[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Порядок регистрации общества с ограниченной ответственностью

В настоящее время любой дееспособный гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица или без такового. Что требуется для того, чтобы начать вести предпринимательскую деятельность?
Для начала нужно зарегистрироваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Если граждане решили создать юридическое лицо, то, как правило, в качестве организационно-правовой формы они выбирают общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО). Данную форму отличает относительно недолгий и упрощенный порядок регистрации, в отличие от акционерного общества. Да и затратная часть для его регистрации не слишком велика. Рассмотрим поэтапно порядок регистрации ООО.
1. Любое юридическое лицо должно иметь собственное наименование.
2. Необходимо подготовить пакет документов для подачи их в налоговый орган с целью получения свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет. Сначала надо выбрать адрес местонахождения юридического лица. Для этого нужно заключить либо договор (аренды, совместной деятельности, о сотрудничестве) с собственником здания или сооружения, где будет располагаться руководящий орган организации, либо купить юридический адрес на момент регистрации, заключив договор с собственником помещения на почтово-секретарское обслуживание. В обоих случаях это необходимо для того, чтобы налоговая инспекция могла в любое время устроить проверку финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а также для пересылки почтовой корреспонденции. Средняя стоимость юридического адреса по г.Москве составляет 3500 руб. Для представления на регистрацию необходим следующий пакет документов:
решение о создании общества или протокол общего собрания учредителей общества. Если в обществе один участник, то оно создается единоличным решением об учреждении общества с ограниченной ответственностью, если два и более, то протоколом общего собрания учредителей. Данный документ предоставляется в двух экземплярах;
устав или учредительный договор или устав и учредительный договор. При учреждении общества с ограниченной ответственностью учредительными документами общества являются устав и учредительный договор. Это общее правило. Исключением из него является ситуация, когда общество с ограниченной ответственностью учреждается одним лицом. В данном случае единственным учредительным документом общества является устав. Однако в случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними дополнительно должен быть заключен и учредительный договор (абз.1 и 2 п.1 ст.11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ). Данные документы представляются в двух экземплярах.
Рассмотрим несколько общих моментов, которые необходимо учитывать при создании ООО. Участников в ООО может быть от 1 до 50. Если число участников общества превысит 50 человек, то общество должно преобразоваться в акционерное.
Закон также запрещает иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (абз.1 п.2 и п.3 ст.7 Закона об ООО).

Уставный капитал как гарантия интересов кредиторов

Любое общество обязано внести в качестве гарантии интересов кредиторов и государства уставный капитал, который может быть представлен в виде не только денежных средств, но и любого вида имущества, принадлежащего его будущим участникам. Если же все-таки уставный капитал оплачивается денежными средствами, то сумма должна составлять не менее 100 МРОТ. Денежные средства не обязательно вносить сразу же в полном объеме. Закон об ООО допускает внести 50% от общей суммы уставного капитала на момент регистрации, а оставшуюся часть внести в течение года. Для оплаты уставного капитала необходимо открыть предварительный счет в банке и внести указанную выше сумму. Банк обязан выдать справку об оплате уставного капитала. Данная справка предъявляется в налоговый орган как подтверждающая оплаченный уставный капитал. На данном этапе можно посоветовать сразу же определиться с банком, в котором после завершения процедуры регистрации необходимо будет открыть расчетный и другие виды счетов по желанию клиента.
Согласно п.2 ст.20 Закона об ООО в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом об ООО на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
Если по каким-либо причинам участник не внес данную сумму в течение года и совершил какие-либо сделки, то при проверке хозяйственной деятельности юридического лица налоговыми органами, с последующим обращением в суд, любую сделку могут признать недействительной, т.к. общество не в полной мере может или могло рассчитаться с кредиторами или государством в случае ее неудачного исхода.

Заявление о государственной регистрации юридического лица и постановка на учет в налоговом органе

Следующий документ - заявление о государственной регистрации юридического лица. Бланк заявления можно взять в любой налоговой инспекции г.Москвы или на официальном сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Интернете. После заполнения заявления необходимо нотариально заверить подпись заявителя на данном заявлении.
Согласно изменениям, внесенным в Закон о государственной регистрации юридических лиц, вступающих в силу с 1 января 2004 г., представлять интересы юридического лица и, соответственно, выступать в качестве заявителей смогут следующие физические лица: генеральный директор регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица, учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Законом о государственной регистрации юридических лиц введено понятие ответственности заявителя и (или) самого юридического лица за недостоверность представления сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Так, в случае подачи недостоверных данных ответственность будет налагаться на заявителя. Ответственность может быть как административной, в виде штрафа размером 50 МРОТ, так и уголовной, в зависимости от тяжести совершенного деяния.
Средняя стоимость удостоверения подписи заявителя в нотариальных конторах г.Москвы - 200 руб.
Затем подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ. Бланк заявления также можно взять в налоговой инспекции или на официальном сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Интернете;
Также представляются приказ на главного бухгалтера общества с указанием его паспортных данных и места прописки и проживания;
документ об оплате государственной пошлины за регистрацию. Сумма государственной пошлины составляет 2000 руб.
Итак, со всеми этими документами необходимо обратиться в межрайонную инспекцию г.Москвы N 46, которая в данный момент контролирует весь порядок первичной регистрации юридических лиц по г.Москве.
Свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и зарегистрированный устав выдают в пятидневный срок.

Регистрация в Госкомстате России

После получения данного свидетельства необходимо посетить Государственный комитет статистики, где вашему обществу необходимо присвоить коды статистики, соответствующие видам деятельности, указанным в уставе. Для этого необходимо подать следующие документы:
заявление о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций видов деятельности, указанных в уставе. Форму заполнения заявления можно посмотреть только в Госкомстате;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
решение о создании общества или протокол общего собрания учредителей общества;
устав или учредительный договор или устав и учредительный договор;
доверенность на представление интересов юридического лица, если она необходима.
Срок присвоения кодов статистики зависит от материальных ресурсов. Стандартный срок присвоения и выдачи кодов - два рабочих дня с оплатой пошлины в размере 165 руб., а срочный - один день с оплатой пошлины в размере 250 руб.
4. Далее предстоит заказать печать фирмы в печатной мастерской. Средняя стоимость изготовления печати по г.Москве 150 руб., срок изготовления - два дня. Для подачи документов на регистрацию в налоговый орган и в Государственный комитет статистики печать организации на документах не ставится.

* * *

Затем организации необходимо встать на учет в фонды: Пенсионный, Обязательного медицинского страхования и Социального страхования. В данных учреждениях, как правило, регистрируют в день обращения.
Необходимо очень внимательно отнестись к штрафным санкциям за несвоевременное обращение в Фонд социального страхования. Если после получения свидетельства о государственной регистрации юридическое лицо не обратилось в указанный Фонд в течение 10 дней, то ему будет выписан штраф в размере 5 тыс. руб. Сумму штрафа можно оспорить в судебном порядке.
Комплект документов во все три фонда одинаков, за исключением заявлений о регистрации, которые можно взять в самих фондах. Итак, в фонды помимо заявлений необходимо представить:
решение о создании общества или протокол общего собрания учредителей общества;
устав или учредительный договор или устав и учредительный договор;
приказ на главного бухгалтера;
информацию о руководителе и главном бухгалтере (в простой письменной форме), с указанием паспортных данных и места проживания и прописки;
письма о кодах присвоения статистики;
копию свидетельства о государственной регистрации;
копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
доверенность, если интересы организации представляет не генеральный директор.
Копии документов для подтверждения их подлинности представляются вместе с оригиналами.

Открытие счета в банке

Далее необходимо открыть счет в банке, который выберет руководящий состав общества, или уже выбранном в случае внесения уставного капитала денежными средствами.
Для открытия счета в банке, как правило, необходимы следующие документы:
банковская карточка на право первой и второй подписей генерального директора и главного бухгалтера, с оттиском печати (заверяется у нотариуса);
решение о создании общества или протокол общего собрания учредителей общества;
устав или учредительный договор или устав и учредительный договор (заверенная нотариально копия);
приказ на главного бухгалтера;
информация о руководителе и главном бухгалтере (в простой письменной форме), с указанием паспортных данных и места проживания и прописки;
копия свидетельства о государственной регистрации (заверенная нотариально копия);
копия свидетельства о постановке на налоговый учет (заверенная нотариально копия);
справка из органов статистики о присвоении кодов Госкомстата;
документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования РФ (справка из регионального отделения);
документ, подтверждающий регистрацию организации в Пенсионном фонде РФ (справка из регионального отделения);
договор на открытие счета между банком и клиентом (у каждого банка свой);
договор на расчетно-кассовое обслуживание (два экземпляра);
доверенность, если интересы организации представляет не генеральный директор.
После сдачи данных документов банк выдаст сообщение об открытии расчетного (другого вида(ов) счета организации. Сообщение доставляется в налоговую инспекцию с уведомлением о том, что по данной фирме счет открыт. Второй экземпляр об открытии расчетного счета банк посылает в налоговую инспекцию самостоятельно. Следует помнить о том, что после получения сообщения об открытии расчетного счета в банке необходимо известить налоговую инспекцию об открытии счета в 10-дневный срок. В противном случае придется оплатить штраф в 5000 руб.
После сдачи сообщения об открытии счета налоговая инспекция, как правило, в двухдневный срок выдает сообщение о разблокировке счета.
Данное сообщение необходимо доставить в банк.
Теперь юридическое лицо можно считать полностью зарегистрированным и созданным в соответствии с законодательством РФ.
Представляется, что штрафные санкции при создании юридического лица неправомерны.
Человек пытается открыть собственный бизнес, соответственно платить налоги, а государственные органы ставят препоны в процессе регистрации.
Сумма штрафа не выдерживает никакой критики, т.к. та же пошлина за государственную регистрацию в 2,5 раза меньше. Необходимо на законодательном уровне уменьшить сумму штрафа и не определять ее на уровне 5000 руб. Ведь даже Уголовный кодекс РФ устанавливает размер штрафа от 25 МРОТ, но за уголовное правонарушение. А на начальном этапе развития собственного дела, когда материальные ресурсы и так ограничены, заплатить такой штраф крайне чувствительно.
Конечно же, большим плюсом является тот факт, что сумму штрафа можно оспорить в судебном порядке, но процедура регистрации затянется на неопределенное время, что устроит отнюдь не многих.

Принцип "одного окна"

С принятием нового Закона: о государственной регистрации юридических лиц, вступившего в силу в июле 2002 г., порядок регистрации по сравнению с тем, что действовал до его принятия, немного упростился, да и количество документов для государственной регистрации сократилось в несколько раз.
Наконец-то теперь хоть наполовину работает правило одного окна. Ранее приходилось сначала посещать Московскую регистрационную палату (МРП) для получения свидетельства о государственной регистрации, затем налоговые органы свидетельства о постановке на учет.
Сейчас нет необходимости посещать еще одно государственное учреждение, да и срок рассмотрения и регистрации документов значительно сократился. Но есть и безусловный минус - это высокая государственная пошлина, размер которой можно снизить как минимум вдвое.
На данном этапе Инспекция МНС России по г.Москве, создала единую налоговую базу для первичной регистрации юридических лиц. Поэтому теперь не придется разъезжать по округам в территориальные налоговые инспекции, а можно будет сдать документы для государственной регистрации и постановке на налоговый учет в одном месте Эта централизация предпринята для полного воплощения в жизнь "принципа одного окна" и для удобства самих налоговиков при обработке и хранении информации.
Территориальные налоговые инспекции будут контролировать изменения, вносимые в учредительные и иные документы общества.
Основная проблема, которая может возникнуть с этим нововведением, - это еще большие очереди, чем существующие на данный момент, т.к. уместить всех желающих зарегистрироваться в одном здании довольно проблематично.
Удобно это будет или нет, в итоге покажет время, но налицо прогресс закона в данной области, и, соответственно, стимул для свободной экономической деятельности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Р.Н. Садеков,
генеральный директор юридической фирмы "Гарант оптим",
аспирант кафедры гражданского права,
специалист в области регистрации юридических лиц

"Право и экономика", N 2, февраль 2004 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]