[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Обзор изменений законодательства о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Рассмотрим основные этапы формирования законодательства о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ), который стал регулировать отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.

1 января 2003 г. был завершен переходный период, в течение которого уполномоченные лица юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., должны были исполнить свою обязанность по сообщению в регистрирующий орган в течение шести месяцев сведений по установленной форме.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" с 1 января 2004 г. вводится новый порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внес в законодательство целый ряд существенных изменений, связанных с реализацией принципа "одного окна": теперь налоговыми органами обеспечивается одновременность выдачи налогоплательщику документов по учету и государственной регистрации.

Главное новшество данного Закона - система "одного окна". Налоговые органы, получившие заявительные документы от организации, обязаны обеспечить следующую последовательность действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное - в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые органы должны выдать или отправить по почте "новообращенной" организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление об этом.

Сохранена обязанность по самостоятельной регистрации в качестве страхователей для организации по местонахождению их обособленных подразделений, страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, и страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора. Перечисленные страхователи обязаны самостоятельно подавать заявления о регистрации во внебюджетные фонды.

Заявление о регистрации юридического лица по местонахождению обособленного подразделения подается в региональное отделение фонда не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения. Физические лица подают заявление не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников или со дня заключения гражданско-правового договора. К заявлению нужно приложить нотариально заверенные копии соответствующих документов. Если у страхователя уже есть счета в банке, то дополнительно прилагается банковская справка об открытых счетах. В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и копий документов орган внебюджетного фонда России регистрирует нового страхователя и высылает ему заказным письмом страховое свидетельство и уведомление о размере страховых взносов.

В течение 2004 г. в законодательство вносился ряд существенных изменений, касающихся вопросов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

 

Федеральная налоговая служба

 

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. 29 июня 2004 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", согласно которому МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу и передано в ведение Минфина России.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506) Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков.

 

Федеральная регистрационная служба

 

В целях реализации указов Президента РФ N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" принят Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", которым утверждено Положение о Федеральной регистрационной службе.

В соответствии с данным Положением Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Росрегистрация осуществляет следующие функции:

принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц;

принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций;

организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы;

предоставляет в установленном порядке информацию физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях и правах.

 

Государственная пошлина

 

В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ пополнился гл. 25.3 "Государственная пошлина", которая в том числе устанавливает государственную пошлину при регистрации субъектов предпринимательской деятельности (вступила в силу с 1 января 2005 г.).

Согласно ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

До 1 января 2005 г. государственная пошлина уплачивалась в следующем размере.

За государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взималась в размере 2 000 руб. (п. 6 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине").

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ установлено, что в 2004 г. при снятии с учета юридического лица с заявителя не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию при ликвидации юридического лица в порядке банкротства.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине" было предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности. За государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей государственная пошлина взималась в размере 400 руб.

За государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности государственная пошлина взималась в размере 80 руб.

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 333.33 НК РФ установлены следующие размеры государственной пошлины (укажем некоторые из них, относящие к госрегистрации).

1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 2 000 руб.;

2) за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии - 1  000 руб.;

3) за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% размера государственной пошлины, установленного подп. 1 настоящего пункта;

4) за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, - 60 000 руб. за каждый филиал;

7) за открытие филиала банка - 20 000 руб.;

8) за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб.;

9) за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица  - 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию;

10) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации:

периодического печатного издания - 2 000 руб.;

информационного агентства - 2 400 руб.;

радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации - 3 000 руб.;

11) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона:

периодического печатного издания - 1 000 руб.;

информационного агентства - 1 200 руб.;

радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иных средств массовой информации - 1 500 руб.;

12) за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации - 20% процентов государственной пошлины, уплаченной за его регистрацию;

13) за истребование документов - 100 руб. за каждый документ.

Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления - за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций.

В письме Министерства РФ по налогам и сборам от 13 октября 2004 г. N 09-0-10/4058 "Об оформлении документов, используемых при государственной регистрации и при предоставлении сведений из ЕГРЮЛ" разъясняется, что отказ в государственной регистрации в связи с непредставлением документа об уплате госпошлины неправомерен, если в платежном документе указан плательщик, отличный от заявителя.

 

Единый государственный реестр налогоплательщиков

 

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

В связи с переходом от заявительного принципа постановки на учет организаций (индивидуальных предпринимателей) к постановке на учет на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и сведений, сообщаемых органами в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса, существенно изменился порядок работы собственно налоговых органов, который регламентирован приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178.

С 1 января 2006 г. вступит в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым налоговые органы будут вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Ведение учета налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию позволит оптимально сократить число случаев постановки на учет по следующим основаниям по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход; по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, и другим.

Введение в действие нормы, позволяющей вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, обеспечит однократную постановку на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений в соответствующем налоговом органе конкретного муниципального образования.

О создании нового обособленного подразделения на территории одного и того же муниципального образования организации будет достаточно уведомить налоговый орган.

Вместе с тем необходимо отметить, что реализация указанных новаций нуждается в закреплении на законодательном уровне, т.е. требует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.

Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков наряду с ЕГРЮЛ, ЕГРИП позволяет обеспечить оперативное обновление информации об организациях и индивидуальных предпринимателях, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, на основании сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведений, сообщаемых органами, поименованными в ст. 85 Кодекса, а также путем взаимодействия между налоговыми органами электронными документами.

 

Предоставление сведений в электронном виде

 

С 1 января 2005 г. все заинтересованные лица могут получать сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в электронном виде. Порядок предоставления сведений утвержден приказом ФНС России от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7@.

В соответствии с данным Порядком доступ к открытой информации, содержащейся в реестрах, организации и граждане могут получить через официальный веб-сайт налоговой службы. Заявка на доступ по утвержденной форме с документом об оплате подается непосредственно в ФНС России.

ФНС России в течение пяти дней с даты получения документов принимает решение о предоставлении доступа или об отказе в нем. В случае положительного решения заявителю присваивается пароль сроком на один год. В течение этого срока заявитель получает доступ к сведениям начиная с даты формирования соответствующего реестра по день предоставления доступа включительно. Плата за предоставление доступа составляет 50 тыс. руб. Данные реестров, размещенные на сайте ФНС России, обновляются еженедельно. Сведения, к которым пользователь получил доступ в соответствии с первоначальной заявкой, также можно обновить. Стоимость однократного обновления - 5 тыс. руб.

Пользователи также могут стать на абонентское обслуживание. Оно дает неограниченный доступ к обновленным сведениям, содержащимся в реестрах, в течение года с момента предоставления доступа. Стоимость абонентского обслуживания - 150 тыс. руб.

В соответствии с названным Порядком сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, в электронном виде предоставляются:

органам государственной власти, органам местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, - бесплатно;

юридическим и физическим лицам - за плату.

Способы предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП:

на электронных носителях (диски/дискеты) либо в режиме электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи и криптографической защиты информации - органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном разд. II Порядка. Структура и формат предоставляемой информации определяются ФНС России;

по телекоммуникационным каналам связи с применением средств криптографической защиты информации посредством установления удаленного доступа к ЕГРЮЛ/ЕГРИП, содержащим сведения, доступ к которым ограничен, - федеральным органам государственной власти (непосредственно) и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном разд. III Порядка;

с использованием Web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети Интернет, содержащим открытые и общедоступные сведения ЕГРЮЛ/ЕГРИП, - юридическим и физическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном разд. IV Порядка.

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предоставляются получателям при представлении:

заявки на предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, по установленной форме;

документа, подтверждающего оплату предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (если предоставление сведений осуществляется за плату).

Сведения ЕГРЮЛ/ЕГРИП на электронных носителях предоставляются только органам государственной власти и органам местного самоуправления при получении от них электронных носителей (дисков/дискет).

ФНС России, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в срок не более пяти дней со дня получения документов, принимает решение о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо решение об отказе в предоставлении указанных сведений.

Решение о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, содержит информацию о названии реестра, сведения которого предоставляются, об объеме (составе) предоставляемых сведений, о способе предоставления сведений в электронном виде, о дате начала предоставления указанных сведений, о дате, по состоянию на которую предоставляются сведения.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, лицу, обратившемуся за предоставлением указанных сведений, направляется уведомление, содержащее информацию о принятом решении.

Решение об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, должно содержать основания отказа в предоставлении сведений.

При принятии решения об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, представленный документ, подтверждающий оплату предоставления указанных сведений, возвращается получателю вместе с уведомлением о принятом решении об отказе в предоставлении сведений.

Отказ в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, допускается в следующих случаях:

представления неполного пакета документов, определенного п. 4 указанного Порядка, в том числе неправильного оформления платежного документа, подтверждающего оплату предоставления сведений (неправильное указание счета получателя, назначения платежа, размера платежа);

представления заявки на предоставление сведений, получение которых не входит в компетенцию получателя, определенную федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ;

непредставления электронных носителей органами государственной власти и органами местного самоуправления при получении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, на электронных носителях.

Отказ в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, по иным причинам или несвоевременное предоставление указанных сведений не допускается.

 

Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, на электронных носителях или в режиме электронной почты

 

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, на электронных носителях или в режиме электронной почты предоставляются:

федеральным органам государственной власти - ФНС России;

территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - соответствующими управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Предоставление сведений на электронных носителях или в режиме электронной почты осуществляется в виде электронного документа (файла), структура и формат которого определены ФНС России. Указанные структура и формат файлов, а также объем информации, предоставляемой на электронных носителях (в Кбайтах), и тип электронных носителей публикуются на сайте ФНС России в сети Интернет.

Прием и обработка указанных файлов осуществляются с использованием программно-технических средств получателя.

Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП). Реквизиты, обеспечивающие применение ЭЦП, указываются в уведомлении о принятом решении о предоставлении сведений, направляемом получателю.

Направление файла в режиме электронной почты осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации.

Средства электронной цифровой подписи и криптографической защиты информации, применяемые получателями, должны быть совместимы со средствами, используемыми ФНС России.

На основании принятого решения о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФНС России, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации формирует файл, содержащий сведения соответствующего государственного реестра за период и на дату, определенные в решении о предоставлении сведений на основании представленной заявки.

 

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, федеральным органам государственной власти и органам государственной власти по субъектам Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи в режиме удаленного доступа

 

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, по телекоммуникационным каналам связи в режиме удаленного доступа предоставляются федеральным органам государственной власти (непосредственно) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства  РФ.

 

Предоставление в электронном виде юридическим и физическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, с использованием сети Интернет

 

Открытые и общедоступные сведения, содержащиеся ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предоставляются юридическим и физическим лицам, федеральным органам государственной власти, в том числе территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, государственным органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Предоставление открытых сведений осуществляется с использованием Web-технологии путем установления доступа в сети Интернет к сайту ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые копии ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не содержащие сведения, доступ к которым ограничен.

Приобретение программно-технических средств и получение доступа к сети Интернет осуществляется получателем за свой счет самостоятельно.

На основании принятого решения о предоставлении сведений для получателя сведений устанавливаются: имя получателя, пароль и иные атрибуты, обеспечивающие его идентификацию (далее - атрибуты доступа).

Атрибуты доступа указываются в уведомлении о принятом решении о предоставлении сведений, которое направляется получателю.

Доступ к открытым сведениям, размещенным на сайте ФНС России, осуществляется получателем на основании предоставленных ему атрибутов доступа.

При предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, получателю предоставляется возможность поиска необходимой информации по указанному в заявке объему сведений.

Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по конкретному обращению получателя предоставляются в виде записей ЕГРЮЛ/ЕГРИП. При этом количество записей, предоставляемых получателю единовременно в режиме просмотра, не может превышать 10. Число обращений в течение одного сеанса доступа не ограничивается.

Использование предоставленных получателю атрибутов доступа более чем с одного рабочего места одновременно не допускается.

Открытые сведения предоставляются бесплатно на постоянной основе без ограничения срока федеральным органам государственной власти (в том числе территориальным органам федеральных органов исполнительной власти), органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления на основании однократного представления соответствующей заявки.

 

Заполнение форм документов, используемых при государственной регистрации

 

Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. На основании постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, утвердившего формы документов, которые используются при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, Федеральной налоговой службой разработаны Методические разъяснения по порядку заполнения данных форм. Так, устанавливаются особенности заполнения заявления о государственной регистрации юридических лиц различных организационно-правовых форм при их создании и о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

 

Порядок государственной регистрации реорганизации юридических лиц

 

Особое внимание в 2004 г. уделялось разъяснению порядка государственной регистрации реорганизации юридических лиц.

В письме от 10 февраля 2003 г. N ММ-6-09/177@ в связи с многочисленными запросами из УМНС России по субъектам Российской Федерации о правомерности требования регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, предъявлять доказательства уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии МНС России сообщает следующее.

Статьей 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Пунктом 4 ст. 9 указанного Закона также установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Вместе с тем согласно абз. 3 ст. 1 указанного Закона законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом следует обратить внимание, что в случаях расхождения указанного Закона с ГК РФ приоритет следует отдавать Кодексу.

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 5 ст. 51 Закона об ООО.

То же самое сказано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в отношении акционерных обществ, в п. 7 ст. 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Таким образом, регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов и выносить решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии.

Перечень документов, представляемых в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".

Так, федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.

Решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, передает федеральному органу юстиции или его территориальному органу документы, подтверждающие факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган выдает зарегистрированным торгово-промышленным палатам, общественным объединениям (в том числе политическим партиям и профсоюзам) и религиозным организациям свидетельство о государственной регистрации с подтверждением факта внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом ФНС России от 30 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/141 "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией" определен порядок действий налоговых органов при снятии и постановке на учет юридических лиц в связи с их реорганизацией.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса организация обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Рекомендуемая форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации юридического лица" утверждена приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/255R "О б утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от организации сообщения о реорганизации, в обязательном порядке направляет:

в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности и, при необходимости, в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о дате принятия организацией решения о реорганизации для принятия ими решения о проведении контрольных мероприятий в отношении реорганизуемой организации;

в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации сведения о дате принятия организацией решения о реорганизации, о способе реорганизации, с указанием срока завершения контрольных мероприятий и направления их результатов в налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

Налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица обязан провести сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами в соответствии с порядком, утвержденным приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками".

Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом вместе с информационным письмом, содержащим сведения о проведенных контрольных мероприятиях в отношении реорганизуемой организации (дата последней выездной налоговой проверки, дата сдачи последней налоговой и бухгалтерской отчетности, судебные дела и др.), направляется в налоговый орган по месту нахождения вновь созданной в результате реорганизации организации.

Государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае прекращения деятельности организации в результате реорганизации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Постановка на учет организации, созданной в результате реорганизации, в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Журнал N 1 ведется в налоговом органе, осуществившем снятие с учета российской организации в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации. Журнал N 2 ведется в налоговом органе, осуществившем постановку на учет российской организации, созданной в результате реорганизации. Журналы N 1 и N 2 ведутся в электронном виде. Листы Журналов ежемесячно распечатываются, заверяются подписью ответственного лица и подшиваются в папку-скоросшиватель.

ИНН организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными.

ИНН организации, реорганизуемой в форме выделения и присоединения, не изменяется.

Организации, выделившейся из реорганизуемой организации, присваивается новый ИНН.

Идентификационный номер налогоплательщика присоединяемой организации при снятии с учета в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации признается недействительным.

Свидетельство о постановке на учет, ранее выданное организации, при снятии ее с учета в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.

Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, а также ИНН, признанные недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ в соответствии с положениями приказа МНС России от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-27/265@ "О введении в действие Интернет-сайтов территориальных органов на базе единого централизованного программно-технического комплекса".

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица, прекратившего деятельность в результате реорганизации, и налоговый орган по месту нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации, передают на региональный уровень информацию, содержащуюся в базе данных ЕГРН местного уровня с целью формирования региональной базы данных ЕГРН в установленном порядке.

Налоговым органом, осуществившим снятие организации с учета, не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета, в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным Налоговым кодексом, направляется по каналам связи выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации.

При этом следует учитывать, что датой снятия с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации.

На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным Кодексом, осуществляют снятие с учета организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения информации.

В тот же срок организации выдается (направляется по почте) уведомление о снятии с учета по форме N 09-1-5. Копия данного уведомления направляется по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения организации.

Сведения о постановке на учет юридического лица (ИНН/КПП, дата постановки на учет) включаются в ЕГРЮЛ.

Методические указания содержат перечень мероприятий, проводимых в налоговом органе по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в связи с преобразованием, слиянием, разделением, выделением, присоединением.

Так, при преобразовании регистрация проводится по местонахождению той организации, которая прекращает свою деятельность (преобразование предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица (например, ООО в АО).

При слиянии юридических лиц по поводу госрегистрации можно обращаться по местонахождению любого из участвующих в реорганизации юрлиц. При этом налоговая инспекция, зарегистрировавшая новую организацию, сама направит сведения по месту учета каждой из участвующих в слиянии организаций. На основании этих сведений в ЕГРЮЛ внесут сведения о ликвидации слившихся организаций.

Если реорганизация проходит в форме разделения, то все регистрационные действия должна совершить инспекция, в которой зарегистрирована организация, прекращающая свою деятельность.

При регистрации выделения и присоединения все действия совершает инспекция, в которой зарегистрирована организация, из которой выделяется или к которой присоединяется другое юрлицо.

 

Уведомление о внесении изменений в сведения о юридическом лице

 

Вопрос, кто должен представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице: бывший или новый руководитель, если менялся руководитель организации, несмотря на то, что имеется официальная точка зрения налоговых органов, остается дискуссионным.

Так, в связи с участившимися случаями злоупотреблений сведениями, содержащимися в Реестре, ФНС России издала письмо от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223@ "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц", в котором обратила внимание на следующие обстоятельства.

В последнее время участились случаи "захвата" фирм, при которых меняются сведения об участниках, руководителе юридического лица, в результате чего недобросовестные лица начинают осуществлять непосредственное руководство юридическим лицом. Вместе с тем возросло число фирм-однодневок, в которых в качестве учредителей, руководителя юридического лица указаны подставные лица.

Учитывая важность правовых последствий, которые влечет внесение записи в государственный реестр, а также в целях исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в настоящее время актуальным является вопрос о том, кто вправе быть заявителем при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Налоговые органы так обосновали свою позицию.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Государственный реестр имеет правоустанавливающее значение.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ акт государственного органа является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно положениям п. 1 ст. 53 ГК РФ правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы, формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.

Органы юридического лица выступают в имущественном обороте от имени юридического лица, их действия признаются действиями юридического лица. Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица органы юридического лица не нуждаются в доверенности.

Лицами, имеющими право действовать от имени юридического лица без доверенности, являются:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа;

управляющий либо управляющая компания;

полные товарищи в хозяйственных товариществах;

иные лица (органы) (в соответствии с учредительными документами юридического лица или иными документами, определяющими уполномоченных лиц юридического лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, вносятся в государственный реестр:

при государственной регистрации юридического лица при создании;

при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;

при уведомлении о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора);

при представлении сведений об утверждении судом внешнего управляющего, конкурсного управляющего.

Изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме N Р14001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно положениям ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при государственной регистрации юридического лица, в частности, при представлении заявления по форме N Р14001 может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных для государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Принимая во внимание изложенное, при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежним руководителем).

Если в регистрирующий орган представлено заявление по форме N Р14001, подписанное неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа (заявления) (см. об этом также письмо МНС России от 4 августа 2004 г. N 09-1-03/3132).

Пунктом 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщить об этом в регистрирующий орган.

Если при смене руководителя юридического лица лицо, сведения о котором содержатся в государственном реестре, не представляет в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, регистрирующий орган вправе привлечь указанное должностное лицо к административной ответственности на основании п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом сведения о досрочном прекращении полномочий руководителя юридического лица и назначении нового руководителя могут быть представлены в регистрирующий орган учредителем юридического лица, третьими лицами. Указанная информация является основанием для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности руководителя юридического лица за нарушение сроков представления сведений в регистрирующий орган.

При возникновении спора о руководителе юридического лица между лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридического лица. Спор в указанном случае может быть разрешен в судебном порядке.

В случае смерти физического лица либо вынесения судом решения о признании физического лица умершим или безвестно отсутствующим, определения о назначении опекуна для охраны имущества безвестно отсутствующего полномочия руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица прекращаются. При этом юридическое лицо вправе уведомить об этом регистрирующий орган с приложением нотариально заверенных копий соответствующих документов (свидетельства о смерти, решения (определения) суда), после чего вновь назначенный руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, представляет в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001.

При нарушении срока внесения изменений в государственный реестр (заявление по форме N Р14001) юридическим лицом, руководитель которого умер, указанное юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

При представлении для государственной регистрации одновременно с изменениями, вносимыми в учредительные документы (заявление по форме N Р13001), изменений, вносимых в ЕГРЮЛ относительно сведений о руководителе (заявление по форме N Р14001), регистрирующий орган осуществляет все необходимые регистрационные действия. При этом регистрирующему органу необходимо учитывать, что внесение записи в государственный реестр на основании заявления по форме N Р14001 влечет изменение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в частности, сведений о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Соответственно, заявителем при последующих фактах регистрации может быть лишь лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

При внесении изменений в сведения о руководителе органа государственной власти, местного самоуправления, российских акционерных обществ (например, ОАО "РЖД", РАО "ЕЭС России"), унитарных предприятий, государственных учреждений необходимо учитывать, что он назначается на основании распорядительного акта органа государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, решения собственника унитарного предприятия, государственного учреждения. Соответственно, заявление по форме N Р14001 при смене руководителя органа государственной власти, местного самоуправления, российского акционерного общества, унитарного предприятия, государственного учреждения подписывается уполномоченным лицом, указанным в распорядительном акте, решении. Данное уполномоченное лицо подписывает заявление по форме N Р14001, регистрирующий орган уведомляется о его назначении (ему предоставляется заверенная копия распорядительного акта, решения).

Руководитель юридического лица может быть определен на основании решения суда (например, признание протокола общего собрания о назначении нового руководителя недействительным). В указанном случае заявление по форме N Р14001 подписывается лицом, которое на основании решения суда признано руководителем юридического лица.

В письме ФНС России от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223@ указано также, что нотариусы при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица обязаны проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия. При свидетельствовании подлинности подписи заявителя в качестве документа, подтверждающего достоверность сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, нотариус может использовать выписку из государственного реестра.

Итак, по мнению налоговых органов, в Федеральном законе N 129-ФЗ есть два общих основания для отказа в регистрации: обращение не в тот регистрирующий орган либо непредставление необходимого пакета документов. ФНС России дает своим подразделениям указание не принимать сведения от вновь назначенных руководителей именно по второму основанию.

Что же касается недобросовестных "старых" руководителей, которые будут уклоняться от подписи заявления, то такие организации, по мнению ФНС, надо штрафовать по п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление сведений для регистрации.

С аргументацией налоговых органов не согласны эксперты, которые сразу поставили под сомнение тезис о главенствующей роли реестра.

По логике налоговых органов получается, что полномочия главы организации возникают не с момента его избрания (назначения) компетентным органом юридического лица либо собственником имущества, а с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Между тем в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ государственный реестр - это федеральный информационный ресурс. Ни из одной нормы гражданского законодательства не следует, что реестр носит правоустанавливающий характер. Руководитель юридического лица приобретает свой статус в силу его назначения (избрания), но никак не в силу регистрации в реестре. Регистрация же в ЕГРЮЛ факта смены руководителя носит уведомительный характер. Поэтому позиция ФНС противоречит гражданскому законодательству, а значит, привлечение к ответственности будет неправомерным.

В рассматриваемом письме ФНС России есть ссылка на ст. 53 ГК РФ, из чего следует, что налоговое ведомство само себе противоречит. Ведь, согласно этой статье, дееспособность юридического лица реализуется через его органы. Указания ФНС России фактически означают, что руководитель становится руководителем не по воле органов управления или собственников, а по воле должностных лиц налогового органа.

Вывод об ответственности отстраненных руководителей за непредставление сведений также противоречит смыслу ст. 14.25 КоАП РФ. Субъектом ответственности по ней может быть должностное лицо, каковым бывший директор уже не является.

Действительно, при расхождении данных сведения реестра считаются достоверными, пока в них не внесены изменения. Но это лишь означает, что при наличии документов, подтверждающих изменение данных о юрлице, сведения должны быть внесены в реестр для приведения его в соответствие с действительностью. Поэтому, если организация в течение трех дней после смены руководителя представила заявление по форме N 14001, подписанное вновь назначенным лицом, оснований ее оштрафовать нет.

Следует согласиться с изложенной выше аргументацией: отказ во внесении сведений в ЕГРЮЛ и привлечение организации к ответственности будут неправомерными. Документами, подтверждающими полномочия руководителя, являются: протокол общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров - для хозяйственных обществ, решение собственника  - для унитарных предприятий. Единый государственный реестр юридических лиц же таким документом не является. Поэтому действовать от лица организации, в том числе и подавать сведения для внесения в реестр, имеет право действующий руководитель.

 

Учреждение "Вестника государственной регистрации"

 

Как следует из письма ФНС России от 2 декабря 2004 г. N 09-0-10/4809@, обязанность по опубликованию сведений о ликвидации или реорганизации предприятий (а также другие сведения о форме, которые подлежат обязательной публикации в соответствии с законодательском) будет считаться исполненной, если сведения будут размещены в журнале "Вестник государственной регистрации".

Как следует из Методических рекомендаций об информировании налоговыми органами юридических лиц о публикации сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации", в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" ФНС обязана обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Кроме того, юридические лица обязаны публиковать сообщения о принятии решений о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований их кредиторами, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении более 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью.

Федеральная налоговая служба в соответствии с приказом МНС России от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц" в целях разъяснения процесса публикации сведений в журнале "Вестник государственной регистрации" издала Методические рекомендации "Об информировании налоговыми органами юридических лиц о публикации сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации".

Учреждение средства массовой информации ("Вестник государственной регистрации") связано с необходимостью публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также определения единого печатного органа для размещения сообщений юридических лиц, которые они обязаны публиковать о себе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о Журнале размещена в сети Интернет на сайте: www.vestnik-gosreg.ru.

Редакция Журнала определяет уполномоченные организации (далее - Представительства) по приему информации от юридических лиц, учету поступающих от них средств, передаче информации в Журнал. Редакция Журнала должна предоставить налоговым органам список Представительств по субъектам Российской Федерации с адресами места нахождения и контактными телефонами.

Регистрирующим (налоговым) органам необходимо учитывать, что публикация юридическими лицами сообщений, обязательных в силу закона, может осуществляться в любом печатном издании. Однако обязанность по опубликованию соответствующих сообщений будет считаться исполненной только при условии их размещения в Журнале, являющемся печатным изданием, предназначенным для публикации сведений о государственной регистрации юридических лиц.

Подтверждением размещения юридическим лицом сообщения в Журнале могут служить: номер Журнала с опубликованным сообщением, копия бланка сообщения с отметкой Представительства о приеме сообщения или уведомление о вручении заказного письма при отправке пакета документов для публикации по почте, применяемое федеральной почтовой службой.

В случае сообщения о следующих событиях юридическое лицо должно предоставить:

о ликвидации юридического лица:

заявку на публикацию сообщения, включающую:

полное наименование юридического лица;

ОГРН;

ИНН/КПП;

адрес (место нахождения) юридического лица;

сведения о принятом решении о ликвидации (для общественных объединений - решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;

порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон);

о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации:

заявку на публикацию сообщения, включающую:

полное наименование юридического лица;

ОГРН;

ИНН/КПП;

адрес (место нахождения) юридического лица;

сведения о принятом решении о реорганизации: кем и когда принято;

форма реорганизации;

сведения обо всех юридических лицах, участвующих в реорганизации, в том числе полное наименование юридического лица, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения) юридического лица;

порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон);

об уменьшении уставного капитала:

заявку на публикацию сообщения, включающую:

полное наименование юридического лица;

ОГРН;

ИНН/КПП;

адрес (место нахождения) юридического лица;

сведения о принятом решении об уменьшении уставного капитала (для сельскохозяйственных кооперативов - об уменьшении паевого фонда): когда и кем принято;

о размере уставного капитала после уменьшения;

порядок и сроки заявления требований кредиторов;

о приобретении 20% акций акционерных обществ:

заявку на публикацию сообщения, включающую:

полное наименование юридического лица, которое приобрело более 20% акций;

ОГРН;

ИНН/КПП;

адрес (место нахождения) юридического лица;

дата приобретения акций акционерного общества;

сведения о юридическом лице, акции которого приобретены, в том числе полное наименование юридического лица, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения) юридического лица;

о приобретении 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (для хозяйственных обществ):

заявку на публикацию сообщения, включающую:

полное наименование юридического лица, которое приобрело 20% уставного капитала;

ОГРН;

ИНН/КПП;

адрес (место нахождения) юридического лица;

дата приобретения уставного капитала;

сведения о юридическом лице, уставный капитал которого приобретен, в том числе полное наименование юридического лица, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения) юридического лица.

Во всех случаях к бланку-заявке прилагается оригинал платежного документа.

 

Образцы сообщений

 

Ликвидация: Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 30 сентября 2004 г. решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение о ликвидации общества. Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение __ месяцев с момента публикации по адресу: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Реорганизация: Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 30 сентября 2004 г. решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение о реорганизации в форме преобразования в ЗАО "Инвестпром". Требования кредиторов общества могут быть заявлены по адресу: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 30 сентября 2004 г. решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение о реорганизации в форме слияния с ООО "Ромашка" (ОГРН 1037705033562, ИНН 7701252859, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, проспект Мира, д. 18, к. 1), ООО "Стройпром" (ОГРН 1037705036524, ИНН 7701245892, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Комсомольский проспект, д. 52, офис 54). Требования кредиторов общества могут быть заявлены по адресу: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 30 сентября 2004 г. решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение о реорганизации в форме присоединения к ООО "Ромашка" (ОГРН 1037705033562, ИНН 7701252859, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, проспект Мира, д. 18, к. 1). Требования кредиторов общества могут быть заявлены по адресу: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 30 сентября 2004 г. решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение о реорганизации в форме выделения и о создании ООО "Ромашка". Требования кредиторов общества могут быть заявлены по адресу: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 30 сентября 2004 г. решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение о реорганизации в форме разделения и о создании ООО "Ромашка" и ООО "Стройпром". Требования кредиторов общества могут быть заявлены по адресу: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Уменьшение уставного капитала: Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что решением общего собрания участников ООО "Инвестпром" (протокол N 2/14 от 6 октября 2004 г.) принято решение об уменьшении уставного капитала. В связи с уменьшением новый уставный капитал ООО "Инвестпром" составит 35 тыс. руб. Требования кредиторов могут быть представлены в течение 30 дней с даты опубликования настоящего сообщения по адресу места нахождения общества: 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1, тел. 322-73-29, e-mail: invest@mail.ru.

Приобретение 20% акций уставного капитала: Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 6 октября 2004 г. приобрело более 20% акций ОАО "Металл" (ОГРН 1037705045682, ИНН 7701241252, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, проспект Мира, 12, к. 2).

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, что 6 октября 2004 г. приобрело более 20% уставного капитала ООО "Ромашка" (ОГРН 1037705033562, ИНН 7701252859, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, проспект Мира, д. 18, к. 1).

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестпром" (ОГРН 1037705036082, ИНН 7701244022, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская набережная, 32, к. 1) уведомляет о том, к ООО "Инвестпром" присоединяется ООО "Ромашка" (ОГРН 1037705033562, ИНН 7701252859, КПП 770101001, место нахождения: 115035, Москва, проспект Мира, д. 18, к. 1).

 

Ответственность за предпринимательскую деятельность без госрегистрации

 

Судебная практика

 

Правовая позиция по незаконному предпринимательству выражена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем". Так, в целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 171, 174 и 174.1 УК РФ, и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда РФ постановляет дать судам следующие разъяснения.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст. 49 и 51 ГК РФ).

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

3. По смыслу закона субъектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

4. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

5. Под доходом в ст. 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товара (забот, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что позиция по данному вопросу у судебных органов изменилась. Ранее в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 1998 г. было указано, что для определения размера дохода от незаконной предпринимательской деятельности из суммы всей выручки следует производить вычеты документально подтвержденных и фактически произведенных в соответствии с законом затрат по осуществлению предпринимательской деятельности. Следовательно, под доходом в смысле УК РФ понимается разница между доходом и затратами.

6. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

В том случае, когда незаконная предпринимательская деятельность, осуществленная организованной группой лиц, была сопряжена с извлечением дохода в особо крупном размере, действия этих лиц подлежат квалификации по п. "а" и "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ с приведением в описательно-мотивировочной части приговора мотивов принятого решения.

7. Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 81 УПКРФ признаются вещественными доказательствами и в силу п. 4 ч. 3 ст. 81 УП КРФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

8. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует.

 

Т.А. Гусева,

адвокат Орловской областной коллегии адвокатов,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Орловского государственного технического университета,

кандидат юридических наук, специалист по гражданскому праву

 

"Право и экономика", N 4, апрель 2005 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]