[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Деятельность общественных объединений по защите трудовых прав граждан

В сфере труда в российском государстве выработаны механизмы государственной и негосударственной защиты. Первые из них работают прежде всего через систему органов государственной власти, реализация вторых связана с существованием негосударственных структур, которые вправе и в силах взять на себя частично функции государства в данной области. Причем указанные структуры призваны не подменять органы государства при защите трудовых прав граждан, а дополнять государственную защиту, увеличивая эффективность защиты благодаря комплексному применению различных ее механизмов.
Надо заметить, защита прав и свобод в сфере труда в определенной степени располагает к использованию негосударственных структур, поскольку для регулирования трудовых правоотношений достаточно широко применяется договорной метод, когда участвующие в регулировании государственные органы обязаны воздерживаться от использования своих властно-распорядительных полномочий. Кроме того, законодательная формализация использования такого механизма защиты, как социальное партнерство, и такого субъекта защиты, как профсоюзные органы, лишний раз подтверждает благоприятность расширения области применения негосударственной защиты трудовых прав граждан.
В связи с этим актуально было бы исследовать вопросы деятельности таких негосударственных образований, как общественные объединения в области защиты трудовых прав граждан.
Профессор В.И. Шкатулла во вступительной статье "Комментария к Федеральному закону "Об общественных объединениях" обращает внимание на то, что общественные объединения являются разновидностью социального движения как способа для людей осуществить общие интересы и добиться общих целей посредством коллективного действия*(1). К этому необходимо добывить: общественные объединения как элемент механизма защиты трудовых прав граждан должны являть собой разрешенные государством образования, объединяющие совместные усилия ряда граждан и (или) юридических лиц, направленные на защиту своих интересов, а равно интересов других людей в сфере труда. Причем государственное влияние на деятельность общественных объединений осуществляется в лучшем случае посредством контроля, а не санкционирования деятельности и тем более не ее координации.
Немаловажен тот факт, что деятельность общественных объединений по защите трудовых прав лежит в области взаимного пересечения правовых возможностей общественных объединений как определенных специфических субъектов права и формализованных в законодательстве способов защиты не только конституционных прав вообще, но и трудовых прав в частности.
Исходя из этого, представляется, что правовые нормы, использующиеся в процессе защитной деятельности общественных объединений в сфере труда, могут содержаться как в области трудового права (институт защиты трудовых прав граждан), так и в области конституционного права (институт защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также институт общественных объединений как формы реализации государственно-организованного гражданского общества).
Более того, в исследуемой области фактически происходит реализация индивидуумом конституционных прав на объединение (ст. 30 Конституции РФ), на безопасный и оплачиваемый труд (ст. 37) и конституционного права (альтернативного государственной защите) защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45).
По смыслу части 2 ст. 45 гражданин для защиты своих прав и свобод может воспользоваться своими конституционными правами и свободами, предоставленными ему ст. 31, 33, 35, 36, 46, 47-54 Конституции. Он может использовать все виды обжалования, обращаться в суд, к общественности, в том числе через средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование. В целом ст. 45 во взаимосвязи со ст. 46 (которая гарантирует судебную и международную защиту нарушенных прав) значительно расширяет сферу свободы гражданина в области его права на защиту своей свободы, своих законных интересов.
В статье 352 Трудового кодекса РФ установлены способы защиты трудовых прав и законных интересов работников:
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый системой специально уполномоченных на то государственных органов;
защита трудовых прав профессиональными союзами;
самозащита работниками своих трудовых прав.
Однако этот список представляется неполным: во-первых, в него не включена гарантированная в ст. 46 Конституции судебная защита трудовых прав граждан, во-вторых, он слишком узко трактует способы защиты трудовых прав граждан. Поэтому его целесообразно расширить, изложив абз. 3 ст. 352 ТК РФ в следующей редакции: "защита трудовых прав работников профессиональными союзами и иными общественными объединениями". В этом случае деятельность других общественных объединений, не подпадающих под действие Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профессиональных союзах), в рамках защиты трудовых прав граждан можно будет отнести к формализованному в законодательстве способу защиты трудовых прав граждан.
По оперативным данным Министерства юстиции, на 1 августа 2004 г. в России зарегистрировано около двух с половиной тысяч общероссийских и международных общественных организаций (объединений) и более 15  тысяч региональных общественных организаций, в их числе 85 неправительственных правозащитных организаций по продвижению и защите социальных и экономических прав в Российской Федерации*(2). Большинство из них предусматривают в своих уставах как одно из направлений деятельности представительство и защиту законных интересов своих членов и других граждан.
Так, в уставе Общероссийской общественной организации безработных граждан "Круг", созданной в июне 1998 г., предусмотрено оказание всесторонней помощи безработным, инвалидам, пенсионерам, беженцам и другим нуждающимся категориям граждан; содействие правовой и социальной защите членов организации и других граждан. Для реализации этих целей организация выполняет функции представителя и защитника законных интересов своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и т.д.
Международный общественный фонд социальной поддержки, охраны труда и здоровья, созданный в мае 1996 г., зафиксировал в уставе в качестве одной из целей своей деятельности "снижение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости трудящихся, занятых на работах во всех сферах деятельности" (п. 2.1), а одной из задач - представление и защиту законных интересов своих членов в государственных и общественных организациях.
Между тем в настоящее время широкими полномочиями в области защиты трудовых прав граждан наделены только профессиональные союзы, к которым в соответствии со ст. 2 Закона о профессиональных союзах относятся добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Иными словами, положения главы 58 ТК РФ распространяются только на те общественные организации, члены которых объединены в них на основе профессиональной или производственной общности.
Никоим образом не оспаривая ценность профессиональных союзов как специальных органов, создаваемых в целях защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, отметим, что в Российской Федерации в связи с исторически сложившимся особым положением профсоюзов в сфере труда другие общественные объединения вынуждены основывать свою защитную деятельность в упомянутой сфере на правовых нормах, лежащих прежде всего в области конституционного права (институт защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также институт общественных объединений как формы реализации государственно-организованного гражданского общества). Так, предусмотренное ст. 30 Конституции право на объединение означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно препятствует узурпации власти государством, одним человеком или узкой группой лиц.
Вместе с тем важно помнить, что всякое общественное объединение представляет собой некое организационное единство, причем базирующееся на социальных, но прежде всего на правовых нормах. В отличие от крупных естественно-исторически сложившихся общностей (таких, как народ, нация) и социально-природных коллективов (семья, род, община) общественное объединение характеризуется наличием сознательно сконструированной системы внутриорганизационных отношений и комплекса организационных средств для целенаправленного воздействия на социальную сферу.
Все общественные объединения, будь то политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, молодежные, научно-технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы и т.д., имеют собственное сложное либо относительно простое внутреннее устройство, выборные органы, сами регулируют свои внутренние отношения, своими силами решают различные общественные проблемы.
В демократическом обществе организационная самостоятельность и саморегулятивные возможности общественных объединений гарантируются законом. Главное, однако, в том, что как активные участники социально-политической жизни общественные объединения наделяются правовым статусом (т.е. правами и обязанностями, правоспособностью и другими юридическими свойствами), который позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов не только публичного, но и частного права. При этом правовое регулирование деятельности общественных объединений не сводится лишь к установлению их правового статуса, оно затрагивает широкий круг проблем, характеризующих динамику взаимоотношений общественных объединений между собой, но особенно с гражданами и государством. Каждое общественное объединение - это прежде всего субъект публичного права, реализующий свою публичную правоспособность в различных сферах общественной жизни и в формах, не противоречащих Конституции РФ и законам государства.
Таким образом, общественное объединение, вступая в правоотношения в области защиты трудовых прав граждан, самостоятельно приобретает определенные права и обязанности, выступает от своего имени, самостоятельно несет бремя ответственности. При этом общественное объединение должно иметь определенную структуру и быть саморегулируемым.
Деятельность общественных объединений на территории Российской Федерации имеет ряд весьма серьезных особенностей, которые не могут не сказываться на их деятельности в области защиты трудовых прав граждан.
На сегодняшний день общественные объединения представляют собой сложную систему. Первую группу составляют организации, созданные в доперестроечное время как вполне огосударствленные структуры, сумевшие пережить распад СССР. Вторую группу - организации, созданные во время так называемой "перестройки". Третью группу - организации, созданные уже после 2000 г., когда в стране был окончательно сформирован институт общественных организаций и была наработана определенная практика деятельности данных структур в политической системе российского общества.
В настоящее время в России существует потребность в самоорганизации общества, и прежде всего в интересах обеспечения социальной защиты групп населения, адаптация которых к новой жизни происходит медленно, но при этом общественные объединения продолжают оставаться на периферии общественного развития. В развивающихся странах данные структуры сориентированы на решение социальных проблем и проявили себя в первую очередь в социальной сфере, в том числе и в области социально-трудовых правоотношений. Для России же характерно повышенное внимание общественных организаций к политическим вопросам, причем, как правило, в ущерб иным вопросам.
Необходимо признать, что потенциал самодеятельности общества еще не раскрыт, а тяга к самоорганизации достаточно слаба. Наряду с этим присутствует институциональная слабость общественных объединений. В стране ощущается недостаток эффективных лидеров, способных активизировать работу общественных групп в ситуации, когда в самом обществе интерес к деятельности, не обеспечивающей ни коммерческие, ни политические выгоды, чрезвычайно слаб.
Роль общественных объединений в Российской Федерации должна возрастать хотя бы потому, что в процессе административной реформы государство отказывается от ряда функций по управлению обществом, которые могут выполнять общественные объединения.
По мнению В.И. Шкатуллы, Россия станет сильным конкурентоспособным государством при наличии трех условий:
- воспитание свободных граждан, которые в состоянии справиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного образования должен быть не ниже среднего профессионального);
- формирование конкурентоспособного государственного и муниципального аппарата;
- создание развитого гражданского общества, т.е. такого общества, в котором большинство людей объединится в общественные объединения по интересам.
Проблемы правового регулирования и правового статуса общественных объединений имеют четко выраженное международно-правовое измерение. Мировая история наглядно показывает возрастающее значение ассоциаций граждан, оказывающих серьезное воздействие не только на внутреннюю политику государства, но и на его внешнюю политику, международные отношения. Масштабы влияния общественных организаций, которые часто определяются как неправительственные организации, на состояние международных дел расширяется, и что особенно важно - их усилия плодотворно развертываются в сфере международно-правового обеспечения прав и свобод человека.
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 2) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (следует отметить, что в международных документах нет такого понятия, как "общественное объединение", но идентификация понятий "ассоциация" и "общественное объединение" до сих пор не формализована в российском законодательстве). Принципы и нормы международного права распространяются на деятельность (гарантии ее свободы и ограничение) общественных объединений в Российской Федерации. Согласно части 2 ст. 22 Международного пакта пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
Рассмотрим вопрос нормативного обеспечения деятельности общественных объединений граждан по защите прав в сфере труда.
Напомним, что никаких прямых норм, на основе которых могла бы осуществляться подобная деятельность не существует. Исключение составляют профессиональные союзы, осуществляющие свою деятельность в области защиты трудовых прав граждан на основе Трудового кодекса (ст. 352, гл.58) и Закона о профессиональных союзах (ст. 2).
Остальные общественные объединения для осуществления деятельности в области защиты трудовых прав граждан вынуждены использовать нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Действие этого Закона распространяется (ст. 2) на все созданные по инициативе граждан общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются данным Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений (к последним относятся, например, федеральные законы от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"). Здесь же отмечено, что особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом "Об общественных объединениях", но до их принятия деятельность указанных общественных объединений, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируется все тем же указанным Федеральным законом.
По большому счету любое общественное объединение вправе в качестве одной из целей своей деятельности указать защиту прав и свобод в сфере труда, причем как своих членов, так и неопределенного круга лиц, что имеет место на практике.
В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями)*(3) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Отметим, что данная статья расположена в § 5, посвященного формам некоммерческих организаций на территории Российской Федерации.
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определяет Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Представляется обоснованно включить данный нормативно-правовой акт в состав исследуемого законодательства, поскольку его действие согласно части 2 ст. 1 распространяется на все уже созданные или создаваемые на территории Российской Федерации некоммерческие организации, за исключением случаев специально устанавливаемых данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Следовательно, в рамках нормотворчества субъектов Федерации не могут быть установлены какие-либо изъятия из действия указанного Закона для некоммерческих организаций, образуемых на территории субъекта.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое и именно некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Иными словами, положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" в полной мере могут распространяться на любые общественные объединения, в том числе на те, которые связывают свою деятельность с защитой трудовых прав граждан.
Таким образом, общественные объединения, осуществляющие деятельность, направленную на защиту трудовых прав граждан (за исключением профессиональных союзов, они имеют самостоятельный Федеральный закон) осуществляют эту деятельность в рамках Гражданского кодекса, Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федерального закона "Об общественных объединениях".
Вместе с тем законодательная база, регулирующая создание и деятельность объединений, изначально отличалась некоторой противоречивостью. Так, нормативное регулирование процедуры создания общественных объединений представляет собой довольно сложную правовую конструкцию, состоящую из своеобразной перевернутой пирамиды законодательных актов.
На практике при прохождении процедуры государственной регистрации общественного объединения в качестве юридического лица, последовательно применяются:
специальный закон, регулирующий процедуру создания данного вида общественного объединения;
закон, регулирующий процедуру создания всех общественных объединений в части, не урегулированной специальным законом;
закон, регулирующий процедуру создания некоммерческой организации в части, не урегулированной предыдущими законами;
закон, регулирующий процедуру создания юридических лиц в части, не урегулированной предыдущими законами;
и, наконец, закон, регулирующий гражданские правоотношения по поводу создания юридических лиц в части, не урегулированной предыдущими законами.
При этом положения ст. 3 ГК РФ относительно соответствия норм гражданского права, содержащихся в других законах, Гражданскому кодексу РФ фактически не выполняются на том сомнительном основании, что положения п. 3 ст. 117 ГК РФ устанавливают возможность заложить особенности правового положения общественных объединений как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом, в специальные законы. Однако достаточно очевидно, что п. 3 ст. 117 имеет в виду лишь те особенности, которые им прямо не урегулированы*(4), а вовсе не возможность устанавливать изъятия из утвержденных Гражданским кодексом норм.
Кроме того, в зависимости от особенностей, вида, целей и задач создаваемого объединения применяются иные законы, регулирующие правоотношения в различных областях общественной жизни, в той их части, в которой содержатся нормы, определяющие участие в этих областях общественных объединений. Такие положения, затрагивающие регулирование деятельности общественных объединений, содержат сотни законодательных актов в области науки, культуры, спорта, экологии и т.д. К примеру, в Трудовом кодексе, федеральных законах "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и в Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях" некоторые нормы напрямую касаются деятельности профессиональных союзов.
Такой объем зачастую не связанных между собой нормативных актов трудно поддается кодификации, что приводит к необходимости постоянно обращаться к базовому законодательству. Это тем более становится необходимо, чем больше пробелов и неопределенностей содержат специальные законы, регулирующие создание и деятельность отдельных видов объединений. Именно поэтому согласованность и взаимная непротиворечивость норм, содержащихся в базовых законах, имеют принципиальное значение. Примеров же противоречий можно привести много.
Некоторые из них, такие, как несоответствие перечней организационно-правовых форм по Гражданскому кодексу и Федеральному закону "Об общественных объединениях", имеют институциональное значение и, в свою очередь, порождают другие противоречия.
Гражданский кодекс различает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, потребительские кооперативы, учреждения, благотворительные и иные фонды, общественные или религиозные организации (объединения). Данный перечень не является закрытым, поскольку Кодекс в п.3 ст. 50 предусматривает возможность создания некоммерческих организаций и в иных предусмотренных законом формах (по различным оценкам их количество колеблется от 28 до 32).
В Федеральном законе "О некоммерческих организациях" выделение организационно-правовых форм в ст. 2 (общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы) полностью соответствует положениям п. 3 ст. 50 ГК РФ. Более того, этот Закон тоже предусматривает возможность создания иных, наряду с перечисленными, организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" выделяет свои организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (ст. 7). То есть имеет место расширительное толкование организационно-правовых форм некоммерческих организаций, названных в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Но эти пункты предусматривают создание иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а не создание внутри уже предусмотренных ими форм неких подформ организаций.
Термин "общественная организация" в понимании Федерального закона "О некоммерческих организациях" шире по своему содержанию используемого в Законе "Об общественных объединениях". Понятие общественной организации в Законе "О некоммерческих организациях" по существу равнозначно понятию общественного объединения в Федеральном законе "Об общественных объединениях". Вместе с тем следовало бы внести изменения в пункт 3 ст. 2 и в ст. 6 Закона "О некоммерческих организациях," заменив в названии и текстах данных статьей словосочетание "общественные и религиозные организации (объединения)" на "общественные объединения и религиозные организации".
Важнейшей процедурой в создании общественного объединения, в том числе обеспечивающего защиту трудовых прав граждан, является его регистрация.
С принятием федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" изменился порядок государственной регистрации общественных объединений. Если раньше регистрация общественного объединения Минюстом России (или его территориальными органами) означала одновременное приобретение этим объединением статуса юридического лица, то теперь органы юстиции, принимая решение о такой регистрации, направляют соответствующие документы в Федеральную налоговую службу Министерства финансов для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. Помимо усложнения процедуры регистрации (что привело к возникновению массы препятствий при создании общественного объединения), с принятием названного Закона наиболее четко высветилась роль органов юстиции при регистрации общественных объединений. Фактически органы юстиции (в изъятие общего порядка регистрации юридических лиц), проводя юридическую экспертизу пакета учредительных документов объединений, подтверждают особый статус этих объединений. Иными словами, основная задача Минюста и его территориальных органов сводится к подтверждению того факта, что создаваемое юридическое лицо как в силу соблюдения особых процедур его создания, так и по существу является именно общественным объединением и обладает соответствующим статусом.
Нельзя не отметить, что новый порядок регистрации объединений в качестве юридических лиц на практике выявил целый ряд конфликтов их гражданско-правового статуса с публичным характером деятельности данных организаций. При этом правовое положение объединений как участников гражданского оборота по общему правилу ставится в подчиненное положение по отношению к публично-правовым особенностям их деятельности. И основная причина таких конфликтов кроется в стремлении законодателя объединить процедуру государственного признания статуса того или иного общественного объединения с процедурой регистрации этого объединения в качестве юридического лица.
Учитывая, что эти процедуры по своим целям, характеру и правовым последствиям различны, было бы целесообразно их разделить и проводить независимо друг от друга.
Деятельность исследуемых общественных организаций должна осуществляться с учетом положений Трудового кодекса, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также комплекса законодательных актов, на основе которых происходит защита трудовых прав граждан. К таким актам следует отнести прежде всего Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях".
Между тем отсутствует законодательный массив, который обеспечивал бы деятельность различных правозащитных объединений граждан. Правда, надо оговориться, правозащитная деятельность на территории Российской Федерации хоть и формально, но поддерживается государством. На это направлены, например, Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" и постановление Правительства РФ от 19 декабря 1998 г. N 1512 "О государственной поддержке деятельности Международного союза общественных объединений "Международный фонд защиты от дискриминации, за соблюдение конституционных прав и основных свобод человека", которым утверждено Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и указанного Международного фонда.
В подобной ситуации все более ощущается потребность в федеральном законе "О правозащитной деятельности на территории Российской Федерации". В нем надлежит зафиксировать процедуру организации, права и обязанности подобных объединений граждан; формализовать право данных правозащитных объединений принимать участие в защитной деятельности органов государства. Последнее обусловлено тем, что государственные органы фактически монополизировали область "официальной правозащитной деятельности", а это, к сожалению, зачастую приводит к малой эффективности государственных механизмов защиты нарушенных и нарушаемых прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в условиях многообразия субъектов защиты трудовых прав, "полиформии" данной защиты и одновременной парадоксальной незащищенности прав и свобод в сфере труда, а равно сложности и разноплановости механизмов защиты трудовых прав назрела необходимость принять федеральный закон "О гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда". В этом законе требуется сформулировать условия участия общественных организаций в механизмах защиты трудовых прав граждан. Данные условия должны носить общий характер, приемлемый для любого общественного объединения, в уставе которого среди задач обозначена деятельность в области защиты трудовых прав граждан.
Такой закон необходим еще и потому, что область социально-трудовых правоотношений крайне консервативна, и любое вмешательство в нее должно носить сбалансированный характер, ибо последствия злоупотреблений здесь могут оказаться невосполнимыми.

Т.А. Сошникова,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой гражданского процесса
и социальных отраслей права
Московского гуманитарного университета

-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях" / Под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Юстицинформ, 2003.
*(2) Российский бюллетень по правам человека. Институт прав человека. - 2004. - N 18. - С. 75.
*(3) Исходя из определения, данного в п. 1 ст. 117 ГК РФ, можно предположить, что понятия "общественная организация", "религиозная организация" и "общественное объединение" являются синонимами. Между тем эти понятия имеют существенные отличия. Общественное объединение в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" - родовое понятие. Общественная организация - только одна из организационно-правовых форм общественных объединений. См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2002. - Сер.: Право и закон.
*(4) Имеются в виду особенности, не урегулированные ни Гражданским кодексом, ни федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях". Например, особенности взаимоотношений профессиональных союзов, как специфических общественных объединений, с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, урегулированные в ст. 15 Закона о профессиональных союзах. Или же обязанности, зафиксированные в ст. 14 Федерального закона от 27 октября 2002 г. N 56-ФЗ "Об объединениях работодателей".

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]