[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Налоговики начинают и выигрывают. Мнение бизнеса о госструктурах

 

Количество ревизоров и ревизий, которые обрушиваются на российский бизнес, превышает разумные пределы. ФНС, СЭС, антимонопольная служба, трудовая инспекция, милиция, общество защиты прав потребителей - список желающих проинспектировать предпринимателей поражает своей масштабностью. Сравним ситуацию за последние два-три года.

 

Проверка на проверке

 

Российских предпринимателей проверяют действительно чаще, чем их зарубежных коллег. На каждого в среднем приходится пять инспекций в год, тогда как, например, в Швеции - меньше двух. При этом количество проверок может варьироваться в зависимости от региона, фирмы и ее взаимоотношений с властями от двух до почти 700 (этот результат даже пытались зафиксировать в Книге рекордов Гиннесса). Согласно исследованию, проведенному совместными усилиями ВЦИОМ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России", реже всего проверяющие беспокоят бизнесменов Алтайского края (1,1 проверки в год), а чаще всего - Тамбовской области (16,5). Для сравнения: в 2000 году среднее количество проверок на одно малое предприятие в России достигало 13 в год.

Что касается количества проверяющих, то в Татарстане их недавно насчитали 38, а Санкт-Петербурге - все 60. Причем более 20 из них имеют право приостанавливать деятельность предприятия в случае обнаружения каких-либо нарушений без суда. Только в августе вступили в действие поправки в КоАП РФ (Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ), которые ограничивают срок наложения запрета на деятельность предприятия без решения суда пятью сутками.

Насколько сложна ситуация в малом и среднем бизнесе, свидетельствуют данные "оценки условий предпринимательской деятельности", которую провела "Опора России" два года назад. Согласно ей, несмотря на то, что более 85 процентов опрошенных предпринимателей знают о существовании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и 60 процентов имеют представление о том, что плановые проверки деятельности одним органом государственного надзора (контроля) не могут проводиться более одного раза в два года, 75 процентов респондентов сталкиваются с проверками одним ведомством несколько раз в год, а 30 процентов - раз в месяц и чаще.

Ситуация за год-полтора изменилась к лучшему. Согласно опросу, проведенному в прошлом году, установленную законом процедуру проверки стали нарушать меньше трети ведомств, почти 60 процентов опрошенных заявили, что нарушения редки или их нет совсем. В худшую сторону выделяются кавказские республики и Московская область. В последней нарушения при проверках отметили 76 процентов опрошенных - это самый высокий результат по России.

 

Деньги и связи решают все

 

От проверяющих предпочитают откупаться. На вопрос "насколько у вас распространена практика решения проблем с государственными органами с помощью незаконных выплат чиновникам?" почти 43 процента опрошенных ответили "широко распространена", больше 20 процентов - "мало распространена" и 22,7 процента "затруднились ответить". Только 13 процентов респондентов заявили, что у них в регионе взяточничество "практически отсутствует". При этом меньше всего мздоимством страдают нижегородские, тульские и тверские чиновники, а больше всего - астраханские, калининградские и адыгейские. Они на последних местах этого своеобразного антирейтинга. Москва в нем заняла 71-ю строчку (из 80), Московская область - 76-ю.

Показателен в этом смысле пример Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, где менеджеры предприятий по оценке местных исследователей, проведенной в этом году, тратят на общение с представителями власти четверть своего рабочего времени и 36 тысяч рублей в месяц.

По общероссийским данным на 2004 год (их привел президент "Опоры России" Сергей Борисов) на преодоление административных барьеров у малых предприятий уходило до 10 тысяч рублей и 70 часов на одного работника в год. Коррупционные издержки крупных фирм на несколько порядков выше. Если в 2001 году по данным фонда ИНДЕМ средний размер взятки составлял около 10 тысяч долларов, то в 2005-м - почти 136 тысяч*(1). В целом по России, как заявил в апреле 2005 года замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов*(2), на задабривание чиновников тратится до 10 процентов доходов предприятий (от 1 процента в Тульской области до 32,3 процента в Московской), причем это соотношение (10 процентов) не меняется уже пять лет. В масштабах страны все это превращается в астрономические суммы.

Фактически, по словам Сергея Борисова, все предприятия численностью свыше 20 человек сейчас стоят перед необходимостью иметь отдельного специалиста "по работе с государственными органами". В противном случае большую часть своего времени на это должен будет тратить и тратит начальник. В крупных компаниях такие должности существуют, и открыто, уже несколько лет, а первопроходцем, наверное, можно назвать Юрия Кобаладзе, который после службы в СВР пришел налаживать связи с госструктурами в "Ренессанс Капитал".

Если с проверяющими и вообще с государственными органами возникают серьезные проблемы, бизнес, как свидетельствуют данные исследования, проведенного "Опорой России", старается в суд не обращаться. И чем дальше, тем больше. По итогам 2003 года свои права с помощью служителей Фемиды пытались отстоять до половины предпринимателей. Но уже в 2004-м больше 60 процентов респондентов заявили, что предпочтут решить свои проблемы другими способами. Какими? Обратившись к уже знакомым чиновникам (48,6 процента) либо к криминальным структурам (13,2 процента). Для сравнения: за год до этого "прикормленных" властных мужей имели всего 13 процентов предпринимателей, а к бандитам "в случае чего" обращались 20 процентов. Декриминализация, по крайней мере, налицо.

Причина такой боязни судов кроется в тотальном недоверии к ним. На вопрос "каковы шансы предпринимателя в вашем регионе отстоять законные интересы своего бизнеса в суде, если его оппонентами будут: 1) власти региона, 2) власти города, 3) правоохранительные органы или контролирующие инстанции?" ответ "шансы 100 процентов" прозвучал в 0,8; 0,9; 1,2 случая из 100 соответственно. Ответы "нет никаких шансов" и "шансы минимальные" каждый раз давали около 70 процентов респондентов.

Впрочем, фобия на Фемиду, возможно, не имеет под собой реальных оснований. Например, по утверждению ФНС России, она проигрывает в судах до 70 процентов налоговых споров. А как заявил в интервью нашему журналу начальник управления ОРД ФСКН России, член Экспертного совета журнала "Двойная запись" Михаил Мухин, большая часть проблем российского бизнеса кроется в том, что он боится идти против "системы". Между тем "система" крайне нервно относится к тому, что кто-то выступает против нее, и в подавляющем большинстве случаев старается отступить. Подтверждением этому служат результаты опроса фонда ИНДЕМ, которые свидетельствуют о том, что взятки и предприниматели, и простые люди стали давать реже, чем раньше. Они существенно больше по размерам, но меньше по количеству. Так, среднее число взяток в деловой сфере по оценкам фонда снизилось с 2001 по 2005 год на 20 процентов.

На вопрос "удается ли вам решать проблемы с чиновниками без взятки, подарка или вы отказываетесь от попыток решить ее?" ответ "да, удается" сегодня дают почти 70 процентов респондентов против почти 50 процентов в 2001 году.

 

Кто на свете всех важнее

 

Большие подвижки буквально за последние два-три года произошли в рейтинге проверяющих инстанций, "доставляющих наибольшее количество проблем". Его также составляла "Опора России". Так, в 2003 году в безоговорочных лидерах была милиция (ее в качестве главного раздражителя называли более 50 процентов опрошенных), затем следовали: Госсанэпиднадзор (около 39 процентов), пожарные (примерно 36 процентов), Госторгинспекция (32 процента), Государственная инспекция труда (15 процентов), архитектурно-строительный надзор (12 процентов) и налоговая инспекция (около 5 процентов). При этом количество проверок на народной нелюбви никак не сказывалось. Например, занявшая последнее место налоговая по данным фонда ИНДЕМ работала в тот год активнее других. Она же была в лидерах рейтинга коррумпированности госструктур.

Бесследно это не прошло. В течение последнего года, как свидетельствует опрос "Опоры России", налоговая заняла почетное первое место среди наиболее проблемных для бизнеса государственных органов, став самой большой головной болью для почти 40 процентов опрошенных (скачок - в восемь раз). Правоохранительные органы спустились на четвертое место (16,2 процента), уступив в неравной борьбе СЭС (20,3 процента) и пожарным (16,4 процента). Меньше проблем предпринимателям сейчас доставляют только инспекторы по качеству товаров и защите прав потребителей - 12,7 процента.

Взлет "популярности" ФНС можно объяснить одним - она начала работать еще активнее. Для сравнения: в 2004 году налоговики мобилизовали в федеральный бюджет почти на 17 процентов больше средств, чем в 2003-м, а количество доначислений в этот период увеличилось в 5,5 раза. При этом претензии были предъявлены флагманам отечественной промышленности: Сибнефти, Вымпелкому, "Балтике", главным добывающим "дочкам" "Газпрома": "Уренгойгазпрому", "Ямбурггазодобыче" и "Надымгазпрому", компании АЛРОСА, РЖД и т.д.

Большинство экспертов объяснили этот всплеск работоспособности ФНС не иначе как установкой руководства страны. "Сам по себе он произойти не мог", - заявил управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", член Экспертного совета журнала "Двойная запись" Сергей Пепеляев.

Тенденция продолжилась и в 2005 году. Только за январь налоговикам удалось привнести в федеральный бюджет пятую часть того, что было собрано за весь 2004 год.

Как ни парадоксально, относиться к налоговой стали лучше. На вопрос "изменилась ли процедура взаимодействия с налоговыми органами за последние пару лет?" больше половины опрошенных в этом году ответили "упростилась" или "не изменилась". Правда, эти данные касаются только малого и среднего бизнеса. Опрос "акул капитализма" на этот счет никто не проводил.

Стражей порядка в плане надоедания бизнесу ждет дальнейший закат. 23 августа вступил в силу приказ МВД России от 2 августа 2005 г. N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", который существенно ограничил права правоохранительных органов в проведении проверок предпринимателей*(3). До сих пор с противоправными действиями милиции с той или иной периодичностью сталкивались до 60 процентов предпринимателей.

С другой стороны, активность ФСЭНП последние годы только растет. Если в 2003-м это подразделение (в настоящее время департамент экономической безопасности МВД России) раскрыло 2509 налоговых преступлений, в 2004-м - больше 17 тысяч, а за первое полугодие этого года уже 15,5 тысячи.

Зато умерить свои аппетиты обещает Федеральная антимонопольная служба. Как заявил ее глава Игорь Артемьев, в этом году по сравнению с прошлым количество контрольных надзорных мероприятий уменьшится в 10 раз, а в следующем - в 33 раза. В 2004 году ФАС выявила 9086 нарушений, на основании которых было возбуждено 6700 дел. Большая часть из них - 65 процентов - приходилась на предприятия ТЭК и транспортной сферы.

Сократить количество выездных проверок грозятся и налоговики. Причем сразу на 50-100 тысяч мероприятий уже в этом году. Но с одновременным повышением "их эффективности". Что под этим подразумевается, легко понять на примере Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Если в 2003 году местные фискалы за одну налоговую проверку дополнительно начисляли в среднем 121,3 тысячи рублей, то в 2004-м - 233,4 тысячи рублей. Разница почти в два раза.

По всей видимости, роль фискалов в жизни предпринимателей и среди других проверяющих органов будет только увеличиваться. Свидетельства тому - наделение ФНС полномочиями ликвидированной Службы по финансовому оздоровлению и банкротству и значительное увеличение штатов. В соответствии с принятым недавно решением Коллегии ФНС России ее численность в ближайшее время вырастет на 14 600 человек. До половины из них поступят на работу в создаваемые отделы внутреннего аудита, которые будут заниматься контролем за актами налоговых проверок.

 
----------------------------------------T----------------------------------------------------------¬
¦               Актив                   ¦                       Пассив                             ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Количество проверок  за  последние годы¦Высокая степень коррумпированности проверяющих и судов    ¦
¦сократилось                            ¦                                                          ¦
+---------------------------------------+                                                          ¦
¦Проверки становятся более  цивилизован-¦                                                          ¦
¦ными                                   ¦                                                          ¦
L---------------------------------------+-----------------------------------------------------------
 

Проверяющие инстанции, доставляющие наибольшее количество проблем предпринимателям (по данным статистических опросов "Опоры России") в 2003 г.:

МВД 50%

Госсанэпиднадзор 39%

Пожарная инспекция 36%

Госторгинспекция 32%

Государственная инспекция труда 15%

Государственный архитектурно-строительный надзор 12%

МНС 5%

 

в 2005 г.:

ФНС

Госсанэпиднадзор 40%

Пожарная инспекция 20%

МВД 16%

Инспекция по качеству товаров и защите прав потребителей 12%

 

Р. Орлов,

корреспондент журнала

 

"Двойная запись", N 9, сентябрь 2005 г.

 
-------------------------------------------------------------------------

*(1) Подробнее об исследовании фонда ИНДЕМ вы сможете прочитать в статье "Взятка любит рост" ("ДЗ" N 8, 2005. - Примеч. ред.).

*(2) Интервью с Андреем Шароновым читайте на стр. 72.

*(3) Подробнее об этом приказе читайте на стр. 22.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]