[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

О балансе корпоративных интересов из практики Конституционного Суда РФ

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым (ст. 1), социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В связи с этим в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)*(1). В то же время осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, а также основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
Все вышесказанное по аналогии распространяется и на юридические лица (далее - ЮЛ), которые, как признано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 г. N 17-П, "созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"*(2). Минская Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. специально выделяет равный режим осуществления и защиты некоторых прав (права на собственность) в отношении физических и ЮЛ (ст. 26).
Одной из основных целей создания ЮЛ являются оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов в имущественной и/или нематериальной сфере. Применительно к корпорациям (в отечественном праве: акционерные общества (далее - АО), общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы) в современной литературе и судебной практике все чаще говорят о балансе корпоративных интересов. Поиск компромиссов между интересами собственников, управляющих, работников, кредиторов (в первую очередь, облигационеров), контрагентов, потребителей и общества (социума) в целом как целеполагание мы называем в качестве одной из характерных черт корпоративного управления*(3). Это находит отражение в различных отраслях права и законодательства, регулирующих деятельность корпораций, в т.ч. в гражданском и трудовом праве, и базируется на конституционных принципах.
Так, в ч. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. N 14-П*(4) указано, что в силу ст. 8, 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 2) и 55 Конституции РФ и конкретизирующих их основных начал гражданского законодательства осуществление предпринимательской деятельности, свободы договоров и права собственности не должно нарушать права и свободы других лиц; поэтому при определении правового положения АО как участников гражданского оборота и пределов осуществления ими своих прав и свобод законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов акционеров и третьих лиц, в т.ч. кредиторов.
В ч. III п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 г. N 3-П*(5) (далее - Постановление N 3-П) указано, что федеральный законодатель в рамках соответствующего регулирования должен обеспечивать - в силу требований ст. 1 (ч. 1), 7 (ч. 1), 8 (ч. 1), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ - баланс конституционных прав и свобод, справедливое согласование прав и законных интересов сторон, являющееся необходимым условием гармонизации отношений в России как социальном правовом государстве.
В последнем случае предметом рассмотрения явились взаимосвязанные нормы п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК и ч. II п. 4 ст. 69 ФЗ "Об АО", регулирующие досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом ЮЛ, в т.ч. советом директоров (наблюдательным советом) АО, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) (далее - уполномоченным органом ЮЛ) решения о досрочном прекращении с ним трудового договора.
Положения ст. 37 Конституции, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, вместе с тем предопределяют обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в т.ч. надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в РФ.
При этом ст. 19 Конституции, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, не препятствует законодателю устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в т.ч. вводить особые правила прекращения с ними трудовых правоотношений, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно значимым целям.
Правовой статус руководителя ЮЛ существенно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организации. Он осуществляет руководство ЮЛ, выполняет функции его единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (ст. 273 ТК, п. 1 ст. 53 ГК). В силу заключенного трудового договора руководитель реализует права и обязанности ЮЛ как участника гражданского оборота, в т.ч. полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом. Выступая от имени ЮЛ, руководитель должен действовать в его интересах добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК). Это одно из немногих позитивных требований законодателя к руководителю, которое конкретизируется в основаниях возлагаемой на него ответственности, локальных нормативных актах и трудовом договоре*(6). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само ее существование (ч. 2 п. 4 Постановления N 3-П).
Итак, вводимые законодателем ограничения трудовых прав руководителя ЮЛ обоснованы, но в силу ч. I ст. 55 Конституции должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям*(7).
Реализация экономических прав и свобод (ст. 8, ч. I ст. 34, ч. II ст. 35 Конституции) предполагает наделение собственника имущества ЮЛ конкретными правомочиями, позволяющими ему в целях достижения максимальной эффективности экономической деятельности и рационального использования имущества самостоятельно назначать (выбирать) руководителя, которому доверяется управление созданным ЮЛ, принадлежащим собственнику имуществом, обеспечение его целостности и сохранности, и прекращать трудовой договор с ним.
По смыслу п. 2 ст. 278 ТК и ч. II п. 4 ст. 69 ФЗ "Об АО" в их взаимосвязи со ст. 81 и п.п. 1 и 3 ст. 278 ТК, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа ЮЛ в исключение из общих правил не требуется указывать конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, т.к. законодатель не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры юридической ответственности.
Возможно возникновение обстоятельств, которые требуют для реализации и защиты прав и законных интересов собственника прекращения трудового договора с руководителем, но не подпадают под конкретные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные действующим законодательством (например, п.п. 1-12 ч. I ст. 81, п. 1 ст. 278 ТК) или условиями заключенного с руководителем трудового договора (п. 3 ст. 278 ТК): изменение положения собственника имущества ЮЛ как участника гражданских правоотношений, смена стратегии развития бизнеса, цели повышения эффективности управления ЮЛ, избрание нового единоличного исполнительного органа, передача его функций управляющему и т.п.*(8)
Следовательно, закрепление в п. 2 ст. 278 ТК и ч. II п. 4 ст. 69 ФЗ "Об АО" правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем ЮЛ, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в т.ч. определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать свое имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, т.е. установлено законодателем в конституционно значимых целях*(9).
Однако, баланс прав и интересов требует, чтобы предоставление собственнику права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем ЮЛ предполагало, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации. Такой гарантией и необходимым условием расторжения договора является выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором (ст.ст. 278, 279 ТК).
В практике западных компаний при заключении контрактов с топ-менеджерами обычно оговаривается специальное вознаграждение, выплачиваемое компанией в случае досрочного увольнения менеджера без совершения им виновных действий (в т.ч. и по уважительной причине: при выходе на пенсию, переходе на другую должность и т.д.). В США такие положения контрактов получили название "золотого парашюта". Подчас размер вознаграждения сопоставим с годовым доходом данного руководителя. В последнее время аналогичные нормы стали встречаться и в договорах, заключаемых с руководителями крупных российских компаний.
Российский законодатель не устанавливает конкретный размер компенсации и не ограничивает ее каким-либо пределом. Исходя из целевого назначения этой выплаты - максимально компенсировать увольняемому лицу неблагоприятные последствия, вызванные потерей работы, размер компенсации может определяться с учетом времени, остающегося до истечения срока действия трудового договора, тех сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя ЮЛ, дополнительных расходов, которые он вынужден будет понести в результате досрочного прекращения договора, и т.п.
Отсутствие в трудовом договоре условия о выплате компенсации и ее размере, в связи с тем, что договор заключался до введения в действие ТК, а необходимые изменения в него не были внесены, не освобождает собственника от обязанности выплатить компенсацию (ч. IV п. 4.2. Постановления N 3-П). В силу ч. II ст. 424 ТК (о применении норм кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие), трудовой договор с руководителем ЮЛ может быть расторгнут на основании п. 2 ст. 278 и в случае, когда он был заключен до 1.02.2002 г. Вопрос о размере компенсации, как следует из ст. 279 ТК, решается по соглашению сторон, а не собственником в одностороннем порядке. В случае возникновения спора суммы, подлежащие выплате, должны определяться по решению суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, цели и предназначения данной выплаты.
В то же время правоприменительная практика показала, что отсутствие в ст. 279 ТК указания на минимальный размер данной выплаты по сути означает лишение руководителя ЮЛ при увольнении по п. 2 ст. 278 ТК законодательно установленной гарантии, приводит к несоразмерному ограничению права на выбор рода деятельности и профессии, права на защиту от безработицы, иных, связанных с ними, прав и свобод человека и гражданина, к нарушению равенства при осуществлении трудовых прав, баланса прав и законных интересов сторон трудового договора, противоречит ч. III ст. 17, ч. I и II ст. 19, ч. I ст. 21, ч. I и III ст. 37 и ч. III ст. 55 Конституции.
Досрочное расторжение с руководителем ЮЛ трудового договора без указания, в исключение из общих правил, мотивов такого решения требует предоставления ему повышенной компенсации, а ее минимальный размер должен быть сопоставим с выплатами, предусмотренными действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с руководителем по не зависящим от него обстоятельствам, во всяком случае не может быть меньше, чем при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации (ст. 181 ТК).
Итак, Конституционный Суд, рассмотрев дело по существу, признал конституционность того, что ТК вслед за законами о хозяйственных обществах признал право коммерческой организации на увольнение руководителя до истечения срока действия его трудового договора вне зависимости от совершения им каких-либо виновных действий*(10). Такая позиция больше соответствует и потребностям рыночной экономики, и требованиям абстрактной справедливости.
В то же время ст. 279 ТК, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа ЮЛ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, признана не соответствующей ч. I и II ст. 19, ч. I и III ст. 37 и ч. III ст. 55 Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю ЮЛ в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.
Впредь до внесения в действующее законодательство необходимых изменений в соответствии с Постановлением N 3-П гарантированный минимальный размер компенсации, выплачиваемой руководителю организации при расторжении с ним трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК и ч. II п. 4 ст. 69 ФЗ "Об АО", не может быть ниже, чем это определено действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с руководителем ЮЛ по не зависящим от него обстоятельствам.
Представляется, что Конституционный Суд РФ существенно дополнил пока молодую отечественную доктрину баланса корпоративных интересов на примере норм о руководителе АО.

В.В. Долинская,
доцент кафедры гражданского и семейного права
Московской государственной юридической академии,
кандидат юридических наук

"Российская юстиция", N 2, февраль 2006 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также ст. 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217А (III) ГА ОНН от 10 декабря 1948 г., ст. 26 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, подписанной в Минске 26 мая 1995 г. и др.
*(2) СЗ РФ. - 1996. - N 45. - Ст. 5202.
*(3) См.: Долинская В.В. Корпоративное управление // Ежегодная международная научно-практическая конференция "Государство, право, управление": Материалы конференции. - Москва, 2004.
*(4) См.: Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - N 5.
*(5) См.: СЗ РФ. - 2005. - N 13. - Ст. 1209.
*(6) См. подробнее: Долинская В.В. Правовое положение руководителя организации // Трудовое право. - 2005. - N 3. - С. 62-76.
*(7) См. подробнее: Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции: Учеб. пособие для вузов. - М., 2004. - С. 64, 68, 70.
*(8) См. также: Куренной А. Контракт с руководителем предприятия // Закон. - 1995. - N 10.
*(9) См. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 г. N 3-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2004. - N 2.
*(10) См. также: Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - N 7. - С. 22.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]