[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Юридическая служба и современность

назад

Разумеется, понятия "честность", "порядочность", "уважительное отношение к собственности, исполнению договорных обязательств" и т.п. выходят за рамки только правовой культуры. Между тем, для юридической службы предприятия наличие этих качеств является свидетельством ее профессионализма.
Если юридическая служба слепо исполняет волю руководителя предприятия, направленную на нарушение закона, то по существу она утрачивает свои качества как юридической службы, превращаясь в ее противоположность.
И наконец, качество работы юрисконсультов на предприятиях в определенной степени зависит от уровня их подготовки в учебных заведениях. В последние годы возникли десятки новых вузов, факультетов, отделений, готовящих кадры юристов. При этом уровень преподавания в них различен.
В средствах массовой информации, например, в Независимой газете (2002, 26 июня) отмечалось, что подготовка юристов в ряде вузов - чистейшей воды профанация и что имеется лишь весьма ограниченный круг преподавателей, способных готовить юридические кадры.
Однако нельзя впадать и в другую крайность, полагая, что подготовка квалифицированных специалистов возможна лишь в таких вузах, как юридический факультет МГУ им М.В. Ломоносова или Московская государственная юридическая академия. Немало выпускников юридических факультетов Высшей школы экономики, РГГУ, Российского государственного торгово-экономического университета и некоторых других вузов ни в чем не уступают по уровню знаний своим коллегам из так называемых "элитных" вузов. Главное - это не столько диплом престижного вуза, сколько постоянная работа над собой, над углублением и совершенствованием полученных в учебном заведении знаний. Такая работа необходима еще и потому, что, как отмечал Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д., российское юридическое образование серьезно отстает от мировых стандартов, особенно в сфере гражданского и предпринимательского права. По его мнению, "это вызвано не только отсутствием адекватных программ, учебников и подготовленных преподавателей, но и плохим качеством нового законодательства в этих отраслях права" (Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика, 2004, № 2).
Низкое качество юридической работы отразилось на деятельности не только предприятий, но и государственного аппарата, министерств, ведомств и даже Правительства РФ, что также отмечалось в печати: "прежде всего придется повышать качество работы самого Правительства. Пока его аппарат готовит законопроекты слишком низкого юридического качества" (см.: Российская газета, 2000, 23 декабря).
В письме Министерства юстиции РФ от 27 февраля 2001 г. сообщалось о причинах отказа в регистрации Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, принятого Центральным банком РФ 8 сентября 2000 г. В частности, отмечалось, что в упомянутом Положении содержится ряд противоречий действующему законодательству. Так, вопросы ответственности не могут быть предметом регулирования акта ведомственного уровня. Банк России не вправе устанавливать обязательность нотариального удостоверения копий документов и т.п.
К сожалению, факты издания нормативных документов как центральных, так и региональных органов, содержащих нарушения законодательства, получили весьма широкое распространение. Вот почему одна из первоочередных задач, стоящих перед юридической службой, - повышение качества работы. В связи с этим целесообразно остановиться на функциях, реализуемых юридической службой, более детально.
Какого-либо единого документа, определяющего правовое положение юридических служб предприятий различных форм собственности, в настоящее время нет. Что же касается государственных органов, то следует отметить определенный прогресс в направлении усиления роли юридических служб в работе по правовому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов. Этому способствует Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. № 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" (СЗ РФ, 2001, № 20, ст. 2000).
Установлено, что юридические службы входят в состав аппаратов государственных органов в качестве самостоятельных подразделений и подчинены непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов.
Важное значение для укомплектования государственных органов квалифицированными кадрами юристов будет иметь предоставленное руководителям этих органов или их заместителям право устанавливать увеличенное денежное вознаграждение, ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы, за сложность, напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы.
Как уже отмечалось, утверждено Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти, текст которого приведен в этом разделе.
Нужно заметить, что в упомянутом Указе особое внимание обращено на такой участок работы юридических служб, как проведение правовой экспертизы правовых актов, проектов правовых актов, их подготовку, редактирование, визирование.
В деятельности коммерческих организаций локальные правовые акты, издаваемые их органами управления, также имеют большое значение. К сожалению, правовому обеспечению локального нормотворчества пока уделяется мало внимания.
Как известно, документом, определяющим должностные обязанности и требования к квалификации руководящих работников, специалистов и других служащих предприятия в настоящее время является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, подготовленный Министерством труда и социального развития РФ (М., 1999). Справочник, в частности, определяет функции начальника юридического отдела и юрисконсульта. Попытаемся сгруппировать эти функции по направлениям работы юридической службы без конкретизации юридических должностей.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]