[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Риски в бизнесе: типология и характеристики

Современный бизнес, как и любую человеческую деятельность, невозможно представить без риска. Предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их организаций, направленная на получение прибыли на свой риск и под свою материальную ответственность. В США ежегодно создается 0,5 млн новых фирм, из них 80% терпят банкротство в течение первого года жизни. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает такая наука, как рискология.
Рискология - наука о комплексе мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и минимизации предпринимаемых рисков. Риск - вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате определенной производственной и финансовой деятельности. Он характеризуется опасностью возникновения незапланированной потери ожидаемой прибыли, имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий деятельности организации, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой и вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, а также неудачи или опасности.
При политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных российских условиях проблема усиления непредсказуемости весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности. Причем она актуальна как для всех участников внешнеэкономической деятельности страны, так и для других государств, связанных с ней рыночными отношениями.

Варианты типологии рисков

Существует множество вариантов типологии рисков. В настоящее время по классификации Д. Речмена все риски принято делить на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним рискам относятся: природно-естественные, общеэкономические, политические, финансовые, к внутренним - технологические, коммерческие. Следовательно, менеджер может и должен не только верно спрогнозировать, но и предотвратить риски второй группы и учесть первую.
Риски могут быть классифицированы и по другим признакам. Выделяют риски простые и спекулятивные (коммерческие), динамические и статические, абсолютные и относительные, ретроспективные, текущие и перспективные. Классификацию рисков можно продолжать бесконечно.
Рассмотрим наиболее значимые внутренние риски: технологические и коммерческие.
Технологические (производственные) риски связаны с использованием новых технологий, еще не получивших широкого распространения, - риск велик, прибыль в случае реализации разработок возрастает. По мере того, как технология становится повсеместно принятой, руководство приобретает уверенность в предсказуемости используемых процессов - неопределенность снижается, риски тоже.
Коммерческие (в том числе инвестиционные) риски возникают при реализации товаров, произведенных или закупленных предприятием, на начальном, промежуточном или конечном этапе, а также при вложении средств.
Данная типология может быть применена как в производстве реальных товаров или при оказании услуг, так и в он-лайн продуктах, например строительство недвижимости и создание веб-сайтов.
Все компании, выполняющие эти производственные процессы, можно подразделить на две категории: производители типовых (жилой дом, коттедж, стандартный сайт) и нетиповых продуктов (мост, завод по искусственному выращиванию кремния, сайт для узкопрофилированной категории пользователей). В первом случае технологические риски сведены к минимуму из-за поточного метода и обкатанных технологий, но вопрос коммерческой неопределенности как на начальном этапе, так на конечном достаточно актуален, т.е. покупатель имеет огромный выбор среди множества поточных проектов.
Во втором случае при создании нетиповых продуктов коммерческий риск сведен к нулю, так как финансирование, как правило, осуществляется на начальном этапе в полной мере, а технологические риски возрастают благодаря уникальности объектов.
Однако эти два типа классификации не исключают друг друга. Вполне возможны минимальные технологические и коммерческие риски, если производитель - монополист в отрасли, или максимальные - если продукт находится в стадии "смерти" или "рождения".
Таким образом, предпринимательство является рискованной деятельностью и носит творческий характер, т.е. характеризуется неповторимостью и оригинальностью. Это обусловлено сущностью творческого процесса, особенностями внедрения нового в практическую деятельность.
Последствия наступления нежелательных ситуаций чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск - это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует как опасность не достичь намеченного результата, так и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, для которого свойственно сочетание достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.
Полностью предусмотреть появление неопределенности, которая в той или иной степени повлияет на дальнейшее развитие событий, практически невозможно, поэтому предприниматель должен уметь оценивать степень риска, а также им управлять.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае наступления такого события возможны три экономических результата:
отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
нулевой;
положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Даже при планировании предпринимательской деятельности и учете всех возможных ситуаций вероятность определения экономического результата бывает затруднена. В процессе работы положительный результат может трансформироваться как в нулевой, так и в отрицательный. Возможна и обратная тенденция при возникновении новых факторов, которые могут влиять в лучшую сторону на экономическую составляющую. Например, рынок зерновых культур всегда отличался малой прозрачностью. Как следствие, сделки между продавцами и покупателями, имеющими представление о том, какая продукция на данный момент пользуется спросом, по какой цене и в какой области, строились исключительно на основе личного знакомства - "старые проверенные связи".
В 2003 г. информационно-торговая система "Открытый продовольственный рынок" построила биржевую площадку в Интернете - портал www.opr.su. Он был создан как механизм заключения сделок купли-продажи товаров путем обмена электронными документами с надежными гарантиями их исполнения. В результате количество зарегистрированных пользователей составило 7000, количество заявок за последний месяц - менее 20, количество осуществленных сделок на апрель 2005 г. - 5, т.е. при всей необходимости проект спустя два года пока еще не получил развития.
Летом 2005 г. был запущен еще один портал www.idk.ru. Он не гарантирует сделки в отличие от первого. Это расчетный центр, где для каждой заявки показываются оптимальные из базы лотов и рассчитываются накладные расходы для всех пар потенциальных сделок. Соответственно участник портала видит наиболее рентабельные сделки и только по ним начинает торговаться. Количество зарегистрированных - более 3500, количество заявок за последний месяц - свыше 250, т.е. проект развивается.
Таким образом, рынок и цель этих двух проектов - одинаковы; выгода от риска как экономическая категория на первоначальном этапе прогнозировалась как положительная. В первом случае технологические риски - минимальны, коммерческие - максимальны (гарантия исполнения сделок), экономический эффект на данный момент - отрицательный. Во втором случае технологические риски - максимальны (речь идет о новой ERP-системе), коммерческие - минимальны, экономический потенциал на данный момент - положительный.
Еще одним важным понятием является "ситуация риска". Ситуация риска - это возможность количественно и качественно оценить степень вероятности того или иного варианта. Ее основными чертами являются: противоречивость; альтернативность; неопределенность.
Противоречивость можно определить как субъективную оценку объективно существующих действий. Риск, с одной стороны, это инициативность, новаторство, получение прибыли от реализации задуманного или убытков от провалов новых идей, а с другой - консерватизм, догматизм, получение прибыли от неудачных нововведений конкурентов и убытков от реализации их новаций.
Альтернативность - это возможность выбора из нескольких возможных вариантов. Если возможность выбора отсутствует, то нет рискованной ситуации, а следовательно, и риска. Чем больше альтернатив применяется, тем лучше. Японская фирма Sony перед запуском видеомагнитофонов имела 10 вариантов проекта, каждый из которых в свою очередь включал 2-3 разновидности. По результатам маркетинговых исследований были выявлены явные лидеры проектов.
Неопределенность характеризуется отсутствием знания обо всей совокупности факторов, влияющих на экономические результаты. Факторы неопределенности необходимо учитывать при подготовке исходной информации для разработки проекта в целях отбора целесообразных решений. Любая организация должна для себя решить, нужно ли ей рисковать, используя в своей практике собственные разработки, позволяющие повысить конкурентоспособность товара/услуги, или ждать ошибок со стороны другой организации.
В 1997 г. специалисты компании "Триз-шанс" разработали программу-консультант "Приемы журналистики и public relations", затем была снята неопределенность: выявили стереотипы клиентов до знакомства с программой. Было установлено, что есть люди, которые болеют компьютерофобией (неприятие любых программ вообще в связи с возрастом, с отсутствием опыта работы с ПК), идеализацией себя на фоне ПК или идеализацией ПК на фоне себя (боязнь потерять свою индивидуальность при использовании программы или свое место), т.е. многие воспринимали данную разработку как "соперника" в области рекламы или PR. Все страхи развеялись после непосредственного ознакомления с ней. Оказалось, что это программа-помощник, а не конкурент. Эти стереотипы разработчики смогли учесть при разработке рекламной кампании. Программа стала позиционироваться как "инструмент, работающий в союзе с уважаемым автором".

Методы снижения рисков

Наиболее эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:
диверсификация - снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами, которые непосредственно не связаны между собой (покупка акций разных предприятий). С ее помощью повышение риска от покупки (или продажи) одного товара означает снижение риска от покупки (или от продажи) другого;
страхование. В его основе лежат объединение и оценка рисков разных компаний, страховые взносы всех членов, причем сумма выплат и затраты на организацию не должны превышать величины страховых взносов;
распределение риска. Риск от вероятного ущерба распределяется между участниками таким образом, что возможные потери каждого из них относительно невелики;
резервирование и лимитирование. При резервировании создаются обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. Как правило, такой способ снижения рисков предприниматель выбирает в случаях, когда, по его мнению, затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании. Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей снижению степени риска (кредит, займы).
Организация в подобной ситуации поставлена в жесткие условия. Ее задача правильно выделить наиболее вероятные риски, связанные с крупными убытками, и застраховать их. Наступление других ситуаций можно заменить остальными мероприятиями по снижению риска.
На практике наиболее эффективный вариант возможен только при комплексном использовании различных методов снижения рисков. Отсюда следует, что надо не избегать подобных ситуаций, а уметь правильно давать оценку и управлять ими. Руководитель, обладающий теоретическими основами рискологии и умеющий своевременно пойти на риск, может не только минимизировать расходы, но и зачастую предотвратить нежелательные последствия.
Успех в бизнесе зависит не только от выбранной стратегии действий, но и от учета возникновения непредвиденных ситуаций.
Избежание или ориентация на минимальные потери за счет принятия стандартных ходов, использование клише конкурентов может повлечь за собой остановку или замедление в развитии, а впоследствии значительные затраты и издержки ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и др.) и, как наихудший вариант, регресс. Доказано, что у фирм-последователей доля рынка уменьшается с появлением каждого нового участника. Фактически у компаний есть два пути: быть дешевле или лучше: дешевле - меньше прибыли, лучше - риск инновации. Потребитель, как правило, заинтересован в приобретении уникальных вещей. Следовательно, самым успешным и самым смелым является решение о выходе на рынок с абсолютно новым бизнес-проектом, новым как с точки зрения технологии, так и с точки зрения творчества, что в свою очередь повышает неопределенность.

Ю. Белоусов,
компания IDK

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, февраль 2006 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]