[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Защита интеллектуальной собственности в сфере ПО

Не смотря на возрастающую роль использования программного обеспечения во всех практических сферах деятельности человека, законодательство России отказывается адекватно реагировать на проблемы юридического плана, возникающие в связи с защитой авторских прав на этот вид интеллектуальной собственности. Отсутствие, со стороны законодательства, должного внимания к этим вопросам, представляет Россию не в самом выгодном свете перед международным сообществом, поскольку необходимость регуляторной политики государства в вопросах использования этого продукта, во всем мире уже давно не вызывает сомнений.

   Концепция разработки способов юридического влияния в этой сфере, должна создавать правовую базу для развития технологий, связанных с использованием информации, с ее обработкой и передачей. Благоприятный правовой фон, как вы понимаете, является одним из основных условий для решения этой задачи, поскольку юридические риски, которые ложатся тяжким грузом на плечи разработчиков программного обеспечения, не только тормозят, но и отбивают всякое желание последних, работать в российском правовом поле.

   Разночтения и терминологическое несоответствие в правовых актах, относящихся к данной теме, неизбежно приводили, и будут приводить к юридическим курьезам. Судите сами, в юридической литературе, касающейся интеллектуальной собственности, наряду с таким понятием, как «программное обеспечение», с таким же успехом используется термин «программный продукт», а законодательные акты используют формулировку – «программы для ЭВМ». В итоге, юристы и специалисты по разработке информационных технологий вынуждены общаться на разных языках. Если дальнейшее отношение к юридической терминологии будет развиваться в таком же ключе, то вполне возможен вариант пополнения этого ряда еще более экзотическими терминами, например, «прикладное математическое обеспечение» или «программированный дизайн штор для кухни». Игнорирование общепринятых норм юридической терминологии, которые включают в себя ряд требований, таких как краткость, универсальность, дифференциация общих понятий и стабильность, будет постоянно вносить в правовой диалог неразбериху. Таким образом, пока терминология, используемая в этой области, не будет приведена в соответствие с этими требованиями, о каких-то дальнейших шагах цивилизованного подхода к этой проблеме можно и не говорить.

   Попытки привести проблему авторских прав в сфере разработок программного обеспечения, в соответствие с российскими юридическими нормами, были приняты Верховным Советом Российской Федерации в 1992 году. Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", был принят для обеспечения "программам для ЭВМ", как объектам интеллектуальной собственности, правовой «опеки». Действие этого закона распространяется на все виды программ, не зависимо от того, на каком языке  и в какой форме они выражены. И по сей день законодательство использует этот термин, как, в общем, так и в определенном смысле, хотя за семь лет, прошедших с того времени, в связи с огромным скачком в развитии информационных технологий, приобрел актуальность иной термин – «программное обеспечение», который за это время наполнился более глубоким и универсальным содержанием. Соответственно, употребление предыдущей формулировки, перестало соответствовать тому назначению, которое ей было определено законом Российской Федерации.
   Так что проблема открыта. Вопрос в том, собираются ли ее решать?

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]