[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее,
будущее
§ 2. О внесудебных и досудебных методах, способах и формах регулирования
экономических споров
Как внесудебные, так и досудебные методы, формы и способы защиты
нарушенных прав и охраняемых законом интересов участников экономических
отношений рассматриваются здесь исключительно в аспекте, связанном
- в той или иной мере, прямо или опосредованно - с судопроизводственным
сегментом организационно-правового механизма экономического правосудия.
По сути дела, здесь речь идет об урегулировании экономического
спора, направленного на восстановление нарушенных (оспоренных)
прав (интересов) до (без) арбитражного (третейского и иного) суда.
Главное здесь не наличие или отсутствие предпосылок для последующего
обращения в суд (хотя иногда, о чем будет сказано ниже, не без
этого), а именно завершение спора без суда, самими участниками
спора либо одним из них - потерпевшей стороной.
Конституционной основой такого действа служит ч. 2 ст. 45 Конституции
РФ, в силу которой "каждый вправе защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом". А законодательной,
материально-правовой - ст. 12 и 14 ГК РФ, где закреплены одиннадцать
способов защиты нарушенных либо оспоренных гражданских прав, носящих
универсальный характер и могущих быть примененными для защиты
любого субъективного гражданского права. При этом характерно,
что перечень не является исчерпывающим: в случае нарушения гражданских
прав могут быть использованы и иные способы их защиты, предусмотренные
законом или договором*(382). Да и до-, и внесудебные методы, способы
и формы урегулирования экономических споров не ограничиваются
рамками сугубо гражданских правоотношений*(383).
В юридической печати обращалось внимание на некоторую несостыковку
между ч. 2 ст. 45 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ. Д. Новак усматривает
здесь даже принципиальное различие: ч. 2 ст. 45 Конституции РФ
не дает оснований говорить о том, что допускаемые способы защиты
лицом своих прав должны быть предусмотрены законом, а лишь говорит
о том, что такие способы должны быть законом не запрещены*(384).
И в самом деле, если конституционную норму "расщепить"
распространением ее на защиту прав юрисдикционными органами и
на самозащиту, то в первом случае "несостыковка" норм
(даже их противоречие) налицо, во втором же случае ни "несостыковки",
ни тем более противоречия нет, а способ защиты в форме самозащиты
выбирает сама потерпевшая сторона.
Правда, в литературе высказана точка зрения, в соответствии с
которой самозащита не находится в перечне названных в ст. 12 ГК
РФ способов защиты гражданских прав*(385); есть точка зрения и
на самозащиту как особый способ защиты гражданских прав и охраняемых
законом интересов и как форму защиты гражданских прав*(386).
Как бы то ни было, поскольку защита нарушенных прав участника
экономических отношений, осуществляемая им и (или) юрисдикционным
органом, равно самозащита нарушенных прав участника экономических
отношений, осуществляемая непосредственно им самим, без обращения
за помощью к юрисдикционному органу, производится в соответствующих,
закрепленных правовыми предписаниями процессуально-процедурных
формах, есть смысл и основания считать, что совершенствование
этой - процессуальной - стороны сегмента механизма экономического
правосудия способно повысить общую его эффективность.
Более того, исходной посылкой для постановки проблемы (и - по
мере сил - внесения соответствующих предложений по ее решению)
о формах (а также о способах, методах и т.п.) внесудебной и досудебной
защиты прав хозяйствующих субъектов на нынешнем этапе развития
экономики России, по мнению автора, должно служить утверждение
того, что динамика роста числа дел, поступающих в арбитражные
суды страны и ими разрешаемых (вкупе с усложняемостью этих дел),
показывает бесперспективность попыток решения проблемы простым
увеличением числа судей арбитражных судов. Необходим комплекс
организационных, законодательных и иных мер, многие из которых
уже разработаны и внедряются (например, посредством введения института
помощников судей арбитражных судов) либо намечаются, и не без
помощи юридической науки.
Следует отметить, что подобная критическая ситуация, вызванная
ростом дел, имеет место и в уголовном процессе. Видимо, и здесь
без внедрения принципиально новых судебных технологий судебная
система нашей страны проблему резкого роста уголовных дел решить
не сможет.
В сфере экономического судопроизводства стратегической линией
в решении названной проблемы должно быть стремление переноса тяжести
в урегулировании экономических споров с судебной фазы на досудебные
их стадии. В годы советской власти стремление обеспечить поступление
("проникновение") в органы госарбитража советского государства
лишь "настоящих" хозяйственных споров, т.е. тех споров,
где спорящие стороны не смогли сами урегулировать свой спор, имело
место на протяжении 60-80-х гг. прошлого века, и эта цель достигалась
разными способами, подчас весьма эффективными. Сохранилась ли
и в настоящее время эта цель, и нельзя ли наиболее эффективные
способы ее достижения "вмонтировать" в нынешний организационно-правовой
механизм урегулирования экономических споров?
Если экономический спор (сиречь - хозяйственный спор, поскольку
в самые последние годы перед распадом СССР госарбитражи рассматривали
и некоторые "вертикальные" споры) - это:
а) противопоставление позиций спорящих сторон;
б) оно - это противопоставление - должно быть явно, сознательно
выражено всеми участниками спора, в первую голову и как минимум
- обоими "главными" участниками спора;
в) спор, между участниками которого нет антагонистических, неразрешаемых
противоречий (сейчас, видимо, есть из этого правила редкие исключения,
но в подавляющем большинстве случаев стороны активно стремятся
к урегулированию своего спора и подчас склонны к компромиссу,
а главное - такая линия находится в полном соответствии с российскими
традициями и согласуется с нашим менталитетом, в отличие от уголовного
процесса, где аналогичная идея - заключение сделок о признании
вины - с большим трудом воспринимается правоприменителем прежде
всего из-за ее несоответствия нашим традициям и менталитету) и
т.д.,
то действительно он в своем развитии - не на фазах возникновения,
усиления напряженности и прояснения позиций спорящих сторон, а
на этапе его урегулирования (разрешения) состоит из двух стадий.
Первая стадия - урегулирование спора самими спорящими сторонами,
в отдельных случаях - с определенной помощью посредника, без какого-либо
принудительного разрешения спора извне. Вторая стадия - это принудительное
его разрешение по иску (иному обращению) одной, обеими, а то и
всеми сторонами - участниками спора специальным созданным для
этого органом - судом, арбитражным судом, третейским судом (как
институциональным, так и создаваемым в режиме ad hoc). Но - и
в этом не должно быть сомнения - такой путь (ко второй стадии)
- не самый оптимальный с точки зрения интересов участников спора,
между которыми нет антагонистических противоречий.
Вариантов урегулирования спора на первой стадии много, и есть
смысл их рассмотреть ближе. Но предварительно следует сделать
две определенных оговорки.
А. В ряде научных работ некоторые досудебные формы урегулирования
экономических споров относят к альтернативным способам разрешения
споров, например, таковым считают иногда претензионный порядок*(387).
Другие авторы правомерно относят к альтернативным способам третейское
разбирательство и примирительные процедуры, в последние непоследовательно
(по мнению автора данной работы) включают заключение спорящими
сторонами "мирового соглашения в любой стадии арбитражного
процесса и при исполнении судебного решения"*(388). Но ведь
сама по себе арбитражно-судебная процедура в любой форме, в том
числе в форме заключения мирового соглашения, вряд ли может быть
отнесена к альтернативной себе самой. Видимо, к безусловно альтернативным
способам урегулирования экономических споров можно отнести те,
которые завершаются (или могут завершиться в принципе) без (отчасти
и до) обращения в арбитражный суд. А это: самозащита (оперативный
порядок урегулирования споров), третейское судопроизводство во
всех формах, переговоры*(389), в том числе с использованием посредника
и различных посреднических процедур, которые могут завершиться
- именно здесь, без обращения в суд, примирением, подчас - в форме
заключения мирового соглашения, в виде договора о разрешении материально-правового
спора*(390) в определенных условиях*(391), в отличие от традиционно
понимаемого мирового соглашения как процессуального соглашения,
материально-правовым основанием которого выступает гражданско-правовой
или иной договор (соглашение), представляющее собой одновременные
и согласованные действия сторон, направленные на возникновение
предусмотренных законом процессуальных последствий, утверждаемых
судом*(392).
Б. Считать, что спорящие стороны, принимая меры к собственному
самостоятельному примирению, всегда, во всех случаях абсолютно
независимы не только от прямого, но и от косвенного воздействия
механизма второй стадии - было бы неверно. Зависимость здесь прежде
всего состоит в том, что примиряющиеся стороны не могут не осознавать,
что в случае недостижения цели примирения на первой стадии им
(точнее - по инициативе заинтересованной в этом стороны) предстоит
перейти во вторую стадию, а для этого необходимо в ряде случаев
представить доказательства прохождения - безрезультатно - первой
стадии, в противном случае специальный орган по принудительному
разрешению споров может (не всегда, конечно) попросту не принять
спор к своему производству. Именно эти обстоятельства: в каких
случаях спор без прохождения первой стадии может (или не может)
попасть во вторую стадию и какие должны представляться доказательства
прохождения первой стадии - и являются по существу тем, что можно
обозначить влиянием (воздействием) арбитражного либо третейского
суда на первую стадию урегулирования спора. И чем жестче, конкретнее
и категоричнее это влияние, тем больше будет - к обоюдному, в
конечном итоге, удовольствию - урегулироваться споров на первой
стадии, и, соответственно, меньше переходить во вторую. И именно
поэтому следует говорить о досудебных, а не о внесудебных формах
защиты прав хозяйствующих субъектов посредством урегулирования
экономического спора. Пока же законодатель эту закономерность
не учитывает, и представляется - не по причине опасения обвинения
в том, что посредством ужесточения организационно-правового механизма
урегулирования спора на первой стадии его развития прикрывается
доступ к правосудию. Ведь нет сомнений в том, что понятие правосудия
как синоним, в данном случае - организационно-правового механизма
урегулирования экономического спора - охватывает обе обозначенные
выше стадии (да, быть может, включает в себя в определенной мере
и третью стадию - исполнение решений второй стадии, но она здесь
попросту не рассматривается).
Итак, какие варианты урегулирования экономического спора могут
и должны содержаться в рамках первой стадии? Их, видимо, можно
разбить на три группы (выше говорилось об этапах урегулирования
экономического спора имущественного типа в горизонтальных отношениях,
здесь же - об ином):
а) одностороннее принятие мер "потерпевшей" стороной
для восстановления нарушенного правоотношения;
б) двустороннее самостоятельное примирение посредством обмена
информацией фиксированного типа;
в) двустороннее примирение с помощью посредника.
Стоит отметить, что в юридической литературе набор процедур преодоления
разногласий и рассмотрения споров излагается в самых разных вариантах.
Интересен, например, подход Ю.А. Тихомирова, выделяющего: переговоры
и достижение договоренности, третейское разбирательство, согласительные
процедуры, управленческие процедуры разрешения споров и судебные
процедуры*(393).
Первую группу целесообразно именовать оперативными формами защиты
нарушенных прав хозяйствующих субъектов. В научной юридической
литературе используется самая различная терминология. Например:
средства и меры оперативного воздействия (Б.И. Пугинский), бесспорный
порядок защиты прав предприятий и организаций (Т.Е. Абова), бесспорное
взыскание санкций (Г.П. Савичев), способ реализации бесспорных,
т.е. ненарушенных, требований (В.П. Грибанов), оперативные санкции
(Е.В. Бриных), оперативно-хозяйственные санкции (В.М. Огрызков),
списание в бесспорном (безакцептном) порядке задолженности как
наиболее быстром способе удовлетворения имущественных прав и интересов
предприятий и организаций в случае их нарушения со стороны других
юридических лиц (Р. Каллистратова и М. Фалькович), меры оперативного
воздействия, применяемые в сфере хозяйственных отношений (В.П.
Грибанов и О.А. Красавчиков), при этом меры оперативного воздействия
в современной литературе прямо именуют мерами самозащиты*(394),
оперативными мерами защиты прав*(395) и т.д. И хотя это терминология
70-80-х гг. ХХ в., какого-либо ее упорядочивания в научной литературе
и к настоящему времени не произошло; к сожалению, не имели место
и научные дискуссии - в необходимых масштабах - по этому вопросу.
Отдельные криминалисты вообще считают институт бесспорного взыскания
противоречащим положению ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно
которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как
по решению суда*(396).
Какой-либо систематизации законодательно-нормативных актов, регулирующих
отношения по защите прав в варианте первой группы, до сих пор
не проводилось; хорошо хоть публикуются соответствующие сборники
нормативных актов*(397), а изредка и статьи в юридических изданиях*(398).
Следует отметить, что с предпринимательских структур в бесспорном
порядке имеют право взыскивать денежные суммы и таможенные, и
налоговые органы, но это уже не "горизонтальные" отношения,
да и взыскатель - не предпринимательская структура. Обратное же
взыскание здесь в оперативном - бесспорном - порядке не производится.
Однако нет никаких сомнений в том, что если бы не были приняты
и не действовали сегодня такие акты, как Регламент рассмотрения
налоговых споров в досудебном порядке, утвержденный приказом МНС
России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290, или приказ Государственного
таможенного комитета РФ от 14 августа 2003 г. N 885 (зарегистрирован
в Минюсте России 28 августа 2003 г., рег. N 5022), либо Правила
рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области государственного
регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые
виды деятельности, и потребителями, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 674, число по существу
"бесспорных" дел в арбитражных судах страны существенно
бы возросло, а в отдельных субъектах РФ, где такие споры "сгущены"
в силу региональных особенностей, их число было бы катастрофически
(для этих арбитражных судов) огромным.
Правда, в отношении названного выше Регламента рассмотрения налоговых
споров в досудебном порядке следует сделать оговорку: его, по
сути дела, можно отнести и к оперативному, и к претензионному
порядку. Арбитражно-судебная практика его применения невелика,
но все-таки имеется, и автор комментария решения суда по такому
делу твердо убеждена: "...досудебный порядок урегулирования
спора о взыскании налоговых санкций обязателен в силу закона"*(399).
Главный признак оперативного характера мер по защите своих прав
и интересов, предпринимаемых потерпевшей предпринимательское структурой,
- это то, что речь идет о списании потерпевшим хозяйствующим субъектом
денежных средств, находящихся на счете предпринимательской структуры
- нарушителя, без согласия последней. На сей счет есть специальное
Информационное письмо ВАС РФ от 1 октября 1996 г. N 8 "О
некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете,
без распоряжения клиента" (о юридической силе таких писем
и их правовой природе разговор особый), в котором, в частности,
сказано, что в тех случаях, когда соответствующими нормативными
актами, в том числе постановлениями Правительства РФ, установлен
безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению
впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу.
В целом же оперативные меры защиты прав, применяемые потерпевшим
при нарушении или оспаривании его прав и законных интересов в
качестве способа урегулирования спора, можно охарактеризовать
как:
а) имеющие длинную историю;
б) базирующиеся на множестве несистематизированных и несконсолидированных
нормативных актов различной иерархической силы;
в хорошо зарекомендовавшие себя на практике и в целом достаточно
эффективные;
г) вместе с тем используемые в силу ряда объективных и субъективных
(прежде всего - вследствие незнания должностными лицами и соответствующими
специалистами потерпевшего хозяйствующего субъекта возможностей
этого способа) причин далеко не в полной мере.
Подвариант с добровольным урегулированием экономических споров
самими спорящими сторонами практически (за исключением заключения
мирового соглашения) сводится к форме претензионного урегулирования.
И нашей теории, и нашей практике эта форма хорошо известна. Российский
законодатель, как известно, на определенном этапе развития системы
арбитражных судов - в 1995 г. - по существу отказался от претензионной
стадии урегулирования экономических споров, вытекающих из гражданско-правовых
отношений, как обязательной для предъявления иска в арбитражный
суд. Исключение сделано лишь для узких категорий споров - с участием
органов транспорта, связи и др., либо для случаев, когда такая
обязательность предусмотрена договором между спорящими сторонами.
Таким образом, арбитражные суды Российской Федерации рассматривают
подавляющее, без преувеличения, число споров без какого-либо учета
того обстоятельства, что в принципе спорящие стороны могли эти
споры решить непосредственно сами, без обращения в арбитражный
суд.
Сколько-нибудь внятной аргументации причин отказа в 1995 г. российского
законодателя от общеобязательности претензионного урегулирования
основной массы экономических споров, вытекающих из гражданско-правовых
отношений, автору данной работы ни услышать, ни прочитать не удалось.
Единственный приводимый ранее аргумент - пока будет урегулироваться
спор в претензионном порядке, сторона-нарушитель спрячет свое
имущество и сторона потерпевшая по этой причине не получит причитающееся
ей возмещение ущерба - не столь уж серьезен, особенно сегодня.
Фирм-однодневок, создаваемых в самом начале 90-х гг. ХХ в. подчас
с единственной целью - "сорвать куш" (посредством ли
получения суммы в порядке предоплаты либо иным способом - не суть)
сейчас практически нет, да и контрагенты таких "подозрительных"
фирм стали бдительнее. Кроме того, не исключены и формы страховок
от подобного поведения (залог, гарантия третьей стороны и пр.).
А если нет аргументов отказа от претензионного порядка либо они
утратили свое значение - может быть, есть смысл рассмотреть вопрос
о возврате к нему?
Автору данной работы довелось немногим более двадцати лет назад,
в других экономико-правовых и политико-социальных условиях определять
эффективность претензионного порядка урегулирования хозяйственных
споров. Результаты локального исследования (опрашивались в исключительно
доверительном режиме несколько десятков ведущих юрисконсультов
наиболее крупных предприятий и объединений г. Душанбе за два -
три года их работы), не претендующего на официально значимую репрезентативность,
показали: в государственный и ведомственные арбитражи поступило
лишь каждое седьмое дело, а шесть из семи благополучно разрешались
и завершились на претензионной стадии урегулирования спора. Можно
более-менее уверенно предположить: если бы и тогда эта претензионная
стадия была в основном необязательной (а всего тогда автор насчитал
семь претензионных режимов*(400), и регулируемый положением 1973
г. - лишь один из них), статистика была бы зеркально противоположной,
а значит, в органы государственного арбитража, в ведомственные
арбитражи, народные суды, равно как и в иные органы и инстанции,
которые тогда в соответствии с действующим законодательством разрешали
хозяйственные споры, поступило бы в шесть (!) раз больше исковых
заявлений. Кстати сказать, в современной отечественной правовой
литературе также подчеркивается, что "количество претензий
в 8-10 раз больше, чем исков" и что при изменении законодательства
либо на основе договора сторон соблюдение претензионного порядка
урегулирования разногласий станет обязательным, но при этом делается
алогичный вывод - такое поведение опасно, поскольку повлечет значительное
увеличение исков, но "эту проблему можно будет решить увеличением
числа судей арбитражных судов", - как раз наоборот: количество
поступающих в арбитражные суды исков существенно уменьшится, поскольку
значительная доля хозяйственных споров, сейчас поступающая непосредственно
в арбитражные суды, благополучно разрешится в претензионном*(401)
(обязательном, подчеркну, при таком подходе для спорящих сторон)
порядке.
Современный исследователь, профессор политологии и права университета
Висконсин-Мэдисон Кэтрин Хендли, проводившая анализ на 100 предприятиях
Москвы, Екатеринбурга и Саратова, установила: 84 процента кредиторов
пытались урегулировать отношения с должниками с помощью взаимоприемлемого
решения и тратили на это достаточно времени: в среднем проходило
11 месяцев с момента неуплаты долга до подачи заявления в суд*(402).
Ясно, что в течение этого срока кредиторы в 84 процентах случаев
пытались спор урегулировать на досудебной стадии.
Но все это рассуждения с оттенком схоластики. Означает ли это,
что в условиях именно сегодняшнего дня претензионный порядок урегулирования
экономических споров, пусть только вытекающих из гражданско-правовых
отношений, и то не всех, окажется столь же эффективным, как представлялся
(минимум - автору данной работы) двадцать лет назад? Отнюдь -
изменилось очень многое. Но если все-таки это так, как было бы
заманчиво восстановить хорошо забытое старое. Не хватает только
уверенности. Для того чтобы она появилась, необходимо вариантно:
а) провести локальный эксперимент;
б) провести социологическое исследование путем опроса арбитражных
судей, юрисконсультов и других специалистов и пр.
Обязательность прохождения претензионной стадии урегулирования
экономического спора до предъявления иска закреплена в федеральных
законодательных актах, принятых уже в ХХI в. (или в самом конце
прошлого века). Эта обязательность формулируется в различных редакциях
(ч. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта
2001 г.: "До предъявления иска в связи с перевозкой: груза
к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к
буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику
или буксировщику"; ч. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля
2003 г. "О связи": "В случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг
связи пользователя услугами связи до обращения в суд предъявляет
оператору связи претензию"; ч. 3 ст. 124 Воздушного кодекса
РФ от 19 марта 1997 г.: "До предъявления к перевозчику иска
в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора
воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия";
ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной
деятельности": "До предъявления экспедитору иска, вытекающего
из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление
экспедитору претензий, за исключением предъявления иска об оказании
экспедиционных услуг: не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской
деятельности"; ч. 1 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта
РФ в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 г.: "До
предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок
груза к перевозчику, обязательно предъявляется претензия"
(детально эта претензионная стадия регламентируется ведомственным
актом - Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших
в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом,
утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. и зарегистрированными
в Минюсте России 30 июня 2003 г., рег. N 4855) и др.
Есть ли смысл в нынешних условиях развития экономики России, в
условиях развивающегося рынка делать исключения для перевозчика
(экспедитора, "связника") в вопросе обязательности прохождения
претензионной стадии урегулирования имущественного (именно!) спора?
Явно нет. Кстати, еще 24 июня 1992 г. Верховный Совет РФ своим
постановлением утвердил Положение о претензионном порядке урегулирования
споров, которое применялось, "если иное не установлено законодательством,
действующим на территории Российской Федерации", но которое
определяло "претензионный порядок урегулирования экономических
споров и споров в сфере управления (?! - М.К.) между предприятиями,
учреждениями, организациями, органами государственной власти и
управления (далее - организации), гражданами-предпринимателями"
(п. 1). Реальная эффективность этого положения, по форме достаточно
детально проработанного (и в этом смысле вполне сопоставимого
с Положением 1973 г.), была низкой, и именно по причине необязательности
прохождения претензионной стадии развития экономического спора
(в самом положении ничто не говорило об обязательности его соблюдения,
в отличие от Положения 1973 г.) - арбитражные суды и без ее прохождения,
без представления истцом каких-либо доказательств принятия мер
по ее прохождению, принимали исковые материалы к рассмотрению.
Впрочем, даже в отношении транспортных уставов и кодексов арбитражно-судебная
практика сегодня не абсолютно категорична в требованиях скрупулезного
соблюдения сроков претензионной стадии урегулирования экономических
споров. Здесь арбитражные суды руководствуются постановлением
Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах
судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие
Транспортного устава железных дорог Российской Федерации",
в силу которого сам по себе пропуск претензионных сроков по "транспортным"
делам не является препятствием к предъявлению иска - п. 28 названного
постановления предусмотрено, что предъявление грузоотправителем
или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного
транспорта за пределами установленных сроков, но при соблюдении
установленного порядка предъявления претензий, не является основанием
к возвращению искового заявления. И арбитражно-судебная практика
твердо идет по этому пути. Так, при рассмотрении 13 мая 2003 г.
надзорной жалобы Президиум ВАС РФ в постановлении N 327/03 прямо
указал: в случае, когда заявленную с нарушением установленного
порядка претензию железная дорога возвратила без рассмотрения,
а заявитель вторично в пределах срока исковой давности предъявил
претензию в установленном порядке, истечение установленных для
предъявления претензии сроков не является препятствием к принятию
искового заявления к производству арбитражным судом и рассмотрения
спора по существу.
Не лишено интереса и то обстоятельство, что при защите прав потребителей
в общегражданском судопроизводстве претензионный порядок хотя
и признается необязательным, но рекомендуется как возможный досудебный
порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования
к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать
момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя*(403).
Что касается третьего подварианта первой стадии урегулирования
экономических споров - помощь посредника, то у нас опыта применения
такой формы пока (хотя даже в уголовном процессе посредничество
представляется весьма перспективным в деле достижения примирения
между потерпевшим и обвиняемым или подозреваемым*(404) и находящимся
в русле Рекомендации N R (99) 19 Комитета министров Совета Европы
государствам-членам Совета Европы*(405)) нет, за исключением,
в общем-то весьма незначительной практики*(406). Это не мешает
обратиться к опыту зарубежному.
Весьма убедительно преимущества посреднических процедур при урегулировании
гражданских споров по сравнению с использованием третейского судопроизводства
и с судопроизводством в государственных судах на примере опыта
США показала Е.И. Носырева*(407). Например, ею отмечено, что время
слушания по делу при посредничестве занимает три-шесть недель,
цена - низкая, правил доказывания не существует, отношения между
сторонами в ходе разбирательства - сотрудничество, принципом разрешения
спора является достижение соглашения, разбирательство ориентируется
на будущее, в качестве материального результата выступает взаимный
выигрыш, а в качестве эмоционального результата - снятие эмоционального
напряжения и возможность дальнейшего продолжения сотрудничества;
время же слушания при третейском судопроизводстве занимает три-шесть
месяцев (а в государственных судах два года и более), цена здесь
уже средняя (в государственных судах существенно высокая), правила
процедуры - неформальные (в государственных судах - четкое распределение
обязанностей по доказыванию), отношения между сторонами в ходе
разбирательства как при третейском судопроизводстве, так и в государственных
судах носят характер антагонизма, принцип разрешения спора - в
обоих вариантах состязательность, ориентация разбирательства -
в обоих вариантах - на прошлое, материальный результат - в обоих
вариантах - состоит в том, что одна из сторон всегда оказывается
в проигрыше, а эмоциональный результат - также в обоих вариантах
- сохранение эмоционального напряжения, невозможность дальнейшего
сотрудничества.
В России, конечно, показатели в государственном арбитражном суде
иные, но тем не менее, видимо, руководствуясь этими или примерно
схожими аргументами, руководством ВАС РФ посреднические процедуры
были тщательно и к месту прописаны в проекте третьего АПК РФ,
представленного в августе 2000 г. в Государственную Думу в порядке
законодательной инициативы. К сожалению, данное предложение не
нашло поддержки в рабочей группе по совершенствованию законодательства
о судебной системе, сформированной распоряжением Президента РФ
от 28 ноября 2000 г. N 534-рп. Точнее, рабочая группа предпочла
использовать посредничество в урегулировании экономических споров
не под эгидой арбитражных судов, а при третейском судопроизводстве
либо вообще в качестве самостоятельных примиренческих процедур,
где роль посредника будут выполнять специально созданные для этого
структуры, не входящие в суды. Представляется, что это не вполне
верно - именно под эгидой арбитражного суда примирение сторон,
еще до начала непосредственного судебного разбирательства, может
состояться быстрее и надежнее, особенно если роль посредника будут
выполнять арбитражные судьи в отставке, опытные арбитражные заседатели
либо штатные помощники арбитражных судей, а в качестве представителей
спорящих сторон в делах о неисполнении либо ненадлежащем исполнении
договоров поставки, купли-продажи и т.п. будут выступать не юристы,
а опытные снабженцы, стремящиеся к завершению спора не только
в юридической плоскости, а путем компенсации недополученной по
договору продукции (товара) иного ассортимента и т.д.
Вышеизложенное позволяет сделать несколько выводов:
а) природа экономических споров обладает особенностями, требующими
для их урегулирования особого организационно-правового механизма,
составной частью которого являются вне- и досудебные процедуры
их урегулирования;
б) разного рода примирительные процедуры, в том числе с посредником,
благополучно завершившиеся (в конкретных проявлениях) и в связи
с этим не повлекшие за собой обращения в арбитражные (и даже третейские)
суды - наиболее эффективный путь преодоления экономических разногласий
для спорящих сторон, а следовательно - и для общества в целом;
в) описанные досудебные процедуры урегулирования споров (прежде
всего экономических) есть прежде всего стадия, являющаяся обязательной
лишь в редких, прямо законом или договором предусмотренных случаях
урегулирования спора, предшествующая передаче этого спора на разрешение
арбитражного суда. Практически этим и ограничивается связка: досудебная
процедура - суд;
г) первые две процедуры базируются на множестве правовых предписаний,
какой-либо общей основы не имеющих. В результате на практике они
- в силу разных причин, а прежде всего - просто из-за незнания
их существования - используются далеко не в полной мере. Здесь
- огромный резерв, сулящий в совокупности немалый народнохозяйственный
эффект;
д) встречающиеся в предпринимательской практике записи (положения)
в заключаемых между хозяйствующими субъектами договорах типа:
"договаривающиеся стороны в случае возникновения спора по
настоящему договору предпримут все меры к добровольному его урегулированию"
какой-либо процессуально-смысловой нагрузки не несут, сколь-нибудь
серьезных возможностей сторонам урегулировать вне- или досудебным
способом спор не создают, а наоборот, вселяют сторонам иллюзию,
что этот спор, если когда и возникнет в ходе исполнения заключаемого
договора, будет разрешен быстро, эффективно и гарантированно справедливо
без всякого суда. Но это не больше, чем иллюзия, потому что такая
запись (положение) в договоре не содержит и намека ни на устроительную
часть механизма, который спор будет разрешать (например, порядок
и сроки формирования комиссии из представителей спорящих сторон),
ни на производственную часть механизма, определяющего процедуры,
по которым спор будет разрешаться. Вместе с тем такая запись (положение)
может стать барьером при передаче спора непосредственно в суд,
если хотя бы формально стороны не пытались этот барьер преодолеть;
е) именно досудебные процедуры, закончившиеся примирением сторон,
- наиболее оптимальная форма урегулирования экономических споров.
В преамбуле Рекомендаций N R(81)7 Комитета министров государствам-членам
Совета Европы относительно путей облегчения доступа к правосудию
одной из причин вынесения этих рекомендаций названо: "...судопроизводство
носит настолько сложный, длительный и дорогостоящий характер,
что частные лица, особенно находящиеся в экономически неблагоприятном
положении, испытывают трудности в осуществлении своих прав в государствах-членах"*(408).
В других рекомендациях - например, относительно мер по недопущению
и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды N R(86)12 от
16 сентября 1986 г. Комитет министров Совета Европы прямо рекомендовал:
"1. Содействовать, где это необходимо, примирению сторон,
как вне судебной системы, так и до или в ходе судебного разбирательства.
С этой целью можно было бы рассмотреть следующие меры: а) предусмотреть,
вместе с соответствующими стимулами, процедуры примирения до судебного
разбирательства или иные способы урегулирования споров вне его
рамок..."*(409);
ж) грамотно организованный учет этих рекомендаций в ходе соответствующей
законопроектной работы, естественно, с учетом российской специфики
и в русле традиций российского законодательства (например, кодификация
законодательства о досудебных процедурах урегулирования экономических
споров; восстановление обязательного претензионного порядка урегулирования
экономического спора до передачи его на рассмотрение арбитражного
суда) позволит отыскать еще один резерв, также могущий создать
правовыми средствами значительный народнохозяйственный эффект;
з) наша судоустроительная система, наша система судопроизводства,
по крайней мере в сфере разрешения экономических споров, практически
не знает института посредничества. С одной стороны, посредничество
в урегулировании экономических споров можно рассматривать как
альтернативный судебному механизм разрешения спора; но с другой
- как способ его урегулирования посредством досудебных процедур.
Разработка имитационных моделей такого посредника, экспериментальная
апробация на уровне, например, субъекта Федерации - важная задача
юридической науки;
и) если не все, то подавляющая часть досудебных процедур урегулирования
экономических споров так или иначе должны находиться под эгидой,
лучше под прямым воздействием арбитражного суда; понятие "урегулирование
экономического спора" должно охватывать совокупностью норм
единого арбитражного процесса обе стадии развития спора; АПК РФ
в принципе должен регламентировать процесс урегулирования спора
с досудебных стадий, включая посреднические примирительные процедуры;
к) помимо классических третейских судов по разрешению экономических
споров, как институциональных, так и создаваемых и действующих
в режиме ad hoc, на сцену экономической жизни современной России
выходят и все большее значение приобретают и нетрадиционные структуры,
например, квазисудебные органы для рассмотрения административных
споров, создание которых предлагал Председатель ВАС РФ В.Ф. Яковлев*(410),
Объединенная комиссия по корпоративной и деловой этике при Российском
союзе промышленников и предпринимателей, формирующая "черный
список" коммерческих компаний, подводящих своих партнеров*(411),
и т.п.
[an error occurred while processing the directive]
|
|