[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение законодательства

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, как и юридические лица, могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а в отдельных случаях уголовную ответственность.
Имущественная ответственность индивидуальных предпринимателей определяется нормами ст. 24 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом независимо от того, используется оно в предпринимательской деятельности или нет. Исключение составляет имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества содержится в ст. 446 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.04 г. N 194-ФЗ) и включает, например, предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, такие, как одежда, обувь и т.д., за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого предпринимателя, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц. Также взыскание не может быть обращено на жилое помещение (его части) предпринимателя, если для него и совместно проживающих членов семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, земельный участок, на котором расположено такое помещение, а также земельный участок предпринимателя, который используется им не в целях осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда помещение и земельный участок являются предметом ипотеки и на них может быть обращено взыскание.
Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя к административной, налоговой и уголовной ответственности является совершение им противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена соответствующим законом (КоАП РФ, НК РФ, УК РФ), и наличие вины в форме умысла или неосторожности. Общий принцип налогового, административного и уголовного законодательства - презумпция невиновности лица, из которого вытекает обязанность налоговых и иных органов доказывать вину привлекаемого к ответственности лица, отсутствие обязанности самого лица доказывать свою невиновность и толкование неустранимых сомнений в виновности лица в его пользу (ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ, ст. 5 УК РФ). Также общим является принцип, заключающийся в том, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же противоправное деяние (ст. 50 Конституции Российской Федерации, п. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, п. 2 ст. 108 НК РФ, п. 2 ст. 6 УК РФ).

Административная ответственность

Понятие вины индивидуального предпринимателя и юридического лица в совершении административного правонарушения имеет определенные различия.
Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина индивидуального предпринимателя считается доказанной, если установлено, что он совершил правонарушение сознательно, то есть сознавал противоправный характер деяния, предвидел его вредные последствия и желал их наступления, или сознательно допускал, или относился к ним безразлично (умысел), либо что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, или не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть (неосторожность). Однако даже при наличии вины, если совершенное предпринимателем правонарушение является малозначительным, орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе освободить предпринимателя от ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ).
Общий срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. Исключение составляют правонарушения, связанные с нарушением законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, срок давности по котором составляет 1 год со дня их совершения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Срок давности для длящихся правонарушений начинает течь со дня их обнаружения (например, в случае осуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без лицензии (ст. 14.1 КоАП РФ).
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, срок давности составляет 1 год (например, за предоставление индивидуальным предпринимателем в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (например, при осуществлении гражданином предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ) или представления в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения (ст. 14.25 КоАП РФ), если указанные деяния не подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ). Истечение срока давности исключает привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности и является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
Необходимо иметь в виду, что привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности не освобождает его от ответственности гражданско-правовой. Поэтому в случае причинения им при совершении административного правонарушения имущественного ущерба и (или) морального вреда он обязан их возместить. При этом, если предприниматель согласен возместить ущерб в необходимом размере, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении административного наказания вправе одновременно решить вопрос и о возмещении имущественного ущерба. Если же индивидуальный предприниматель не признает свою обязанность возместить имущественный ущерб либо не согласен с его размером, вопрос возмещения имущественного ущерба решается в порядке гражданского судопроизводства.
Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ).
При применении к предпринимателям тех или иных статей КоАП РФ и определения конкретных санкций необходимо учитывать, что за некоторыми исключениями индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ).
Основные виды правонарушений, за которые индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности:
осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ);
нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ);
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ).
Так, за отсутствие установленной информации об изготовителе или продавце товара (работы или услуги) либо неприменение ККТ в случаях, установленных законом, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован на сумму от 30 до 40 МРОТ (ст. 14.5 КоАП РФ), за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, например, в случае неоприходования или неполного оприходования в кассу денежной наличности, - на сумму от 40 до 50 МРОТ (ст. 15.1 КоАП РФ).
В ст. 25 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указано, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ). Если гражданин надлежащим образом зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но не предоставил либо несвоевременно предоставил, либо предоставил недостоверные сведения о себе в регистрирующий орган в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, он несет ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере 50 МРОТ (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). За предоставление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, ответственность наступает в виде административного штрафа в размере 50 МРОТ или дисквалификации на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
В случаях, когда для осуществления конкретного вида деятельности необходима лицензия, нарушение этой обязательной нормы предпринимателем будет являться основанием для наложения на него административного штрафа от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Если индивидуальный предприниматель имеет лицензию, но при этом нарушает ее условия, он может быть подвергнут административному штрафу в размере от 30 до 40 МРОТ, грубое нарушение условий лицензии влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (пп. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, а также осуществление индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий либо представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, сопряжены с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода в крупном или особо крупном размере, влечет уже уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). При этом в крупном размере признаются ущерб и доход в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб.
Санкцией за совершение преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, в зависимости от квалифицирующих признаков, являются штраф, обязательные работы, арест или лишение свободы с наложением штрафа либо без такового. Таким образом, квалифицирующим признаком для разграничения административной и уголовной ответственности за совершение указанных противоправных деяний является причинение крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере. Что касается административных правонарушений, связанных с уплатой налогов и сборов, а именно ст. 15.4-15.9 и 15.11 КоАП РФ (которые дублируют практически аналогичные статьи в НК РФ), то во избежание двойной ответственности эти статьи к индивидуальным предпринимателям не применяются (ст. 15.3 КоАП РФ). Ответственность наступает в соответствии с НК РФ.

Налоговая ответственность

Прежде всего рассмотрим принудительное взыскание налогов и пени, поскольку его порядок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей различается. Так, взыскание налога с организаций производится, как правило, по решению налогового органа в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, либо за счет иного имущества организации (п. 1 ст. 45 НК РФ). Взыскание налога и пеней с индивидуального предпринимателя, в том числе за счет его имущества, денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, осуществляется только в судебном порядке в соответствии с главой 26 АПК РФ (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 48 НК РФ).
Срок давности для предъявления искового заявления в арбитражный суд составляет 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 48 НК РФ). Согласно ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование налогового органа об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Направление предпринимателю требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке является обязательным условием последующей реализации права налогового органа на предъявление соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 2 ст. 214 НК РФ). При этом в целях обеспечения иска допускается наложение ареста на имущество индивидуального предпринимателя на основании определения суда.
После вынесения решения судом взыскание налога производится в порядке исполнительного производства. Пункт 7 ст. 48 НК РФ устанавливает определенную последовательность такого взыскания. В первую очередь взыскание обращается на денежные средства предпринимателя на его счетах в банке, затем на наличные денежные средства, имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), готовую продукцию (товары), сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства, имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке, другое имущество. Исключение составляет имущество, предназначенное для повседневного личного пользования предпринимателем или членами его семьи, перечень которого установлен ст. 446 ГПК РФ, о чем уже говорилось выше.
Сокрытие индивидуальным предпринимателем денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, в крупном размере влечет за собой уголовную ответственность в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199.2 УК РФ).
Что касается порядка привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, то он для индивидуальных предпринимателей тот же, что и для юридических лиц. Взыскание налоговых санкций производится только в судебном порядке в соответствии с главой 26 АПК РФ (ст. 104, 105, п. 7 ст. 114 НК РФ).
Пункт 3 ст. 108 НК РФ разграничивает налоговую и уголовную ответственность граждан, указывая на то, что налоговая ответственность за правонарушения, установленные НК РФ, наступает лишь в том случае, если такие правонарушения не содержат признаков преступления, предусмотренного УК РФ.
В налоговом законодательстве не существует такого различия между определением вины юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как в административном законодательстве. Вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо представителей, действия которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ). Вина индивидуального предпринимателя в совершении налогового правонарушения определяется практически так же, как и в административном законодательстве.
В соответствии со ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ). По истечении указанного срока давности лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ).
Наряду со сроком давности привлечения к налоговой ответственности в налоговом законодательстве существует также срок давности взыскания налоговых санкций, который составляет шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115 НК РФ). Истечение данного срока исключает право налогового органа обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании налоговых санкций с индивидуального предпринимателя и является основанием для отказа в удовлетворении таких требований.
Необходимо иметь в виду, что привлечение предпринимателя к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить соответствующие налоги и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). К налоговым правонарушениям, за которые индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности, относятся:
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ).
За нарушение индивидуальным предпринимателем установленного п. 2 ст. 23 НК РФ 10-дневного срока представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счетов в банке он несет ответственность в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). В случае непредставления в налоговый орган документов и иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, например расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу, предприниматель подвергается штрафу в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Если в установленный срок не представлена в налоговый орган налоговая декларация, взыскивается штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. Непредставление предпринимателем налоговой декларации в течение более 180 дней после установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (ст. 119 НК РФ).
Необходимо помнить, что в случае непредставления налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока, а также в случае отказа от представления декларации налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций индивидуального предпринимателя по его счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ). Порядок применения данной меры к индивидуальным предпринимателям аналогичен порядку приостановления операций по банковским счетам юридических лиц (п. 21 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5).
За неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) индивидуальный предприниматель может быть оштрафован в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если же указанные неправомерные действия были совершены умышленно, штраф составляет 40% от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
При этом за уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с налоговым законодательством является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если оно совершено в крупном размере, наступает уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Совершение этого же деяния в особо крупном размере влечет наложение штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ).
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб. Следует иметь в виду, что в случае возбуждения уголовного дела за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ и освобождении от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, лицо не освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ (п. 33 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5).
Ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании регулируется специальными законами о пенсионном страховании. Вместе с тем к правоотношениям, связанным с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, применяется налоговое законодательство.
Статья 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28.12.04 г. N 183-ФЗ) за нарушение индивидуальным предпринимателем срока регистрации в органе ПФР предусматривает штраф в размере 5 тыс. руб., за нарушение срока регистрации более чем на 90 дней - 10 тыс. руб. Предприниматель может быть оштрафован по этому основанию, если он, например, заключил трудовой (гражданско-правовой) договор с работником, но в категории страхователя, производящего выплаты физическим лицам, не зарегистрировался. В случае неуплаты или неполной уплаты предпринимателем страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий с него может быть взыскан штраф в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов, а если это деяние совершено умышленно - в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 9.05.05 г. N 48-ФЗ) индивидуальные предприниматели, при непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, могут привлекаться к ответственности в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание санкций производится органами ПФР в судебном порядке.
В ГК РФ указано, что в случае занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Закон предоставляет суду право применить к таким сделкам правовые нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Пункт 2 ст. 11 НК РФ также приравнивает граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, но в нарушение закона не зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении ими обязанностей, возложенных на них НК РФ, к индивидуальным предпринимателям.
При этом надо иметь в виду, что исковые заявления о взыскании с гражданина каких-либо убытков, обязательных платежей и санкций, связанных с ведением им предпринимательской деятельности без государственной регистрации, предъявляются не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции. Судам общей юрисдикции подведомственны также споры с участием граждан, по каким-либо причинам утративших статус индивидуального предпринимателя, в том числе споры, связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до прекращения статуса предпринимателя (п. 13 постановления Пленума ВС РФ и пленума ВАС РФ от 1.07.96 г. N 6/8).

Уголовная ответственность

УК РФ содержит несколько составов преступлений, которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности (ст. 171 и 198). К преступлениям, совершаемым предпринимателями, можно отнести следующие:
сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2);
уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 195);
преднамеренное банкротство (ст. 196);
фиктивное банкротство (ст. 197);
незаконное получение кредита (ст. 176).

Д. Муратова,
группа компаний "Беседин Аваков Тарасов и партнеры"

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, 48, ноябрь 2005 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]