Регистрируем фирму без проблем
Очередная "горячая линия" посвящена вопросам регистрации фирм
и предпринимателей. На звонки читателей отвечали заместитель начальника
отдела регистрации и учета налогоплательщиков Гульнара Халилулловна
Конышева и главный государственный налоговый инспектор ИФНС N 30
Светлана Николаевна Прусакова
- Добрый день. При регистрации
общества с ограниченной ответственностью,
участник которого - организация, необходима выписка из ЕГРЮЛ
по фирме-учредителю. А какой документ нужен, если иностранная
компания создает ООО со своим стопроцентным
уставным капиталом? Есть ли еще
какие-то особенности регистрации общества с полностью иностранным
"уставником", на которые мне нужно
обратить внимание?
- Действительно, особенности есть. С начала 2004 года
круг возможных заявителей при госрегистрации таких фирм был существенно
ограничен. Кроме того, подлинность подписи заявителя в прошении
о регистрации по форме N Р11001 должен засвидетельствовать иностранный
нотариус. И этот документ, и выписка из торгового реестра учредителя
(инофирмы) должны быть заверены апостилем в соответствии с Гаагской
конвенцией от 5 октября 1961 года. Либо их надо легализовать по
правилам статьи 55 Консульского устава (утв. указом Президиума Верховного
Совета СССР 25 июня 1976 г.).
- Здравствуйте! Возникла
такая ситуация. Единственный учредитель общества
с ограниченной ответственностью не знает, кто в фирме назначен
на должность генерального директора,
так как это событие произошло без его
участия. Можно ли ему запросить выписку из ЕГРЮЛ "на себя"? Во
сколько это обойдется и будет ли она
содержать паспортные данные и адрес "таинственного"
директора?
- При смене руководителя учредитель должен был получить
протокол собрания с соответствующим решением. Если этого по каким-то
причинам не произошло, в соответствии с пунктом 23 Правил ведения
ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных
постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 438, сам собственник
может получить такую выписку. Для этого ему нужно сделать запрос
в инспекцию по месту регистрации фирмы. Но документ не будет содержать
паспортных данных и адрес проживания нового "генерального". А заплатит
за информацию он по общему тарифу - 200 рублей, если может подождать
пять дней, или 400, если бумага ему нужна срочно.
- Подскажите, надо ли
самим ехать в фонды - Пенсионный и ФСС - чтобы получить
свидетельства о регистрации? Или сотрудники этих учреждений
могут прислать их по почте?
- Отделения фондов отправят свидетельства по почте.
Но не на фактический, а юридический адрес компании. Вам необходимо
иметь это в виду. Кроме того, после регистрации любых изменений
в уставных документах фирмы инспекция уведомит об этом все фонды.
- Скажите, а в какой
примерный срок свидетельства окажутся в нашем почтовом
ящике?
- Эту информацию вам нужно выяснить в территориальном
отделении соответствующего фонда. От себя могу сказать, что мы уведомляем
их в день регистрации. А для них сроки, насколько мне известно,
не ограничены.
- Здравствуйте! Мы хотим
зарегистрировать региональную общественную организацию.
Куда нам нужно обратиться для этого - в ИФНС или другое учреждение?
- Бумаги для регистрации вам нужно подать в Минюст.
Такой порядок установлен статьями 21, 22 и 26 Закона N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях". Когда юристы рассмотрят ваш пакет документов,
Минюст либо разрешит зарегистрировать организацию, либо откажет
в этом. Если решение будет положительным, налоговая инспекция внесет
соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
- А в какой срок должна
пройти регистрация?
- В соответствии со статьей 8 Закона N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" она
должна занять не более пяти рабочих дней. Срок вам нужно считать
со дня сдачи документов в инспекцию.
- Добрый день. Для совершенствования
системы документооборота наша фирма
решила изготовить высококлассный дубликат реестровой печати. Теперь
у нас их две. Законно ли это?
- Вторая печать будет легитимной в том случае, если
на ее оттиске будет надпись "дубликат" или "для документов".
- Подскажите, пожалуйста.
Мы меняем состав участников ООО, их всего трое.
И один из них - организация. Кто должен расписаться на сшивке
устава, все учредители или только заявитель?
И нужно ли вообще ставить печать?
Каким нормативным актом это установлено?
- Документы должны быть пронумерованы, прошнурованы
и подтверждены подписью заявителя или нотариуса. Они должны расписаться
на обороте последнего листа устава на месте его прошивки (ст. 12,
14, 17, 19, 20 и 21 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
- Головная организация
решила закрыть филиал, который был прописан в ее
уставе. Какие документы потребуются ей для оформления и куда их
представить? Достаточно ли будет заявления
по форме N 09-1-4 и протокола о
закрытии?
- Порядок ваших действий следующий. Вам нужно подать
заявление по форме N 09-1-4 и протокол о закрытии в налоговую инспекцию,
где состоял на учете данный филиал, если сведения о нем имеются
в уставе. А это как раз ваш случай. Кроме этого, вам необходимо
внести изменения в уставные документы и подготовить заявление по
форме N Р13001 о закрытии отделения. Его нужно сдать в инспекцию
по местонахождению головного предприятия.
- Мы хотим создать фирму.
Может ли ее будущий генеральный директор выступить
в качестве заявителя?
- К сожалению, нет. На момент регистрации компании
заявителем может быть только учредитель.
- Здравствуйте! Новое
ООО создано путем выделения. Инспекторы выдали нам
свидетельство о регистрации и выписку. ИНН они сказали получить
по местонахождению новой компании,
а это территория 9-й налоговой. Там нас отправили
в 46-ю инспекцию. Какие документы нам нужно представить в ИФНС
N 46 для присвоения ИНН организации?
- Свидетельство о постановке на налоговый учет должны
выдать в ИФНС N 9, где вы и будете числиться, а никак не в 46-й.
- Мы зарегистрировали
ООО в конце мая этого года в ИФНС N 46. При регистрации
представили по две копии устава и учредительного договора,
всего два комплекта документов. Когда
регистрация окончилась, нам вернули только
один устав со штампом на последней странице. А теперь нам
понадобился и учредительный договор
с аналогичной печатью. Можно ли его получить
и где (в той же 46-й ИФНС)?
- Действительно, это ненормальная ситуация. Теперь
вы можете обратиться с запросом о выдаче дубликата учредительного
договора в свою налоговую. Ведь регистрационное дело хранится именно
там.
- Придется ли за это
заплатить? Если да, то сколько?
- Если хотите получить копию документа в течение пяти
дней, это будет стоить вам 200 рублей. Если время не ждет и учредительный
договор нужен срочно, плата увеличится в два раза - до 400 рублей.
- Добрый день. Мы переводимся
из одного подмосковного города в другой.
Разъясните, пожалуйста, порядок снятия с учета в фондах -
Пенсионном и ФСС - организации, что
для этого необходимо. Спасибо.
- Каждый внебюджетный фонд разработал заявления установленной
формы, с помощью которых вас снимут с учета. При переводе компании
из одной налоговой в другую инспекторы передадут соответствующую
информацию коллегам в электронном виде.
Налоговая, которая получит данные о вашей фирме, отошлет
сведения в то территориальное отделение фонда, где вы должны будете
встать на учет. Однако, имея на руках уведомление-открепление из
"старого" отделения фонда, вам нужно будет самостоятельно явиться
в "новое". На процедуру снятия с учета принцип "одного окна", к
сожалению, не распространяется.
- У нас на фирме сложилась
такая ситуация. Учредители решили сменить директора.
С какого момента (оформление каких документов) смена "генерального"
вступит в силу для общества, то есть он получит право подписывать
приказы и другие внутренние документы? Когда он сможет поставить
свой "росчерк" на банковской карточке, договорах с контрагентами?
- Для общества подпись директора станет легитимной
с того момента, как учредитель решил назначить его на должность.
А для банков и деловых партнеров - с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
- Добрый день. Прежний
генеральный директор нашей компании скрылся, и
мы не в состоянии его найти. У нас есть другой кандидат на эту
должность. Слышали, в некоторых случаях
14-ю форму может подписать новый начальник.
Для нас это, похоже, единственный выход из положения. Как нам
поступить?
- Когда в вашей компании меняется руководитель, вам
нужно подать в инспекцию заявление по форме N Р14001. Бумага должна
быть подписана тем директором, чьи сведения содержатся в ЕГРЮЛ.
В вашем случае это прежний руководитель. В принципе, подписать 14-ю
форму может гражданин, который уполномочен действовать без доверенности
от имени фирмы. Если же госреестр не содержит данных заявителя,
мы вправе отказать в изменении информации о начальнике. Ведь в данном
случае документы считаются непредставленными. Оспорить такую позицию
можно в суде.
- Добрый день. Наша компания
- общество с ограниченной ответственностью
- по ряду причин в 2003 году не прошла обязательную регистрацию
(ЕГРЮЛ). Можно ли исправить ошибку, сделав это сейчас? Если
да, то где и когда? Придется ли оплатить
штраф и каким будет его размер?
- Действительно, ваше положение вовсе не безнадежно.
Вы можете исправить ошибку. Для этого в инспекцию по местонахождению
вашей компании нужно подать сообщение по форме N Р17001. А руководитель
будет привлечен к административной ответственности за непредставление
сведений (п. 3 ст. 14.25 КоАП).
- Могут ли в наименовании
организации, которую мы собираемся учредить,
присутствовать слова на иностранном языке (например, Consulting
Agency)?
- Полное наименование организации должно быть на русском
языке. А фирменное название может содержать иностранные слова.
- На прошлой неделе посетил
46-ю налоговую. В справочной мне сказали,
что я должен заверить копию паспорта у нотариуса. Сегодня был у
трех московских нотариусов, и все они
отказались заверять паспорт, сославшись
на законодательство о нотариате.
- Нотариусы поступают правильно - заверять паспорт
они не обязаны. В тех случаях когда требуют копию этого документа,
она может быть не заверена.
- Здравствуйте, я - гражданка
Украины и у меня нет регистрации в Москве.
Могу ли я оформиться как индивидуальный предприниматель? Какие
документы мне потребуются?
- По этому вопросу советую вам обратиться в 46-ю налоговую.
Напомню, что перечень документов для регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя предусмотрен законом N 129-ФЗ. Одно из условий успешного
оформления ПБОЮЛ - временное или постоянное проживание в России.
Г.Х. Конышева,
заместитель начальника отдела регистрации
и учета налогоплательщиков
С.Н. Прусакова,
главный государственный налоговый
инспектор ИФНС N 30
"Московский бухгалтер", N 7, июль 2005 г.