[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Унитарные предприятия: правовое регулирование деятельности

До 1 июля 2003 года в уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий должны быть внесены изменения, предусмотренные нормами Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ). Кроме того, начиная с 3 июня 2003 года у унитарных предприятий не может быть дочерних организаций. Теперь "дочки" должны быть реорганизованы путем присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
Какие еще важные и принципиально новые изменения в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий внес Закон N 161-ФЗ? Ответ - в нашей статье.

Основные изменения

Унитарное предприятие - коммерческая организация, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Так записано в пункте 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ.
Унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах норм, установленных Гражданским кодексом (ст.294 Гражданского кодекса РФ). В этом случае унитарное предприятие не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Такое положение закреплено в пункте 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ. Остальным имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, предприятие может распоряжаться самостоятельно.
Право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение унитарным предприятием, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого унитарного предприятия, заданиями собственника и назначением имущества. Так сказано в пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ. Но при этом унитарное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (п.1 ст.297 Гражданского кодекса РФ).
Гражданское законодательство делит все унитарные предприятия на два вида:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст.2 Закона N 161-ФЗ):
- федеральные государственные предприятия;
- государственные предприятия субъекта Российской Федерации;
- муниципальные предприятия;
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (ст.115 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст.2 Закона N 161-ФЗ):
- федеральные казенные предприятия;
- казенные предприятия субъекта Российской Федерации;
- муниципальные казенные предприятия.
К принципиальным изменениям в правовом регулировании деятельности унитарных предприятий относятся следующие изменения:
1) запрет на создание дочерних предприятий;
2) установление минимального размера уставного фонда для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
3) укрупнение унитарных предприятий;
4) ограничение самостоятельности унитарных предприятий в совершении отдельных видов сделок;
5) расширение полномочий и контрольных функций собственника имущества унитарных предприятий;
6) повышение финансовой устойчивости унитарных предприятий и снижение риска их несостоятельности (банкротства).
Рассмотрим все вышеперечисленные изменения более подробно.

Запрет на учреждение дочерних предприятий

Как мы уже говорили, унитарное предприятие теперь не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее) путем передачи ему части своего имущества (п.1 ст.2 Закона N 161-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона N 161-ФЗ дочерние предприятия должны быть реорганизованы путем присоединения к материнским унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона, то есть до 3 июня 2003 года. Одновременно с этим внесены соответствующие изменения в статьи 48 и 114 Гражданского кодекса РФ, откуда исключены нормы о дочерних предприятиях.
Реализация этой нормы Закона N 161-ФЗ на практике создает целый ряд правовых и хозяйственных проблем. Что же делать с такими дочерними предприятиями? Рассмотрим два варианта разрешения данной ситуации, которые позволят продолжить дочерним предприятиям вести хозяйственную деятельность.
Первый вариант. Унитарное предприятие присоединяет к себе дочерние предприятия и приходует на свой баланс их имущество. Затем унитарное предприятие создает филиалы с обособленным балансом и расчетным счетом. На баланс этих филиалов передается имущество, которое до реорганизации принадлежало дочерним предприятиям.
Второй вариант. Унитарное предприятие присоединяет к себе дочерние предприятия и приходует на свой баланс их имущество. В это же время трудовые коллективы дочерних предприятий учреждают юридические лица в форме хозяйственных обществ или товариществ. Эти юридические лица арендуют на долгосрочной основе у унитарных предприятий имущество, которое ранее принадлежало на праве хозяйственного ведения дочерним предприятиям. Договор аренды имущества в этом случае обязательно заключается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса РФ и пунктом 3 статьи 31 Закона N 161-ФЗ при присоединении дочернего предприятия к унитарному предприятию к нему переходят права и обязанности дочернего предприятия в соответствии с передаточным актом. Согласно пункту 1 статьи 50 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налогов реорганизованного дочернего предприятия также возлагается на унитарное предприятие.

Порядок формирования уставного фонда

В унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, обязательно создается уставный фонд. Этот же Закон ввел понятие минимального уставного фонда для таких унитарных предприятий.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, а уставный фонд муниципального предприятия - не менее 1000 МРОТ, установленных законом на дату государственной регистрации предприятия (п.3 ст.12 Закона N 161 ФЗ).
В унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, уставный фонд не формируется. Так сказано в пункте 5 статьи 12 Закона N 161-ФЗ.
В Законе предусмотрено, что уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации унитарного предприятия. В противном случае фонд, заявленный в уставе, должен быть уменьшен до размера оплаченной части.
Увеличивать уставный фонд унитарное предприятие может только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за счет:
- дополнительно переданного собственником имущества;
- доходов, полученных в результате деятельности унитарного предприятия. Такое положение закреплено в пункте 2 статьи 14 Закона N 161-ФЗ.
Для обеспечения финансовой устойчивости унитарных предприятий введен показатель чистых активов унитарного предприятия.
Так, если стоимость чистых активов унитарного предприятия по окончании финансового года окажется меньше уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение об уменьшении уставного фонда до размера стоимости чистых активов (п.2 ст.15 Закона N 161-ФЗ). В том случае, если стоимость чистых активов унитарного предприятия по окончании финансового года окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев их стоимость не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Приватизация (акционирование) унитарных предприятий

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. Такое положение предусмотрено в пункте 2 статьи 29 Закона N 161-ФЗ.
В Законе N 161-ФЗ нет требований об обязательном преобразовании унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в открытые акционерные общества или казенные предприятия.
Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий утвержден Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Закон N 161-ФЗ никаких нововведений на этот счет не содержит.
Стоит обратить внимание на то, что унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения только в том случае, если имущество участвующих в такой реорганизации предприятий принадлежит одному и тому же собственнику (п.3 ст.29 Закона N 161-ФЗ). Эта норма соответствует требованиям, которые закреплены в пункте 4 статьи 2 данного Закона и запрещают создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Однако реорганизация государственного или муниципального унитарного предприятия путем присоединения к нему (слияния с ним) соответственно государственного или муниципального учреждения разрешена. Это возможно при условии, что имущество участвующих в такой реорганизации предприятий и учреждений принадлежит одному и тому же собственнику.

Источники формирования имущества и его стоимость

Согласно статье 11 Закона N 161-ФЗ, имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Теперь, с принятием Закона N 161-ФЗ, стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Эта новая норма полностью меняет принцип формирования стоимости передаваемого собственником имущества, так как до этого использовалась его остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета собственника. Теперь стоимость передаваемого имущества будет приближена к рыночной, то есть будет существенно увеличена.

Ограничения в совершении отдельных видов сделок

Для усиления контроля собственников за имуществом унитарных предприятий установлен ряд ограничений и запретов на осуществление ими отдельных видов сделок. Ограничение заключается в том, что унитарное предприятие не может совершить ту или иную сделку без разрешения собственника имущества этого предприятия. К таковым в соответствии с Законом N 161-ФЗ относятся:
1) сделки по распоряжению движимым и недвижимым имуществом унитарных предприятий;
2) сделки, в совершении которых заинтересован руководитель унитарного предприятия (ст.22 Закона N 161-ФЗ);
3) крупные сделки - все сделки, сумма которых превышает 10 процентов от уставного фонда унитарного предприятия или более 50 000 МРОТ;
4) сделки заимствования унитарного предприятия и предоставление им взаем имущества и денежных средств.
Унитарное предприятие может распоряжаться движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, которая определена уставом такого предприятия (п.3 ст.18 Закона N 161-ФЗ).
Без согласия собственника имущества унитарное предприятие не вправе:
- самостоятельно принимать решение об объемах и направлениях использования привлекаемых кредитов банков и бюджетных кредитов, а также размещении облигаций или выдаче векселей (п.2 ст.24 Закона N 161-ФЗ);
- совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п.4 ст.18 Закона N 161-ФЗ);
- распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями (п.2 ст.6 Закона);
- совершать иные сделки, если в уставе предприятия содержатся ограничения по видам и размерам таких сделок (п.4 ст.18 Закона).

Ответственность руководителя

В принятом Законе N 161-ФЗ ужесточены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность руководителя унитарного предприятия. Так, предусмотрено, что руководитель унитарного предприятия не вправе:
- быть учредителем (участником) юридического лица;
- занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью.
Руководитель унитарного предприятия обязательно должен пройти аттестацию в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Кроме того, предусмотрена обязанность руководителя отчитываться о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия. Так сказано в статье 21 Закона N 161-ФЗ.
В соответствии со статьей 25 Закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия несет ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия, что согласуется также с нормой статьи 277 Трудового кодекса РФ.

Крупные сделки

В статье 23 Закона N 161-ФЗ дано понятие крупной сделки, для совершения которой необходимо согласие собственника имущества унитарного предприятия. При этом определение крупной сделки, установленное данной статьей, отличается от аналогичных норм, установленных для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Во-первых, для определения сделки унитарного предприятия в качестве крупной ее размер сопоставляется не с балансовой стоимостью активов (стоимостью имущества) организации, а с размером уставного фонда унитарного предприятия. Во-вторых, для определения крупной сделки Закон N 161-ФЗ предусматривает два критерия. Согласно первому из них сделка, совершаемая унитарным предприятием, признается крупной, если она связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов его уставного фонда. Законом установлен необоснованно низкий порог для отнесения сделок в разряд крупных, так как к ним могут быть отнесены сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности. В соответствии со вторым критерием крупной будет считаться любая сделка с имуществом, стоимость которого более чем в 50 000 раз превышает установленный законом МРОТ.

Для сведения
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, может:
- изымать у казенного предприятия неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество;
- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия;
- изымать в доход федерального или муниципального бюджета прибыль, остающуюся у казенного предприятия после ее направления на уставные цели предприятия;
- обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок с имуществом унитарного предприятия и применении последствий их недействительности, а также с исками об истребовании имущества унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Права и полномочия собственника имущества

В Законе N 161-ФЗ существенно расширены полномочия собственника имущества унитарного предприятия. Они могут быть подразделены на три основные группы:
- полномочия, касающиеся учреждения унитарного предприятия, определения основных направлений его деятельности, назначения руководства (подп.1, 4-8, 13, 14 ст.20);
- полномочия, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (подп.2, 10, 13, 15 ст.20);
- контрольные полномочия (подп.9, 11, 12, 16 ст.20).
Иные права и обязанности собственника в отношении унитарного предприятия могут устанавливаться только законом, но не другими нормативными правовыми актами. Такое положение предусмотрено в подпункте 17 пункта 1 статьи 20 Закона N 161-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность

Об усилении контроля за деятельностью унитарных предприятий свидетельствуют и нормы Закона, регламентирующие отчетность унитарных предприятий. Так, в соответствии со статьей 26 Закона N 161-ФЗ предусмотрено обязательное проведение ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности унитарного предприятия независимым аудитором. По окончании отчетного периода унитарное предприятие обязано представлять соответствующему уполномоченному собственником государственному органу или органу местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы согласно перечню, определяемому этим уполномоченным органом.

Ю.В. Старок,
юрист

"Главбух", Отраслевое приложение "Учет в производстве", N 3, III квартал 2003 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]