[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Правовой статус филиалов и представительств

 

Филиалы и представительства - это обособленные подразделения юридических лиц, расположенные вне места нахождения этих юридических лиц и представляющие интересы этих юридических лиц или осуществляющие часть их функций.

В свою очередь правовой статус обособленных подразделений юридических лиц - это совокупность прав, обязанностей и ответственности этих обособленных подразделений.

Сразу оговоримся, что обособленные подразделения юридических лиц по действующему гражданскому законодательству не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных этим юридическим лицом положений об обособленных подразделениях.

Филиалы и представительства сближает то, что они являются обособленными подразделениями юридических лиц, но знак равенства между филиалами и представительствами ставить нельзя. Согласно статье 55 ГК РФ понятие филиал намного шире, чем понятие представительство.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Как видим, различия между филиалом и представительством в основном в круге функций и полномочий. Получается, что представительство осуществляет только юридические действия от имени юридического лица (представительские функции, заключение договоров, реклама и пр.), а филиал как юридические, так и фактические действия (осуществление отдельных или всех видов деятельности юридического лица).

Основные различия между филиалами и представительствами, предусмотренные действующим законодательством и наиболее часто встречающиеся в хозяйственной практике, можно для наглядности представить в виде следующей таблицы.

 
----------------------------------------T-----------T-------------------¬
¦         Функции и полномочия          ¦  Филиал   ¦ Представительство ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦1. Представление интересов юридического¦    Да     ¦        Да         ¦
¦лица                                   ¦           ¦                   ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦2. Защита интересов юридического лица  ¦    Да     ¦        Да         ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦3.  Осуществление  отдельных  или  всех¦    Да     ¦        Нет        ¦
¦видов деятельности юридического лица   ¦           ¦                   ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦4.  Заключение   договоров   от   имени¦    Да     ¦        Да         ¦
¦юридического лица                      ¦           ¦                   ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦5. Производство  и  реализация  товаров¦    Да     ¦        Нет        ¦
¦(работ, услуг)                         ¦           ¦                   ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦6. Реклама товаров (работ, услуг)      ¦    Да     ¦        Да         ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦7. Проведение переговоров              ¦    Да     ¦        Да         ¦
+---------------------------------------+-----------+-------------------+
¦8. Наем работников и заключение с  ними¦    Да     ¦        Да         ¦
¦трудовых     и      гражданско-правовых¦           ¦                   ¦
¦договоров                              ¦           ¦                   ¦
L---------------------------------------+-----------+--------------------
 

Поскольку действующее гражданское законодательство предусматривает множество организационно-правовых форм юридических лиц, обладающих правовыми особенностями организации и функционирования, то вполне логично, что порядок создания обособленных подразделений юридических лиц разной организационно-правовой формы также различен. Как правило, эти различия касаются порядка создания обособленных подразделений и внесения изменений в учредительные документы юридических лиц и регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Так, например, в соответствии с пунктом 14 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" создание обособленных подразделений акционерного общества относится к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого общества. Это означает, что решение о создании или упразднении обособленного подразделения акционерного общества не может принять исполнительный орган акционерного общества (директор, правление).

Подобная норма содержится в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому обособленное подразделение может быть создано только по решению общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.

Однако существуют общие для всех организационно-правовых форм юридических лиц положения, регламентирующие вопросы создания и деятельности обособленных подразделений. Рассмотрим их поподробнее.

Общий порядок создания обособленных подразделений юридических лиц можно представить в виде следующих этапов.

Первый этап - принятие решения о создании обособленного подразделения соответствующим органом управления юридического лица.

Второй этап - утверждение положения об обособленном подразделении юридического лица.

Третий этап - внесение изменений или дополнений в учредительные документы юридического лица.

Четвертый этап - назначение руководителя обособленного подразделения.

Пятый этап - уведомление налогового органа о создании обособленного подразделения юридического лица и постановка на налоговый учет этого обособленного подразделения.

Каждый из вышеуказанных этапов имеет свои юридические и практические особенности, которые необходимо осветить более детально, для того чтобы исключить различного рода неточности, противоречия и ошибки, потенциально грозящие каждому юридическому лицу, планирующему или уже создавшему обособленные подразделения.

Все созданные юридическим лицом обособленные подразделения обязательно должны быть указаны в учредительных документах этого юридического лица.

Решение об открытии филиала или представительства принимается компетентным органом юридического лица и отражается в протоколе о создании обособленного подразделения. На практике часто встречаются случаи, когда реально существующие обособленные подразделения никак юридически не оформлены, что может создать ряд существенных проблем юридическому лицу, имеющему такие обособленные подразделения.

Конкретные организационные, функциональные и иные особенности создания и деятельности обособленного подразделения юридического лица должны быть зафиксированы в положении об этом обособленном подразделении.

Рекомендуем отразить в положении об обособленном подразделении следующие вопросы:

- сферу деятельности обособленного подразделения;

- сведения о местонахождении подразделения (точный почтовый адрес);

- информацию о наличии у обособленного подразделения печати, штампов;

- порядок управления обособленным подразделением (способ, порядок и сроки доведения распоряжений юридического лица до руководителя обособленного подразделения, полномочия и вопросы подчинения руководителя обособленного подразделения);

- права и обязанности юридического лица по отношению к обособленному подразделению;

- права и обязанности обособленного подразделения по отношению к юридическому лицу;

- порядок проведения периодических проверок деятельности обособленного подразделения;

- иные вопросы, касающиеся особенностей создания и функционирования обособленного подразделения.

Руководители обособленных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. При наличии полномочий, оформленных доверенностью, все сделки, заключенные руководителем обособленного подразделения, считаются совершенными от самого юридического лица, что подтверждается пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно пункту 5 статьи 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации, а доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и иных муниципальных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

В доверенности, выданной руководителю обособленного подразделения, советуем в обязательном порядке указывать следующие положения:

- о решение всех вопросов текущей и оперативной деятельности обособленного подразделения;

- об открытии рублевых и валютных банковских счетов, совершение иных операций по распоряжению денежными средствами обособленного подразделения;

- о совершении конкретных сделок от лица обособленного подразделения;

- о порядке распоряжения имуществом обособленного подразделения;

- о передоверии отдельных функций и полномочий третьим лицам. Без этого положения, как показывает практика, работать руководителю обособленного подразделения крайне сложно, так как все юридически действия от лица обособленного подразделения ему самостоятельно совершить иногда невозможно (отпуск, временная нетрудоспособность и прочее);

- иные положения.

Напомним, что на основании статьи 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать 3 лет. При этом, если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение 1 года со дня ее совершения. В то же время доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

В отношении руководителя обособленного подразделения действие доверенности прекращается по следующим основаниям:

- истечение срока доверенности;

- отмена доверенности юридическим лицом, выдавшим ее;

- отказ от доверенности руководителя обособленного подразделения, которому выдана доверенность;

- прекращение юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

- смерть руководителя обособленного подразделения, которому выдана доверенность, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Отметим, что на основании пункта 2 статьи 188 ГК РФ юридическое лицо, выдавшее доверенность руководителю обособленного подразделения, может в любое время отменить доверенность или передоверие, а руководитель обособленного подразделения, которому доверенность выдана - отказаться от нее.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом заявление о постановке на учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Напомним, что в случае пропуска этого срока по неуважительным причинам юридическое лицо будет привлечено к налоговой ответственности по статье 116 НК РФ, а в случае умышленного уклонения от постановки на учет в налоговых органах по статье 117 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 84 НК РФ обо всех изменениях в уставных и других учредительных документах юридического лица, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, это юридическое лицо обязано уведомлять налоговый орган, в котором оно состоит на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

Хотим напомнить также, что статьей 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ и вступившего в силу с 1 июля 2002 г., вводится и административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц юридического лица в размере от пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Отметим, что налоговый орган обязан осуществить постановку обособленного подразделения юридического лица на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет, форма которого устанавливается МНС РФ.

Всю ответственность за действия обособленного подразделения (включая обязательства, принятые ими от имени юридического лица), так же как, например, за действия своих работников, несет юридическое лицо. В то же время по долгам юридического лица взыскание может обращаться на имущество, переданное обособленным подразделениям. Фактически это означает, что юридическое лицо и его обособленные подразделения несут ответственность по долгам друг друга.

В случае, когда обособленное подразделение выполнило возложенные на него задачи или его существование для юридического лица становится неоправданным, оно может быть закрыто (ликвидировано).

Порядок ликвидации обособленного подразделения можно представить в виде последовательности следующих этапов.

Первый этап - принятие решения о ликвидации обособленного подразделения соответствующим органом управления юридического лица.

Второй этап - внесение изменений или дополнений в учредительные документы юридического лица.

Третий этап - уведомление налогового органа о ликвидации обособленного подразделения юридического лица и снятие с налогового учета этого обособленного подразделения.

Согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ в случае принятия юридическим лицом решения о закрытии своего обособленного подразделения, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

На практике возникают случаи, когда в связи с изменением задач представительство целесообразно преобразовать в филиал, или наоборот. Действующее законодательство не предусматривает процедуры такого преобразования, поэтому решение юридического лица о подобном преобразовании незаконно. Выйти из положения можно только закрыв одно обособленное подразделение и создав другое.

В отличие от гражданского законодательства налоговое законодательство определяет обособленное подразделение юридического лица как любое территориально обособленное от него подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Налоговое законодательство не дает характеристики понятия "рабочее место", что на практике приводит к спорам с налоговыми органами. Отметим, что используемое налоговыми органами определение рабочего места дано в трудовом законодательстве.

Так, согласно статье 1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Из определения обособленного подразделения юридического лица в рамках налогового законодательства следует вывод о том, что признание обособленного подразделения юридического лица таковым для целей налогообложения производится независимо от:

1) отражения или не отражения создания этого обособленного подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах юридического лица;

2) полномочий, которыми наделяется это обособленное подразделение.

При этом отметим, что налоговое законодательство не делит обособленные подразделения на представительства и филиалы, то есть для целей налогообложения их правовой статус считается равным. Фактически это означает, что филиалы и представительства юридических лиц наделены равными правами, обязанностями и ответственностью в рамках налогового законодательства.

Обособленные подразделения юридических лиц не являются налогоплательщиками и плательщиками сборов, однако, на основании статьи 19 НК РФ они исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Так, согласно пункту 5 статьи 204 НК РФ с 1 июня 2002 г. налогоплательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации подакцизных товаров за налоговый (отчетный) период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Обособленные подразделения наравне с самим юридическим лицом являются полноправным субъектом трудовых правоотношений, так как руководителю обособленного подразделения, действующему в рамках предоставленных доверенностью юридического лица полномочий, на основании действующего трудового законодательства не запрещено заключать трудовые и гражданско-правовые договора с работниками обособленного подразделения.

Так, например, согласно статье 40 Трудового кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, коллективный договор (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в конкретном юридическом лице и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей) может заключаться в обособленных подразделениях этого юридического лица. При этом представителем работодателя (юридического лица) является уполномоченный на это руководитель соответствующего обособленного подразделения.

Обособленные подразделения юридических лиц не являются самостоятельным субъектом административных правоотношений. Административное законодательство регламентирует только административно-правовой статус юридических лиц, то есть их права, обязанности и ответственность в рамках административного законодательства.

Вместе с тем, выступление руководителя обособленного подразделения от имени и по поручению юридического лица в рамках административных правоотношений не запрещается. Чаще всего на практике так происходит в случаях, если юридическое лицо через свое обособленное подразделение совершило административное правонарушение, за которое оно подлежит привлечению к административной ответственности. Так, согласно пункту 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Это лицо (например, руководитель обособленного подразделения) вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим административным законодательством.

Несмотря на то что всю ответственность за деятельность своих обособленных подразделений несет юридическое лицо, в случае, если юридическому лицу предъявляется иск, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, то такой иск на основании пункта 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения, а не по месту нахождения юридического лица. В этом случае на практике от имени ответчика (юридического лица) выступают в качестве стороны по делу обособленное подразделение. Однако это происходит только при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (доверенность руководителю обособленного подразделения или иному работнику обособленного подразделения).

 

В.В. Худолеев

 

"Консультант бухгалтера", N 8, август 2002 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]