Право собственности в конституциях государств ближнего зарубежья
12 июня 1990 г. была принята Декларация о независимости РСФСР,
которая продолжала оставаться в составе СССР. Первыми союзными республиками,
официально выделившимися из состава СССР, были Латвийская ССР, Литовская
ССР и Эстонская ССР.
Выход других бывших союзных республик СССР из его состава происходил
на основании Деклараций о независимости и суверенитете, принимаемых
Верховными Советами этих республик (в Армении на основании Декларации
от 23 августа 1990 г., в Украине - на основании Декларации от 16
июля 1990 г., в Молдавии - на основании Декларации от 27 августа
1991 г., в Белоруссии- на основании Декларации, принятой в июне
1990 г.), в Казахстане - на основании Конституционного закона о
независимости от 16 декабря 1991 г., в Азербайджане - на основании
Конституционного акта о независимости от 18 октября 1991 г. В Грузии
специального акта о независимости не принималось, был принят в январе
1992 г. лишь Закон "О государственной власти". Конституционное
закрепление государственной самостоятельности шло или по пути быстрого
принятия новых конституций (в Республике Узбекистан - 8 декабря
1991 г., в Туркменистане - 18 мая 1992 г., в Российской Федерации
- 12 декабря 1993 г., в Республике Таджикистан - 6 ноября 1994 г.),
или по пути внесения изменений в ранее действовавшие конституции,
с последующим принятием новых конституций в 1995 г. Самым поздним
было принятие Конституции Украинской Республики - 28 июня 1996 г.,
хотя подготовка к ее принятию велась в течение 6 лет.
После распада СССР 12 бывших союзных республик (кроме республик
Прибалтики) объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ),
войдя в этот союз в качестве самостоятельных независимых государств.
Все новые конституции бывших союзных республик, в том числе государств
- участников СНГ, закрепляют их суверенитет, место в мировом сообществе,
государственное устройство, определяют правомочия и взаимодействие
органов власти и исполнительных органов. По своей внутренней структуре,
набору прав граждан они являются классическими, отвечающими традиционным
конституционным правилам и международным нормам, в частности Всеобщей
декларации прав человека 1948 г. Анализ конституций этих государств
показывает, что в каждой из них просматривается большое влияние
конституций других европейских государств. Заметно влияние Конституции
РФ на конституции других государств-участников СНГ, принявших основные
законы после 1993 г.
Особый интерес представляют вопросы права собственности в конституциях
постсоветских республик, которые возникли после падения доктрины
единой государственной социалистической собственности как общенародного
достояния.
Все новые конституции этих государств провозгласили частную собственность
в качестве одного из основных прав каждого гражданина своей страны.
Формулировки этого положения в конституциях различны. Характерно,
что такие государства, как Азербайджанская Республика, Кыргызская
Республика, Узбекская Республика и Туркменистан, объявили о неприкосновенности
собственности. Этот термин своими истоками восходит к Декларации
прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. во Франции,
которая провозгласила собственность священной и неприкосновенной.
Положения этой Декларации оказали большое влияние на формулировку
этого конституционного принципа, определяющего роль и значение собственности,
некоторыми государствами Европы. В настоящее время право собственности
объявлено неприкосновенным в Австрийской Республике, Королевстве
Дания, княжествах Лихтенштейн и Монако, Республике Исландия, Республике
Болгария, Литовской Республике, Эстонской Республике. По Конституции
Украинской Республики частная собственность объявлена нерушимой.
Ограничение собственности
Основными законами большинства государств, даже тех, в которых
провозглашается принцип неприкосновенности собственности, все же
предусмотрена возможность ее ограничения в определенных случаях,
чаще всего в общественных целях. В конституциях других государств
доктрина неприкосновенности собственности заменена иными концептуальными
понятиями: право собственности признается, гарантируется, защищается
или охраняется. Собственность (частная собственность) "признается
и защищается" по Конституции Республики Армения. В Конституции
Кыргызской Республики закреплено, что частная собственность признается
и гарантируется как неотъемлемое право человека, естественный источник
его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантии его
независимости. Собственность "признается и гарантируется"
также по Конституции Грузии, "признается и защищается"
по Конституции Армении; "гарантируется" Конституцией Республики
Молдова, "гарантируется законом" по Конституции Республики
Казахстан. В Республике Беларусь собственность защищается государством,
но с оговоркой, что защищается собственность, приобретенная законным
способом.
В конституциях государств СНГ, даже в тех, в которых собственность
провозглашена как неприкосновенная, содержатся нормы, определяющие
возможность ограничения собственности в определенных случаях. В
Конституции РФ 1993 г. ограничения права собственности не предусмотрены,
но они могут иметь место в случаях и в порядке, установленных для
ограничения всех прав и свобод граждан. Согласно п. 3 ст. 55 Основного
закона РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться
в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных
ценностей (п. 2 ст. 74). Аналогичные нормы, касающиеся ограничений
права собственности, введены и в конституции некоторых государств
СНГ, например, в ст. 44 Конституции Республики Беларусь, ст. 54
Конституции Республики Молдова.
В пункте 3 ст. 35 Конституции РФ закреплено принципиальное положение
о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как
по решению суда, а принудительное отчуждение имущества может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Нормы аналогичного содержания имеются в конституциях и других государств,
входящих в состав СНГ, в частности в Конституциях Республики Кыргызстан,
Украинской Республики, Республики Казахстан, Республики Армения,
Республики Беларусь, однако не во всех конституциях этих республик
предусматриваются судебный порядок изъятия и обязательное предварительное
возмещение стоимости изъятого имущества. Согласно ст. 32 Конституции
Республики Таджикистан изъятие личного имущества для общественных
нужд государством допускается "только на основании закона и
с согласия собственника при полном возмещении его стоимости".
Формы собственности
Что касается форм (видов) собственности, в том числе государственной,
то этот вопрос по-разному решен в конституциях стран СНГ. Все они
закрепляют право частной собственности. В большинстве конституций
наряду с правом частной собственности указывается и о праве государственной
(публичной) собственности. Однако конституции ряда государств не
содержат никаких положений в отношении права государственной собственности.
Например, принятая 24 августа 1995 г. Конституция Республики Грузии
гарантирует право собственности и наследования, указывает условия
и порядок ограничения этих прав и лишения права собственности. Каких-либо
положений о праве государственной собственности Конституция не содержит,
но определяет в ст. 3 предмет исключительного ведения высших государственных
органов Грузии.
Конституции большинства стран - участников СНГ прямо называют формы
собственности.
В Конституции РФ, принятой всенародным референдумом 12 декабря 1993
г., в ст. 8 названы следующие формы собственности: частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности. Закреплен принцип равной
защиты всех форм собственности.
В Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. в
ст. 13 указаны три формы собственности: государственная, частная
и муниципальная. Имеются принципиальные положения о том, что ни
один вид собственности не обладает преимуществом; право собственности,
в том числе частной, защищается законом; никто без решения суда
не может быть лишен своей собственности; установлены ограничения:
собственность не может быть использована для ущемления прав и свобод
человека и гражданина, интересов общества и государства, достоинства
личности. Статьей 14 признано, что без ущерба для прав и интересов
каких-либо физических или юридических лиц природные ресурсы принадлежат
Республике.
Конституция Республики Казахстан закрепляет право граждан иметь
в частной собственности законно приобретенное имущество, а также
свободу предпринимательской деятельности, свободное использование
своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
При этом установлено, что монополистическая деятельность регулируется
законом, а недобросовестная конкуренция запрещается. Конституция
прямо не предусматривает государственную собственность, но в ст.
66, определяющей полномочия Правительства Республики, указывается,
что оно организует управление государственной собственностью. Согласно
ч. 3 ст. 61 Парламент вправе издавать законы, которые регулируют
важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие
принципы и нормы, касающиеся, в частности, режима собственности
и иных вещных прав.
Конституция Республики Таджикистан, принятая 6 ноября 1994 г., в
ст. 12 провозглашает, что основу экономики Таджикистана составляют
различные формы собственности, и государство гарантирует правовую
защиту всех форм собственности, в том числе частной. Конкретные
формы собственности, кроме частной, в Конституции не называются.
Однако в ст. 13 перечисляются объекты, которые являются исключительной
собственностью государства, и государство гарантирует эффективное
их использование в интересах народа.
В Конституции Туркменистана, принятой 18 мая 1992 г., ст. 9 утверждает
право частной собственности на средства производства, землю, иные
материальные и интеллектуальные ценности, которые могут принадлежать
также объединениям граждан и государству. Объекты, являющиеся исключительной
собственностью государства, устанавливаются законом. Статья 83 упоминает
также об объектах муниципальной собственности. Государство гарантирует
равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности.
Меры по охране собственности возложены на Кабинет министров.
В Конституции Республики Армения, принятой 5 июня 1995 г., в ст.
8 провозглашено, что государство гарантирует равную правовую защиту
всех форм собственности (без указания, каких именно). Правом собственности
на землю иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются,
за исключением случаев, предусмотренных законом. В статье 89 закреплено,
что Правительство управляет государственной собственностью. Следовательно,
право государственной собственности закреплено на конституционном
уровне.
* * *
Наиболее подробно вопросы правового регулирования собственности
проработаны в поздних конституциях государств - участников СНГ.
Таковыми являются последние конституции Республики Беларусь, Украинской
Республики и Республики Молдова.
Республика Беларусь после объявления независимости приняла Конституцию
15 марта 1994 г., а в последующем путем референдума была принята
Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. В ней указаны
две формы собственности: государственная и частная; провозглашено,
что государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития
всех форм собственности; признано, что недра, воды, леса составляют
исключительную собственность государства; земли сельскохозяйственного
назначения находятся в собственности государства; закреплено, что
законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся
только в собственности государства, либо установлен особый порядок
перехода их в частную собственность (ст. 13). Государство предоставляет
всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности;
гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей
и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической
деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление
и координацию государственной и частной экономической деятельности
в социальных целях. Согласно ст. 44 государство гарантирует каждому
право собственности и содействует ее приобретению. Неприкосновенность
собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность,
приобретенная законным способом, защищается государством. Принудительное
отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости
при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным
и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также
по постановлению суда. Осуществление права собственности не должно
противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред
окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права
и защищаемые законом интересы других лиц. Определение принципов
осуществления отношений собственности отнесено ст. 97 к компетенции
Палаты представителей.
Более полной по правовой регламентации права собственности является
Конституция Украинской Республики, принятая 28 июня 1996 г. Формы
собственности в ней не названы, но ст. 41 содержит указание о том,
что для удовлетворения своих потребностей граждане могут пользоваться
объектами государственной и коммунальной собственности в соответствии
с законом. Конкретные объекты прав государственной коммунальной
собственности в Конституции не названы, а в ст. 13 перечислены объекты,
составляющие "право собственности Украинского народа".
Предусмотрено, что от имени Украинского народа права собственника
осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления
в пределах, определенных Конституцией. Как и Конституция ФРГ, Конституция
Украинской Республики закрепила редко включаемое в основные законы
правило о том, что собственность "обязывает". В качестве
пределов осуществления указано, что собственность не должна использоваться
во вред человеку и обществу, а в ч. 7 ст. 41 дополнительно указано,
что использование собственности не может наносить вред правам, свободам
и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую
ситуацию и природные качества земли.
Конституцией Украинской Республики на государство возложена задача
обеспечения защиты всех прав субъектов права собственности и хозяйствования,
социальной направленности экономики. Провозглашено равенство перед
законом всех субъектов права собственности. Из числа объектов, перечисленных
в ст. 13, особо выделена земля, которая объявлена основным национальным
богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности
на землю гарантировано. Установлено, что это право приобретается
и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно
в соответствии с законом (ст. 14).
Правовое регулирование частной собственности определяется правилами
ст. 41 Конституции Украинской Республики. В этой статье предусмотрено,
как и в Конституции РФ что каждый имеет право владеть, пользоваться
и распоряжаться "собственностью", а не "имуществом",
как правильно указано в Конституции РФ, т.к. в гражданском праве
всеми цивилистами признано, что "собственность" является
общественным отношением, понятие "собственность" не тождественно
понятию "имущество". Установлено также, что право частной
собственности приобретается в порядке, установленном законом. Принудительное
отчуждение объектов права частной собственности может быть применено
только как исключение по мотивам общественной необходимости, на
основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного
и полного возмещения их стоимости, а принудительное отчуждение с
последующим полным возмещением их стоимости допускается только в
условиях военного или чрезвычайного положения. Таким образом, в
сравнении с Конституцией РФ основания отчуждения объектов частной
собственности по Конституции Украинской Республики не конкретизированы.
Однако правильно разграничены случаи изъятия объектов частной собственности
с предварительным или последующим возмещением, которое возможно
только в двух исключительных случаях.
Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. в ст. 9 предусматривает,
что собственность может быть публичной и частной, она состоит из
материальных и интеллектуальных ценностей и не может быть использована
в ущерб правам, свободам и достоинству личности. Статья 127 определяет,
что публичная собственность принадлежит государству или административно-территориальным
единицам и, в отличие от конституций многих других государств, перечисляет
объекты исключительно публичной собственности: все богатства недр,
воздушное пространство, воды и леса, используемые в общественных
интересах, природные ресурсы экономической зоны и континентального
шельфа, пути сообщения, а также другие богатства, определенные законом.
Частную собственность Конституция относит к основным правам и свободам
граждан и предусматривает ее охрану. Рынок, свободная экономическая
инициатива, добросовестная конкуренция объявлены основополагающими
факторами экономики. Право частной собственности и взятые на себя
долговые обязательства государства, а также наследование частной
собственности гарантируются. Закреплено правило о том, что право
частной собственности обязывает к соблюдению требований о защите
окружающей среды и обеспечению добрососедства, а также к соблюдению
других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника.
Определение общего режима собственности и наследования отнесено
ст. 72 к "органическим законам", принимаемым Парламентом.
Раздел IV "Национальная экономика и финансы" содержит
статьи об экономике, о собственности, финансово-кредитной и налоговой
системах, внешнеэкономической деятельности, национальном публичном
бюджете, Счетной палате. В статье 126 закреплено положение о том,
что экономика Республики Молдова является рыночной, социально ориентированной,
основанной на частной и публичной собственности, свободной конкуренции,
а государство должно обеспечивать, в частности, регулирование экономической
деятельности, управление принадлежащей ему публичной собственностью
в соответствии с законом, свободу торговли, предпринимательской
деятельности, защиту добросовестной конкуренции, рациональное использование
земли и других природных ресурсов в соответствии с национальными
интересами. Статья 127 объявляет, что государство охраняет собственность,
гарантирует собственнику реализацию права собственности во всех
формах, не вступающих в противоречие с интересами общества; устанавливает,
что формирование, управление, использование и контроль за финансовыми
средствами государства, административно-территориальных единиц и
публичных учреждений регламентируются законом; никакие бюджетные
расходы не могут быть утверждены без установления источника финансирования.
* * *
В Конституциях некоторых государств СНГ наряду с частной и государственной
собственностью выделяются объекты, которые признаются общенациональными
богатствами.
Так, Конституция Узбекской Республики устанавливает, что земля,
воды являются общенациональным богатством, подлежат рациональному
использованию и охране государством. Согласно ст. 13 Конституции
Украинской Республики земля, ее недра, атмосферный воздух, водные
и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины,
природные ресурсы континентального шельфа, исключительной (морской)
экономической зоны признаны объектами права собственности Украинского
народа. Закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право
пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии
с законом. Из числа объектов, перечисленных в ст. 13, особо выделена
земля, которая объявлена основным национальным богатством, находящимся
под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантировано.
Установлено, что это право приобретается и реализуется гражданами,
юридическими лицами и государством исключительно в соответствии
с законом. По Конституции Туркменистана на государство возлагается
ответственность за сохранность национального историко-культурного
наследия.
Отнесение жизненно важных природных и иных объектов к общественной,
общенациональной или общенародной собственности свидетельствует
о стремлении государства сохранить для всего общества национальные
богатства, не допуская возможности их отчуждения и передачи в частную
собственность, что обеспечивает социальную направленность деятельности
государства. На ее реализацию и должно быть нацелено законодательство
каждой страны.
В. Титов
"Право и экономика", N 8, август 2004 г.