[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Немного истории
В середине XIX века российский профессор Д.И. Мейер, первопроходец
отечественной цивилистики, в своем курсе лекций, объединенных под
общим названием "Русское гражданское право" отмечал, что
"путем практики образуется целая масса юридических определений,
составляющих не что иное, как логические выводы из законов".
Он имел в виду "совокупность юридических определений, выведенных
юристами путем мышления из законов и обычаев" и подчеркивал,
что "вся деятельность юриста состоит в логическом процессе,
от себя же он не может прибавить ни йоты. ...Но выводы юриста необходимо
связаны с законами и обычаями" (см.: Д.И. Мейер. Русское гражданское
право, часть 1. - М., Статут, 1997, с. 82-83). Очевидно, что эта
сторона деятельности юристов не утратила актуальности и в наши дни.
В начале XX в. другой известный российский цивилист Г.Ф. Шершеневич
обращал внимание на торговых служащих, деятельность которых имеет
юридический характер, - приказчиков. Приказчик должен был вступать
в юридические сделки с третьими лицами как представитель своего
хозяина, при этом основной его обязанностью являлось исполнение
в точности поручения, на него возложенного (см. Г.Ф. Шершеневич.
Учебник торгового права. - М., 1994, с. 88-92). Действуя по доверенности,
приказчик должен был сообразовывать все свои действия со "сложившимися
в торговле порядками" или, говоря современным языком, в строгом
соответствии с законодательством.
Важно подчеркнуть, что эти слова были не просто словами, они многое
значили для приказчика. Ведь в обязанности приказчика входило возмещение
хозяину вреда, причиненного ему, в частности, по небрежности. Например,
он нес ответственность при отпуске товара в кредит без письменного
разрешения хозяина, при разглашении коммерческой тайны и т.п. Помимо
гражданской ответственности за некоторые действия приказчику грозила
и уголовная ответственность.
Об этом невольно приходится вспоминать, когда сталкиваешься с небрежно
составленными договорами, не учитывающими интересы сторон, пропуском
сроков исковой давности, игнорированием судебной практики, в которой
содержатся рекомендации по применению законодательных и иных нормативных
актов, пренебрежением нормами процессуального права, когда не используются
возможности обжалования неправильного судебного решения, и иными
упущениями, в результате которых предприятия терпят убытки, в том
числе из-за отсутствия или недостаточной квалификации юридической
службы.
Юрист должен был активно защищать законные интересы предпринимателей
в судебных органах и, в частности, в коммерческих судах, образованных
в соответствии с Указом российского императора Николая I от 14 мая
1832 г. "Об учреждении коммерческих судов". На протяжении
многих последующих лет происходили неоднократные реорганизации коммерческих
судов, был период, когда их вообще ликвидировали. Однако функция
защиты прав предприятий в тех или иных судебных и административных
органах существовала всегда.
Попытка упорядочить функции, выполняемые юрисконсультами, была предпринята
Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял
постановление № 238 (СУ РСФСР, 1927, № 36, ст. 238), регулировавшее
правовое положение юристов государственных учреждений, предприятий
и кооперативных организаций. Однако, как отмечалось в журнале "Советская
юстиция" (1957, № 1), в послевоенные годы роль юрисконсультов
на предприятиях и в учреждениях значительно понизилась, зачастую
им поручалась не соответствующая их квалификации работа (проверка
грамотности писем, составление протоколов совещаний и т.п.). В то
же время многие серьезные правовые вопросы, решение которых требовало
юридических познаний, рассматривались без участия юристов.
В 50-60 годах не было единого нормативного акта, определяющего правовое
положение юридической службы на предприятиях. В эти годы положение
юриста в хозяйственных структурах сравнивали с положением Золушки
из известной сказки. На многих предприятиях юрисконсультских должностей
вообще не было, а там где они были, их нередко включали в состав
отделов снабжения, сбыта и др. Между тем, объем юрисконсультской
работы на предприятиях был большой: визирование приказов и распоряжений,
претензионно-исковая работа, обеспечение соблюдения законодательства
о труде и т.п. Неопределенность правового положения юридической
службы снижала эффективность ее работы.
Ситуация стала меняться, когда в июне 1972 г. Совет Министров СССР
утвердил Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем)
юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета
Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения.
Значение этого документа состояло прежде всего в том, что были нормативно
определены организационные основы деятельности юридической службы,
ее подчиненность непосредственно руководителю предприятия, а назначение
на должность и освобождение от должности осуществлялось вышестоящей
организацией. Последнее обстоятельство имело для юристов весьма
важное значение в условиях административно-командной системы, поскольку
способствовало их относительной самостоятельности.
Было установлено, что упразднение юридической службы и сокращение
юридических работников также проводится лишь с согласия вышестоящей
организации. Вместе с тем, в обязанности юридической службы вменялось
осуществление контроля за законностью издаваемых руководителем предприятия
проектов приказов, инструкций и иных правовых актов. При подготовке
противоречащих законодательству документов юрист был обязан отказать
в визировании таких документов и внести руководителю предложения
о законном порядке разрешения соответствующих вопросов, а если вопреки
заключению юридической службы незаконный документ все-таки будет
подписан, то юрист обязан был сообщить об этом вышестоящей организации.
Было установлено, что руководитель юридической службы, не принявший
в соответствии с данным положением мер к устранению нарушения законности,
несет ответственность наряду с руководителем предприятия.
Разумеется, помимо проверки соответствия требованиям законодательства
локальных актов предприятия, юридическая служба должна была осуществлять
ряд других функций, многие из которых реализуются ею в настоящее
время. Однако теперь фискальная функция юридической службы в хозяйственных
товариществах, обществах и иных коммерческих организациях отпала,
так как вышестоящих организаций в прежнем значении уже нет.
Фактически указанное Общее положение в целом продолжает применяться.
Однако по заявлению Управления федеральной почтовой связи Магаданской
области Верховный Суд РФ признал незаконным и не подлежащим применению
со дня введения в действие части первой ГК РФ абзац четвертый пункта
4 этого Общего положения, который предусматривал согласие вышестоящей
организации на упразднение юридического отдела и сокращение должности
юрисконсульта. При этом Верховный Суд РФ исходил из того, что права
юридического лица в соответствии с ГК РФ могут быть ограничены только
законом, а не подзаконным актом, каким является постановление Совета
Министров СССР, утвердившее данное Общее положение (Бюллетень ВС
РФ, 2001, № 10).
Сам по себе факт принятия Общего положения имел большое значение
для правильной организации юридической службы, были конкретизированы
ее функции во всех звеньях управления экономикой, начиная от предприятий
и кончая министерствами и ведомствами.
Дело, однако, не ограничилось принятием данного положения. В стране
была сформирована система методического руководства правовой работой.
В Министерстве юстиции СССР было создано соответствующее управление,
а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения
(отделы, управления) были возложены функции по методическому руководству
правовой работой на предприятиях и в организациях. Организовывались
проверки состояния правовой работы с последующим обсуждением их
результатов на производственных совещаниях, коллегиях министерств
и ведомств, практически во всех отраслевых институтах повышения
квалификации проходили переподготовку юристы предприятий и организаций,
а в середине 80-х годов начала активно проводиться работа по пересмотру
устаревших нормативных актов министерств и ведомств. Эти меры оказали
положительное влияние на более эффективное использование правовых
рычагов хозяйственной деятельности.
В начале 90-х годов начался процесс перехода к многообразию форм
собственности, созданию условий для свободного перемещения товаров,
услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, большей свободе
экономической деятельности. Одновременно были изменены принципы
организации государственной власти, основанные на разделении и самостоятельности
законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей.
В то же время истекшие годы характеризовались возникновением в нашем
обществе разнообразных правовых конфликтов, весьма сложными взаимоотношениями
бизнеса и власти. Наиболее четко о сути правовых конфликтов сказал
один из ведущих специалистов в области конституционного и административного
права, теории государства и права Ю.А. Тихомиров: "Юридические
противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении
правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных
и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению
существующего правопорядка" (см.: ЮЛ. Тихомиров. Коллизионное
право: учебное и научно-практическое пособие. - М., 2000, с. 34).
[an error occurred while processing the directive]
|
|