[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Интегрирование новых институтов в гражданском праве (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь)

В начале 90-х гг. ХХ века на бывшем пространстве Союза ССР появились самостоятельные государства - субъекты международного права. Наряду с формированием основ государственности, системным изменением общественных отношений создавались и основы национального законодательства. При всем многообразии подходов и форм преобразований, происходящих в Российской Федерации и Республике Беларусь, законодательство этих стран развивалось на общей правовой основе, во многом по схожим направлениям и технико-юридическим приемам. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что российская и белорусская правовые системы входят в романо-германскую правовую семью*(1).
В основу сближения России и Беларуси положены прежде всего экономические факторы, способствующие консолидации всех остальных составляющих объединительного процесса. Закрепляя частноправовые интересы субъектов хозяйствования и обеспечивая их реализацию посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, государства создают тем самым условия для эффективного осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Поэтому в данном контексте наиболее актуальной представляется необходимость обеспечения единого подхода к содержанию и формам правовых регуляторов экономических отношений, участниками которых являются субъекты хозяйствования наших стран.
Преобразования в сфере экономики сопровождаются созданием и закреплением рыночных институтов, составляющих инфраструктуру рыночной экономики*(2). Происходят изменения в системе элементов рыночной экономики, в частности, рынок товаров и услуг становится все более разнообразным за счет увеличения доли услуг. Вместе с тем общий смысл и начала обязательственного права предполагают включение в него правил, направленных на регулирование самых разнообразных отношений экономического оборота. Это проявляется в содержании разд.IV Гражданского кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Республики Беларусь (отдельные виды обязательств). История развития советского, российского, белорусского гражданского права, в частности обязательственного права, отмечена тенденцией неуклонного расширения общего числа обязательств, включаемых в Гражданский кодекс. Этот процесс осуществлялся под воздействием трех основных факторов: а) развитие экономических отношений и научно-технический прогресс; б) теоретико-правовые исследования в отечественной науке гражданского права; в) эволюция гражданского, торгового права в зарубежных странах. Характерный пример - перевозка, которая в русском гражданском праве конца ХIX-начала ХХ века признавалась видом подряда*(3), о правовой природе которого велись широкие дискуссии в советский период*(4). И все же она была закреплена в гражданско-правовой форме самостоятельного договора перевозки в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и принятых в 1963-1964 гг. гражданских кодексах союзных республик.
В последнее десятилетие существенным образом изменились характер и содержание влияющих на обязательственное право факторов. Воздействие внутренних (внутригосударственных) факторов все чаще замещается воздействием внешних, таких, например, как европейское право. Это объясняется тем, что одной из определяющих тенденций развития современного мира является рост национального экономического оборота и его интернационализация в пределах международных экономических зон и сообществ.
Зарубежное обязательственное право испытало воздействие подобных тенденций много раньше. Так, поводом для непосредственного вмешательства в правовое регулирование обязательственных правоотношений Германии явились некоторые предписания директив европейского законодателя (Комиссии Европейского Союза), которые в определенный срок должны быть трансформированы в национальное право государств - участников ЕС. Основным импульсом реформы немецкого обязательственного права стала директива о некоторых аспектах купли-продажи потребительских товаров и гарантии на потребительские товары*(5).
В последние годы в российской и белорусской юридической литературе при исследовании происходящих в гражданском законодательстве изменений, в том числе связанных с заимствованием иностранного правового опыта, часто используется термин "имплементация". Однако в большей степени он характерен для международного права. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию), осуществляются меры по включению международно-правовых норм в национальные законы и правила (трансформации) или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы*(6).
Представляется, что наиболее оправданным с точки зрения характеристики процесса становления новых институтов в гражданском праве, как заимствованных из иностранного права, так и сугубо отечественных, будет употребление термина "интегрирование". В английском языке integer - целое, integrity - целостность. Еще более полно и точно во французском языке: la integralitе - целость, полнота; la intеgritе - целостность; intеgrer - составлять одно целое, быть слитым, включиться, врасти. В гражданском праве "интегрирование" - единственный термин, способный раскрыть содержание сложного по своему юридическому наполнению явления. В данном контексте термин "интегрирование" указывает на:
1. Способ размещения норм нового института в нормативном правовом акте, который входит в систему гражданского законодательства. Здесь прослеживается тесная связь с систематизацией законодательства, прежде всего с его кодификацией.
2. Адаптацию нового института в системе нормативных правовых актов, составляющих гражданское законодательство. Что может проявляться в: а) наличии (отсутствии) корреспондирующих связей между нормами нового института и нормами, содержащимися в иных нормативных правовых актах, относящихся к гражданскому законодательству; б) возможности (или невозможности) реализации юридико-логической посылки о соотношении общих и специальных норм права, реализуемых в определенной сфере частноправовых интересов.
3. Наличие (отсутствие) "эффекта достаточности", когда ранее включенные в гражданское законодательство нормы нового института предполагают последующее включение в гражданское законодательство сопутствующего правового института (институт-сателлит). Например, Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах"*(7) и Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" предполагают включение в гражданское законодательство правил, обеспечивающих регулирование отношений, связанных с подчинением органов управления акционерного общества другому юридическому лицу. По аналогии с иностранным законодательством, в частности законодательством Германии, такие отношения могут быть опосредованы договором подчинения.
4. Наличие (отсутствие) правовых институтов в публичном или комплексных отраслях права, которые обеспечивают реализацию частноправовых интересов, основанных на гражданско-правовых отношениях. Так, положения Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"*(8), Закона Республики Беларусь "О товарах и знаках обслуживания" (в ред. от 27 октября 2000 г.), касающиеся представления заявки на товарный знак, проведения экспертизы, регистрации, рассмотрения жалоб и др., предполагают наличие соответствующих норм в административном, гражданском процессуальном праве.
5. Возможность применения законодательства Союза ССР к отношениям, которые не полностью урегулированы гражданским законодательством Российской Федерации, Республики Беларусь. В соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"*(9) до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй Кодекса акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса. В статье 1 Закона от 28 мая 1999 г. "О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР" говорится о том, что в случае отсутствия законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие общественные отношения, на ее территории применяются акты законодательства СССР, регламентирующие данные отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
6. Соответствие норм новых институтов, содержащихся в гражданском законодательстве, основным положениям международных договоров, заключенных СССР, в которых в порядке правопреемства участвуют Российская Федерация и Республика Беларусь, а также международных договоров, которые заключены Российской Федерацией и Республикой Беларусь уже после того, как Союз ССР прекратил свое существование.
В соответствии с п.1 ст.7 ГК Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.6 ГК Республики Беларусь нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства. Если же какое-либо государство не присоединилось к конвенции, то это не означает, что положения конвенции не будут заимствованы законодательством этого государства. Так, на момент введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ (1 марта 1996 г.) Российская Федерация не присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г.), однако нормы ГК РФ о финансовой аренде (§ 6 гл.34 ГК) учитывают ее положения. Республика Беларусь присоединилась к данной Конвенции Указом Президента Республики Беларусь от 2 июля 1998 г. N 352. Гражданский кодекс Беларуси, вступивший в силу с 1 июля 1999 г., и Положение о лизинге на территории нашей республики, утвержденное Постановлением Совета Министров Беларуси от 31 декабря 1997 г. N 1769, учитывают основные положения Оттавской конвенции 1988 года.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о целесообразности включения в гражданское законодательство новых институтов.

В.А. Богоненко,
заведующий кафедрой гражданского права
Полоцкого госуниверситета (Белоруссия), кандидат юридических наук

"Журнал российского права", N 3, март 2004 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2001. С.65, 538.
*(2) См.: Современная экономика: Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.81.
*(3) См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч.2. По исп. и доп. 8-му изд., 1902. В сер. "Классика российской цивилистики". М.: Статут, 1997. С.94.
*(4) См.: Генкин Д.М., Новицкий Н.В., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1949. С.161; Гордон М.В. Лекции по советскому гражданскому праву. Ч.2. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1960. С.146; Тарасов М.А. Договор перевозки. Изд-во Ростовского ун-та, 1965. С.46.
*(5) См.: Вилькенс Ута. Современный проект коренной реформы немецкого обязательственного права Германии и Австрии: Сборник документов семинара, проведенного в рамках Темпус-проекта в г. Минске 2-9 сентября 2001 г. С.28, 29.
*(6) См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1999. (Дипломатическая академия МИД РФ, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ). С.12.
*(7) См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.1.
*(8) См.: Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст.2322.
*(9) См.: СЗ РФ. 1996. N 5. Ст.411.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]