[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

"Отмывание" отредактировали. Теперь бухгалтеры тоже "в деле"

 

Из поправок, внесенных Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ в закон о противодействии легализации и отмыванию доходов, видно, что у многих бухгалтеров будут проблемы. Одним придется учить новые правила информирования чиновников.

У других, возможно, появятся сложности с открытием расчетного счета для своей компании.

 

Новый контроль

 

С 31 августа начали действовать изменения, внесенные в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ) о противодействии легализации доходов. Новшества можно разделить на общие и специальные. Мы начнем с первой группы и с той поправки, которую многие посчитают самой неприятной. Статья 7 Закона N 115-ФЗ дополнена нормой, разрешающей банкам не открывать счета тем организациям, у которых не совпадают адреса регистрации и фактической деятельности. То есть прежде чем заключить соглашение об открытии счета, кредитное учреждение вправе потребовать документы, подтверждающие, что вы действительно работаете там, где сказали. Если таких документов нет, то банкиры могут отказать вам в сотрудничестве, да еще и сообщить в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - ФСФМ, или Служба).

Надеяться на то, что банки не станут проводить подобную политику, поскольку иначе потеряют клиентов, нельзя. Не стоит забывать, что кроме условий потенциальных партнеров любое кредитное учреждение обязано ввести правила внутреннего контроля и согласовать их с Центробанком. А тот может "порекомендовать" ужесточить предусмотренные ограничения, о чем редакции сообщил один банкир, вспомнив о подобном прецеденте из своей практики. Хотя на сегодня и без вмешательства Центробанка правила игры изменились в худшую сторону.

Например, в перечень лиц, обязанных информировать ФСФМ (ст. 5 Закона N 115-ФЗ), добавлены организации-посредники на рынке купли-продажи недвижимости. У них операцией, подлежащей непременному контролю, стала сделка с недвижимостью на сумму 3 000 000 рублей и более. При продаже компанией самостоятельно построенного жилья чиновников осведомлять не нужно. Получается, что строителям дано преимущество - у них будут покупать квартиры те, кто не захочет привлекать внимание сотрудников Службы. Такое неравенство не понравилось риэлторам, и в ряде столичных фирм нам заявили, что они тоже не собираются соблюдать требование закона, благо что и повод есть. Посредник прямого участия в сделке купли-продажи не принимает, поэтому точной информации о потраченных суммах не знает и уведомить ФСФМ не может. Правда, в ряде ситуаций сообщать о сделке необходимо вне зависимости от ее характера и суммы. Это относится к подозрительным операциям (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), которые организация определяет самостоятельно, руководствуясь правилами внутреннего контроля.

Некоторые критерии подозрительности приведены в пункте 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, но они весьма расплывчаты. Такую неясность законодатель, видимо, допустил намеренно, чтобы предприятиям было сложнее уйти от контроля сотрудников ФСФМ.

С 31 августа выдача (или получение) беспроцентного займа, сумма которого не меньше 600 000 рублей, включена в перечень операций, подлежащих обязательному контролю*(1). Это, в первую очередь, неудобно тем, кто входит в холдинги, поскольку они часто перекидывают деньги и не хотят лишний раз привлекать внимание ревизора. Так что придется изобретать различные обходные маневры: давать в долг под низкий процент, оформлять несколько договоров, чтобы сумма по каждому была меньше 600 000 рублей, перечислять авансы под покупки, не облагаемые НДС, и так далее. Все эти схемы автоматически контролироваться не будут, но банк (а именно через него проходит большая часть расчетов) вправе объявить любую из них подозрительной и сообщить в Службу. Не исключено, что внимание привлечет и выдача векселя вместо денег, так как, согласно статье 815 ГК РФ, он является одной из формы займа. Так что прежде чем проводить лишние операции, желательно неофициально выяснить, как к ним отнесется ваш банк.

Не стоит надеяться, что вы уйдете от контроля, придав всем сделкам и документам статус коммерческой тайны. Передача информации в ФСФМ не считается ее разглашением (п. 8 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Чиновники не могут знакомиться только с адвокатской тайной, о чем сказано статье 7.1 Закона N 115-ФЗ, о которой поговорим отдельно.

 

Сообщать или нет?

 

Статья 7.1 только введена в Закон N 115-ФЗ. В ней предусмотрены обязанности для "адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг". Всем им, проводя или подготавливая ряд операций от имени либо по поручению своего клиента (см. табл.), надо оценивать - не направлены ли они на легализацию преступных доходов.

Здесь появляется вопрос, кто считается этими лицами: только предприниматели или ПБОЮЛ плюс организации. Опрошенные нами юристы сказали, что новшество относится к предпринимателям, поскольку перед словом "лиц" упоминаются адвокаты и нотариусы, а ими могут быть лишь физические лица. Кроме того, некоторые полагают, что в статье 7.1 говорится только о гражданах, поскольку компаниям посвящены другие нормы. Вместе с тем специалисты не исключают, что чиновники распространят статью 7.1 и на компании, занимающиеся юридическими (бухгалтерскими) услугами.

В ФСФМ официально этот вопрос не прокомментировали, но в устной беседе один из сотрудников заявил нам, что статья 7.1 предназначена и для ПБОЮЛ, и для фирм, а другой - что вообще только для юридических лиц. Какое мнение станет позицией всей службы, мы узнаем после издания ведомственных разъяснений, которые должны появиться. Пока их можно подождать, поскольку от новичков, приведенных в статье 7.1 Закона N 115-ФЗ, не требуется сразу же сообщать о сделках своих клиентов. Все их задачи делятся на две группы. Первая - выполнять подпункт 1 пункта 1 пункты 2 и 4 статьи 7, то есть установить данные обслуживаемого лица (в частности, название компании, адрес, ИНН), не менее пяти лет сберегать нужную информацию и разработать документы о внутреннем контроле. Сведения о партнерах все берут и хранят вне зависимости от требований норм Закона N 115-ФЗ. Значит, остается только составить документацию, что сделать несложно. По пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ надо назначить ответственного сотрудника и разработать правила внутреннего контроля, в которых должны быть учтены пожелания Правительства РФ*(2). Оно пока не позаботилось о бухгалтерах, адвокатах, юристах и нотариусах, но всем им можно использовать общие рекомендации, прилагаемые к распоряжению Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р.

Вторая задача - соблюдать пункт 2 статьи 7.1 Закона и сообщать в Службу о подозрительных случаях. Но не думаем, что таких сообщений будет много. Подозрительность здесь определяют сами юристы и бухгалтеры, которым ни к чему стучать на клиента.

 

Таблица . Операции, контролируемые по статье 7.1 Закона N 115-ФЗ

 
------------------------------------------------------------------------¬
¦Сделки с недвижимостью                                                 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Операции  по  управлению  имуществом  (в том числе  деньгами  и ценными¦
¦бумагами) клиента                                                      ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Операции по управлению банковскими счетами или счетами ценных бумаг    ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Операции  по  привлечению денег для создания компаний и обеспечения  их¦
¦работы                                                                 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Создание компаний, обеспечение их деятельности или управление ими      ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Купля-продажа компаний                                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------
 
-------------------------------------T----------------------------------¬
¦               Актив                ¦               Пассив             ¦
+------------------------------------+----------------------------------+
¦В  ФСФМ  могут  не успеть обработать¦Из-за расплывчатых  норм закона на¦
¦всю подозрительную информацию       ¦примете  у  ФСФМ  может  оказаться¦
¦                                    ¦практически каждая компания       ¦
¦                                    +----------------------------------+
¦                                    ¦Банки  могут  потребовать  от фирм¦
¦                                    ¦дополнительные документы          ¦
L------------------------------------+-----------------------------------
 

Т. Бировский,

эксперт журнала

 

"Двойная запись", N 9, сентябрь 2004 г.

 
---------------------------------------------------------------------------

*(1) Эта норма не действует, если заимодавец - кредитная организация.

*(2) Правила надо утверждать в течение одного месяца со дня вступления в силу изменений и согласовывать с ФСФМ (постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 относится только к организациям, приведенным в ст. 5 Закона N 115-ФЗ, но мы советуем применять его и к другим).

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]