Участие в планировании сделок и договорная работа

Юрисконсульты не всегда привлекаются к планированию сделок и нередко узнают о необходимости заключить договор с контрагентом тогда, когда этот вопрос уже решен руководством предприятия. Нередко бывает и так, что к ним обращаются лишь тогда, когда договор заключен без участия юридической службы, но возникла конфликтная ситуация с контрагентом по договору.
Можно рекомендовать руководителям предприятий привлекать юридическую службу на стадии планирования будущих сделок. Ведь именно на этой стадии весьма важно оценить правовые последствия возможного неисполнения обязательств со стороны будущего контрагента, судебные перспективы споров, которые могут возникнуть. Это касается практически всех видов сделок, включая кредитные договоры.
На следующей стадии - заключения договоров (контрактов) - роль юридической службы трудно переоценить. Для коммерческих организаций договоры (контракты) - это основные документы, в которых реализуется гражданская правоспособность соответствующих организаций. От качества текста договора (контракта) зависит многое. Однако визированием договора не ограничивается участие юридической службы в договорной работе. Не менее важно обеспечить юридическое сопровождение договора (контракта), имея в виду использование правовых средств для обеспечения выполнения договорных обязательств.
Юридическая служба организует работу или участвует в работе по предъявлению претензий к нарушителям договорных обязательств в тех случаях, когда предъявление претензий является обязательным по закону или по условиям договора. Если в претензионном порядке не удается достичь разрешения спора, то юридическая служба обеспечивает предъявление иска в судебные органы.
В тех случаях, когда к предприятию предъявляются претензии или иски, юридическая служба готовит самостоятельно либо с участием других подразделений отзывы по предъявленным требованиям.
Как правило, предприятие имеет множество договоров (контрактов) со своими контрагентами, поэтому целесообразно регламентировать порядок прохождения документации, связанной с подготовкой и заключением договоров (контрактов) и осуществлением контроля за их выполнением. Такая регламентация возможна в виде специального приказа (распоряжения) руководителя предприятия или стандарта предприятия.
Локальный акт предприятия по вопросу организации договорной работы регламентирует деятельность всех его подразделений и должностных лиц, связанных с подготовкой, прохождением, порядком визирования, подписания, отправления договоров, рассмотрением разногласий, контролем за их реализацией. При этом следует иметь в виду требования законодательства, в частности ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ФЗ "Об акционерных обществах" о порядке совершения крупных сделок и предусмотреть в данном локальном акте процедуру волеизъявления общего собрания, совета директоров или иного органа по вопросам совершения таких сделок.
Важно понять, что речь идет не о бюрократизации процесса заключения договоров (контрактов), а о том, чтобы исключить случаи подписания некачественных документов, когда устанавливаются нереальные обязательства, отсутствуют сроки их выполнения, договоры (контракты) подписываются лицами, не имеющими соответствующих полномочий, не согласовываются цены на те или иные виды товаров, подлежащих поставке и т.п.
В случаях, когда законом предусматривается государственная регистрация договоров (контрактов), необходимо в локальном акте отразить, какое именно подразделение или должностное лицо будет заниматься подготовкой и представлением соответствующих материалов для государственной регистрации.
Слабое место многих локальных актов по вопросам организации договорной работы - это недостаточная урегулированность или полное отсутствие упоминаний о контроле за выполнением договорных обязательств. При этом речь идет как о собственных договорных обязательствах, так и об обязательствах партеров по договору. Для контроля за выполнением собственных договорных обязательств необходимо определить конкретные службы, отвечающие за снабжение сырьем, материалами, оборудованием, производство и реализацию товаров, подлежащих поставке. Для контроля за выполнением обязательств контрагента по договору следует определить те службы, которые обязаны незамедлительно информировать руководство предприятия о случаях срыва поставок продукции на предприятие, подготавливать и передавать юридической службе материалы для предъявления претензий и (или) исков. В зависимости от конкретных условий возможен вариант, когда соответствующие службы готовят претензионные материалы самостоятельно.
Учитывая, что на многих предприятиях объем претензионно-исковой работы большой, можно рекомендовать подготовить локальный акт (приказ, распоряжение, стандарт предприятия и т.п.), регламентирующий порядок организации и ведения этой работы или предусмотреть такой порядок в указанном локальном акте о ведении договорной работы. Цель такой регламентации - определить функции структурных подразделений и должностных лиц предприятия по учету, подготовке, визированию, подписанию и направлению претензионных и исковых материалов. Роль юридической службы в этой работе определена одной из ее основных обязанностей - защитой законных интересов предприятия. Следовательно, именно юридическая служба должна разработать методику претензионно-исковой работы на данном предприятии с учетом конкретных условий его деятельности. Что же касается участия в этой работе других структурных подразделений или должностных лиц, то регламентация их обязанностей обусловливается теми основными функциями, которые они выполняют (например, строительное подразделение - по договорам строительного подряда, выполнения проектных работ, служба главного механика - по договорам на ремонт оборудования, административно-хозяйственная служба - по договорам аренды нежилых помещений, транспортная служба - по договорам на эксплуатацию подъездных путей, техническое обслуживание и ремонт вагонов и т.п.).
Юридическая служба также принимает участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания. Как известно, в начале и особенно в середине 90-х годов, когда возник кризис неплатежей, функция юридической службы, связанная с ликвидацией долгов, стала весьма актуальна.
Важно подчеркнуть, что одной из составляющих эффективной работы юрисконсультов является своевременность предъявления претензий и исков к должникам. Это условие полностью отвечает требованиям закона, а именно пункта 1 статьи 404 ГК РФ, обязывающего кредитора принимать разумные меры к уменьшению возможных убытков должника. В связи с этим интересно, например, решение суда, который сократил размер взыскиваемых кредитором пеней за несвоевременную оплату долга в связи с тем, что истец по делу (ОАО "Калужский хладокомбинат") в течение длительного времени не предъявлял иск к ответчику (фирме ООО "БЕНЕУ"), несмотря на то, что у него такое право имелось. Суд расценил такого рода задержку как злоупотребление правом, что способствовало росту пени у ответчика (см.: Судебные новости. Обозрение для СМИ, власти и практикующих юристов. - 2000, № 3-4 (10-11), с. 40).
В повседневной хозяйственной практике следует учитывать такие явления, как юридические риски (риск случайной гибели имущества, страховые случаи), недобросовестность партнеров по бизнесу и т.п. Все это требует тщательного учета и анализа при заключении договоров (контрактов) и их исполнении, а также при осуществлении иных актов хозяйственной деятельности. И конечно же, требуется высокая квалификация юридической службы предприятия, ее активная позиция.

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки