[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Арбитраж хочет умыть руки. И передать бесспорные дела налоговикам

Арбитражные суды нужно избавить от необходимости ликвидировать фирмы-однодневки и принимать решения по взысканию неоспариваемой задолженности в бюджет и внебюджетные фонды - об этом 3 марта на интернет-конференции компании "Гарант" заявила председатель Федерального арбитражного суда Московского округа Людмила Майкова. "Даже такое богатое государство, как США, не может себе позволить проводить полную судебную процедуру в таких случаях. А у нас арбитражные суды, в том числе и кассационной инстанции, перегружены столь малозначительными делами", - заметила Людмила Николаевна.
По мнению председателя ФАС Московского округа, использование американского опыта поможет решить как минимум одну из названных проблем - взыскание обязательных платежей.
"В США все дела по обязательным платежам находятся в ведении системы, которая действует при исполнительных органах власти, аналогичных МНС России. Думаю, что и у нас можно было бы установить внесудебный, прямой порядок взыскания этих платежей, а суд подключался бы только тогда, когда нарушаются права плательщиков", - сообщила Людмила Майкова.
Другой "больной зуб" арбитражных судов - пропавшие должники, или фирмы-однодневки. Конечно, для них сейчас предусмотрена упрощенная процедура ликвидации, но даже это слишком накладно для государства, считает председатель ФАС Московского округа. "Правильнее было бы, чтобы эти юридические лица ликвидировались налоговой инспекцией, а суды освободились бы от ненужных дел, - сказала Людмила Майкова, - ведь арбитраж призван разрешать споры, а в случае с такими фирмами ни о каком споре речи не идет".
Прогрессивность возглавляемого ею суда председатель ФАС ненавязчиво продемонстрировала, рассказав об удовлетворенных исках предпринимателей по старой "упрощенке". Суть проблемы в следующем. Предприниматели, зарегистрировавшиеся до вступления в силу главы НК РФ об упрощенной системе налогообложения (то есть до 1 января 2003 года), требовали от налоговых органов выдавать им патент и разрешать применять "упрощенку", действовавшую во время их регистрации. Ведь Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ гарантирует бизнесменам сохранение льгот в течение первых четырех лет деятельности.
Большинство российских арбитражных судов страны поддерживали позицию налоговиков: они обязывали предпринимателей пользоваться новой упрощенной системой. Однако в декабре 2004 года Конституционный суд занял противоположную позицию*(1). А вот ФАС Московского округа еще до определения КС РФ в таких спорах вставал на сторону налогоплательщиков.
"Конечно, мы не обязывали налоговые органы выдавать патент - нельзя выдать то, чего больше не существует. Но, по нашему мнению, предприниматель может рассчитывать на те льготы и ту систему налогообложения, которую закон гарантировал сохранить в течение четырех лет", - подчеркнула Людмила Майкова.

Кстати

Налоговики всемерно поддерживают точку зрения, высказанную Людмилой Майковой о ликвидации фирм-однодневок. МНС России считает, что суды не должны участвовать в этом процессе. В настоящее время Единый госреестр юридических лиц содержит порядка миллиона записей о несуществующих организациях. На прошлой неделе руководитель департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергей Дуканов заявил: "Если к процессу ликвидации миллиона фирм-призраков привлекать суд, то на это понадобится 12 лет и 20 миллиардов рублей". Сейчас налоговое министерство занято активными разработками законопроекта об упрощенной ликвидации таких организаций. Документ предусматривает, что юридические лица, не имеющие органов управления, недвижимости, транспортных средств, не представляющие отчетность, будут ликвидироваться по решению налогового органа.

Ф. Суворов

"Учет, налоги, право", N 9, март 2004 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. "УНП" N 7, 2004, стр.4 "Патент скорее жив, чем мертв".

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]