Кое-что об интернет-договорах

Компьютерные и информационные технологии завоевывают все большую и большую популярность, в том числе и в предпринимательской деятельности. В последнее время получают широкое распространение так называемые Интернет-магазины. Такие магазины занимаются, как правило, розничной куплей-продажей и обладают целым рядом преимуществ по сравнению с магазинами обычными. Это настоящая находка для занятого человека, который точно знает, что именно он хочет приобрести. Интернет-торговля предполагает минимальные затраты на аренду помещения, на оплату труда персонала, что в конечном счете позволяет предложить потребителям более интересные цены.

В то же время заключение договоров через Интернет имеет ряд особенностей, которые следует знать и иметь в виду не только учредителю интернет-магазина, но и любому другому человеку, заинтересованному их услугах.

Все как обычно...

На первый взгляд порядок заключения договора в Интернете не сильно отличается от обычного порядка главы 28 ГК РФ.

Если в Интернете размещено предложение о заключении договора, которое:

содержит все существенные условия договора;
из него усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется,
то такое предложение обладает всеми признаками публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Как правило, клиент заполняет какой-либо бланк заказа в электронной форме, и потом отсылает его, щелкая мышью по определенному значку на экране.

Акцепт в данном случае являет собою действия по заполнению и отправке данного формуляра оференту. Таким образом, заключаемый договор является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).

В том случае, если «вывешенное» в Интернете предложение не содержит всех существенных условий договора, то оно рассматривается как приглашение делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ), а направление электронного сообщения в ответ на него - офертой. Акцептовать ее можно ответным электронным сообщением или путем совершения указанных определенных действий.

...кроме некоторых отличий

Однако если бы интернет-договор ничем не отличался от обычного, то и не было бы причин обращаться к этому вопросу. И основные его отличия:

способ заключения, т. е. обмен электронными данными посредством Интернета;
форме договора.
Гражданское законодательство признает и допускает заключение договора путем обмена документами посредством электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ). С учетом положений статьи 160 ГК РФ, разрешающей по соглашению сторон использовать при заключении сделок электронно-цифровую подпись или иной аналог собственноручной подписи, можно сделать вывод о том, что электронная форма договора, заключенного посредством сети Интернет, - письменная форма договора.

Электронная оферта и форма ее акцепта предусматривают использование определенного аналога собственноручной подписи сторон договора. В этом случае договор будет действительным и имеет юридическую силу.

Как уже было упомянуто, в предпринимательская деятельность в Интернете осуществляется посредством специально созданного интеренет-магазина, т. е. веб-сайта.

Выставление товаров в месте продажи, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах - описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. д., - в месте их продажи могут быть признаны публичной офертой даже в случаях, когда отсутствует цена и другие существенные условия (п. 2 ст. 494 ГК РФ). Однако вряд ли можно признать электронную витрину, на которой размещено описание товара, местом его продажи. Исключение, мы полагаем, составляют случаи продажи товаров в цифровой форме (программы, фотографии, мелодии для мобильных, базы данных и т. п.)

Следовательно, норма статьи 494 ГК РФ не может применяться к розничной торговле в Интернете.

Если договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом, то должны применяться нормы о продаже товаров по образцам (ст. 497 ГК РФ, Правила продажи товаров по образцам, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.97 № 918, далее - Правила).

Правила закрепляют обязательные требования к содержанию акцепта покупателя (абз. 2 п. 20 Правил).

«Посредники»

Часто в таких договорах присутствуют третьи лица - организаторы электронных торговых площадок, которые:

размещают заявки клиента на продажу товаров;
оформляют заявки покупателя, включая функционирование всего алгоритма заказа;
оформляют электронные платежи на базе своего программного обеспечения и т. д.
Эти третьи лица ни в коем случае не могут считаться посредниками. Посредник совершает юридически значимые действия в процессе заключения договора, своими действиями создавая, изменяя или прекращая определенные права и обязанности для своего клиента.

В рассматриваемом случае можно вести речь скорее об арендодателе, сдающем в аренду торговые площади.

В некоторых случаях договоры заключаются вообще без участия человека - с использованием программ. Насколько действия таких электронных программ соответствуют реальному волеизъявлению участников сделки?

Порождает ли заключенный с их помощью договор правовые последствия для его участников? Можно ли применять к таким отношениям правила о продаже товаров через автоматы?

Полагаем, что программы не могут быть приравнены к традиционным автоматам. Все-таки в программу заложены какие-то варианты «поведения», в то время как автоматы не могут согласовывать условия договора. Автоматы - это скорее форма публичной оферты, когда договор может быть заключен совершением конклюдентных действий со стороны покупателя.

Вряд ли нормы ГК РФ о продаже товаров с использованием автоматов (ст. 498) в данном случае применимы. Отсутствует особый признак такого договора - вручение товара посредством автомата. Возможное исключение: вручение товара, существующего в электронной форме, в режиме реального времени (например, покупка музыки в цифровом формате).

Исполнение договора

Как правило, выделяют три группы договоров - в зависимости от порядка их исполнения.

Вариант № 1 : договор заключается в электронной форме, в электронной же форме происходит оформление заказа. Однако оплата товара происходит, как правило, при его доставке покупателю - как правило, курьером.

В итоге после исполнения договора покупатель должен получить стандартный пакет документов, подтверждающих:

факт заключения сделки;
оплату товара;
его получение.
В данном случае ситуация очень схожа с покупкой товаров по образцам или по каталогу.

Вариант № 2: в электронной же форме происходит оплата товара. Это возможно посредством электронных денег, предоставляемых электронными платежными системами. Доставка купленного товара осуществляется курьером или почтой.

Трудность в том, что электронные расчеты через электронные платежные системы законом не урегулированы. Однако принцип платежных систем один и тот же. В той или иной форме используется механизм расчетов, представляющий собой учет денежных средств в электронной форме в виде записи на счетах с целью осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами.

Вариант № 3: в электронной форме происходит и заключение договора, и оплата товара, и передача товара покупателю. Это как раз те самые случаи, когда товар обладает потребительскими свойствами исключительно в электронном виде (компьютерные программы, аудио-, видео-файлы, платный доступ к информационным базам). В этом случае крайне важно соблюдение авторских прав и защита прав потребителей - но это тема для отдельного исследования.

Любовь Мязина, эксперт
Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет"

 

 

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки