[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации

Проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, пределами, формами и методами государственного вмешательства в рыночные отношения, активно обсуждаются на страницах юридической и экономической печати.
"Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждается всем мировым опытом и зафиксировано наукой. Думается, есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка"*(1). Как известно, в нашей стране именно построение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последних лет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новых экономических отношений на основе рынка, признание частной собственности и свободы предпринимательской деятельности - все это способствовало становлению и бурному развитию частного права в Российской Федерации. Вместе с тем приходится признать, что такая радикальная перестройка общественного механизма, а значит, и правовой системы отличалась до недавнего времени достаточно однобоким характером. "В представлении многих сторонников радикальных реформ переход к рыночным отношениям, гражданскому обществу и, следовательно, утверждение Гражданского кодекса в качестве главного регулятора экономических отношений связаны с уходом государства из экономики"*(2). Эти представления реализовывались в полной мере на начальном этапе экономических реформ. Сегодня не все однозначно оценивают подобные подходы, указывая на необходимость сочетания на том этапе либеральных и государственных подходов к реформированию экономики и критикуя избранный курс. В то же время ряд известных государственных деятелей и ученых убеждены, что "в тот период было бессмысленно и вредно говорить об усилении роли государства, которое однозначно понималось в прежних терминах. Либерализация представлялась и реально была тогда единственным разумным выходом. Она означала прежде всего отказ от контроля за ценами и хозяйственными связями, т.е. демонтаж основ планово-распределительной системы"*(3).
Сегодня, когда уже можно увидеть и осмыслить результаты проведенных преобразований, очевидным становится вывод, сформулированный Е.  Ясиным: "...при проведении реформы не была должным образом проработана государственно-правовая часть преобразований. Не было какой-либо модели, плана государственно-правового обеспечения социально-экономических преобразований"*(4). Иными словами, на том этапе отсутствовала продуманная и взвешенная концепция оптимального сочетания публичных и частных элементов в регулировании имущественных отношений. Проблема как раз и заключалась в отсутствии теоретических и практических разработок в указанной области, что привело к возникновению многочисленных проблем на практике и к необходимости переосмысления и уточнения основ проведения экономической реформы, в первую очередь законодательной.
Сегодня уже практически ни у кого не вызывает сомнения роль государства в становлении и регулировании рынка. "Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной экономики без активной регулирующей роли государства"*(5).
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулирование хозяйственной деятельности самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. "С учетом конституционного устройства Российского государства и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемую независимо от форм собственности, и особенное (особое), когда государство выступает как собственник своего имущества"*(6). Как общее, так и особенное государственное воздействие на предпринимательскую деятельность как раз и являет собой то проникновение публичных элементов в частное право, о котором шла речь выше, и выводится из идеи параллельного развития публичного и частного права.
Современное государство играет значительную роль в регулировании рынка. Но его регулирующая роль, пределы вмешательства в частноправовую сферу в правовых системах различных государств неодинаковы. Эта роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ"*(7). Вмешательство государства сегодня стало атрибутом любой развитой экономической системы. Таковы, например, англосаксонская модель рынка, романская, скандинавская, восточно-азиатская и, возможно, российская. Масштабы государственного регулирования предпринимательства, его конкретные формы и методы в разных странах, безусловно, различны. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и еще многие другие факторы. Но, учитывая, что экономические законы, по которым развивается рынок, носят во многом универсальный характер, следует признать, что сферы имущественного оборота, в которые обычно вмешивается государство, достаточно традиционны. Хотя оправданность, пределы и эффективность подобного вмешательства элементов в частноправовую сферу различны.
Что касается российской правовой системы, то следует отметить: на сегодня проникновение публичных элементов в гражданское право представляет собой свершившийся факт, но требует тем не менее значительной доработки и дополнений.
Следует так же учесть, что разработчики действующего Гражданского кодекса РФ создавали его не как исключительно частноправовой акт, а исходили из необходимости вкрапления в него некоторых элементов публично-правового регулирования. Это нужно отнести к его несомненным достоинствам, так как при создании базового отраслевого акта было принято во внимание важнейшее теоретическое положение о необходимости взаимодействия и взаимопроникновения публично-правового и частно-правового регулирования. То, что наша страна имеет на сегодня кодифицированный закон, отвечающий требованиям сочетания публичного и частноправового регулирования, еще далеко не решает указанной проблемы. Помимо него нужно принять еще ряд фундаментальных актов, учитывающих вышеуказанные требования, т.е. нужна система регулирования. Ни один, даже самый совершенный, кодекс не может решить все вопросы правового регулирования имущественных отношений. Формирование такой системы - во многом дело будущего, и при ее формировании должны быть непременно учтены теоретические выводы, а также практические наработки, накопленные за время проведения реформ.
Характеризуя те сферы имущественных отношений, в которых на сегодня в российском праве присутствует государственное регулирование (публичный элемент), остановимся на более важных и традиционных, если можно так выразиться, для рыночных правопорядков областях.
Свобода договора. Что касается самого основного принципа хозяйственной деятельности участников товарооборота принципа "свободы договора", то он нашел свое закрепление в п. 1 ст. 1 ГК РФ, где, в частности, указано, что гражданское право базируется на признании свободы договора и недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. В пункте 2 той же статьи этот принцип изложен в иной формулировке: субъекты гражданских прав свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в установлении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Из приведенных положений закона следует, что государство вправе определять те сферы правового регулирования предпринимательства, где допускаются отступления от этого принципа, устанавливать для хозяйствующих субъектов свои "правила игры", но в интересах нации и бизнеса в целом. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал: "Безграничная свобода договора, которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта и основной принцип законодательной политики, в последнее время подвергается утеснениям под возрастающим давлением общественных интересов"*(8). Подобные ограничения принципа "свободы договора" распространены и в других странах с развитой рыночной экономикой. Российский законодатель весьма активно использует эту возможность: уже сейчас перечень положений законодательства, которые содержат подобные ограничения, достаточно велик: публичный договор; договор присоединения; ограничения, связанные со специальной правоспособностью некоторых организаций и необходимостью лицензирования определенных видов деятельности; установление законодателем различного рода преимуществ для определенных субъектов; закрепление для определенных ситуаций необходимости заключения только определенных видов договоров и т.д. Характеризуя такие "отступления" в целом, можно сказать, что в конечном счете ограничение свободы договоров преследует одну из трех целей. Во-первых, это защита слабой стороны, которая начинается со стадии заключения договора и заканчивается его исполнением и ответственностью за нарушение. Во-вторых, это защита интересов кредиторов, угроза которым может оказать разрушительное влияние на гражданский оборот. В-третьих, защита интересов государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества.
Контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Государство осуществляет подобный контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. До недавнего времени в Российской Федерации в качестве общего правила действовал нормативно-явочный порядок создания юридических лиц, суть которого заключалась в том, что регистрирующий орган осуществлял контроль за законностью содержания учредительных документов регистрируемого юридического лица и за соблюдением закона в процессе его создания. При условии соблюдения указанных требований юридическое лицо должно было быть зарегистрировано. Гражданский кодекс РФ в его первоначальной редакции предусматривал, что государственную регистрацию должны осуществлять органы юстиции на основании закона о регистрации юридических лиц. По прошествии более чем пяти лет с момента вступления Кодекса в силу в России появился специальный закон - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства. Его принятие, с которым порядок регистрации изменился на явочный, значительно снижающий вмешательство государства в упомянутую процедуру, сопровождалось одновременной корректировкой Гражданского кодекса в части определения федерального государственного органа, в компетенцию которого входит осуществление процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства. Таким органом в настоящее время является Министерство по налогам и сборам РФ. Указанное обстоятельство можно оценивать по-разному. Оправданно полагать, что в задачи фискального органа в перспективном плане не должна входить государственная регистрация юридических лиц - это прерогатива органов юстиции, о чем свидетельствует мировая практика. В то же время решение о переходе на явочную систему регистрации представляется своевременным на современном этапе, принимая во внимание задачи законодательного регулирования, одна из которых состоит в ликвидации административных барьеров в экономике.
В Российской Федерации существует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц - такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольного органа предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Лицензирование отдельных видов деятельности. В соответствии со ст. 49 ГК РФ федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще. Первым опытом специального регулирования в сфере лицензирования стало ныне утратившее силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В 1998 г. 25 сентября был принят Федеральный закон N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу), который вывел указанное регулирование на законодательный уровень, чем устранил противоречие, возникшее после принятия Гражданского кодекса. На законодательном уровне был установлен перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, условия, порядок и сроки получения лицензий. Совершенствование законодательства продолжилось, и в 2001 г. 8 августа был принят новый одноименный Закон о лицензировании (N 128-ФЗ), который закрепил и развил принципиальные положения Закона 1998 г. Определенные виды деятельности, перечень которых установлен в ст. 1 упомянутого Закона, лицензируются в особом порядке на основании специальных законов.
Антимонопольное законодательство. В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который закрепляет свод основных правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной действующей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенных товаров, дающие ему возможность оказывать решающее воздействие на конкуренцию в свою пользу. Указанные субъекты подлежат включению в специальный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Порядок формирования и ведения реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154. Тем самым создаются более широкие возможности для контроля за деятельностью монополиста. Соглашения, заключенные монополистом с другими субъектами, имеющие целью ограничить конкуренцию, признаются законом недействительными. Государственный контроль за реализацией Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был возложен на Антимонопольный комитет РФ - ГКАП России, который с 1998 г. упразднен, и его функции в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были переданы сначала вновь образованному Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а впоследствии в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 - Федеральной антимонопольной службе. Законом установлены достаточно широкие полномочия этого государственного органа в реализации антимонопольной политики и достаточно серьезная ответственность за нарушение хозяйствующими субъектами положений данного Закона.
К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. Субъектом естественной монополии в соответствии с положениями указанного Закона является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Закон касается в основном взаимоотношений с потребителями и затрагивает такие сферы, как железнодорожные перевозки, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, транспортировку нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам. Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями или акционерными обществами. Методами регулирования являются упоминавшийся ранее метод ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей. Органы государственного контроля могут направить субъектам естественной монополии предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор или изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.
Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Государственная монополия на такие виды товаров осуществляется посредством выдачи лицензий государственным унитарным предприятиям, которые обязаны совершать экспортно-импортные операции на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. В связи с этим Законом устанавливается правило о ничтожности сделок, совершенных с нарушением государственной монополии. Говоря о монопольном регулировании, необходимо назвать еще один Федеральный закон - от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Государство в этом Законе допускает и поощряет создание таких групп, являющихся, по существу, крупными монополистическими объединениями, состоящими из предприятий промышленного, страхового и финансового комплексов. Государство контролирует деятельность таких структур, в частности, через процедуру регистрации ФПГ, для совершения которой необходимо заключение соответствующего антимонопольного органа.
Защита прав потребителей. Эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Развитое законодательство о защите прав потребителя  - экономически слабой стороны - это тот элемент, без которого не может обойтись ни один развитый правопорядок. Данная сфера регулирования имеет огромное значение и общенациональный социальный характер. Законодательство о защите прав потребителей традиционно отличается жесткостью и строгой нормативностью, которая устанавливается в целях защиты интересов потребителя. Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей". Им установлены основные положения, направленные на защиту прав потребителей: требования безопасности товаров, работ и услуг, надлежащее их качество, обязательность соблюдения государственных стандартов, ответственность изготовителя и продавца за причиненный потребителю вред, возможность судебной защиты интересов потребителя и т.д. Можно констатировать, что на сегодняшний день российское законодательство содержит достаточно полный и работающий свод правил и норм, направленных на защиту интересов потребителей, а государственное вмешательство в указанную сферу свидетельствует о том, что отечественное законодательство постепенно приближается к общемировым стандартам в указанной области.
Государственные контракты. Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Порядок их заключения, содержание и исполнение имеют ряд особенностей. Правовое регулирование указанных договоров основано на § 4 гл. 30 ГК РФ и ряде специальных федеральных законов - от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также на Указе Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", которым утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. В перечисленных актах содержатся императивные предписания, которым строго должны следовать контрагенты по государственным контрактам, и наряду с ними определяются условия подобных контрактов. Что касается поставщиков по указанным договорам, то таковыми могут выступать только те, которые удовлетворяют определенным, нормативно установленным квалификационным требованиям. Финансирование закупок для государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Валютное регулирование. Использование в качестве средства платежа иностранной валюты носит достаточно распространенный характер, и ряд сфер предпринимательской деятельности немыслим без подобных операций. Регулирование и государственное вмешательство в указанную сферу, связанную с обращением иностранной валюты на территории суверенного государства, - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования. Основополагающим актом, регулирующим операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации, до недавнего времени был Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", который предусматривает ряд мер, направленных на защиту национальной валюты Российской Федерации, и целый ряд иных инструментов валютного регулирования, непосредственно затрагивающих предпринимательскую деятельность. В нем, в частности, установлено общее правило, в соответствии с которым расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте, определено, что порядок приобретения использования иностранной валюты устанавливается Центральным банком РФ, а порядок ввоза, вывоза и пересылки валюты резидентами и нерезидентами - Центральным банком совместно с Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом. Но этот Закон утратит силу с 19июня 2005г. в связи с принятием одноименного Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. Необходимо отметить, что в указанной сфере подзаконное нормотворчество (акты Центрального банка, Минфина, ФТС России) занимает превалирующее место, так как закон устанавливает общие правила, что не всегда позитивно сказывается на стабильности экономического оборота и на гарантиях участников валютных отношений. Органами, осуществляющими валютный контроль в Российской Федерации, является Правительство РФ и Центральный банк РФ.
Внешнеторговые операции. Сфера внешней торговли относится к той области, где традиционно присутствуют публично-правовые элементы. Государство регулирует экспортные и импортные операции. Основу такого регулирования составляет Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Осуществляется такое регулирование и на подзаконном уровне, здесь в качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров". Особым вниманием в сфере внешней торговли традиционно пользовался экспорт товаров и технологий двойного назначения. В этом случае регулирование осуществляется в целях защиты интересов Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, вытекающих из Вессенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Данная деятельность регулируется на основе Указа Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268.
Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Подобное публичное вмешательство в экономическую деятельность осуществляется на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которым были отменены ранее действовавшие в этой сфере законы от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" и N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги. Соответствие изготавливаемой продукции, товаров, работ и услуг установленным требованиям подтверждается сертификатами, иными документами и знаками соответствия, зарегистрированными в установленном порядке и которые обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков, лиц, оказывающих определенные услуги) обеспечить соответствие продукции товаров работ и услуг обязательными требованиям, на основании которых выданы указанные документы. Государственный контроль за соблюдением упомянутых актов осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации и специально уполномоченные государством органы. Государственное регулирование в данной области диктуется общественным интересом, заключающимся в обеспечении граждан России качественными товарами, работами и услугами, а также охраной здоровья граждан.
Регулирование тарифов и цен. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика. Основным актом в этой сфере является Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Следует отметить, что государственное регулирование в данной сфере достаточно активно осуществляется государством как на законодательном, так и на подзаконном уровне. В качестве примера такого регулирования можно назвать Указ Президента РФ от 11 июня 1998 г. N 697 "О снижении цен на газ для российских потребителей", постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению регулирования государственных цен (тарифов)" и от 30 июня 1997 г. N 773 "О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы". Установлено подобное ценовое регулирования и в Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", в соответствии с которым Правительство РФ в целях защиты потребителя устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и производимой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд с учетом безубыточной реализации готовой продукции.
Патентное законодательство. Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1. Закон регулирует вопросы, связанные с охраной изобретения и прав авторов изобретений. Согласно положениям Закона правовая охрана предоставляется запатентованным изобретениям, а лицу, получившему патент на изобретение, принадлежат все права изобретателя, именуемые исключительными. Однако в строго определенных случаях Закон предусматривает пользование объектом промышленной собственности без согласия ее владельца. Эти случаи и продиктованы как раз публичными интересами. Так, статья 13 устанавливает, что в интересах национальной безопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование объекта промышленной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец) без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации. Аналогичные положения предусмотрены в законодательстве большинства стран, а наличие такого публичного элемента в гражданском законодательстве России абсолютно обоснованно.
Государственное регулирование в отдельных отраслях, сферах производства. Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию. К таким отраслям относятся, например, сельское хозяйство (Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства"), авиапромышленный комплекс (Федеральный закон "О государственном развитии авиации"), отношения в области генной инженерии (Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"), угольная промышленность (Федеральный закон "О государственном регулировании добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности"), отношения, связанные с развитием районов крайнего Севера (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации"), производство и оборот алкоголя (Федеральный закон "О государственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Подобное регулирование осуществляется как на законодательном, так и на подзаконнном уровне.
Перечисленные сферы предпринимательской деятельности представляют собой далеко не полный перечень случаев общего государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, когда в сферу регулирования имущественных отношений вторгается публичное право. К таковым помимо названных относится регулирование рынка ценных бумаг, ограничения и запреты для иностранного инвестирования, законодательство о приватизации, участие иностранных инвесторов в приватизации.
Необходимо признать, что как раз определение направлений государственного регулирования, конкретных форм и методов государственного вмешательства в экономику и является на сегодня главной задачей законодателя в части обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании экономических отношений.

В.Г. Голубцов,
кандидат юридических наук,
доцент Пермского государственного университета

"Законодательство и экономика", N 3, март 2005 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - N 7. - С.4.
*(2) Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1997. - N 6. - С.8.
*(3) Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. - 1997. - N 7. - С.14.
*(4) Яковлев В.Ф. Указ. соч. - С.6.
*(5) Абалкин Л. Указ. соч. - С.4.
*(6) Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. - 1997. - N 2. - С.19.
*(7) Белов А. Государство и частное предпринимательство // Право и экономика. - 1998. - N 2. - С.12.
*(8) Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - Т.2. - С.78.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]