[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Рынок как объект правового регулирования

С развитием рыночной экономики в юридическую терминологию вошло понятие "рынок". Его можно встретить в нормах Гражданского кодекса РФ (п.1 ст.10, ст.401, 1033, 1222), Налогового кодекса РФ (ст.40, 188, 214.1), Таможенного кодекса РФ (ст.1), законов "О рынке ценных бумаг"*(1) (ст.1-7 и др.), "О валютном регулировании и валютном контроле"*(2) (ст.4), "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(3) (ст.18), "О зерне"*(4) (гл.4) и многих других.
Понятия "товарный рынок" и "рынок финансовых услуг" приобрели правовое значение и повсеместно используются в нормативных актах с принятием законов "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(5) (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках) и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(6) (Закон о конкуренции на финансовых рынках).
Несомненно, понятие "рынок" характеризует экономические отношения, возникающие прежде всего в связи с обменом материальных благ, а также с производством и распределением этих благ. Лишь определенная часть этих отношений подвергается правовому регулированию. Так, не могут быть регламентированы нормами права экономические отношения на рынке, связанные с действием механизма спроса и предложения, и т.д.
Не все экономические термины, даже в ряде случаев употребляющиеся в нормативно-правовых актах, имеют правовое значение. Например, характеристика понятий спроса и предложения на рынке содержится в нормативных актах антимонопольной направленности*(7). Под спросом понимается предельное (максимальное) количество товара, которое покупатели могут приобрести на рынке при данной цене, а закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сохраняется при ее росте. Предложение - это предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. Закон предложения заключается в том, что последнее растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении. Использование в нормативных актах указанных категорий, характеризующих рынок, не означает, что они подвергаются правовому регулированию. Попадая в нормативные правовые акты, эти и некоторые другие экономические понятия часто перегружают соответствующие нормы, что создает сложности при их толковании.
В литературе предлагаются различные определения понятия рынка, имеющие экономический характер. Наиболее распространенной является его трактовка в качестве особого механизма взаимодействия между продавцами и покупателями. Так, Р. Барр понимает под рынком совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства*(8). Похожее толкование предлагают К. Макконелл и С. Брю, рассматривая рынок как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между конкурентами или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара или услуги*(9). Р.О. Халфина полагает, что рынок "является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, определяются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства"*(10).
Другие авторы утверждают, что рынок - это определенная территория. По мнению А. Курно, "под рынком подразумевается не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а вся территория, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются"*(11). Исходя из этого, различаются следующие типы рынков: местные, региональные, национальные и международные.
Существует также определение рынка как совокупности сделок купли и продажи товаров. Как пишет Е.Ф. Борисов, "в такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине"*(12). По сути, рынок сводится к обороту (обращению) товаров. Эта точка зрения получила развитие в российском законодательстве, в соответствии с которым выделяются товарные и финансовые рынки.
В частности, товарный рынок определяется как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Похожая формулировка содержится в нормах Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.5 ст.40 НК РФ рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. В данном определении содержится указание не только на возможность покупателя приобрести товар на соответствующей территории, но и на возможность продавца его реализовать. Причем рынок не ограничивается территорией Российской Федерации, а может выходить за ее пределы, что свидетельствует о наличии международных рынков.
Под рынком финансовых услуг понимается сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям (ч.4 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Из упомянутых законодательных определений следует, что правовому регулированию подвергаются экономические рыночные отношения, связанные с обращением (оборотом) товаров (работ, услуг) на определенной территории. Несмотря на то что оборот является важнейшей характеристикой рынка, сводить последний лишь к обороту было бы неверно. Оборот характеризует именно динамику (а не статику) рынка. В определенные периоды времени оборот (как совокупность сделок) на конкретном рынке может быть незначительным либо равным нулю, что не означает отсутствие самого рынка.
С правовой точки зрения весьма значимой является законодательная характеристика рынка финансовых услуг в качестве сферы предпринимательской деятельности.
На наш взгляд, рынок (рыночные отношения) как объект правового регулирования - это регулируемая нормами права совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением на основе конкуренции предпринимательской деятельности в определенных сферах (областях) производства, продажи или приобретения взаимозаменяемых или идентичных товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (ее части) либо за ее пределами, причем эти отношения возникают между лицами, хотя бы одно из которых является субъектом предпринимательства.
Представляется, что отношения по продаже или приобретению имущества, возникающие без участия предпринимателей (например, только между физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей), не следует рассматривать в качестве рынка. Данный вывод следует из установленного законодательством правила о том, что на рынке должны действовать, наряду с иными лицами, специальные субъекты предпринимательской деятельности (на товарном рынке - хозяйствующие субъекты, на рынке финансовых услуг - финансовые организации) (см. ч.6 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках, ч.5 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках). К хозяйствующим субъектам и финансовым организациям не относятся физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Немалое правовое значение имеют следующие основные признаки рынка (рыночных отношений):
1) рынок как определенная сфера (область) предпринимательской деятельности, включая оборот;
2) специальные субъекты рынка;
3) территория (территориальные границы) рынка.
1. Рынок - это сфера (область) предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе конкуренции, по производству, продаже, приобретению определенных товаров (работ, услуг), пользованию имуществом.
Например, можно говорить о самостоятельных рынках производства и продажи отдельных товаров: хлебобулочных изделий, пива, куриных окорочков, отечественных или иностранных автомобилей, строительно-отделочных материалов, недвижимости, а также продажи ценных бумаг, предоставления кредитов, оказания страховых и лизинговых услуг и т.д.
Объектами соответствующей сферы предпринимательской деятельности (т.е. объектами рынка) являются взаимозаменяемые (однородные) или идентичные товары, работы, услуги, деньги, ценные бумаги и др. Они также выступают в качестве объектов оборота на рынке.
Под товаром понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (ч.2 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Установление товара, свидетельствующего о наличии рынка как сферы (вида) предпринимательской деятельности, осуществляется по показателям, характеризующим потребительские свойства данного товара, условия его потребления (эксплуатации), реализации. Первоначально определяется принадлежность товара к классификационной группе с использованием действующих классификаторов продукции (работ, услуг) и видов деятельности, товарных словарей и справочников товароведов, с учетом ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей*(13).
Действующее законодательство использует по отношению к товарам термины "взаимозаменяемые", "идентичные" и "однородные".
Взаимозаменяемые товары могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного) (ч.3 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Близким по значению является понятие однородных товаров. Таковыми признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (п.7 ст.40 Налогового кодекса РФ). При определении однородности товаров учитываются их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
Идентичными считаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, например, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде идентичных товаров могут не приниматься во внимание (п.7 ст.40 Налогового кодекса РФ).
При определении товарной группы на соответствующем товарном рынке (т.е. так называемых продуктовых границ рынка) принципиальное значение имеет мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости или идентичности товаров. Оно определяется в результате сплошного или выборочного опроса, проводимого антимонопольными органами и иными полномочными органами исполнительной власти, и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Исследование проводится по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара и т.д.).
Финансовая услуга как объект рынка финансовых услуг - это деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц (ч.2 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
В качестве финансовых услуг рассматриваются: осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Оборот на рынке свидетельствует о совершении сделок в рамках конкретной сферы (вида) предпринимательской деятельности. Как уже упоминалось, рынок не следует сводить к обороту. Последний характеризует динамику деятельности на рынке, которая может быть более или менее интенсивной (активной).
Оборот на рынке - это совокупность сделок (и возникших на их основе обязательств), совершаемых субъектами рынка в процессе осуществления ими (одним их них) предпринимательской деятельности в отношении определенных товаров (работ, услуг) на соответствующей территории в стоимостном (денежном) выражении. Оборот на рынке (его можно назвать предпринимательским оборотом) является разновидностью более широкого понятия имущественного оборота. В гражданском законодательстве содержится определение оборотоспособности, под которой понимается возможность свободного отчуждения определенных объектов или свободный переход от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (см. ст.129 ГК РФ). Виды ограниченно оборотоспособных объектов или полностью изъятых из оборота определяются в порядке, установленном законодательством. В частности, Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
Таким образом, понятие "имущественный оборот" характеризует сделки, совершаемые с участием субъектов предпринимательства или без их участия - например, исключительно между гражданами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, либо некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, и т.п. Сделки, совершаемые без участия субъектов предпринимательства, не включатся в оборот на рынке (предпринимательский оборот).
В Гражданском кодексе РФ также используется понятие "обычай делового оборота". Таковым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5 ГК РФ). При буквальном толковании данной нормы получается, что термин "деловой оборот" обозначает определенную сферу (область) предпринимательства, а не совокупность совершаемых сделок. Вместе с тем, использование термина "деловой" применительно к обороту указывает на то, что законодатель выделяет именно оборот на рынке (предпринимательский оборот) из имущественного оборота. Представляется, что в данном случае правильнее было бы говорить об обычаях рынка, включая и оборот на нем.
В нормативно-правовых актах о конкуренции и монополии определение понятия оборота на рынке сформулировано лишь применительно к рынку финансовых услуг. Причем оборот трактуется достаточно узко, т.е. в отношении деятельности конкретной финансовой организации.
Так, в п.4 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций*(14) под оборотом финансовой услуги понимается сумма денежных средств, привлеченных и использованных финансовой организацией за отчетный период в результате ее деятельности на рынке финансовой услуги*(15). В данном случае речь идет о доле финансовой организации в обороте на рынке финансовых услуг (или об обороте именно этой финансовой организации), а не об обороте на данном рынке.
Оборот на рынке финансовых услуг имеет свое конкретное выражение в сумме денежных средств, привлеченных к использованию в результате совершения сделок и оказания услуг на данном рынке всеми финансовыми организациями и потребителями услуг за отчетный период (месяц, квартал, год). Соответственно оборот на товарном рынке выражается в общем объеме сделок по приобретению и реализации (поставки) товара всеми продавцами и покупателями на территории этого рынка за отчетный период в денежном выражении.
Конкретная сфера (область) предпринимательской деятельности, характеризующая рынок, в основном предполагает наличие конкуренции. Существование определенных рынков без конкуренции является исключением.
Содержащееся в законах о конкуренции на товарных и финансовых рынках определение конкуренции имеет экономический характер. Так, под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов на товарном рынке и финансовых организаций на рынке финансовых услуг, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения (предоставления) товаров (работ, услуг) на соответствующих рынках (см. ч.6 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках, ч.5 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Представляется, что конкуренция - это экономические состязательные отношения между субъектами предпринимательства, связанные с совершением ими конкурентных действий, во-первых, осуществляемых в определенных сферах деятельности (на рынках), во-вторых, направленных на получение наибольшей прибыли посредством удовлетворения потребностей покупателей (потребителей), в-третьих, ограничивающих возможность каждого из этих субъектов воздействовать на общие условия оборота (обращения) товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке.
Право на конкуренцию является важнейшим элементом права на осуществление предпринимательской деятельности на рынке, одним из правомочий субъекта предпринимательства. Оно состоит в правовой возможности предпринимателя в процессе осуществления своей деятельности совершать конкурентные действия по отношению к другим субъектам предпринимательства (конкурентам) для приобретения правомерных преимуществ, связанных с приоритетной реализацией (продажей, предоставлением) его товаров (работ, услуг) потребителям (покупателям).
Основными правомочиями субъекта предпринимательства являются возможность свободного (т.е. юридически равного для всех предпринимателей) доступа на рынок и осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности для удовлетворения потребностей покупателей (потребителей), а также совершения иных (ценовых и неценовых) конкурентных действий: снижение цен, выбор удобного места расположения фирмы, повышение качества, улучшение потребительских свойств товара, использование рекламы, оригинальной упаковки, товарных знаков и др.
Ограничения права субъекта предпринимательства на конкуренцию могут вводиться лишь на основании федеральных законов для защиты общественных и государственных интересов (например, в целях недопущения конкуренции в сферах деятельности (на рынках) государственных*(16) и естественных монополий*(17)).
Важнейшим результатом совершения конкурентных действий на рынке, как указано в законодательных определениях конкуренции, должно стать ограничение возможности субъектов предпринимательства в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном положении. Однако определения таких важнейших понятий, как "общие условия обращения товаров" и "общие условия предоставления финансовых услуг", в нормативных актах отсутствуют.
Представляется, что важнейшим из общих условий обращения (оборота) товаров (работ, услуг, в том числе финансовых) является свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров (работ, услуг) на рынке, в том числе свобода установления договорной (рыночной) цены. Рыночной считается цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей и определяется их свободным волеизъявлением при заключении договоров*(18).
В отличие от конкурентного законодательства, Налоговый кодекс РФ содержит экономическое понятие рыночной цены. В соответствии с п.4 ст.40 НК РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
2. Субъектами рынка являются продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) и покупатели (потребители), при условии, что хотя бы один из них (или их представитель) осуществляет предпринимательскую деятельность на законных основаниях (является субъектом предпринимательства).
На товарных рынках субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили наименование "хозяйствующих". Таковыми признаются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (ч.5 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Субъекты рынка финансовых услуг - это финансовые организации, оказывающие услуги на финансовых рынках, и потребители данных услуг; один из них обязательно должен быть субъектом предпринимательства.
Финансовой организацией признается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. К числу финансовых организаций относятся: негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитная потребительская и иная организации, осуществляющие операции и сделки на рынке финансовых услуг. Нормы законодательства о финансовых организациях распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг (ч.3 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Таким образом, хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации на рынке финансовых услуг являются специальными субъектами соответствующих рынков, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Коммерческие организации (п.2 ст.50 ГК РФ), а также индивидуальные предприниматели (ст.23 ГК РФ) составляют основную группу субъектов рынка, так как главной целью их деятельности является получение прибыли.
Некоммерческим организациям, т.е. не рассматривающим извлечение прибыли в качестве основной цели их деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (п.1, 3 ст.50 ГК РФ), закон разрешает осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит решению задач, ради которых они созданы. Так, под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций понимается приносящее прибыль производство товаров (услуг), отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2 ст.24 закона "О некоммерческих организациях"*(19)).
На наш взгляд, оговорка в законодательстве, предоставляющая некоммерческим организациям возможность осуществлять предпринимательскую деятельность на рынке, а также определение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций противоречат юридической природе и цели создания некоммерческих организаций. Указанное решение может привести на практике к вступлению в конкурентную борьбу за привлечение потребительского спроса лиц, прикрывающихся юридической формой некоммерческой организации и получающих установленные для нее льготы. В данной ситуации использование таких преимуществ в конкурентной борьбе следует квалифицировать как правонарушение.
Особым субъектом рынка, с позиций антимонопольного правового регулирования, является группа лиц. Она определяется как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Это выражается, например, в том, что к ответственности за противоправную деятельность на рынке могут быть привлечены все участники группы лиц.
Перечень условий, определяющих наличие группы лиц, установлен в норме ч.13 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках.
Понятие "аффилированные лица" используется для характеристики отдельных физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других субъектов предпринимательства (см. ч.14 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). В ряде случаев эти субъекты могут входить в состав группы лиц.
Но каких конкретно лиц следует считать аффилированными: тех, которые сами способны оказывать влияние и которые подвергаются этому влиянию, либо только первых (т.е. оказывающих влияние)? Позиция законодателя по данному вопросу неоднозначна. С одной стороны, в общем определении, сформулированном в законе, четко говорится, что аффилированными лицами признаются только те физические и юридические лица, которые способны оказывать влияние на других юридических (физических) лиц. С другой стороны, характеризуя аффилированных лиц физического (юридического) лица, закон относит к их числу, например, юридическое лицо, в котором данное физическое (юридическое) лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов (т.е. лицо, на деятельность которого оказывается влияние).
В доктрине и на практике распространена позиция, согласно которой аффилированными лицами следует считать физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других субъектов предпринимательства, а также последних, т.е. на деятельность которых оказывается влияние, даже если они (подконтрольные) сами не оказывают влияния на деятельность первых.
К физическим и юридическим лицам, способным оказывать влияние на деятельность других лиц, закон не предъявляет обязательного требования о том, чтобы они осуществляли предпринимательскую деятельность. Что же касается физических и юридических лиц, на которых оказывается влияние, то они обязаны являться субъектами предпринимательства и осуществлять соответствующую деятельность.
Представляется, что значение правовой категории аффилированных лиц состоит в том, чтобы выявить конкретных лиц, способных оказывать влияние на деятельность предпринимателей, образуя с ними единый субъект на рынке - группу лиц либо не образуя таковой. Это важно, поскольку способность влиять на деятельность предпринимателей дает аффилированным (влияющим) лицам реальные преимущества в конкурентной борьбе и может привести к монополизации рынка. В связи с этим за аффилированными лицами устанавливается необходимый государственный контроль (антимонопольный и т.п.).
3. Территория (географические границы) товарного рынка - это территория, на которой покупатели приобретают (могут приобрести), а продавцы реализуют (могут реализовать) определенный товар и не имеют такой возможности за ее пределами.
Товарные и финансовые рынки подразделяются на международные, республиканские и местные. Республиканским товарным рынком является территория Российской Федерации, а местным - район города, город, район, область, группа областей, край, любая другая территория.
Территория товарного рынка определяется по принципу равной доступности товаров (работ, услуг) прежде всего для покупателей (потребителей). Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.
При определении территории товарного рынка учитываются такие факторы, как доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка и др.
Территория рынка финансовых услуг имеет особенности. Границы регионального рынка финансовой услуги определяются исходя из сферы деятельности финансовых организаций на территории субъекта Российской Федерации, а федерального рынка - исходя из сферы деятельности финансовых организаций на территории России.
По общему правилу местом предоставления финансовой услуги является местонахождение финансовой организации, указанное при регистрации в налоговом органе этой организации или ее филиала. Однако на рынке ценных бумаг местом предоставления признается место заключения договора об оказании услуги*(20).
Следует учитывать, что при определении конкурентной среды на рынке учитываются и иные его параметры, имеющие в основном экономический характер (например, структура рынка, барьеры входа на рынок и др.). Структура рынка характеризуется совокупностью количественных и качественных показателей, к которым относятся: число субъектов предпринимательства и доли, которыми они владеют на данном рынке; показатели рыночной концентрации; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли и др.*(21) Различаются следующие виды структуры рынка: совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия) и монополия*(22).
Большое значение в определении наличия конкурентных отношений на рынке имеет такой его параметр, как свобода доступа на рынок*(23). Она характеризуется наличием (отсутствием) обстоятельств, препятствующих новым хозяйствующим субъектам войти на рынок. Из наиболее распространенных следует назвать следующие барьеры:
а) ограничения деятельности продавцов на данном товарном рынке, создаваемые органами власти всех уровней (высокие налоги для вхождения на рынок, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.);
б) наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.;
в) значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, и др.
Под доступом (вхождением) на рынок понимается создание нового (перепрофилирование действующего) субъекта предпринимательства для работы на соответствующем товарном рынке или распространение деятельности субъекта предпринимательства, существующего вне границ соответствующего рынка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок (ввоз, импорт)*(24).
Установление барьеров на пути потенциальных участников рынка далеко не всегда является следствием неправомерных действий, нередко оно обусловлено объективными факторами. Однако создание предпринимателем, занимающим доминирующее (монопольное) положение на рынке, препятствий доступу на этот рынок других субъектов предпринимательства рассматривается как противоправная монополистическая деятельность в форме злоупотребления доминирующим положением (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках). При квалификации указанных действий следует учитывать их искусственный (внеэкономический) характер и направленность на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

С.А. Паращук,
кандидат юрид. наук, преподаватель
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

"Законодательство", N 7, июль 2002 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.).
*(2) Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г.).
*(3) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
*(4) Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" (с изм. и доп. от 21 декабря 1993 г., 2 декабря 1994 г.).
*(5) Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г.).
*(6) Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.).
*(7) См.: Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен. Утверждены письмом МАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053. Приложение N 2 к разделам 2 и 3 // Экономика и жизнь. 1994. N 23.
*(8) См.: Барр Р. Политическая экономия. М., 1995. Т.1. С.454.
*(9) См.: Макконелл К., Брю С. Экономика. М., 1993. Т.1. С.53.
*(10) Халфина Р.О. Cовременный рынок: правила игры. М., 1993. С.5.
*(11) Курно А. Исследование математических принципов теории богатств // Барр Р. Указ. соч. С.454.
*(12) Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. С.137.
*(13) См.: Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Утвержден приказом МАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169. П.2.3 // Российские вести. 1997. 6 февраля.
*(14) Утверждена постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194.
*(15) СЗ РФ. 2000. N 11. Ст.1183.
*(16) См.: Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) (раздел 1). Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191, с изм. от 4 сентября 1995 г. // Российская газета. 1994. 14 апреля.
*(17) Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г.).
*(18) См.: Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен. Приложение N 2 к разделам 2 и 3.
*(19) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.).
*(20) См.: Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций. Утверждена постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194. П.5 // СЗ РФ. 2000. N 11. Ст.1183.
*(21) См.: Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Утвержден приказом МАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169 в редакции от 11 марта 1999 г. N 71. Абз.4 п.1.3.
*(22) Подробнее см.: Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. С.32; Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996.
*(23) См.: Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. П.7; Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Утверждены приказом МАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67 // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11. П.2.3.1.
*(24) См.: Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Раздел 2.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]