Участие в разрешении правовых конфликтов

Известно, что правовые конфликты на предприятиях возникают довольно часто (задержки с выплатой зарплаты, незаконные увольнения и т.п.). При этом на многих предприятиях профсоюзных организаций нет. Разумеется, юрист не должен подменять ни профсоюзную, ни какую-либо иную общественную организацию. Юридическая служба должна объективно информировать как администрацию, так и работников о действующем законодательстве. И когда возникает трудовой конфликт - дать предложения о законном порядке разрешения спора.
В последние годы в ряде коммерческих организаций получила распространение практика заключения срочных трудовых договоров со всеми работниками в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, установленных тем работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Трудовой кодекс РФ не только запрещает заключение такого рода договоров, но и устанавливает, что при отсутствии оснований для заключения срочного трудового договора, установленных органом государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или судом, такого рода договоры считаются заключенными на неопределенный срок.
Очевидно, что при наличии на предприятии юридической службы появляется возможность предотвратить нарушения, связанные с заключением срочных трудовых договоров, избежать направления жалоб в государственные органы надзора за соблюдением трудового законодательства.
Трудовой кодекс РФ ввел понятие "социальное партнерство", одним из основных принципов которого является соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Перед юридической службой открываются широкие возможности участия в реализации различных форм социального партнерства: подготовке с привлечением заинтересованных служб проектов коллективных договоров, участие во взаимных консультациях (переговорах) по вопросам регулирования трудовых отношений, участие в досудебном разрешении трудовых споров.
Нельзя признать нормальной ситуацию, при которой вне поля зрения юридической службы остаются вопросы соблюдения законодательства о труде, когда работники увольняются с предприятия с нарушением закона, а затем с помощью суда восстанавливаются на работе. При этом юрист предприятия выступает в роли незадачливого защитника интересов администрации.
Следует иметь в виду, что нормы закона, иных нормативных актов не могут быть предметом коммерческой тайны. Поэтому когда речь идет о разрешении конфликтов и прежде всего трудовых споров, по нашему мнению, сокрытие правовой информации от спорящих сторон, в т.ч. работника, недопустимо.
В средствах массовой информации теперь нет недостатка в сведениях по правовым вопросам. Однако нередко приходится лишь удивляться тем "советам", которые даются читателям. В одной из публикаций, например, акцентировалось внимание на том, что поскольку закон не установил ответственности стороны или ее представителя в гражданском процессе за дачу заведомо ложных показаний, то сторона по делу или ее представитель свободны в своих показаниях. Между тем следовало бы иметь в виду, что ложь может быть выявлена в процессе судебного разбирательства, и это наверняка негативно скажется на исходе судебного спора прежде всего для тех, кто пытался скрыть истину. Не случайно возникший еще во времена римского права принцип "Falsus in uno falsus in omnibus" ("Лживый в одном - лживый во всем") сохранил свою актуальность и спустя многие столетия.
Как известно, предприятие подвергается частым проверкам многочисленных проверяющих, при этом их выводы не всегда соответствуют требованиям закона. Правом контроля над предприятием обладают более 30 различных ведомств, при этом многие из них могут налагать штрафы и отзывать лицензии.
До недавнего времени вообще не было специального закона, который бы защищал предпринимателей от произвола чиновников при проведении проверок, что способствовало вымогательству, коррупции. С 11 августа 2001 г. вступил в силу ФЗ от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (СЗ РФ, 2001, № 33 (Ч. I, ст. 3436). Закон устанавливает порядок проведения проверок и иных контрольных мероприятий, предельный срок продолжительности проверок, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и меры по их защите. Определены обязанности проверяющих и последствия нарушения этих обязанностей. Об этом законе более подробно пишет Владимир Сергеев в статье "Применение Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ("Право и экономика, 2002, № 4).
Руководитель проверяемого предприятия вправе реализовать предоставленные ему данным законом возможности: непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам проверки, получать информацию по вопросам, предусмотренным соответствующими нормативными актами, знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем согласии или несогласии с ними, обжаловать действия проверяющих в судебном порядке в соответствии с законодательством и т.д. Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий должностных лиц органов государственного контроля, признанных в порядке, установленном законодательством, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Следует, однако, иметь в виду, что данный закон имеет ограниченную сферу применения. Он, в частности, не применяется к отношениям налогового, бюджетного, валютного контроля, банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И тем не менее первый заслон чиновничьему произволу, пусть даже весьма ограниченный, поставлен.
Важно, чтобы юридическая служба предприятия не была в стороне от проводимых мероприятий по контролю. В случаях обнаружения нарушений законодательства юридическая служба обязана участвовать в подготовке и реализации мер по устранению нарушений в дальнейшем. В тех случаях, когда выводы, содержащиеся в актах проверок, противоречат законодательству и ущемляют предусмотренные нормативными актами права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, юридическая служба представляет предложения руководству предприятия или предпринимателю по обжалованию соответствующих документов в судебном или административном порядке.

продолжение

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки