[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Нотариат и суд: грани взаимоотношений

В юридическом механизме, обеспечивающем в государстве режим законности и правопорядка, важную роль играют органы нотариата. Нотариат, будучи несудебной формой защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента органом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей функция нотариата заключается прежде всего в том, что нотариус, являясь должностным лицом, наделен полномочиями удостоверять юридические акты, беспристрастно информировать стороны о существе и правовых последствиях таких актов, то есть осуществлять реальную деятельность по предотвращению споров. Именно такое представление о нотариате приводится и в договоре о сотрудничестве между Международным союзом судей и Международным союзом латинского нотариата, в котором подчеркивается, что эти организации ставят себе целью установление здоровой и нормально действующей системы правосудия, имея в виду снижение затрат на ее содержание и одновременно обеспечение ее доступности для всех граждан*(1).
Учитывая принципиальную разницу в функциях нотариата и суда, можно сказать, что словосочетание "превентивное правосудие" несет в себе определенное смысловое противоречие. При этом очевидно, что отмеченный подход европейских законодателей к этому институту не случаен. В этой связи вопрос соотношения судебной и нотариальной деятельности представляет как теоретический, так и практический интерес.
Судебную власть законодатель определяет как самостоятельную ветвь государственной власти, на конституционном уровне устанавливая предмет ее ведения, основные полномочия и гарантии. Независимость судей обеспечивается единством их статуса, включающего такие важнейшие элементы, как: несменяемость, неприкосновенность, особый порядок назначения на должность и освобождения от нее. Наделение полномочиями судей федеральных судов происходит с участием различных ветвей власти, в том числе судебной в лице ее руководителей, которые дают Президенту РФ соответствующее представление, основанное на положительном заключении квалификационной комиссии судей. Причем только по решению последней полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены.
Гарантии независимого осуществления судебной власти выражаются также в невозможности перевода судьи без его согласия на другую должность или в другой суд, а также в наличии судейского иммунитета, то есть особого порядка привлечения судьи к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. Судья, впервые избирающийся на должность, приносит присягу и становится членом профессиональной судейской корпорации, представители которой обязаны руководствоваться внутренними этическими нормами - кодексом чести судьи. За нарушение его положений к судье могут быть применены соответствующие меры ответственности вплоть до прекращения полномочий.
Судебная власть выполняет такую важнейшую юрисдикционную функцию, как правосудие, которое имеет исключительный характер и осуществляется только судом. Она поддерживает необходимый баланс между представительной и исполнительной властями посредством контроля суда за соответствием федеральных законов и иных нормативных актов Конституции РФ (конституционное судопроизводство), а также контролем за законностью актов исполнительно-распорядительных органов, изданных в ходе государственного управления (административное судопроизводство). Судебные решения, равно как и другие акты судебной власти, подлежат неукоснительному исполнению всеми субъектами публичного и частного права на территории страны, а неисполнение судебного постановления влечет за собой предусмотренную федеральным законом ответственность.
Нотариат не образует самостоятельной ветви власти. Его деятельность, осуществляемая от имени государства, может быть доверена не только лицу, состоящему на государственной службе, но и лицу, занимающемуся частной практикой. В последнем случае полномочия нотариусов реализуются не на принципах бюджетного финансирования, а на основе самоокупаемости. Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут нормировать отдельные стороны этой деятельности. Кроме того, функции нотариата не имеют исключительного характера, они могут быть реализованы и иными компетентными органами и должностными лицами. Так, при отсутствии в регионе государственных и частных нотариусов, действия такого рода вправе совершать должностные лица исполнительной власти и консульских учреждений, а в отдельных случаях - лица, которым данное право предоставлено федеральным законодательством.
Принципиальное отличие суда и нотариата заключается также в полномочиях этих двух органов. Предметом юрисдикции суда выступает спорное гражданское правоотношение. Судебное решение по делу превращает его в бесспорное, фактически осуществляется защита нарушенного или оспоренного права заинтересованного лица. Что касается нотариальной деятельности, то она связана с удостоверением ряда прав и фактов, то есть, в отличие от судебной, она по определению имеет "бесспорный" характер*(2).
Причем судебная власть осуществляет в отношении нотариальных действий контрольные функции, причем этот контроль распространяется как на организацию нотариата, так и на законность и обоснованность его действий. По основаниям, установленным законом, суд принимает решение о лишении частнопрактикующего нотариуса права заниматься профессиональной деятельностью. Заинтересованное лицо, считающее неправильным действие нотариуса или отказ в его совершении, может обратиться в суд, который в случае удовлетворения соответствующего заявления отменяет его либо обязывает нотариуса его совершить. Проверка деятельности нотариата осуществляется и в административном порядке. В отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, такого рода функции реализуют органы юстиции и налоговые органы. Что касается внебюджетного нотариата, то контроль за его деятельностью осуществляется нотариальными палатами.
Однако при всем различии статусов нотариальных и судебных органов их сближает реализуемая ими общая правозащитная функция. Формулируя задачи суда и нотариата, законодатель определяет их, по сути, как тождественные. Различие между ними проведено только в способах решения этих задач: в первом случае - путем рассмотрения гражданских дел, во втором - путем совершения различного рода нотариальных действий. Отсюда схожесть основных начал организации этих двух институтов.
Нотариальные полномочия имеют не договорную, а публично-правовую природу, и потому деятельность нотариата, как и суда, основана на принципах независимости, беспристрастности и объективности. Законодатель не только декларирует эти начала, но и обеспечивает их рядом правовых гарантий. В частности, установлен особый порядок отбора кандидатов на должность нотариуса и наделения последних соответствующими полномочиями. Нотариус так же, как и судья, перед тем, как приступить к исполнению своих полномочий, приносит присягу. "Чистоту" профессии нотариуса обеспечивает законодательный запрет членам нотариальной корпорации заниматься, помимо профессиональной, любой иной деятельностью, кроме научной и преподавательской.
К тому же нотариусу запрещено совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков), а также разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения. Он выполняет свои обязанности в соответствии с законодательством и присягой и обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации и (или) международным договорам.
Все эти начала в большей мере проявляют себя в деятельности так называемого латинского нотариата, основанного еще на традициях римского права. Эта система давно доказала свои несомненные преимущества перед государственным нотариатом с его бюрократизмом и низкой профессиональной эффективностью. Не случайно латинский нотариат почти повсеместно, как за рубежом, так и в России, вытеснил государственный.
Близость нотариата и суда определяется и другими факторами. Так, рассмотрение судом того или иного спора и удостоверение нотариусом гражданско-правовой сделки представляет собой определенную последовательность юридических действий, которая применительно к суду и нотариату отличается различной степенью структурированности. Нормы, регулирующие правосудие по гражданским делам, образуют самостоятельную отрасль права и кодифицированы в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Правила, регламентирующие порядок совершения нотариальных действий, отдельного процесса не образуют, а входят, как составная часть, в нотариальное право, систематизированное в Основах законодательства РФ о нотариате (далее - Основы).
Несмотря на это, нотариальная процедура имеет схожие черты с гражданским судопроизводством. Можно выделить ряд стадий нотариального производства, на которых достигаются определенные цели правовой защиты*(3). Важно, что применительно к различным категориям нотариальных действий они различны. В самом общем виде стадии можно представить следующим образом.
1. На начальном этапе решается вопрос о возможности совершения нотариального действия. Нотариус проверяет, входит ли действие, о совершении которого просит заинтересованное лицо, в предмет его ведения и вправе ли он его совершить с точки зрения своей территориальной компетенции (ст. 13, 35-36 Основ). На этом же этапе устанавливается личность обратившегося, его представителя или представителя юридического лица (ст. 42-43 Основ). В случаях, установленных в ст. 48 Основ (незаконность действия, нарушение принципа территориальной компетенции, недееспособность заявителя), нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия уже на данной стадии, оформив такой отказ по просьбе заинтересованного лица мотивированным постановлением.
2. На этапе подготовки дела нотариус должен осуществить ряд действий процедурного характера. В частности, он обязан провести юридическую экспертизу заявленного требования на соответствие сделки установленным требованиям с формальной и содержательной стороны. От физических и юридических лиц он истребует сведения и факты, необходимые для совершения нотариального действия, а также проверяет представленные документы с точки зрения их соответствия ст. 45 Основ. Такого рода функции направлены на формирование доказательственной базы нотариального производства. На этом этапе роль нотариуса значительно активнее полномочий судьи, который в случае, если представление сторонами и другими лицами, участвующими в деле, необходимых доказательств окажется для них затруднительным, не вправе собирать доказательства самостоятельно, а только лишь - по их ходатайству - оказывает им содействие в собирании и представлении таких доказательств (ст. 57 ГПК РФ).
3. Действующее законодательство называет среди функций нотариата обеспечение доказательств. По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде, если имеются основания полагать, что их представление впоследствии станет невозможным или затруднительным. Такое полномочие нотариуса, несомненно, облегчает доказательственный процесс в судах общей юрисдикции при разбирательстве конкретного гражданского дела. Однако какую доказательственную силу имеет сам нотариально удостоверенный документ? Одно из принципиальных положений гражданского процесса заключается в том, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). В материально-правовом смысле нотариальный документ обладает более высокой по сравнению с другими средствами доказывания достоверностью. Так, из всех установленных законодательством форм гражданско-правовых сделок несоблюдение нотариальной формы влечет ее недействительность во всех случаях (ст. 165 ГК РФ). Подтверждение ее действительности другими средствами доказывания, как это происходит, например, применительно к письменной форме сделки, не допускается. Такая сделка является ничтожной, то есть не порождает для сторон никаких правовых последствий.
Именно с этой точки зрения следует оценивать отмену в конце 90-х гг. обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимым имуществом. Эта реформа, на наш взгляд, не создала действенного правового механизма, обеспечивающего неприкосновенность собственности от незаконных посягательств. И основная причина в том, что нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом и их государственная регистрация - это два различных по своей правовой сущности института. Регистрация призвана обеспечить публичность и достоверность информации о зарегистрированных правах и сделках прежде всего для третьих лиц, и в этом смысле она позволяет защитить их права и интересы. При этом она не является формой сделки. Что касается нотариального удостоверения, то это - специальная форма, в которую облекается соглашение непосредственно самих сторон сделки, что обеспечивает права и интересы прежде всего именно этих лиц.
Следует признать, что государственная регистрация сделок, введенная ГК РФ вместо нотариальной формы сделок с недвижимостью, не стала и не могла стать адекватной заменой их нотариального удостоверения. Эта ошибочная конъюнктурная акция основана на представлении, что органы регистрации могут полностью заменить собой нотариат. Опыт показывает, что система государственной регистрации не может замещать функции нотариата, так как оба эти института выполняют различные функции: нотариус удостоверяет сделку, государственный регистратор - регистрирует право или сделку. Эти институты могут успешно функционировать, взаимно дополняя друг друга. Именно поэтому необходимо вернуться к существовавшему ранее порядку, то есть предусмотреть нотариальную форму для всех сделок с недвижимым имуществом, особенно с участием физических лиц. Государственную регистрацию следует сохранить только для прав на недвижимость, а также для различных обременений и ограничений этих прав*(4). Это будет способствовать созданию юридического механизма, обеспечивающего, с одной стороны, надлежащую защиту прав и интересов граждан в сфере оборота недвижимости, с другой - эффективный контроль государства над совершением сделок данного типа.
На этой же стадии нотариального производства решается вопрос о составе лиц, участвующих в деле. Здесь же допустимы отложение и приостановление совершения нотариального действия, а также отказ в его совершении. Последнее возможно, если выяснились, например, незаконность сделки или несоответствие документов, предъявленных для совершения такого действия, требованиям действующего законодательства.
4. Заключительным этапом нотариального производства является совершение нотариального действия и его регистрация в Реестре нотариальных действий.
В числе процессуальных обязанностей нотариуса Основы называют содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, выяснение истинного волеизъявления сторон и соответствия этого волеизъявления совершаемым действиям, разъяснение им прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых ими нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Это содействие выражается в составлении проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлении копий документов и выписок из них, даче разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий и т.д. В деятельности суда эта превентивная функция выражена не так ярко. Одним из проявлений полномочий такого рода, к примеру, можно назвать норму ст. 150 ГПК РФ, согласно которой при подготовке дела к разбирательству судья разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности.
Правомочия нотариуса на этой стадии определяются, в частности, особым порядком подписи сделки и других документов, регистрацией нотариальных действий в реестре, а также взиманием с заинтересованных лиц государственной пошлины (тарифов) в установленном размере.
В отличие от судебных, нотариальным актам, как правило, не придается обязательная исполнительная сила. Исключение составляют нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, долговые обязательства, взыскание по которым производится на основании исполнительной надписи нотариуса, совершенной на документе, подтверждающем бесспорность задолженности, соглашения о порядке взыскания по договору залога недвижимости (ипотеке). В иных случаях, например, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке, заимодавец при неисполнении должником своих обязательств, вытекающих из договора займа, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа - постановления, имеющего силу исполнительного документа.
В заключение отметим, что термин "превентивное правосудие", употребляемый применительно к деятельности нотариата, представляет собой не просто эффектное словосочетание, но и несет вполне определенный юридический смысл. Именно нотариат тесно соприкасается с судебной юрисдикцией и потому заслуживает особого отношения к себе со стороны законодателя. С учетом той роли, которую он играет в системе органов, осуществляющих защиту гражданских прав физических и юридических лиц в бесспорной форме, следует подумать о повышении уровня систематизации нотариального законодательства. Одним из возможных шагов на этом пути могло бы стать принятие Нотариального кодекса, Общая часть которого содержала бы нормы, регулирующие организацию государственного и частного нотариата, его полномочия, принципы деятельности, статус нотариуса, его ответственность и т.п. Особенная - нормы, регламентирующие правила совершения отдельных категорий нотариальных действий.
Важнейшая роль в совершенствовании законодательства о нотариате принадлежит сегодня готовящемуся к принятию новому федеральному закону "Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации", который, надеемся, станет серьезным этапом в становлении этого института, отметившего в прошлом году свой только десятилетний юбилей, но ведущего свои истоки еще из царской России*(5).

В.В. Скитович,
заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса
Академии труда и социальных отношений, доктор юридических наук

С.В. Мальцева,
нотариус

"Журнал российского права", N 7, июль 2004 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Нотариальный Вестник. 1999. N 4/5. С. 44-45.
*(2) Подробнее см.: Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. М., 2003. С.18-22.
*(3) Подробнее см.: Ярков В.В. Нотариальное право России: Учебник. М., 2003. С.145-154.
*(4) См.: Витрянский В.В., Жуйков В.М., Маковский А.Л., Суханов Е.А., Козырь О.М. и др. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимых вещах // Нотариальный Вестник. 2003. N 5. С.34-55.
*(5) См.: Клячин Е.Н. Нотариус - страдательное лицо в тысячах корыстных комбинаций // Российская юстиция. 2003. N 5. С.2-3.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]