[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Роспотребнадзор: ведомство новое - функции старые

Госторгинспекции и санэпиднадзор начали работать как единая ревизионная структура. Мы попросили коллег из редакции бератора "К вам пришла проверка" прокомментировать ситуацию.
"До недавнего времени передача полномочий была только на бумаге, - рассказывает Виктория Шилкина, главный редактор бератора по проверкам. - Реально же торговые и санитарные контролеры проводили проверки фирм и предпринимателей отдельно друг от друга. Теперь реорганизация завершена: ревизии проводит единый орган - Роспотребнадзор. Это ведомство находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития".

Проверки в теории...

Инспекторы Роспотребнадзора вправе посетить любой магазин или точку общепита. Причем проверка может быть плановой и внеплановой, комплексной и целевой. В некоторых случаях ревизии проводят совместно с милицией, Госстандартом или налоговой инспекцией.
Что именно проверяют сотрудники Роспотребнадзора? Да то же самое, что раньше контролировали инспекторы Госторгинспекции и СЭС. Например, как фирмы соблюдают правила торговли, проводят ли они санитарные мероприятия.

...И на практике

Территориальные отделы Роспотребнадзора абсолютно произвольно выбирают, куда идти с проверкой. При этом инспекторы с одинаковой вероятностью могут посетить как крупный супермаркет, так и небольшой лоток около метро.
По словам главного редактора бератора "К вам пришла проверка" Виктории Шилкиной, в объединении контролеров здоровья и торговли есть свои плюсы и минусы. Минус в том, что теперь при комплексной ревизии незваных гостей быстро не выпроводишь - придется ждать, когда они проверят все вопросы, входящие в их компетенцию. Зато количество плановых визитов должно сократиться, поскольку их можно проводить не чаще одного раза в два года.
Практически каждую проверку инспекторы Роспотребнадзора начинают с проверочной закупки.

Контрольная закупка

В ходе проверочной закупки ревизоры выясняют, применяет ли фирма ККТ, не обманывают ли продавцы покупателей. Также инспекторы обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.
По данным редакции бератора "К вам пришла проверка" новое ведомство в последнее время заметно активизировалось. Например, в Москве и области ревизоры нанесли визиты чуть ли не каждой третьей торговой фирме.
Как проходит контрольная закупка? Ревизоры под видом покупателей приобретают какой-нибудь товар. Если они пришли проверять жалобу покупателя, то купят те продукты, которые не понравились жалобщику. Если же проверка плановая, то контролер выбирает товары на свой вкус.
После контрольной закупки проверяющие обязаны предъявить администрации фирмы не только свои служебные удостоверения, но и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем управления или его заместителем.
Предъявив документы, инспекторы приступают к повторному взвешиванию или обмериванию купленного товара и пересчету его стоимости. Если продавец обмерил, обвесил или обсчитал ревизоров, они могут оштрафовать его на сумму от 1000 до 2000 рублей (ст. 14.7 КоАП РФ).

Осторожно, провокации!

С точки зрения проверяющих каждая контрольная закупка должна выявлять нарушения. Именно поэтому ревизоры придумывают различные провокации. Однако помните: это незаконно. Суд не признает результаты проверки, если инспекторы спровоцировали продавца на нарушение.
Корреспонденту редакции бератора "К вам пришла проверка" удалось поучаствовать в нескольких контрольных закупках. Он рассказал нам о том, какие провокации чаще всего встречаются на практике.

Психологическая и групповая провокации

Проверяющий выбирает товары в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.
Дальше возможны два варианта развития событий. Например, "покупатель" делает вид, что торопится. Он забирает товар и уходит, не дожидаясь чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении ККТ (групповая провокация).
Возможно, что продавец сначала отдаст покупателю сдачу и только потом потянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке (психологическая провокация).

Двойная покупка

Проверяющий заходит в магазин и просит продать ему, например, йогурт и пачку печенья. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем "покупатель" вдруг "вспоминает", что ему нужен пакет, чтобы упаковать продукты, и дает продавцу деньги с учетом стоимости пакета.
Как только продавец передает пакет, проверяющий объявляет контрольную закупку. Налицо неприменение ККТ: продавец не пробил чек за пакет.

Ваши действия

Что делать, если фирма стала жертвой провокаторов? На этот вопрос отвечает Виктория Шилкина:
"Если вы считаете, что проверяющие вас спровоцировали, не подписывайте никаких документов. А если все-таки решили подписать, то сделайте это с оговоркой: "С протоколом (или актом) не согласен". Если вы не готовы грамотно изложить свою позицию, скажите, что дадите объяснения непосредственно на рассмотрении вашего дела.
После ухода контролеров попытайтесь найти свидетелей, видевших, что вас спровоцировали: поговорите с другими продавцами или покупателями, которые находились в торговом зале во время контрольной закупки. Запишите их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).
Кроме того, сразу же напишите жалобу на действия проверяющих и направьте ее их начальнику, в прокуратуру или в суд. Если вы сумеете доказать, что вас спровоцировали, или хотя бы посеять сомнения в законности действий проверяющих, есть шанс избежать наказания".

О. Харламова,
эксперт ПБ

"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2005 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]