[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве)

 

3. Реализация принципа диспозитивности в делах о банкротстве

Диспозитивность как принцип права предоставляет гражданам и юридическим лицам возможность по собственному усмотрению распоряжаться своими материальными или процессуальными правами. Принцип диспозитивности присущ отраслям права, регулирующим частно-правовые отношения. Достаточно полно он проявляет себя и в арбитражно-процессуальном праве.
Профессор В.М. Шерстюк понимает под принципом диспозитивности в арбитражном процессе "закрепленное в нормах арбитражного процессуального права основное положение арбитражного судопроизводства, в соответствии с которым лица, заинтересованные в исходе дела, имеют возможность оказывать влияние на движение арбитражного процесса путем распоряжения предметом спора и свободного осуществления предоставленных им законом процессуальных прав...."*(96).
Рассматривая содержание и развитие принципа диспозитивности в арбитражном процессе, ученый также отмечает, что свобода действий "сочетается с обязанностью арбитражного суда осуществлять контроль за распорядительными действиями сторон и других участвующих в деле лиц" и зависит от "публично-правовых институтов, прямо связанных с реализацией сторонами своих прав, составляющих содержание рассматриваемого принципа"*(97).
Сказанное в полной мере относится к делам о банкротстве, в которых достаточно определенно выражено публичное начало, а судейское усмотрение является более широким, чем в делах искового производства.
Рассмотрим реализацию в деле о банкротстве отдельных процессуальных прав, составляющих содержание принципа диспозитивности.
Несмотря на различия внешнего порядка, заявление требования в процедурах банкротства по сути сходно с предъявлением иска, поскольку оба института представляют собой средства защиты субъективного права кредитора*(98).
В исковом производстве истцы широко используют положения ст. 49 АПК РФ, согласно которой истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
К такому процессуальному праву нередко прибегают и кредиторы при установлении размера их требований в процедурах банкротства. Так, например, кредитор, имея судебное решение о взыскании долга, в судебном заседании по установлению его требования увеличил размер требования на сумму присужденной госпошлины.
Не входит ли это в противоречие с нормами Закона о банкротстве 2002  г., предусматривающими порядок установления требований кредиторов?
Представляется, что кредитор не может быть ограничен в осуществлении принадлежащих ему процессуальных прав, предусмотренных ст. 49 АПК РФ, и он вправе, в частности, увеличить размер заявленных требований. Последствия подачи заявления об увеличении размера требования кредитора могут быть различными в зависимости от процедуры банкротства и момента совершения процессуального действия.
В наблюдении и финансовом оздоровлении порядок установления размера требований кредиторов определен ст. 71 Закона о банкротстве 2002  г. В соответствии с указанной нормой права для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Несмотря на то, что кредитор может заявить свои требования сразу же после опубликования сообщения о введении наблюдения, арбитражный суд вправе их рассмотреть только по истечении срока на подачу заинтересованными лицами возражений, которые могут быть заявлены не позднее чем через 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований, определенного в 30 дней с даты публикации сообщения о введении наблюдения.
Таким образом, вне зависимости от времени предъявления требования оно будет рассмотрено судом за пределами срока на его подачу. Поэтому, если кредитор заявит об увеличении размера требования в судебном заседании, представляется правильным в этом случае руководствоваться положениями п. 7 ст. 71 закона и рассматривать требование кредитора в части его увеличенного размера после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Во внешнем управлении и конкурсном производстве требования устанавливаются по правилам ст. 100 Закона о банкротстве 2002 г. В указанных процедурах банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику. Однако кредиторы будут претерпевать неблагоприятные последствия в случае задержки заявления своих требований, поскольку требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст.  142 закона о банкротстве 2002 г.).
Применительно к вопросу о праве кредитора увеличить размер требований после закрытия реестра кредиторов можно высказать мнение, что требование кредитора в части его увеличенного размера, несмотря на то, что первоначальное заявление было подано в установленный срок, подлежит удовлетворению по правилам п. 4 ст. 142 закона о банкротстве.
Предложенные подходы по установлению требований кредиторов в рассмотренных выше случаях могут вызвать определенные возражения. Ведь, в случае, если, например, в наблюдении кредитор заявит об увеличении размера требования после истечения установленного срока, суд должен рассмотреть требование, заявленное в срок, и принять по нему судебный акт; при этом требование кредитора в части его увеличенного размера суд должен будет рассмотреть после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения, и принять по нему отдельный судебный акт. Все это, как видим, создает определенные процессуальные неудобства для суда и участников конкурсного процесса. Но, как представляется, для обеспечения равенства всех кредиторов и справедливого распределения конкурсной массы кредиторы, заявившие об увеличении размера своих требований после истечения сроков на их предъявление, не должны иметь преимуществ перед кредиторами, которые прямо подпадают под действие п. 7 ст.  71 и п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г.
"В настоящее время, - отмечал Г.Ф. Шершеневич, - совершенно ясно, с теоретической точки зрения, что кредитор свободен в предъявлении своих требований конкурсу, что он заинтересован в участии в конкурсном процессе, но он не может быть принуждаем к такому участию...."*(99). Но, как далее пишет автор, "кредиторы, заявившие свои требования по истечении срока, могут получить удовлетворение только в том случае, если по удовлетворении остальных, своевременно заявленных требований окажется остаток - случай довольно редкий. Допущение к удовлетворению из остатка опоздавших кредиторов совершенно правильно, потому что остаток принадлежит самому должнику"*(100).
Статья 57 закона о банкротстве 2002 г. содержит несколько оснований для прекращения производства по делу, среди которых прямое отношение к исследуемому вопросу имеют отказ всех кредиторов от заявленных требований или требования о признании должника банкротом и заключение мирового соглашения.
Отказ всех кредиторов от заявленных требований или требования о признании должника банкротом не был ранее известен российскому законодательству о банкротстве. Закон о банкротстве 1992 г. не содержал положений, допускающих такой отказ. Также он не нашел применения в арбитражной практике того периода. Арбитражный суд должен был рассматривать дело о несостоятельности (банкротстве) организации (предпринимателя) по существу и в том случае, если на день рассмотрения дела должник полностью или частично погасил задолженность кредитору - заявителю и при этом заявитель отказывался от поддержания своих требований о признании должника банкротом*(101).
Практика применения Закона о банкротстве 1998 г., не содержавшего норм, предусматривающих отказ от требований о признании должника банкротом, имела отдельные примеры принятия такого отказа арбитражным судом*(102).
Вводя в правовое регулирование несостоятельности (банкротства) такой элемент, как отказ от требований, законодатель тем самым подчеркнул более частный характер дел о банкротстве, чем публичный - дело возбуждается по воле кредиторов и их волей прекращается.
Но допустимо ли такое свободное усмотрение кредиторов или должника в делах о банкротстве?
Одной из особенностей конкурсного процесса является то, что он, как правило, возбуждается по инициативе отдельного лица, а продолжается вне зависимости от его воли. Кредитор-заявитель совершенно не имеет перед другими кредиторами преимуществ ни материального, ни процессуального характера. Кредиторы могут реализовывать свои права в деле о банкротстве единолично. Но наиболее значимые вопросы решаются коллегиальными органами кредиторов (собрание и комитет кредиторов). Это существенно ограничивает свободу усмотрения отдельных кредиторов.
Суд при выборе процедур банкротства никак не связан с мнением кредитора-заявителя, а в отдельных случаях и с волей большинства кредиторов. В отличие от искового производства в деле о банкротстве суд не выясняет у кредитора-заявителя его отношения к заявленному требованию: поддерживает ли он свое требование или нет? В этом нет необходимости, так как решение по делу о банкротстве принимается по другому принципу, чаще всего никак не основанному на позиции одного кредитора.
Нельзя не заметить наличие принципиальной разницы между отказом от требования в исковом производстве и в деле о банкротстве. Отказываясь от иска, истец отказывается от материально-правового притязания к ответчику, обоснованность и правомерность которого еще предстояло проверить суду. В деле о банкротстве кредитор отказывается от требования, установленного судом, т.к. в силу ст. 16 п. 6 Закона о банкротстве 2002 г. в реестр кредиторов требования включаются, как правило, на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих состав и размер требований.
Приведенные доводы касаются безусловного отказа. Однако на практике за отказом чаще всего кроется какая-либо частная сделка должника с кредитором, предусматривающая, как правило, отсрочку (рассрочку) платежей, новацию обязательства, отступное либо зачет. Отдельные из таких способов изменения и прекращения обязательств прямо запрещены в конкурсном процессе.
Свобода усмотрения уполномоченного органа должна отвечать публичным интересам. Требуя признания должника банкротом в связи с неисполнением последним обязанности по уплате налогов и сборов, уполномоченный орган выполняет публичную функцию, поэтому его отказ от требования или от заявления о признании должника банкротом не будет отвечать государственным и общественным интересам.
Публичный интерес в исходе дела о банкротстве отсутствующего должника, в случае, когда у налогового органа отсутствует материально-правовое притязание к должнику, заключается в обеспечении стабильности гражданского оборота. Поэтому отказ уполномоченного органа от требования о признании отсутствующего должника банкротом, также не допустим.
Должник вправе подать в арбитражный суд заявление о своем банкротстве в его предвидении при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности им исполнить денежные обязательства перед кредиторами в установленный срок. В других случаях он это сделать обязан.
Обязанность по подаче заявления возникает у должника, в частности, в случае, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами, а также если обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность. Помимо этого должник обязан обратиться в суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ст. 8 и 9).
Как видим, обязанность должника по подаче заявления о своем банкротстве направлена в первую очередь на защиту интересов кредиторов, и поэтому должник не вправе отказаться от такого заявления. Если отказ будет заявлен, суд не должен его принимать на основании ст. 49 п. 5 АПК РФ, поскольку это будет противоречить закону и повлечет нарушение прав третьих лиц.
Несколько иная правовая ситуация возникает, когда должник реализует свое право на подачу заявления о признании себя банкротом. Представляется, что и в таком случае суд, обеспечивая публичный интерес, не должен принять отказ от заявления. Правовые последствия введения процедур банкротства столь существенны, что они не могут быть обратимы вспять без причинения вреда кредиторам и другим участникам конкурсного процесса.
Обращает внимание изложение правовой нормы, предусматривающей отказ от материально-правовых требований к должнику. Юридико-технический прием с использованием разделительного союза "или" позволяет считать правомерным отказ кредиторов только от заявленных требований при поддержании требования о признании должника банкротом, и наоборот. То есть законодатель рассматривает указанные основания для прекращения производства по делу как самодостаточные и не зависящие друг от друга.
Следуя такой логике, можно считать допустимой ситуацию, при которой кредитор-заявитель может отказаться от материального требования к должнику, но в то же время поддерживать свое заявление о признании должника банкротом, основанное на этом требовании.
Г.Ф. Шершеневич указывал: "Предъявление кредитора суду о признании должника несостоятельным представляет одну из форм осуществления принадлежащих ему прав, путем взыскания обращаемое на имущество должника"*(103). Такое отношение к заявлению кредитора о признании должника банкротом, которое отвечает современным понятиям института несостоятельности (банкротства), позволяет прийти к выводу о его (заявления) обусловленности и подчинении собственно материальному интересу кредитора, заключающемуся в удовлетворении его требования.
Поэтому отказ кредитора-заявителя от материального притязания к должнику равнозначен отказу от требования о признании должника банкротом.
Вообще, уместен вопрос о том, с какой целью законодатель включил в закон норму, предусматривающую право на отказ от заявления о признании должника банкротом? В чьих она интересах? Для добросовестного должника своевременно "войти" в процедуры банкротства - всегда благо. Это дает ему возможность либо восстановить свою платежеспособность, либо освободиться от долгов. Интерес всех кредиторов - в справедливом распределении конкурсной массы, что и составляет главную задачу конкурсного процесса.
Не менее спорным является отказ кредитора-заявителя от требования о признании должника банкротом, когда другие кредиторы активно участвуют в конкурсном процессе. Поскольку отказ от требования о признании должника банкротом допустим до принятия судом решения по делу о банкротстве, он (отказ) возможен в трех процедурах банкротства: в наблюдении, в финансовом оздоровлении и во внешнем управлении.
Насколько это будет соответствовать закону и отвечать интересам кредиторов и должника?
В наблюдении, учитывая его нейтральный характер, если не принимать во внимание наличие в деле публичного интереса, отказ от требования о признании должника банкротом можно допустить. Но даже и в рассматриваемой процедуре банкротства реализация права на отказ представляется достаточно спорной, учитывая, что действующий закон существенно изменил порядок установления требований кредиторов. Теперь арбитражный суд не только проверяет обоснованность требований кредитора-заявителя до введения наблюдения, но и в самой в процедуре устанавливает состав и размер требований других кредиторов. Это значительно углубляет правовые последствия введения наблюдения и придает ему публичный характер.
В других же процедурах банкротства, проведение которых подчинено определенным правилам и в положительном результате которых заинтересовано множество лиц, отказ от требования о признании должника банкротом не будет отвечать как интересам кредиторов и должника, так и третьих лиц, обеспечивающих или инициирующих указанные процедуры.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]