[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Реинжиниринг как способ повышения эффективности бизнес-процессов в организации

Одной из важнейших проблем современного предприятия является проведение его реформирования в целях создания такой системы управления, которая бы удовлетворяла его запросы для наиболее эффективного достижения поставленных целей, быстрой адаптации к резко меняющейся рыночной среде.
В современной экономической литературе и практике широкое распространение получили следующие понятия, касающиеся вопросов реформирования деятельности компании: "реструктуризация", "реорганизация", "реинжиниринг".
Концепцию реинжиниринга в начале 90-х годов предложили американские специалисты в области реинжиниринга М. Хаммер и Дж. Чампи в своей книге "Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе". Авторы дают следующее определение: "Реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и т.д.". Ключевыми понятиями в указанном определении являются "процесс" и "радикальное перепроектирование".
Английские специалисты по современным методам управления компанией М. Робсон и Ф. Уллах приводят следующее определение: "Реинжиниринг - это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше". Эти же авторы дополняют данное определение: "Реинжиниринг - это инструмент, специально разработанный для того, чтобы помочь в обстоятельствах, требующих масштабных изменений, обеспечить которые используемые схемы улучшения процессов не в состоянии". В данных определениях акцент делается прежде всего на неспособности существующих методов добиться радикальных изменений в эффективности управления. Реинжиниринг бизнес-процессов требует от его разработчиков творческих способностей. Действительно, чтобы создать нечто совершенно новое без учета того, что было раньше, необходимы нестандартность мышления и творческая интуиция.
Современные отечественные специалисты в области бизнес-реинжиниринга Е. Ойхман и Э. Попов определяют реинжиниринг как "совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании путем анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов". Это определение ближе к тому, которое дают М. Хаммер и Дж. Чампи. Реинжиниринг необходим именно для кардинальных изменений, причем эти улучшения затрагивают основные показатели деятельности компании. В определении М. Робсона и Ф. Уллаха такого уточнения нет.
Анализ различных существующих в научной литературе определений реинжиниринга бизнес-процессов дает нам возможность обобщить их и с учетом современного взгляда на особенности управления организацией предложить следующее определение. Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. В этом определении содержатся четыре ключевых слова.
Первым ключевым словосочетанием является "фундаментальное переосмысление". Оно означает, что невозможно проводить реорганизацию бизнес-процессов, предварительно не переосмыслив деятельность компании и не изменив при этом организационную структуру. Переосмыслить деятельность - значит понять, что в процессе ее осуществления компания должна учитывать не только собственные интересы, но и интересы общества, природы, каждого отдельного потребителя.
Второе ключевое слово в определении - это "радикальный" (производное от латинского "radix" - корень). Радикальное перепроектирование означает обращение к самым "корням" явлений: не проведение косметических изменений, а решительный отказ от существующих систем и методов. При этом предполагается создание совершенно новых способов работы. Осуществить реинжиниринг бизнеса - это все равно, что создать его заново.
Третье ключевое слово - это "существенный". Реинжиниринг не имеет ничего общего с небольшими частичными или приростными улучшениями, он призван обеспечить общий мощный рост результативности. На решение "местных" вопросов могут быть направлены более простые методы, например разработка подразделениями программ по улучшению качества и т.д. Реинжиниринг нужен только тогда, когда возникла потребность осуществить значительный прорыв.
Четвертое ключевое слово в определении - "процессы". Большинство руководителей корпораций не "ориентированы на процесс". Они сосредоточены в основном на задачах, отдельных операциях, структурах, но не на процессах. В связи с этим важно дать концептуальное определение этого понятия. По существу, построить любую систему управления можно только на основе однозначно определенных объектов, из которых она будет состоять. То же самое относится к системе процессного управления организацией. Главными объектами в любой системе управления являются "объект управления" - то, чем управляют, и "субъект управления" - тот, кто управляет. Для системы процессного управления эти объекты определяются терминами "процесс" и "владелец процесса"*(1).
Процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует "входы" в "выходы", представляющие ценность для потребителя. Например, первичным "входом" в процессе сбыта готовой продукции может быть получение отделом продаж подтвержденных заказов от покупателей, первичным "выходом" из этого процесса - отгрузка готовой продукции покупателю.
Понятие системы процессов определить достаточно трудно. Сегодня выделяют три основных группы процессов:
сквозные процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений. Сквозные процессы часто называют межфункциональными;
процессы (подпроцессы) подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации. Такие процессы называют внутрифункциональными;
операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, они выполняются одним человеком.
Еще одна проблема состоит в том, чтобы решить, над какими процессами следует проводить реинжиниринг.
Опыт проведения реинжиниринга на ОАО "Брянскхлебпром" показал, что реинжиниринг всех бизнес-процессов стал настоящим испытанием для персонала. Была поставлена задача, определить в каждом подразделении процессы, требующие реформирования. В результате было выявлено сотни единичных внутрифункциональных процессов, но не выделены главные процессы и не проанализирована совокупность процессов по предприятию. Очевидно, что такой уровень охвата и детализации, скорее всего, не приведет к желаемому результату.
Чтобы оценить значение реинжиниринга, сопоставим функционирование существующей и будущей (после реинжиниринга) модели бизнеса на примере предприятия ОАО "Брянскхлебпром".
До проведения реинжиниринга покупатель обращался на ОАО "Брянскхлебпром" для приобретения хлебобулочных изделий для своего магазина. С этой целью он заблаговременно звонил в отдел сбыта и оставлял заявку на продукцию, а затем приезжал на ОАО "Брянскхлебпром", где сотрудник отдела сбыта выписывал ему распоряжение для получения продукции со склада. Но сначала это распоряжение нужно было завизировать у коммерческого директора. Далее клиент относил его на склад, где ему выписывали товарно-транспортную накладную. Пока товар загружали на автомобильный транспорт, клиент визировал накладную в бухгалтерии. После долгого хождения по кабинетам ему все же удавалось оформить все документы на вывоз продукции с территории предприятия. К тому времени на предприятии наступал обеденный перерыв и клиент не успевал получить счет-фактуру, так как бухгалтер на рабочем месте отсутствовал, поэтому ему приходилось ждать в течение часа, чтобы закончить начатое дело.
Реинжиниринг предполагает принципиально иную схему организации данного процесса. Клиент работает лишь с одним менеджером по продажам, в компетенцию которого входят вопросы:
визирование заявки у коммерческого директора на отгрузку продукции;
согласование отпускной цены и объема отгружаемой продукции;
подготовка документов по оплате;
резервирование на складе продукции, указанной в заявке, и подготовка ее к отгрузке.
Клиенту остается лишь оплатить и забрать продукцию. Только реинжиниринг процесса реализации и применение вышеописанной схемы позволили предприятию: привлечь новых покупателей за счет более качественного обслуживания и упрощения процедуры продажи и отгрузки готовой продукции; снизить затраты рабочего времени сотрудников, вовлеченных в данный процесс; обеспечить планирование производства и остатка готовой продукции на складе.
Исследуя категорию "реинжиниринг", нельзя не определить его место среди других категорий, определяющих структурные преобразования организаций. Одной из таких категорий является реструктуризация. Реструктуризация - это процесс комплексного изменения методов функционирования бизнеса и его реформирования, осуществляемый в рамках компании. Она является продуктом деятельности управленческой верхушки и не затрагивает организационно-правовой формы корпорации, не влияет на состав его собственников и размер их долей (акций).
Под реструктуризацией подразумевается совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и на этой основе повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, рост производительности труда, снижение издержек производства. Реструктуризация осуществляется на основе бизнес-плана или инвестиционного проекта.
Реорганизацией называется процесс изменения организационно-правовой структуры компании в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Она осуществляется исключительно на основе решения собственников акционерного общества и изменяет внешнюю структуру бизнеса.
Реструктуризация бизнеса в первую очередь является реакцией на внешнее давление среды и, как следствие, вызвана преодолением внутренних проблем хозяйствующего субъекта.
В отличие от реорганизации в основе реинжиниринга лежат необходимость революционных изменений внутренней структуры управления и преодоление системных противоречий в организации труда. Таким образом, задача реинжиниринга состоит не в формировании модели, отвечающей требованиям конкретного рынка, а в создании архитектуры бизнеса, способного эволюционно взаимодействовать с динамически изменяемыми свойствами рынка в целом. Задача реструктуризации (реформирования) производства заключается в согласовании требований рынка (внешней компоненты) и структуры бизнеса компании (внутренней компоненты).
При реструктуризации и реинжиниринге происходит замена действующей структуры бизнеса компании на новую. Однако эти процессы имеют разные цели, задачи и методы реализации принятых решений. В результате в современной интерпретации они приобрели двойную смысловую нагрузку: "что делать?" и "как делать?".
Основным различием реинжиниринга и реструктуризации являются методы проводимых преобразований. В частности, реструктуризация предусматривает поэтапное изменение организованной структуры компании, основанное на модификации и улучшении действующих бизнес-процессов. Реинжиниринг - это всегда изменения, вследствие которых компания приобретает процессно-ориентированную структуру бизнеса. В первом случае разработчик изучает проблемы и его действия направлены на их устранение, во втором он исследует возможности, а его действия ориентированы на их реализацию.
Итак, можно сделать вывод о том, что понятия "реструктуризация" и "реинжиниринг" не являются равнозначными. Применение каждого из них может быть обусловлено специфическими свойствами хозяйствующего субъекта, а также стратегическими целями его руководства. Реинжиниринг - сложный процесс. Перед его проведением необходимо понять, к каким последствиям он приведет, тщательно обдумать возможность его применения в конкретной организации, проанализировать, как он впишется в процесс улучшения ее работы, а затем уже планировать и осуществлять реформирование бизнес-процессов на профессиональном уровне.

О. Лесных,
к.э.н., заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Международной промышленной академии,

А. Дегтярев,
заместитель генерального директора
по экономике Центра развития экономики

"Финансовая газета", N 3, январь 2006 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Бизнес-процессы: регламентация управления. - М.: Инфра-М, 2005, с. 17.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]