[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности в пределах особо охраняемых природных территорий
Земельный кодекс РФ посвятил отдельную статью (ст. 27) вопросу
ограничения оборотоспособности земельных участков, которая гласит,
что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским
законодательством и Земельным кодексом РФ. Согласно п. 3 ст. 129
Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться
или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере,
в какой их оборот допускается законами о земле и других природных
ресурсах. Гражданский кодекс требует, чтобы объекты, изъятые из
оборота, были прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные
объекты определяются в порядке, установленном законом.
Формулировка подп. 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ не должна
вызывать затруднений для правоприменения. Ею установлено, что из
оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися
в федеральной собственности объектами: государственными природными
заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных
ст. 95 Кодекса). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым
из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а
также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 6 ст. 95 Земельного кодекса земли государственных
заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности
и предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных
парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается
наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей,
а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное
(вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает
режим использования земель государственных заповедников и национальных
парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения
указанных земель.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте,
также не предоставляются в частную собственность, за исключением
случаев, установленных федеральными законами. Согласно подп. 1 п.
5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся
в государственной или муниципальной собственности следующие земельные
участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные
в п. 4 данной статьи.
Напомним, что в п. 4 речь идет о государственных природных заповедниках
и национальных парках.
Для того чтобы определить, о каких земельных участках, ограниченных
в обороте, идет речь, следует проанализировать нормы земельного
законодательства и законодательства Российской Федерации об особо
охраняемых природных территориях.
В статье 94 Земельного кодекса РФ установлены признаки отнесения
земель к землям особо охраняемых территорий.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют
особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты
в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
или решениями органов местного самоуправления полностью или частично
из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен
особый правовой режим.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов
- это самостоятельная категория земель.
Пункт 2 ст. 94 ЗК РФ делит земли особо охраняемых территорий на
следующие виды:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных
местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом,
федеральными законами.
Как видим, земли особо охраняемых природных территорий являются
только одним из самостоятельных видов в категории земель особо охраняемых
территорий и объектов.
Пункт 5 ст. 27 Земельного кодекса относит к землям, ограниченным
в обороте, земельные участки именно в пределах особо охраняемых
природных территорий, а также не занятые находящимися в федеральной
собственности государственными природными заповедниками и национальными
парками.
Что входит в понятия "земельные участки в пределах особо охраняемых
природных территорий" и "земли особо охраняемых природных
территорий" и чем они отличаются?
Во-первых, Земельный кодекс РФ разграничивает понятие земли и земельного
участка. Земельный участок как объект земельных отношений - это
часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой
описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6).
Понятие земель шире. Пункт 1 ст. 95 ЗК РФ конкретизирует, что к
землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных
природных заповедников, в том числе биосферных, государственных
природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных
парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий
традиционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных
местностей и курортов.
Означает ли это, что земельные участки, расположенные в пределах
(границах) названных земель, ограничены в обороте, и данный перечень
себя исчерпывает?
Во-вторых, участки земли сами по себе являются одной из составляющих
особо охраняемых природных территорий (см. также п. 1 ст. 95 ЗК
РФ).
Однако в соответствии с п. 2 ст. 2 данного Закона Правительство
РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо
охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся
зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового
искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы,
охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники
и др.).
Таким образом, перечень категорий особо охраняемых природных территорий
нельзя считать исчерпывающим. Неверен вывод о том, что в подп. 1
п. 5 ст. 27 ЗК РФ речь идет только о земельных участках в пределах
особо охраняемых природных территорий, перечисленных в п. 1 ст.
95, т.к. земельные участки в пределах особо охраняемых природных
территорий могут располагаться и на "иных категориях особо
охраняемых природных территорий" без исчерпывающего перечня.
В-третьих, в п. 5 ст. 94 ЗК РФ предоставлено право Правительству
РФ, соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ,
органам местного самоуправления устанавливать иные виды земель особо
охраняемых территорий, не указав, куда они относятся, к землям какого
вида в составе категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Земли особо охраняемых территорий - понятие более широкое, чем земли
особо охраняемых природных территорий. Следовательно, не будет противоречием
считать, что названные в п. 5 ст. 94 Земельного кодекса "иные
виды земель особо охраняемых территорий" могут включать в себя
и относиться в том числе к видам земель особо охраняемых природных
территорий. С другой стороны, данные земли можно воспринять как
самостоятельную разновидность земель особо охраняемых территорий,
дополняющую перечень п. 2 ст. 94 Земельного кодекса. Если следовать
такой логике, данные земли не могут считаться землями особо охраняемых
природных территорий, т.к. те и другие являются самостоятельными
видами земель особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране природных
ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий и объектов
применяются, соответственно, законодательство об особо охраняемых
природных территориях и объектах, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства
применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельные отношения - это отношения по
использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории.
Понятие отношений по охране особо охраняемых природных территорий
и объектов установлено в преамбуле Федерального закона "Об
особо охраняемых природных территориях". Данный Закон регулирует
отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых
природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных
комплексов и объектов, достопримечательных природных образований,
объектов растительного и животного мира, их генетического фонда,
изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением
ее состояния, экологического воспитания населения.
Как видим, вопросы организации особо охраняемых природных территорий
регулируются отношениями по охране особо охраняемых природных территорий
и объектов.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению
земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным,
лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об
охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Исходя из вышеизложенного, ограничиваются в обороте находящиеся
в государственной или муниципальной собственности земельные участки
в пределах следующих особо охраняемых природных территорий: природных
парков, государственных природных заказников, памятников природы,
дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, а также иных категорий особо охраняемых природных
территорий, установленных Правительством РФ, соответствующими органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Земельные участки, занятые государственными природными заповедниками
и национальными парками, из оборота изъяты.
А. Семьянова
"Право и экономика", N 1, январь 2005 г.
[an error occurred while processing the directive]
|
|