[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Право собственности в конституциях государств ближнего зарубежья

12 июня 1990 г. была принята Декларация о независимости РСФСР, которая продолжала оставаться в составе СССР. Первыми союзными республиками, официально выделившимися из состава СССР, были Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР.
Выход других бывших союзных республик СССР из его состава происходил на основании Деклараций о независимости и суверенитете, принимаемых Верховными Советами этих республик (в Армении на основании Декларации от 23 августа 1990 г., в Украине - на основании Декларации от 16 июля 1990 г., в Молдавии - на основании Декларации от 27 августа 1991 г., в Белоруссии- на основании Декларации, принятой в июне 1990 г.), в Казахстане - на основании Конституционного закона о независимости от 16 декабря 1991 г., в Азербайджане - на основании Конституционного акта о независимости от 18 октября 1991 г. В Грузии специального акта о независимости не принималось, был принят в январе 1992 г. лишь Закон "О государственной власти". Конституционное закрепление государственной самостоятельности шло или по пути быстрого принятия новых конституций (в Республике Узбекистан - 8 декабря 1991 г., в Туркменистане - 18 мая 1992 г., в Российской Федерации  - 12 декабря 1993 г., в Республике Таджикистан - 6 ноября 1994 г.), или по пути внесения изменений в ранее действовавшие конституции, с последующим принятием новых конституций в 1995 г. Самым поздним было принятие Конституции Украинской Республики - 28 июня 1996 г., хотя подготовка к ее принятию велась в течение 6 лет.
После распада СССР 12 бывших союзных республик (кроме республик Прибалтики) объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ), войдя в этот союз в качестве самостоятельных независимых государств.
Все новые конституции бывших союзных республик, в том числе государств  - участников СНГ, закрепляют их суверенитет, место в мировом сообществе, государственное устройство, определяют правомочия и взаимодействие органов власти и исполнительных органов. По своей внутренней структуре, набору прав граждан они являются классическими, отвечающими традиционным конституционным правилам и международным нормам, в частности Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Анализ конституций этих государств показывает, что в каждой из них просматривается большое влияние конституций других европейских государств. Заметно влияние Конституции РФ на конституции других государств-участников СНГ, принявших основные законы после 1993 г.
Особый интерес представляют вопросы права собственности в конституциях постсоветских республик, которые возникли после падения доктрины единой государственной социалистической собственности как общенародного достояния.
Все новые конституции этих государств провозгласили частную собственность в качестве одного из основных прав каждого гражданина своей страны. Формулировки этого положения в конституциях различны. Характерно, что такие государства, как Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Узбекская Республика и Туркменистан, объявили о неприкосновенности собственности. Этот термин своими истоками восходит к Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. во Франции, которая провозгласила собственность священной и неприкосновенной. Положения этой Декларации оказали большое влияние на формулировку этого конституционного принципа, определяющего роль и значение собственности, некоторыми государствами Европы. В настоящее время право собственности объявлено неприкосновенным в Австрийской Республике, Королевстве Дания, княжествах Лихтенштейн и Монако, Республике Исландия, Республике Болгария, Литовской Республике, Эстонской Республике. По Конституции Украинской Республики частная собственность объявлена нерушимой.

Ограничение собственности

Основными законами большинства государств, даже тех, в которых провозглашается принцип неприкосновенности собственности, все же предусмотрена возможность ее ограничения в определенных случаях, чаще всего в общественных целях. В конституциях других государств доктрина неприкосновенности собственности заменена иными концептуальными понятиями: право собственности признается, гарантируется, защищается или охраняется. Собственность (частная собственность) "признается и защищается" по Конституции Республики Армения. В Конституции Кыргызской Республики закреплено, что частная собственность признается и гарантируется как неотъемлемое право человека, естественный источник его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантии его независимости. Собственность "признается и гарантируется" также по Конституции Грузии, "признается и защищается" по Конституции Армении; "гарантируется" Конституцией Республики Молдова, "гарантируется законом" по Конституции Республики Казахстан. В Республике Беларусь собственность защищается государством, но с оговоркой, что защищается собственность, приобретенная законным способом.
В конституциях государств СНГ, даже в тех, в которых собственность провозглашена как неприкосновенная, содержатся нормы, определяющие возможность ограничения собственности в определенных случаях. В Конституции РФ 1993 г. ограничения права собственности не предусмотрены, но они могут иметь место в случаях и в порядке, установленных для ограничения всех прав и свобод граждан. Согласно п. 3 ст. 55 Основного закона РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 2 ст. 74). Аналогичные нормы, касающиеся ограничений права собственности, введены и в конституции некоторых государств СНГ, например, в ст. 44 Конституции Республики Беларусь, ст. 54 Конституции Республики Молдова.
В пункте 3 ст. 35 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Нормы аналогичного содержания имеются в конституциях и других государств, входящих в состав СНГ, в частности в Конституциях Республики Кыргызстан, Украинской Республики, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Беларусь, однако не во всех конституциях этих республик предусматриваются судебный порядок изъятия и обязательное предварительное возмещение стоимости изъятого имущества. Согласно ст. 32 Конституции Республики Таджикистан изъятие личного имущества для общественных нужд государством допускается "только на основании закона и с согласия собственника при полном возмещении его стоимости".

Формы собственности

Что касается форм (видов) собственности, в том числе государственной, то этот вопрос по-разному решен в конституциях стран СНГ. Все они закрепляют право частной собственности. В большинстве конституций наряду с правом частной собственности указывается и о праве государственной (публичной) собственности. Однако конституции ряда государств не содержат никаких положений в отношении права государственной собственности.
Например, принятая 24 августа 1995 г. Конституция Республики Грузии гарантирует право собственности и наследования, указывает условия и порядок ограничения этих прав и лишения права собственности. Каких-либо положений о праве государственной собственности Конституция не содержит, но определяет в ст. 3 предмет исключительного ведения высших государственных органов Грузии.
Конституции большинства стран - участников СНГ прямо называют формы собственности.
В Конституции РФ, принятой всенародным референдумом 12 декабря 1993 г., в ст. 8 названы следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Закреплен принцип равной защиты всех форм собственности.
В Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. в ст. 13 указаны три формы собственности: государственная, частная и муниципальная. Имеются принципиальные положения о том, что ни один вид собственности не обладает преимуществом; право собственности, в том числе частной, защищается законом; никто без решения суда не может быть лишен своей собственности; установлены ограничения: собственность не может быть использована для ущемления прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, достоинства личности. Статьей 14 признано, что без ущерба для прав и интересов каких-либо физических или юридических лиц природные ресурсы принадлежат Республике.
Конституция Республики Казахстан закрепляет право граждан иметь в частной собственности законно приобретенное имущество, а также свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. При этом установлено, что монополистическая деятельность регулируется законом, а недобросовестная конкуренция запрещается. Конституция прямо не предусматривает государственную собственность, но в ст.  66, определяющей полномочия Правительства Республики, указывается, что оно организует управление государственной собственностью. Согласно ч. 3 ст. 61 Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся, в частности, режима собственности и иных вещных прав.
Конституция Республики Таджикистан, принятая 6 ноября 1994 г., в ст. 12 провозглашает, что основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности, и государство гарантирует правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной. Конкретные формы собственности, кроме частной, в Конституции не называются. Однако в ст. 13 перечисляются объекты, которые являются исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа.
В Конституции Туркменистана, принятой 18 мая 1992 г., ст. 9 утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности, которые могут принадлежать также объединениям граждан и государству. Объекты, являющиеся исключительной собственностью государства, устанавливаются законом. Статья 83 упоминает также об объектах муниципальной собственности. Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности. Меры по охране собственности возложены на Кабинет министров.
В Конституции Республики Армения, принятой 5 июня 1995 г., в ст.  8 провозглашено, что государство гарантирует равную правовую защиту всех форм собственности (без указания, каких именно). Правом собственности на землю иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В статье 89 закреплено, что Правительство управляет государственной собственностью. Следовательно, право государственной собственности закреплено на конституционном уровне.

* * *

Наиболее подробно вопросы правового регулирования собственности проработаны в поздних конституциях государств - участников СНГ. Таковыми являются последние конституции Республики Беларусь, Украинской Республики и Республики Молдова.
Республика Беларусь после объявления независимости приняла Конституцию 15 марта 1994 г., а в последующем путем референдума была принята Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. В ней указаны две формы собственности: государственная и частная; провозглашено, что государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; признано, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства; закреплено, что законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность (ст. 13). Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно ст. 44 государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также по постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Определение принципов осуществления отношений собственности отнесено ст. 97 к компетенции Палаты представителей.
Более полной по правовой регламентации права собственности является Конституция Украинской Республики, принятая 28 июня 1996 г. Формы собственности в ней не названы, но ст. 41 содержит указание о том, что для удовлетворения своих потребностей граждане могут пользоваться объектами государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом. Конкретные объекты прав государственной коммунальной собственности в Конституции не названы, а в ст. 13 перечислены объекты, составляющие "право собственности Украинского народа". Предусмотрено, что от имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией. Как и Конституция ФРГ, Конституция Украинской Республики закрепила редко включаемое в основные законы правило о том, что собственность "обязывает". В качестве пределов осуществления указано, что собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу, а в ч. 7 ст. 41 дополнительно указано, что использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Конституцией Украинской Республики на государство возложена задача обеспечения защиты всех прав субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики. Провозглашено равенство перед законом всех субъектов права собственности. Из числа объектов, перечисленных в ст. 13, особо выделена земля, которая объявлена основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантировано. Установлено, что это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).
Правовое регулирование частной собственности определяется правилами ст. 41 Конституции Украинской Республики. В этой статье предусмотрено, как и в Конституции РФ что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться "собственностью", а не "имуществом", как правильно указано в Конституции РФ, т.к. в гражданском праве всеми цивилистами признано, что "собственность" является общественным отношением, понятие "собственность" не тождественно понятию "имущество". Установлено также, что право частной собственности приобретается в порядке, установленном законом. Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости, а принудительное отчуждение с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения. Таким образом, в сравнении с Конституцией РФ основания отчуждения объектов частной собственности по Конституции Украинской Республики не конкретизированы. Однако правильно разграничены случаи изъятия объектов частной собственности с предварительным или последующим возмещением, которое возможно только в двух исключительных случаях.
Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. в ст. 9 предусматривает, что собственность может быть публичной и частной, она состоит из материальных и интеллектуальных ценностей и не может быть использована в ущерб правам, свободам и достоинству личности. Статья 127 определяет, что публичная собственность принадлежит государству или административно-территориальным единицам и, в отличие от конституций многих других государств, перечисляет объекты исключительно публичной собственности: все богатства недр, воздушное пространство, воды и леса, используемые в общественных интересах, природные ресурсы экономической зоны и континентального шельфа, пути сообщения, а также другие богатства, определенные законом. Частную собственность Конституция относит к основным правам и свободам граждан и предусматривает ее охрану. Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция объявлены основополагающими факторами экономики. Право частной собственности и взятые на себя долговые обязательства государства, а также наследование частной собственности гарантируются. Закреплено правило о том, что право частной собственности обязывает к соблюдению требований о защите окружающей среды и обеспечению добрососедства, а также к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника. Определение общего режима собственности и наследования отнесено ст. 72 к "органическим законам", принимаемым Парламентом. Раздел IV "Национальная экономика и финансы" содержит статьи об экономике, о собственности, финансово-кредитной и налоговой системах, внешнеэкономической деятельности, национальном публичном бюджете, Счетной палате. В статье 126 закреплено положение о том, что экономика Республики Молдова является рыночной, социально ориентированной, основанной на частной и публичной собственности, свободной конкуренции, а государство должно обеспечивать, в частности, регулирование экономической деятельности, управление принадлежащей ему публичной собственностью в соответствии с законом, свободу торговли, предпринимательской деятельности, защиту добросовестной конкуренции, рациональное использование земли и других природных ресурсов в соответствии с национальными интересами. Статья 127 объявляет, что государство охраняет собственность, гарантирует собственнику реализацию права собственности во всех формах, не вступающих в противоречие с интересами общества; устанавливает, что формирование, управление, использование и контроль за финансовыми средствами государства, административно-территориальных единиц и публичных учреждений регламентируются законом; никакие бюджетные расходы не могут быть утверждены без установления источника финансирования.

* * *

В Конституциях некоторых государств СНГ наряду с частной и государственной собственностью выделяются объекты, которые признаются общенациональными богатствами.
Так, Конституция Узбекской Республики устанавливает, что земля, воды являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охране государством. Согласно ст. 13 Конституции Украинской Республики земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны признаны объектами права собственности Украинского народа. Закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Из числа объектов, перечисленных в ст. 13, особо выделена земля, которая объявлена основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантировано. Установлено, что это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. По Конституции Туркменистана на государство возлагается ответственность за сохранность национального историко-культурного наследия.
Отнесение жизненно важных природных и иных объектов к общественной, общенациональной или общенародной собственности свидетельствует о стремлении государства сохранить для всего общества национальные богатства, не допуская возможности их отчуждения и передачи в частную собственность, что обеспечивает социальную направленность деятельности государства. На ее реализацию и должно быть нацелено законодательство каждой страны.

В. Титов

"Право и экономика", N 8, август 2004 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]