[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Постановка на учет в налоговых органах российских строительных организаций

Федеральный закон от 23.12.03 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внес в законодательство целый ряд существенных изменений, связанных с реализацией принципа "одного окна". В соответствии с этим Законом с 2004 г. принципиально изменена процедура постановки на учет юридических лиц, что определило введение в действие нового порядка постановки на учет в налоговом органе российских организаций, в том числе российских строительных организаций (далее - организации). Одно из его главных отличий по сравнению с процедурой постановки на учет, действующей до 1 января 2004 г., заключается в том, что постановка на учет организаций в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Это значит, что организации больше нет необходимости представлять в налоговую инспекцию два заявления: для регистрации юридического лица и для его же постановки на учет в налоговом органе.
Получив от организации заявление по форме N Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439, решение о создании организации, подлинник или нотариально заверенную копию устава или учредительного договора, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если организация формируется с иностранными инвестициями, и квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. для государственной регистрации, налоговый орган обязан в течение пяти рабочих дней, присвоив организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), внести сведения о ней в Единый государственный реестр налогоплательщика (ЕГРН).
Не позднее пяти рабочих дней со дня представления указанных документов налоговый орган должен выдать (или направить по почте с уведомлением о вручении заявителю) свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство по форме N 09-1-2 о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МНС России от 3.03.04 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".
Ключевым моментом для определения порядка постановки на учет в налоговом органе организации по месту выполнения подрядных работ является взаимоотношение подрядной организации с заказчиком в соответствии с заключенным договором подряда строительной организации, регулируемым Правилами о договорах подряда на капитальное строительство. Основанием для заключения договоров заказчика со строителями являются составленные и утвержденные в установленном порядке титульные списки, разработанные на основе проектов и смет. Исходя из норм продолжительности строительства в титульном списке предусматриваются объем капитальных вложений и срок ввода в действие мощностей и основных фондов, а также объемы строительно-монтажных работ (далее - СМР) на весь период строительства с распределением по годам.
В хозяйственной практике, как правило, объекты СМР условно называют "стройплощадкой" той или иной организации. Необходимость постановки на учет в налоговом органе территориально отдаленной от места нахождения самой организации по месту нахождения каждой ее стройплощадки в любом конкретном случае определяется на основании указанных и других документов. Поскольку в общеустановленном порядке местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, стройплощадки, по сути своей, ничем иным не могут быть признаны, кроме как обособленными подразделениями, через которые рассматриваемые организации осуществляют свою деятельность.
Нормами ст. 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат, в частности, постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений. Таким образом, организация, осуществляющая СМР на отведенных ей заказчиком площадях, обязана осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в данном случае по месту нахождения каждой своей стройплощадки.
При этом обязанность по постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного подразделения, т.е. по месту нахождения стройплощадки, не зависит от места нахождения такой стройплощадки (на территории другого района этого же города или на территории подконтрольной одного и того же налогового органа), а признание стройплощадки обособленным подразделением не зависит от того, отражено ли ее создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанная стройплощадка. При определении необходимости постановки на учет организации по месту своей стройплощадки исходить следует из норм п. 2 ст. 11 НК РФ, т.е. необходимость постановки на учет в налоговом органе организации появляется, если ее стройплощадка подпадает под определение обособленного подразделения.
Главное отличие постановки на учет организаций с 2004 г. состоит в том, что заявительный порядок при постановке на учет сохранен только при постановке на учет организации по месту осуществления ее деятельности через свое обособленное подразделение. Для этого организация должна подать заявление по форме N 09-1-1, утвержденной приказом N БГ-3-09/178, в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после его создания. Налоговый орган, получив заявление по форме N 09-1-1, обязан поставить организацию на учет по месту созданной ею стройплощадки в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов. Одновременно в этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной приказом МНС России N БГ-3-09/178, о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения стройплощадки. Заметим, что в соответствии с п. 2.1.4 Порядка, утвержденного приказом N БГ-3-09/178, документы по созданию обособленного подразделения представляются организацией "при их наличии". При этом в абзацах 6-10 этого пункта не указаны документы, которые следует признать в качестве подтверждающих создание обособленных подразделений в виде стройплощадок у организации.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, принимаются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Согласно абзацу 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Причем, выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица - представительство и филиал, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.
Принимая во внимание нормы НК РФ и ГК РФ, при оценке деятельности организации следует иметь в виду, что одним из основных документов, регулирующих деятельность строительного производства подрядной организации, является договор генерального подряда, заключенный с заказчиком на весь период строительства и соответствующий утвержденным титульным спискам. Кроме того, основным документом на весь период строительного производства является предварительно согласованная заказчиком с подрядной организацией и принятая подрядной (строительной) организацией до начала строительства смета на строительные объекты. Отметим, что после приемки смет подрядными организациями утвержденная стоимость объекта, указываемая в договоре генерального подряда, является окончательной.
Таким образом, в качестве документов, подтверждающих создание обособленных подразделений в виде стройплощадок, налоговые органы вправе у организации запросить кроме документов, указанных в Порядке, и договоры генерального подряда организации и/или равнозначные документы организации, включая и сметы, в которых указаны места осуществления организацией СМР.
Следует принять во внимание, что, если стройплощадка создана на территории налогового органа, в котором организация, создавшая ее, уже поставлена на учет по месту своего нахождения, организация обязана подать заявление (по указанной выше форме) о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения созданной ею стройплощадки.
За неисполнение в установленные сроки обязанности подачи заявления по форме N 09-1-1 должностные лица организации могут привлекаться к ответственности в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ. При этом штрафные санкции к должностным лицам организации могут составить от 500 до 3000 руб. Кроме того, ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе, а также с нарушением установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе является основанием для применения к российской организации как к юридическому лицу мер ответственности, предусмотренной ст. 116 и 117 КоАП РФ.
В хозяйственной практике между заказчиками и строителями возникают конфликты из-за вопроса, кто же должен встать на учет в налоговом органе по месту нахождения в результате заключенного ими договора подряда и образованной в связи с этим стройплощадкой - заказчик или каждый подрядчик, осуществляющий производство СМР на стройплощадке. Следует иметь в виду, что в целях проведения налогового контроля ответственность за невыполнение обязанности встать на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83 НК РФ может возникнуть как у организации, являющейся непосредственно исполнителем СМР, так и у организации - заказчика этих работ.
Не вызывает сомнений, что организация-подрядчик обязана при наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения своей стройплощадки. Что касается постановки на учет по месту нахождения на стройплощадке обособленных подразделений организации, выступающей в договоре заказчиком, то необходимо обратить внимание на следующее. Если заказчик создает стационарные рабочие места на стройплощадке подрядчика на срок более одного месяца и такие рабочие места подпадают под определение обособленного подразделения, установленное в ст. 11, то у организации-заказчика появляется обязанность наравне с организацией, выполняющей СМР, встать на учет на основании созданных ею стационарных рабочих мест по месту нахождения стройплощадки подрядчика.
Определение рабочего места дается в Федеральном законе от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в соответствии с которым рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, организации, будь то заказчик или подрядчик СМР (причем подрядчиков может быть несколько), обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, подпадающего под определение, установленное в п. 2 ст. 11 НК РФ, независимо от территориального расположения обособленных подразделений, в том числе и в случае, если организации и их обособленные подразделения расположены на территории, контролируемой одним налоговым органом.
Налогоплательщики, как и налоговые органы, при проведении процедуры постановки на учет должны исполнять обязанности, установленные ст. 23, 83, 84 НК РФ. Если налоговый орган обнаружит, что организации не исполнили своих обязанностей в части постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения своих обособленных подразделений, то к организациям-налогоплательщикам могут быть применены (кроме штрафов к должностным лицам в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ) штрафные санкции в виде денежных взысканий (штрафов), определенных статьями главы 16 НК РФ. При этом в каждом конкретном случае следует удостоверить на основании первичных документов наличие обособленного подразделения как у заказчика, так и у подрядчика.
Готовой строительной продукцией считается завершенный и подготовленный к сдаче в эксплуатацию объект строительства или этап работ. Реализованной (сданной) строительной продукцией для организации считаются законченные и принятые заказчиками отдельные конструктивные элементы и виды СМР или в целом этапы и объекты строительства. Завершается производство работ актом приемки-передачи выполненных СМР. В акте приемки-передачи подрядчик выступает стороной, которая сдает, а заказчик - стороной, которая принимает выполненные СМР. В акте указываются дата начала строительства (сам акт приемки-передачи составляется со ссылкой на конкретный договор подряда с его номером и датой заключения) этих двух организаций и дата сдачи подрядчиком - приема заказчиком выполненного объекта.
Акт приемки-передачи подписывается заказчиком и подрядчиком, их подписи скрепляются печатями этих организаций.
С момента передачи организацией заказчику выполненных строительных работ, по сути, готового отстроенного объекта стройплощадка как обособленное подразделение организации существовать прекращает. Соответственно с даты подписания акта приемки-передачи у организации возникает обязанность снятия с учета по месту осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (стройплощадки), прекратившее свое существование. Если организация в соответствии с договором генерального подряда и сметами передала заказчику выполненные ею СМР (объекты), в результате чего производство на стройплощадке прекращено, то она должна подать заявление по форме N 09-1-4, утвержденной приказом N БГ-3-09/178, в налоговый орган по месту нахождения этой стройплощадки. Налоговый орган в течение 14 дней со дня подачи заявления обязан снять организацию с учета по месту нахождения стройплощадки и выдать (или направить по почте) ей уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5, утвержденной этим же приказом.
Отметим, что дата передачи подрядной организацией согласно акту приемки заказчику выполненных СМР впоследствии, при подаче организацией заявления о снятии ее с учета в налоговом органе по месту прекратившей деятельность стройплощадки, может стать "контрольной" датой при определении трехдневного периода с момента принятия решения о прекращении деятельности обособленного подразделения. В течение этого срока (с момента принятия решения, а не подачи заявления о снятии с учета) организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. Ответственность за неподачу сведений в трехдневный срок с момента принятия решения о прекращении деятельности стройплощадки возлагается на должностных лиц организации, которые могут быть кроме прочего в соответствии со ст. 14.25 КоАП РФ привлечены к денежным штрафам в размере 5000 руб.
При изменении сведений об организации (наименования, организационно-правовой формы, адреса, состава учредителей, сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени организации, и др.), которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРН, организация обязана в трехдневный срок с момента изменения указанных сведений представить в регистрирующий орган (налоговый орган по месту своего нахождения) документы, предусмотренные Федеральным законом от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". На основании этих документов инспекция вносит изменения в ЕГРЮЛ, а затем в ЕГРН. За несообщение об указанных изменениях должностные лица организации привлекаются к административной ответственности согласно ст. 14.25 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5000 руб.
Непосредственно с постановкой на учет организации в налоговом органе связано только изменение адреса (места нахождения) организации, так как оно чаще всего влечет за собой необходимость постановки на учет в другом налоговом органе.
Сведения об адресе в соответствии с ГК РФ должны содержаться в учредительных документах юридического лица. Изменив место нахождения, организация обязана в течение трех дней с момента изменения представить в налоговую инспекцию по прежнему месту нахождения, т.е. в инспекцию, в которой она уже состоит на учете, следующие документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица:
заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме N Р13001;
решение о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением адреса;
изменения, вносимые в учредительные документы;
квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления необходимых для государственной регистрации документов вносит изменения в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня (после внесения изменений в ЕГРЮЛ) инспекция снимает организацию с учета и направляет соответствующие сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения и в налоговый орган по месту нахождения ее стройплощадки. Организации направляется уведомление по форме N 09-1-5, утвержденной приказом МНС России N БГ-3-09/178. При этом у организации не возникает обязанности ранее полученное свидетельство о постановке на учет, признанное недействительным, возвращать в инспекцию.
Пакет документов, полученный от организации налоговым органом в связи с изменением адреса, направляется в налоговый орган по новому месту нахождения в течение трех дней со дня снятия с учета. Налоговый орган по новому месту нахождения организации на основании полученных сведений обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации, поставить на учет организацию и выдать ей новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Также налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, вносятся изменения в ЕГРН. Согласно Закону N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Т. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

"Финансовая газета", N 41, октябрь 2004 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]