[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Кто и как разрешит трудовой спор

Трудовые споры, серьезные или незначительные, возникают в процессе работы практически любой организации. Конечно, всегда можно решить конфликт через суд. Но, прежде чем окончательно поссориться, не лучше ли попробовать договориться? Трудовым кодексом предусмотрена возможность создания на предприятии специальной комиссии для разрешения индивидуальных трудовых споров. Поговорим о том, как образуется эта комиссия и как она работает.

Споры индивидуальные и коллективные

Комиссия по трудовым спорам имеет право рассматривать только индивидуальные трудовые споры. Чтобы понять, что это за спор и почему он так называется, обратимся к нормам Трудового кодекса РФ. Статья 381 ТК РФ определяет этот вид споров как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов, коллективного договора, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Обратим внимание: в индивидуальный трудовой спор с работодателем может вступать не только работник. Претензии вправе предъявить и человек, ранее работавший в его организации и уволенный или ушедший по собственному желанию. А также претендент на вакантную должность, которого не устраивает отказ работодателя от заключения с ним трудового договора.
Таким образом, в индивидуальном трудовом споре участвуют работодатель и один работник (другой человек) либо несколько работников, но с разными требованиями. Между тем участниками коллективного спора являются работодатель и несколько работников организации, которые выдвинули единые требования к работодателю.
В соответствии со статьей 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды. В первую очередь, до суда, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам, если в организации она создана. Однако есть такие трудовые споры, которые КТС рассматривать не имеет права. Они перечислены в статье 391 ТК РФ. Только в судах рассматриваются споры о восстановлении на работе, об отказе в приеме на работу, об оплате за время вынужденного прогула, о возмещении работником вреда, причиненного организации, и некоторые другие.

Зачем нужна комиссия по трудовым спорам

Юристы справедливо отмечают, что при возникновении трудового конфликта между работником и работодателем многие стремятся сразу подать иск в суд, даже не потрудившись как следует разобраться в проблеме. В то же время большинство этих споров вполне разрешимо мирным путем и в рамках самой организации. Для этого и создаются на предприятиях комиссии по трудовым спорам (КТС). Они призваны примирить спорящие стороны до обращения в суд, а возможно, и предотвратить такое обращение, ведь для организации оно неизбежно связано с материальными затратами и другими неприятностями.
Трудовой кодекс предусматривает, что КТС разрешает спор, если работник не смог договориться непосредственно с работодателем (ст.385 ТК РФ). Но комиссия не вправе отказаться рассматривать заявление, даже если сотрудник и не пытался вести такие переговоры. В этом случае члены комиссии вызовут заявителя и работодателя на собеседование и сделают все возможное, чтобы их помирить. Создание комиссии
КТС можно создать в любой организации независимо от численности работников. Если вы решили, что вашей организации необходима такая комиссия, внимательно изучите положения главы 60 Трудового кодекса РФ, где об этом подробно рассказано. Итак, что же необходимо для того, чтобы на предприятии появилась КТС?
Комиссия по трудовым спорам создается по инициативе работников и (или) работодателя. Как правило, на практике инициатором ее создания выступает выборный профсоюзный орган, а если его нет, то совет трудового коллектива. Чтобы у работодателя возникла обязанность выделить в состав комиссии своих представителей, должно быть решение коллектива работников о создании комиссии, принятое на общем собрании (конференции). Но такое решение может принять и сам работодатель. В этом случае у работников появляется обязанность избрать своих представителей в комиссию.
Комиссии создаются из равного числа представителей работников и работодателя. Работники избирают своих представителей на общем собрании (конференции) работников организации. Кроме того, их может делегировать представительный орган с последующим утверждением на общем собрании.
Войти в комиссию могут любые работники независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Порядок избрания комиссии определяется самим собранием (конференцией) работников. Голосование по решению общего собрания может быть открытым или тайным. Собрание устанавливает и число голосов, необходимых для избрания комиссии. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

Рассмотрение спора в КТС

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если обратившийся пропустил срок по уважительным причинам, комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу. Нужно сказать, что по смыслу закона комиссии по трудовым спорам создаются для рассмотрения заявлений работников. О возможности обращения в КТС работодателя в Трудовом кодексе прямо не говорится, но думается, что такое тоже не исключено.
Заявление работника, которое он подает в комиссию, обязательно регистрируется. Оно может быть составлено в любой произвольной форме. Принимается это заявление членом комиссии, которому поручено регистрировать обращения работников.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Срок начинают отсчитывать со следующего дня.
Спор рассматривается в присутствии сотрудника, подавшего заявление, или его представителя. В качестве представителя обычно выступает выборный профсоюзный орган или профсоюзный организатор, оказывающий заявителю юридическую помощь и защищающий его права. Но работник может пригласить и профессионального адвоката.
Рассмотреть спор без самого заявителя или его представителя комиссия имеет право только по его письменной просьбе. Если работник или представитель не пришли на заседание комиссии, то рассмотрение трудового спора откладывается, а комиссия выясняет причину их отсутствия. При неявке во второй раз без уважительных причин комиссия может снять вопрос с рассмотрения. Но это не лишает работника права подать аналогичное заявление повторно.
Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы. При разрешении спора ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Ну и конечно, комиссия по трудовым спорам в итоге разбирательства принимает решение.

Решение комиссии

Несмотря на то что комиссия по трудовым спорам состоит из равного числа представителей работодателя и работников, принимает решение она тайным голосованием простым большинством голосов. Решение КТС имеет свои реквизиты. Это наименование организации, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника. А также даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, сущность спора, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании, суть решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативно-правовой акт), результаты голосования. Заверенные надлежащим образом копии решения вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.
Порядок исполнения решения комиссии предусмотрен статьей 389 ТК РФ. Оно должно быть исполнено в течение трех дней по прошествии десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок работник получает от КТС удостоверение, которое является исполнительным документом. На основании удостоверения судебный пристав исполняет решение комиссии принудительно. Однако если работник или работодатель обратились с заявлением о перенесении трудового спора в суд, удостоверение не выдается.

Другие способы разрешения споров

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник может перенести его рассмотрение в суд (ст.390 ТК РФ). Решение комиссии по трудовым спорам работник или работодатель могут обжаловать в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения. В судах также рассматриваются споры по заявлениям работника, работодателя, профсоюза, когда они не согласны с решением КТС. А также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует закону. Не забудьте и о спорах, которые КТС рассматривать не вправе (ст.391 ТК РФ). Ее решение по этим делам будет недействительным, или, как говорят юристы, ничтожным.
Срок для обращения в суд работника такой же, как и для обращения в комиссию по трудовым спорам - трехмесячный. Только называется он сроком исковой давности. Есть исключение из этого правила: работник по спорам об увольнении имеет право обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель по спорам о возмещении вреда, причиненного работником, может обратиться в суд в течение одного года со дня обнаружения вреда.
В заключение отметим, что индивидуальные трудовые споры разрешаются не только комиссией по трудовым спорам и судом. Сейчас трудовые дела, кроме дел о восстановлении на работе, рассматриваются мировыми судьями (п."б" ч.1 ст.113 ГПК РСФСР), а там, где мировых судей пока нет, - единолично судьей.
Органы федеральной инспекции труда имеют право рассматривать все категории индивидуальных трудовых споров. Поэтому работник вполне может обратиться вместо суда или одновременно в трудовую инспекцию. Сроки исковой давности при этом не применяются. Трудовой инспектор обязан провести проверку по обращению, после которой он выносит предписание об устранении выявленных нарушений и назначает работодателю срок для их устранения.

Б. Чижов,
специалист Минтруда России

"Кадровое дело", N 6, июнь 2003 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]