Судить будут по-новому
Система арбитражных судов меняется кардинальным образом.
Теперь спорить с налоговиками станет сложнее, а вот подавать апелляционные
жалобы - проще.
Недавно в Москве прошло совещание председателей арбитражных судов
во главе с Владимиром Яковлевым. Заявленный список участников события
впечатлял: Дмитрий Медведев, руководитель Администрации Президента,
Владимир Иванов, помощник Президента, Владимир Устинов, генеральный
прокурор, и многие другие высокие сановники. Большинство из них
действительно приехали на мероприятие, однако предпочли ограничиваться
в выступлениях короткими приветствиями или вообще чинно молчали,
предоставив главное слово председателю Высшего Арбитражного Суда.
Владимир Яковлев рассказал о работе арбитражей за последние 12 лет,
о том, какие проблемы существуют у нашей судебной системы, и - самое
главное - чего ожидать от нее в 2005 году.
Председатель сообщил, что с каждым годом арбитражным
судам приходится рассматривать все больше дел, и судьи крайне загружены
работой. Причем больше половины споров, которые рассматривают арбитры,
связаны с обжалованием различных действий и решений чиновников.
Только в 2004 году количество дел, связанных с обжалованием актов
государственных структур возросло на 16,6 процента.
Особенно отличились в этом году сотрудники Пенсионного
фонда. Мало того, что общее количество заявлений, которые они подают
в суд, постоянно растет. Так ведь по 30 процентам этих заявлений
сумма требований составляет не более 100 рублей!
Как известно, госпошлина по заявлениям на обжалование
решений чиновников небольшая (с нового года - 2000 руб.). Сами же
чиновники при обращении в суд вообще пошлину не платят. Значит,
государственная пошлина не может покрыть всех расходов на содержание
судебного аппарата.
А ведь расходы на содержание арбитражных судов составляют
ежегодно минимум 16 миллиардов рублей. При этом за первые девять
месяцев 2004 года сумма государственной госпошлины, уплаченной в
бюджет, составила всего чуть больше одного миллиарда рублей.
Как выразился Яковлев, настораживает, что в некоторых
регионах, например в Башкортостане, Мордовии, Ярославле, Тамбовской
и Амурской областях, количество дел увеличивается особенно быстро.
"У нас такая судебная система, благодаря которой в
суд может обратиться любой, - говорит главный арбитр России, - отсюда
и колоссальная загруженность судов!" По мнению Яковлева, выходом
из этой ситуации будет введение обязательной досудебной процедуры
по так называемым спорам, возникающим из административных правоотношений.
К таким спорам, в частности, относятся налоговые, таможенные пререкания,
споры о привлечении к административной ответственности.
В Налоговый, Таможенный кодексы и другие законы планируется
внести поправки. Суть их вот в чем. Сейчас, если предприятие не
согласно с действиями чиновников, оно может сразу обратиться в суд.
Если примут поправки, предложенные Высшим Арбитражным Судом, то
прежде чем подавать иск на представителей власти, нужно будет обязательно
пожаловаться на чиновников в вышестоящую инстанцию. В какую конкретно
инстанцию обращаться и в каком порядке, будет прописано в "поправочном"
законе.
Как стало ясно из слов Владимира Яковлева, цель этой
досудебной процедуры - снизить количество обращений в арбитражные
суды, которые и так уже сильно перегружены.
Судов будет больше
Сейчас в России формируют систему апелляционных судов.
Всего их планируют создать 20, причем 13 из них должны были начать
работу уже в 2004 году.
Яковлев рассказал о проблемах, возникающих при создании
новых апелляционных арбитражных судов. Идея организации таких инстанций
не нова. По словам верховного арбитра, они с успехом действуют во
всем мире:
"Системы апелляционных процедур урегулирования конфликтов
существуют во всем мире. Например, я недавно побывал в Германии,
так там налогоплательщик сразу в арбитражный суд не пойдет, да у
него никто заявление и не примет. Сначала он обращается в налоговый
орган. Там существует специальное подразделение, которое рассматривает
жалобы. Если налогоплательщик прав и его претензии обоснованны,
то этот орган имеет власть удовлетворить их. Это быстро и бесплатно.
Если притязания жалобщика необоснованны и налоговики не убедили
фирму в их неправоте, то только тогда заявление отправляется в суд.
И это помогает избежать завала. За рубежом предприниматели и фирмы
предпочитают не доводить дело до весов Фемиды. Потому что суд -
это дорого и на судебных издержках фирма может просто разориться".
В России пока реально работают только три апелляционных
суда. Два находятся в Москве (один обслуживает столицу, а другой
- Московскую область), а третий работает в Санкт-Петербурге. Точный
адрес еще 13 судов уже определен. А вот местонахождение остальных
пока еще точно неизвестно.
Апелляционные суды создают для того, чтобы сделать
пересмотр судебных решений более профессиональным и независимым.
Ведь сейчас пока везде, кроме Москвы и Питера, одни и те же судьи
рассматривают дела - как в первой, так и в апелляционной инстанции.
Ведь среди арбитров не предусмотрено четкого разделения на тех,
кто работает в первой инстанции, а кто в апелляции.
Эту проблему как раз и должны вскоре решить апелляционные
суды. Но из-за большой загруженности арбитров при создании апелляционных
судов, по словам Яковлева, часто происходят сбои. Не хватает специалистов,
обладающих достойной квалификацией, которые смогли бы там работать.
Ведь сейчас в среднем на каждого арбитра первой инстанции приходится
почти по 60 судебных дел ежемесячно. Да и с помещениями проблема.
Владимир Яковлев с улыбкой вспомнил, как в одном городе мэрия хотела
разместить суд в здании, где на первом этаже находилось казино.
Председатель ВАС без судейского прошлого
Работать по-новому арбитражная система начнет с новым
председателем Высшего Арбитражного Суда - Антоном Ивановым. На момент
подписания номера в печать его кандидатуру рассматривали и Президент,
и Совет Федерации. Антон Иванов от общения с прессой упорно отказывается.
А вот Владимир Яковлев охотно рассказывает о своем преемнике: "У
меня сложилось о нем благоприятное впечатление. Я знаю его лично
не очень хорошо, но знаком с ним по профессиональной линии. Он закончил
с отличием юридический факультет Ленинградского государственного
университета. По окончании его был принят в аспирантуру. Работал
доцентом на кафедре гражданского права того же Ленинградского университета.
Потом перешел на практическую работу, стал отличным юристом и был
назначен начальником Управления юстиции по г. Санкт-Петербургу.
Cогласитесь, это довольно солидная работа. На этом посту он получил
опыт организаторской и руководящей деятельности, затем стал первым
заместителем генерального директора "Газпроммедиа".
Лично я наблюдал г-на Иванова как ученого, читал его
работы. Некоторое время он был редактором журнала "Правоведение",
а до нынешнего назначения - членом Совета по совершенствованию и
сертификации гражданского законодательства. Я не единожды видел
и слышал его в качестве человека, который проводил экспертизу законодательных
актов. В последний раз это было заключение по проекту Лесного кодекса.
В нем чувствуется крепкий, даже капитальный специалист в области
гражданского права, а для работы на посту председателя Высшего Арбитражного
Суда это очень важно. Думаю, он справится".
К этой положительной характеристике остается лишь
добавить, что судьей Антон Иванов пока не успел поработать...
Арбитраж - суд наш
--------------------------------T-------------------T-------------------¬
¦ ¦ 9 месяцев ¦Прогнозируемые дан-¦
¦ +---------T---------+ные за 2004 год ¦
¦ ¦ 2003 год¦2004 год ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Поступило дел ¦ 951 778 ¦ 978 464 ¦ 1 304 619 ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Рассмотрено в первой инстан-¦ 869 355 ¦ 809 344 ¦ 1 079 125 ¦
¦ции ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Обжаловано ¦ 101 729 ¦ 89 736 ¦ - ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Рассмотрено в апелляционной¦ 84 251 ¦ 74 722 ¦ 99 629 ¦
¦инстанции ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Рассмотрено в кассационной¦ 64 339 ¦ 58 447 ¦ 77 929 ¦
¦ инстанции ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Отменено ¦ 17 584 ¦ 14 594 ¦ - ¦
+-------------------------------+---------+---------+-------------------+
¦- Нагрузка на одного судью ¦ 41,3 ¦ 50,7 ¦ 50,7 ¦
L-------------------------------+---------+---------+--------------------
А. Андреева
"Расчет", N 1, январь 2005 г.