Работа по предупреждению нарушений законности

Как уже отмечалось, еще до начала создания предприятия готовятся его учредительные документы. Весьма важно, чтобы эти документы отражали специфику деятельности предприятия, строго соответствовали закону.
ФЗ от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" (СЗ РФ, 2001, № 33, ст. 3431), регламентирующий порядок и сроки регистрации предприятий, направлен на устранение бюрократических завалов, возникавших на пути создания предприятий. Установлен срок регистрации - пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. На этот орган возложена обязанность возмещать ущерб, причиненный необоснованным отказом или уклонением от государственной регистрации, а также нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине. Вместе с тем, этот Федеральный закон не может и не должен рассматриваться как некая панацея от возможных злоупотреблений при создании и в особенности при дальнейшей деятельности предприятия. Имеется немало случаев, когда созданные вполне легально предприятия (к их числу относятся и кредитные организации), в дальнейшем становятся на путь грубых нарушений закона, от чего уже пострадали тысячи наших сограждан. В связи с этим особую роль приобретает деятельность юридической службы, которая должна тщательно анализировать и обеспечивать соответствие закону всех издаваемых организацией документов.
Специфика деятельности юридической службы предприятия заключается в том, что она объективно располагает возможностью рассмотреть проект локального акта - решения общего собрания, постановления совета директоров, приказа или распоряжения исполнительного органа предприятия еще до принятия, подписания или утверждения соответствующего акта. Тем самым юридическая служба может реально способствовать предотвращению принятия незаконных управленческих решений.
Следует подчеркнуть, что проверка законности локальных (внутренних) документов предприятия - это один из наиболее сложных участков работы юриста. Сложность состоит в том, что юристу нужно не только знать законодательство, чтобы обеспечить соответствие ему издаваемых в организации локальных актов, но и принять правильное решение, когда он сталкивается с противоречиями между федеральными и региональными правовыми актами, между федеральными законами и ведомственными инструкциями, между актами законодательства и актами местного нормотворчества. Основы для разрешения подобных противоречий содержатся в ст. 4 Конституции РФ, согласно которой федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
При применении норм законодательных актов необходимо учитывать решения Конституционного Суда РФ, его оценку актов или их отдельных положений, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу и не подлежат применению.
Весьма важное значение имеют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принятие которых работодателем предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Особенность таких актов в том, что при их принятии работодатель обязан в установленных случаях учитывать мнение представительного органа работников. К числу таких актов относится определение порядка индексации заработной платы, введение, замена и пересмотр норм труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п. Юридическая служба, работая с проектами локальных нормативных актов по труду, должна учитывать требования закона о том, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Предусмотрено, что в таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы трудового права.
Следует подчеркнуть, что юридическое основание принятия локальных актов определяется, как правило, в учредительных документах, которые должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательными актами. Подавляющее большинство действующих в стране негосударственных коммерческих организаций создано в виде акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, правовое положение которых регламентировано специальными федеральными законами и уставами конкретных предприятий. Для таких предприятий характерна высокая степень саморегулирования в пределах компетенции органов управления, предусмотренной соответствующими законами.
Работа юриста, связанная с правовым анализом локальных актов, однако, не завершается проверкой их законности. На предприятии должна быть выработана система подготовки, издания и признания утратившими силу локальных актов. Если такой порядок в организации определен, то можно избежать появления не согласованных друг с другом документов, своевременно отменять устаревшие документы, вовремя реагировать на изменения законодательства.
В тех случаях, когда на предприятии имеется множество локальных актов, изданных в разные годы, и работа по их упорядочению не проводилась, целесообразно создать комиссию во главе с руководителем организации для отбора действующих локальных актов и признания утратившими силу (полностью или частично) устаревших и не соответствующих законодательству внутренних документов. При этом роль юридической службы в работе такой комиссии была бы весьма важной, поскольку одним из основных критериев этого отбора является соответствие или несоответствие законодательству того или иного локального акта. Другим критерием является степень полноты реализации полномочий данного юридического лица в соответствующих локальных актах.
Результатом этой работы мог бы быть реестр действующих локальных нормативных актов предприятия, который позволит учесть все изданные здесь нормативные документы правового характера. Создание такого реестра значительно облегчит работу юридической службы по приведению проектов решений общих собраний, приказов генерального директора и иных документов правового характера в соответствие с законодательством. Это даст возможность одновременно с принятием нового локального акта ставить вопрос о признании утратившими силу (полностью или частично) ранее действовавших документов по данному вопросу, внесению в них изменений и дополнений.
Следует иметь в виду, что предприятие обязано приводить свои учредительные документы и локальные акты в соответствие со вступившими в силу новыми законодательными актами, постановлениями Правительства РФ, другими обязательными для исполнения правовыми актами. Смысл всей этой работы в том, чтобы все виды деятельности предприятия осуществлялись в правовых рамках. Это, в свою очередь, позволяет избежать материальных потерь - например, в виде штрафов за нарушения законодательства.
Учитывая, что работа с локальными актами на предприятии должна вестись регулярно, целесообразно издать приказ (постановление, распоряжение и т.п.) по предприятию, утверждающий положение о порядке подготовки локальных нормативных актов в соответствующей организации. В таком положении можно определить систему работы с внутренними документами предприятия, порядок их визирования, пересмотра, участия отдельных служб и должностных лиц в этой работе. Примерный образец указанного положения приводится в настоящем разделе.
В условиях рыночных отношений получает развитие принцип юридического дозволения, когда предприятие по собственной инициативе вправе принимать любые решения, не противоречащие законодательству. Очевидно, что именно юрист предприятия, как специалист по праву, обладает наибольшей компетентностью в вопросах подготовки таких решений, которые бы не противоречили законодательству. В условиях, когда действуют многочисленные законы, указы, постановления, акты министерств и ведомств, местных органов власти, от юридической службы зависит многое и прежде всего она должна объективно информировать руководство предприятия о действующем законодательстве, о тех последствиях, которые могут наступить в случае нарушения законов или иных нормативных актов.

При анализе действующих и готовящихся вступить в силу нормативных документов удобно пользоваться Электронным Фондом правовой и нормативно-технической документации - перейти на сайт.

Актуальным остается древнее латинское изречение: "Scire leges non est verba tenere sed vim ac mentem" ("Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их силу и смысл").

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки