[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

За единое правовое пространство

За прошедший год органами государственной власти субъектов Российской Федерации принято около 40 тысяч нормативных правовых актов. Ни один из них не остался без внимания органов юстиции. Ежемесячно примерно в каждом десятом акте выявлялись нарушения федерального законодательства.
Нам удалось сохранить такое положение, когда свыше 90% из них отменялись либо претерпевали изменения только на основе наших юридических заключений без судебных споров.
Свое развитие получил федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, который сегодня содержит более 170 тысяч актов. Субъекты Российской Федерации стали использовать его в качестве электронного источника официального опубликования региональных актов. В этой области деятельности органы юстиции теперь наделены новой функцией по государственной регистрации уставов муниципальных образований. Осуществляться она будет с 1 января 2006 г., и у нас есть возможность полноценно подготовиться к этой работе.
Существенное место в работе по обеспечению единства правового пространства занимает контроль за ведомственным нормотворчеством. Министерством юстиции Российской Федерации проведена юридическая экспертиза около 10 тысяч ведомственных актов, из них зарегистрировано - более 5 тысяч. Только за 2003 год зарегистрировано 1075 актов, отказано в государственной регистрации 214.
Основными нашими задачами в этой области на предстоящий период являются:
повышение качества юридических заключений, закрепление существующего положения по отмене незаконных актов принявшими их органами без использования судебных процедур. Это уже не первый год, когда мы занимаемся этой работой на планомерной основе, без авралов, излишней политизированности и напряженности. Нами завершается разработка нормативной базы по созданию объединенного федерального банка законов и нормативных правовых актов Российской Федерации. Поэтому считаю, что сейчас следует подумать и об оптимизации организации этой работы в министерстве. Вряд ли нам необходимо наличие двух однородных структур, думаю, что наступило время для создания единого подразделения, полностью отвечающего за единство правового пространства страны.

Административная реформа

В рамках реформы Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России был проведен анализ функций федеральных органов исполнительной власти, подготовлены предложения по дальнейшим направлениям реформирования.
Вместе с тем эта работа показала, что в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости реального обеспечения прав и свобод гражданина, их защиты от административного произвола. Сложившаяся практика в этой области свидетельствует о низкой эффективности обжалования решений органов государственной власти, должностных лиц в вышестоящие инстанции.
Жалобы граждан вместо рассмотрения по существу зачастую направляются в органы, действия или решения которых обжалуются. Такой подход позволяет отстаивать узковедомственные корпоративные интересы, приводит к ущемлению прав граждан и затрудняет реализацию основных принципов правового государства.
В этой связи нами внесено в Правительство Российской Федерации предложение о наделении Министерства юстиции Российской Федерации полномочиями по разрешению споров между гражданами и органами исполнительной власти.
В настоящее время осуществляется разработка соответствующего механизма. Уверен, что это положительно скажется на обеспечении законности, правопорядка и единства правового пространства в Российской Федерации.
Конечно же, одними из важнейших событий в уходящем году были проведение референдума по проекту Конституции Чеченской Республики и выборов ее президента.
Министерство юстиции Российской Федерации приняло активное участие в этой работе: помимо разработки необходимой правовой базы велась разъяснительная работа среди населения, обеспечивалось голосование лиц, находящихся под стражей, осуществлялись иные организационные мероприятия. Как вы все знаете, референдум и выборы успешно проведены, результаты работы министерства получили положительную оценку в Правительстве России.
Кроме того, в 2003 году в конституционной области нами решалась сложная и абсолютно новая для нашей страны задача - законодательное обеспечение процесса объединения двух субъектов Российской Федерации.
Как известно, органы государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа выступили с инициативой объединения в один субъект Российской Федерации. Министерству было поручено сформулировать предложения по правовой основе воплощения этой инициативы в жизнь. В этой связи нами были подготовлены и представлены в Администрацию Президента Российской Федерации предложения по обеспечению процесса объединения, принималось участие в непосредственной подготовке проекта необходимого федерального конституционного закона.
На проведенном 7 декабря референдуме население поддержало данную инициативу, и, соответственно, в будущем году нам предстоит продолжить работу по нормативному обеспечению такого объединения.

Законопроектная деятельность

Обеспечение законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации является одним из приоритетных направлений в работе министерства.
Соответствующий проект плана на 2004 год нами подготовлен. В ходе его формирования была проведена юридическая экспертиза 75 концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов. В целях анализа практики исполнения разработанного нами постановления Правительства России о совершенствовании организации исполнения федеральных законов были организованы выезды в 13 министерств и ведомств. Результаты показали, что предложенные нами механизмы эффективны, обеспечивают высокое качество принимаемых правовых актов и своевременность подготовки необходимой нормативной базы при вступлении законов в силу.
В истекшем году Минюст России планомерно продолжал работу по совершенствованию действующего и разработке нового законодательства. При этом большинство разрабатываемых изменений и дополнений относились к таким базовым законам, как Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, министерство участвовало в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на реформирование электроэнергетики, деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и связи, совершенствование законодательства в связи с реформами трудовых отношений, пенсионного обеспечения и государственной службы.

Арбитражные управляющие

Постановлением Правительства Российской Федерации на Министерство юстиции Российской Федерации с марта этого года возложены функции регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Хочу сразу сказать, что эта новая для нас функция успешно освоена, нам удалось в кратчайшие сроки подготовить всю необходимую нормативно-правовую базу, в том числе и ведомственную. Проделана значительная работа по организационно-методическому обеспечению этой деятельности. Сегодня в единый государственный реестр включено 38 некоммерческих организаций, которые объединяют почти 5 тысяч арбитражных управляющих.
Значительная работа была проведена Министерством по организации их профессионального обучения. Минюстом России заключено 52 соглашения о сотрудничестве с высшими учебными заведениями в решении задач подготовки и переподготовки арбитражных управляющих. Прошли обучение, успешно сдали экзамены и получили свидетельства более 4 тысяч человек. Проходят обучение еще около 2 тысяч. Это позволяет нам обеспечить арбитражные суды достаточным количеством арбитражных управляющих.
Мы должны закрепить накопленный опыт, перейти в этой работе на плановую основу и, главное, сконцентрировать свои усилия на контрольной деятельности.
Нам необходимо активнее применять и административные полномочия в отношении арбитражных управляющих.

Политические партии

С учетом результатов состоявшихся думских выборов следует сказать, что главным итогом стало демократическое развитие и упрочение нашей многопартийной системы. Прежде всего, удалось существенно сократить количество субъектов политической деятельности как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации. Если до принятия закона действовало 190 общероссийских общественно-политических объединений и более 10 тысяч их региональных отделений, обладающих правом участвовать в выборах, то в настоящее время министерством зарегистрировано 50 политических партий и около 3 тысяч их региональных отделений.
Полагаю, что это позитивная тенденция, поскольку даже специалистам трудно разобраться в таком политическом многообразии, не говоря уже об обычном избирателе. Поэтому, не чиня бюрократических преград в реализации гражданами конституционного права на объединение, следует и впредь требовательно подходить к вопросам регистрации политических партий.
На сегодняшний день отказано в государственной регистрации 38 политическим партиям. При этом ни одно решение министерства не отменено в судебном порядке. В качестве примера достаточно сказать, что только в отношении регистрации партии "Либеральная Россия" было подано 45 исковых заявлений к Минюсту России, большинство из которых к настоящему времени рассмотрены и оставлены без удовлетворения.
Актуальной задачей, требующей постоянного внимания Минюста и его территориальных органов, является контроль за соблюдением политическими партиями, общественными и религиозными объединениями законодательства, уставных целей и задач.
Для ее выполнения утвержден и реализуется план контроля за их деятельностью.
За 2003 год специалистами министерства проведены проверки 31 партии.
По их результатам только центральным аппаратом Минюста вынесено 7 предупреждений, в отношении 5 партий направлены исковые заявления в суд о ликвидации. 8 политических партий исключены из государственного реестра как не подтвердившие регистрацию необходимого числа отделений в субъектах Федерации. Соответствующие меры реагирования предпринимались в отношении общественных и религиозных объединений.
Важнейшим направлением работы Минюста России по реализации государственной политики в сфере юстиции является противодействие экстремистским проявлениям в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений.
Так, решением Минюста исключена из государственного реестра "Национально-Державная партия России", которой неоднократно выносились предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Данное решение обжаловалось и оставлено судом в силе. Неоднократно было отказано в регистрации Национал-большевистской партии, а решением Главного управления Минюста России по Московской области деятельность межрегиональной общественно-политической организации НБП приостановлена. В этой связи "лимоновцами" был проведен ряд хулиганских акций, в том числе у здания министерства. Полагаю, что противоправная деятельность членов этой организации должна найти и адекватную оценку со стороны прокуратуры.

Судебно-экспертные учреждения

В рамках реализации Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на Минюст России возложено ведение государственного реестра экспертов-техников.
Нами оперативно проведена необходимая нормативная и организационная работа. Управление судебно-экспертных учреждений приступило к ведению государственного реестра экспертов-техников.
В этом году впервые стали налаживаться контакты наших специалистов с зарубежными коллегами. Делегация Минюста участвовала в Конференции Европейской Академии судебной экспертизы, установлены рабочие контакты с руководителями и ведущими экспертами Института криминалистических исследований национальной жандармерии (Франция), Нидерландским институтом судебных наук, Криминалистическим институтом Германии, Службой судебных наук Великобритании и многими другими.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина разработан проект по реорганизации структурного построения государственных судебно-экспертных учреждений и созданию Единой судебной экспертной службы Минюста России. Именно в создании единой вертикально интегрированной структуры, независимой от органов, осуществляющих уголовное преследование, мы видим дальнейшее направление развития судебной экспертизы в Российской Федерации.

Исполнение наказания

Министерство юстиции Российской Федерации принимает последовательные меры, направленные на либерализацию уголовной политики, прежде всего, в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления, на обеспечение соблюдения прав человека в местах лишения свободы, улучшение условий содержания осужденных. По нашей инициативе отменен ряд излишне жестких ограничений для осужденных в местах лишения свободы.
Реализация политики государства по гуманизации уголовного законодательства, исполнения уголовных наказаний привело к сокращению численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы с мая 2000 г. (когда содержалось наибольшее число подозреваемых, обвиняемых и осужденных) по настоящее время на 240 тысяч человек (22%), в том числе в следственных изоляторах - на 126 тысяч (46%). В целом с учетом осужденных, стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, численность спецконтингента в УИС сократилась на 330 тыс. человек.
Исполнение, разработанных по указанию Президента России В.В. Путина и принятых в ноябре поправок в федеральное законодательство, позволит сократить численность осужденных примерно на 100-150 тысяч человек без снижения эффективности достижения целей уголовного наказания.
При подготовке этих законов учтена большая часть предложений Минюста России по гуманизации исполнения наказаний, мерам социальной защиты для женщин, несовершеннолетних, инвалидов.
Одной из наиболее значимых для уголовно-исполнительной системы задач в предстоящем году является введение новых видов наказаний, таких как обязательные работы и ограничение свободы. Минюстом России разработаны проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации, необходимые для их введения и организации исполнения. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы имеет большое социальное значение. По предварительным прогнозам, такие наказания будут назначаться судами в отношении 110-120 тысяч человек в год. Эти люди не попадут в места лишения свободы и тем самым будут защищены от негативного влияния тюрьмы, сохранят социально полезные связи и жизненную перспективу.
В последние годы изменилось отношение к уголовно-исполнительной системе со стороны руководства государства. С большим вниманием относятся к ее проблемам Президент, Правительство, парламент страны, руководители субъектов Российской Федерации. В результате бюджетное финансирование за последние годы возросло в 5 раз, более эффективно реализуются федеральные целевые программы, направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных, условий их содержания.
С начала 2003 года нами введены в эксплуатацию четыре следственных изолятора с общим лимитом наполнения в 2,5 тысячи мест, 5 тюрем в течение года были перепрофилированы в следственные изоляторы, расширяются камерные площади в действующих. В результате лимит наполнения следственных изоляторов только в этом году увеличился почти на 10 тысяч мест. В итоге площадь, приходящаяся на одного подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, в среднем достигла установленного норматива.
На фоне ежегодного поступления в учреждения уголовно-исполнительной системы 30 тысяч больных туберкулезом благодаря повышению уровня противотуберкулезной помощи, доведению до установленных нормативов обеспечения учреждений системы медикаментами удалось сократить на 5 тысяч число больных осужденных и подследственных.

Судебные приставы

Напряженно работала в текущем году служба судебных приставов. За 10 месяцев в ее производстве находилось около 15 млн. дел об исполнении судебных и иных решений на общую сумму 770 млрд. рублей. Окончено более двух третей исполнительных производств, а это около 10 млн.
Хочу отметить некоторые (пока еще скромные) успехи у службы судебных приставов в пополнении доходной части бюджета. Это далось большими усилиями за счет внедрения новых форм работы: установления плановых заданий; активизации работы с наиболее крупными должниками, через регулярное заслушивание отчетов главных судебных приставов тех территорий, где складывалась наиболее неблагополучное положение. Своевременным средством воздействия на регионы явилась постановка результатов работы с крупными должниками на федеральный контроль. В настоящее время главный судебный пристав Российской Федерации лично контролирует работу почти со 170 крупными должниками перед бюджетом, имеющими задолженность свыше 100 млн. рублей. В результате в консолидированный бюджет Российской Федерации за 10 месяцев перечислено уже почти 20 млрд. рублей.
Вместе с тем в сфере исполнительного производства все еще немало огрехов, организационных упущений. Главное, что требуется в 2004 году от Департамента судебных приставов и территориальных органов министерства - это осуществление реальных мер к повышению эффективности работы по исполнению решений судов и актов специально уполномоченных органов.
В целом по стране фактическое исполнение юрисдикционных актов составляет пока не более 10% от сумм, предъявленных ко взысканию. Причины этого проистекают в том числе и из серьезных просчетов в профессиональной подготовке судебных приставов, неумении главных судебных приставов выстроить полноценное управление процессами в сфере исполнительного производства.
Требуется заметно усовершенствовать взаимоотношения с Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами. Это не дело, что налоговым органам возвращается с актами о невозможности взыскания каждое пятое их постановление. Необходимо продолжить работу с Верховным Судом Российской Федерации по сокращению случаев практически массового сегодня приостановления исполнения постановлений налоговых органов.
Тем более что судебные органы демонстрируют по этому поводу различный подход. В будущем году необходимо больше внимания уделить совершенствованию взаимодействия с Государственным таможенным комитетом, Российским фондом федерального имущества, Министерством внутренних дел. Например, нас не удовлетворяет нынешнее взаимодействие с органами внутренних дел, особенно после передачи им функций упраздненной налоговой полиции.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов

В истекающем году постоянно в центре внимания находились и вопросы улучшения работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Наметилось дальнейшее сближение позиций с судейским сообществом. Подписано соглашение с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Пожалуй, наиболее значимый результат деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов заключается в том, что в текущем году в сфере их ответственности не допущено ни одного случая причинения физического вреда судьям, заседателям и иным участникам судебного процесса.
В то же время я вынужден обратить внимание отдельных руководителей территориальных органов на существующую еще с их стороны недооценку работы на этом направлении. Например, в Ивановской области фактически провалили выполнение решения коллегии Минюста, объявившей совершенствование данной работы в качестве приоритетной.
В 2003 году удалось направить значительную часть дополнительно выделенной штатной численности на усиление работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. К концу года штат судебных приставов по ОУПДС должен возрасти более чем в полтора раза. Это серьезная сила, и теперь на передний план выходят задачи по скорейшему укомплектованию выделенной штатной численности подготовленными сотрудниками.
Я полагаю, что уже сейчас можно обеспечить должный порядок в судах. Служба судебных приставов в состоянии это сделать. Первоначальный этап комплектования штатов судебных приставов завершен.

Дознание и административная практика

В 2003 году были достигнуты положительные результаты в освоении службой судебных приставов функций дознания и административной практики. Процесс усвоения норм нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в службе судебных приставов происходил гораздо сложнее, чем в других правоохранительных органах. В них уже имелись устоявшиеся структуры подразделений по расследованию преступлений, подготовленные кадры, отработанные процедуры передачи и обработки оперативной информации, схема учета и составления статистической отчетности. Всего этого в службе судебных приставов не было.
За прошедшие полтора года сделано немало. В службе прослеживается неплохая динамика выявления и пресечения преступлений против правосудия, а также административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и порядок управления. За период с 1 июля 2002 г. по 31 октября 2003 г. рассмотрено более 20 тыс. заявлений о преступлениях, расследовано 1579 уголовных дел, каждое третье из них направлено с обвинительным актом в суд. Если вспомнить предшествующие годы, то в целом по стране в 2000 году правоохранительными органами в суды было направлено всего 106 дел соответствующей категории, а 2001 году - 189. Таким образом, наделение судебных приставов функцией дознания привело к более эффективному использованию в интересах государства и граждан уголовно-правовых мер воздействия на преступников. К тому же дознавателями службы в ходе расследования преступлений реально возмещен ущерб на сумму 248 млн. рублей. Вместе с тем было бы наивным представлять дело так, что в службе по этому вопросу все гладко и идеально. На этапе становления института дознания акцент был сделан в основном на создание отделов (групп) дознания в аппарате главных судебных приставов. В то же время в большинстве регионов старшие судебные приставы районных, межрайонных подразделений - по УПК Российской Федерации они самостоятельные органы дознания - еще так и не приступили к реализации новых функций. Над устранением этого перекоса Департаменту судебных приставов и территориальным органам Министерства предстоит в 2004 году серьезно поработать. Одним словом, следует полнокровно включить в эту работу руководителей районного звена службы.
За полтора года работы приставами выявлено более 20 тыс. административных правонарушений. Только в виде штрафов с правонарушителей за 9 месяцев текущего года взыскано больше 3 млн. рублей. Тем не менее в ряде регионов по-прежнему отмечается боязнь судебных приставов (в основном по ОУПДС) применять новые полномочия в сфере административной юрисдикции. Сказывается отсутствие необходимой профессиональной подготовки, а также рабочих контактов с представителями судейского корпуса. Думаю, что Департаменту судебных приставов требуется проявлять больше инициативы в постановке проблемных вопросов перед Верховным Судом Российской Федерации.
В 2004 году Министерство совместно с другими заинтересованными ведомствами должно подготовить соответствующие требованиям времени проекты федеральных законов о судебных приставах и об исполнительном производстве. Дело в том, что принятые в 1997 году федеральные законы безнадежно устарели и даже сдерживают дальнейший рост эффективности работы судебных приставов.
Минюстом России осуществлена разработка редакций федеральных законов "О государственных (вместо судебных) приставах" и "Об исполнительном производстве", которые в настоящее время рассматриваются межведомственной рабочей группой, образованной Руководителем Администрации Президента Российской Федерации. Мы должны обеспечить самое активное участие работников Министерства в формировании этих важнейших законов.

Адвокатура

Большой объем работы Минюста России связан с проведением государственной политики в сфере адвокатуры. Трудно переоценить вклад органов юстиции в обеспечение граждан юридической помощью, защиту прав и законных интересов.
В 2003 году основная деятельность Минюста России и его территориальных органов в этой области была направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Нами разработаны все необходимые для этого нормативные акты.
Совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации организовано проведение первого Всероссийского съезда адвокатов Российской Федерации, на котором принято решение об образовании Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, избран ее совет, приняты устав и кодекс профессиональной этики адвокатов.
Таким образом, адвокатское сообщество организовано, необходимая нормативная база для его деятельности сформирована. На повестку дня выходит использование предоставленных нам контрольных функций. Глубоко убежден, что активная и принципиальная позиция органов юстиции в вопросах соблюдения адвокатами законодательства и правил профессиональной этики - залог качества оказываемой ими гражданам юридической помощи.

Регистрация прав на недвижимость

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 89 учреждений юстиции по регистрации прав с разветвленной сетью филиалов и представительств, в которых работают свыше 22 000 человек, их них более 4400 регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом с момента начала работы учреждений юстиции по регистрации прав и до настоящего времени ими было зарегистрировано более 50 млн. прав, ограничений (обременений) прав и сделок с недвижимостью.
Перспективы развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним во многом определены Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В 2003 году завершился первый этап ее реализации, в Правительство Российской Федерации представлен отчет о результатах выполнения программных мероприятий. В следующем году мы должны заложить основы для выполнения ее второго этапа.
Однако развитие системы не должно связываться только с этой программой, поскольку в нее заложено решение, в основном технических и методических проблем. Главная же проблема остается нерешенной. Уже в течение нескольких лет мы ведем речь о создании единой системы регистрации прав на недвижимость Минюста России. Тем не менее каких-либо позитивных видимых сдвигов или результатов в этом направлении мы так и не добились. По существу, эта работа по-настоящему так и не началась, вопрос просто завяз в бесконечных согласованиях и разговорах о трудностях в его решении.
Такое положение считаю недопустимым. Совершенно очевидно, что в существующем положении система регистрации дальше полноценно развиваться не может, она перестает соответствовать современным требованиям и условиям жизни.
Нам необходимы кардинальные решения, способные вывести ее на новый уровень, сделать ее в полном смысле этого слова единой для всей страны, оперативной и доступной для каждого человека.

Международное сотрудничество

В уходящем году продолжалось целенаправленное осуществление усилий по расширению и углублению участия Министерства юстиции Российской Федерации в международном сотрудничестве.
Минюстом России обеспечена подготовка и подписание 8 международных договоров России.
Успешно реализованы мероприятия, предусмотренные на этот год программами сотрудничества Совета Европы и России. Делегация Минюста России приняла плодотворное участие в 25-й Конференции европейских министров юстиции.
В ходе визита в декабре 2003 г. делегации Минюста России в Страсбург проведены встречи с руководством Совета Европы и Европейского суда по правам человека, в ходе которых состоялось обсуждение вопросов развития сотрудничества в правовой сфере и в области защиты прав человека, в том числе по реализации инициативы министерства о создании под эгидой Совета Европы общеевропейского регистра нормативных актов.
Во многом усилиями министерства обеспечено представление на 79-й сессии Комитета ООН по правам человека пятого периодического доклада Российской Федерации о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах.
Большое внимание уделяется межведомственному взаимодействию с зарубежными коллегами на двусторонней основе. На сегодняшний день заключено 32 межведомственных соглашения о сотрудничестве и 24 иных документа о взаимодействии с иностранными партнерами. Особенно тесное взаимодействие в рамках существующих соглашений и программ осуществляется Минюстом России с министерствами юстиции Беларуси, Германии, Монголии, Италии, Франции, Финляндии, Швеции.
Необходимо также отметить, что в рамках компетенции Минюста России выполняется большой объем работы по организации исполнения обязательств и реализации прав Российской Федерации, вытекающих из международных договоров.
Данное направление работы становится все более актуальным и напряженным, особенно в связи с присоединением России к ряду многосторонних международных договоров, что ведет к значительному увеличению числа стран-партнеров, а также и количества направляемых и исполняемых запросов, число которых измеряется десятками тысяч.
Уверен, что назрел вопрос назначения Минюста России координационным органом по вопросам оказания международной правовой помощи. Без наличия такого центра добиться эффективности в исполнении принятых обязательств и уж тем более реализации своих прав в современных условиях просто не возможно.
Итоги работы министерства в 2003 году показывают, что система юстиции страны продолжает динамично развиваться, деятельность наших органов и учреждений реформируется, наполняется новым современным содержанием.
Минюст России активно и достойно участвует во всех политических событиях страны, уверенно решает новые вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

Ю. Чайка,
министр юстиции Российской Федерации

"Российская юстиция", N 2, февраль 2004 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]