по взысканию налогов и сборов для подразделений судебных приставов и налоговых органов.
    
     Взаимодействие Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и Министерства по налогам и сборам РФ направлено в первую очередь на повышение эффективности взыскания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поэтому устранение причин, препятствующих указанному взаимодействию, и разработка единой политики по вопросам принудительного взыскания благотворно повлияет на пополнение доходной части бюджета, что и является основной задачей судебных приставов-исполнителей и налоговых органов.

С.А.Бояркина

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]