[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Кому принадлежит имущество в общественных организациях?

Кто является собственником имущества в общественных организациях, осуществляющих свою деятельность на основании единого устава: общественная организация или ее структурное (территориальное) подразделение (отделение)?

Подобный вопрос встречается в судебной практике не столь часто, и обычно возникает либо в делах о признании права собственности на объекты недвижимости, созданные (приобретенные) общественными организациями.

Зачастую общественная организация и ее структурное (территориальное) подразделение (отделение) находятся «по разные стороны баррикад».
Ниже мы рассмотрим вопрос возникновения права собственности в общественных организациях, осуществляющих свою деятельность на основании единого устава.

Согласно п. 10 Положения о добровольных обществах и союзах, утвержденного постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.07.1932 года (действовавшего вплоть до начала 1990-х годов), взаимоотношения местных отделений добровольных обществ и союзов с руководящими органами данного общества или союза, а также объем имущественных прав местных отделений определяются уставом отдельных обществ и союзов.

Позже ст. 102 ГК РСФСР 1964 года также было установлено, что профсоюзные и иные общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Следует отметить, что уставы относительно немногочисленных общественных организаций той поры устанавливали правило, в соответствии с которым имущество принадлежало общественной организации в целом (зачастую это правило устанавливалось путем системного толкования).

Однако уже ст. 17 Закона РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности в РСФСР» указывает, что иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно - просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами (положениями), могут общественные объединения (организации), являющиеся юридическими лицами.
Таким образом, было установлено, что собственником является общественная организация, «являющаяся юридическим лицом», но не «обладающая правами юридического лица». Несмотря на совсем неочевидную необходимость подобного, скорее терминологического, основания для отказа в возможности возникновения права собственности у структурного (территориального) подразделения (отделения), оно сохраняется и поныне.

Так, Федеральный закон от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» вновь указывает, что отделение общественной организации может «приобрести права юридического лица» (ст. 21). Скорее всего, это правило является не очень удачным, усеченным вариантом описания процедуры создания самой общественной организации, которая считается созданной с момента принятия решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов на съезде (конференции) или общем собрании, тогда как правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Вместе с тем, ФЗ «Об общественных объединениях» четко устанавливает лицо, обладающее титулом собственности в общественных организациях, осуществляющих свою деятельность на основании единого устава. В соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об общественных объединениях», в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.

При таких обстоятельствах правовой режим имущества общественной организации, осуществляющей свою деятельность на основании единого устава, определяется императивным предписанием ст. 32 ФЗ «Об общественных организациях», из которого следует, что собственником имущества является сама организация, а не ее структурные подразделения. Противоречащие указанному закону нормы уставов, иначе определяющие правовой режим имущества общественной организации и ее структурных подразделений (отделений), применению не подлежат.

Автор: В. Киселев, юрист ГК «Фабер Лекс». [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]