Урегулирование споров в претензионном порядке
Разновидностью досудебного порядка является претензионный порядок
урегулирования споров.
При претензионном порядке урегулирования споров кредитор в силу
закона или договора обязан предъявить к должнику требование (претензию)
об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее
ответ в установленный срок. Указанное требование облекается в форму
претензии, т.е. письменного документа, составляемого в соответствии
с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный
порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях
- в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или)
юридическими обыкновениями. В претензии могут содержаться, например,
требования об изменении или расторжении договора, исполнении предусмотренных
им основных обязательств должника, о возмещении убытков, уплате
неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами,
применении иных мер гражданско-правовой ответственности. При полном
или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении
от него ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск.
В настоящее время претензионный порядок урегулирования споров, как
уже отмечалось, регламентируется условиями договора или нормами
федерального закона (подзаконного правового акта при условии прямого
указания об этом в федеральном законе). Это связано, в частности,
с необходимостью расширения возможностей судебной защиты гражданских
прав, а также с тем, что указанный порядок в значительной степени
определяется спецификой конкретного обязательства, из которого возникают
соответствующие споры. Поэтому сегодня отсутствует и единообразное
правовое регулирование претензионного порядка разрешения споров.
В прежние годы большинство споров разрешалось с обязательным использованием
досудебного (претензионного) порядка, поскольку советский законодатель
исходил прежде всего из необходимости освободить суды, органы государственного
и ведомственного арбитража от рассмотрения споров, которые могли
быть разрешены без участия судебных органов. Судебная защита гражданских
прав не являлась приоритетной. В республиках бывшего Союза ССР претензионный
порядок урегулирования споров был установлен постановлением Совета
Министров СССР от 17.10.1973 г. № 758 "Об утверждении Положения
о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями
и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам",
которое применялось с изменениями и дополнениями, внесенными в него
постановлением от 26.09.1990 г. В дальнейшем указанные отношения
регламентировались Положением о претензионном порядке урегулирования
споров, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992
г. № 3116-1, которое определяло претензионный порядок урегулирования
экономических споров и споров в сфере управления между предприятиями,
учреждениями, организациями, органами государственной власти и управления,
гражданами-предпринимателями.
С 1.07.1995 г., когда вступил в силу АПК РФ 1995 г., досудебный
(в т.ч. претензионный) порядок урегулирования споров стал обязательным
лишь для указанных в этом Кодексе случаев, которые в настоящее время
воспроизведены в новых АПК РФ и ГПК РФ. В соответствии с ФЗ от 5.05.1995
г. "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 19, ст. 1710. Утратил
силу. - СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3013) в день вступления в силу АПК
РФ 1995 г. прекратило свое действие Положение о претензионном порядке
урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного Совета
РФ от 24.06.1992 г. № 3116-1.
После введения в действие АПК РФ 1995 г. наметилась тенденция к
отказу многих участников договорных отношений от использования претензионного
порядка урегулирования споров в тех случаях, когда этот порядок
не являлся обязательным в силу требований федеральных законов. В
связи с этим возросло количество споров, передаваемых на рассмотрение
в суды и арбитражные суды. Это, в свою очередь, не могло не отразиться
на оперативности, полноте и качестве судебных решений.
[an error occurred while processing the directive]