[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

НАЛОГОВЫЙ АРБИТРАЖ: ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

5. ДЕЛА О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

5.4. Единый социальный налог

- Дело в пользу налогового органа.

Уплата авансового платежа по единому социальному налогу
должна производиться по итогам отчетного периода

Постановлением ФАС Поволжского округа от 11.05.2006 по делу N А55-23308/05-34 Решение суда первой инстанции от 17.11.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 30.01.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23308/05-34 были отменены в части признания незаконным решения от 30.06.2005 N 13-15/1281/44/01-11/10265 Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в части взыскания пеней в сумме 44 223 руб. 87 коп.
Суть спора.
ФГУП "Волжско-Уральское строительное управление Министерства обороны Российской Федерации", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 30.06.2005 N 13-15/1281/44/01-11/10265.
Как следовало из материалов дела, оспариваемое заявителем решение налогового органа было вынесено по результатам камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за I квартал 2005 г., в ходе которой было выявлено занижение суммы налога на 1 343 865 руб. в связи с превышением суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за проверяемый период. Согласно вышеуказанному решению заявителю было предложено уплатить в бюджет доначисленный в порядке п. 3 ст. 243 НК РФ единый социальный налог в сумме 1 343 865 руб. и пени согласно ст. 75 НК РФ в сумме 44 223 руб. 87 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Решением суда первой инстанции от 17.11.2005 требования заявителя были удовлетворены частично: решение налогового органа от 30.06.2005 N 13-15/1281/44/01-11/10265 было признано незаконным в части взыскания пеней в сумме 44 223 руб. 87 коп. В остальной части в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2006 Решение суда было оставлено без изменения.
Доводы кассационной жалобы.
В кассационной жалобе налоговый орган просил отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Кассационное решение.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, нашла основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных актов в обжалуемой части достаточными.
Мотивы решения.
Судебными инстанциями было установлено и заявителем не было оспорено, что сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не была им фактически уплачена, в связи с чем в силу применения заявителем налогового вычета возникло занижение суммы единого социального налога, подлежавшего уплате согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, действовавшей на момент рассмотрения спора, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который были уплачены авансовые платежи по налогу. Доводы заявителя о наличии в данном случае двойного налогообложения были правомерно опровергнуты судом первой инстанции.
В то же время суд указал на то, что НК РФ не предусмотрена возможность взыскания пени за нарушение сроков уплаты авансовых платежей по налогам, исчисляемым расчетным путем вне привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика по итогам налогового периода (год) и уплаченным в течение налогового периода.
Данный вывод суда не соответствовал п. 3 ст. 243 НК РФ, действовавшему на момент рассмотрения спора, согласно которому в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики, производившие выплаты физическим лицам, могли исчислять ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежавшая уплате за отчетный период, определялась с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Соответственно, по итогам отчетного периода подлежала уплате разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.
Вышеуказанный порядок исчисления налога соответствовал положениям ст. ст. 52 - 55 НК РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, взыскиваются с налогоплательщика в случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53, 54 настоящего Кодекса.
С учетом того что оспариваемое решение налогового органа было принято по результатам камеральной проверки представленного заявителем расчета по единому социальному налогу по итогам I квартала 2005 г., у налогового органа имелись правовые основания для начисления налогоплательщику пени на сумму несвоевременно уплаченного налога, исчисленного по итогам отчетного периода на основе налоговой базы.
Расчет пеней был произведен налоговым органом правомерно на сумму доначисленного единого социального налога - 1 343 865 руб. за период с 15 апреля 2005 г. по дату вынесения решения - 30.06.2005 (76 дней) исходя из предусмотренной п. 4 ст. 75 НК РФ одной трехсотой действовавшей в вышеуказанный период ставки рефинансирования Банка России.
С учетом вышеизложенного вывод судебных инстанций о неправомерном начислении пеней следовало признать основанным на неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п. 1 ст. 288 АПК РФ служит основанием для отмены судебных актов в оспариваемой части.
Аналогичное решение:
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2007 N Ф04-8752/2006(29865-А27-25).

 

Оглавление

Далее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]