[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее

Глава 4. Статус лиц, непосредственно осуществляющих в современной России экономическое правосудие

 

§ 1. Современный статус российского арбитражного судьи

С принятием в 1993 г. Конституции РФ можно говорить о базовых, закрепленных в действующей общероссийской Конституции требованиях к статусу судьи в Российской Федерации. Они закреплены в ст. 119 Конституции РФ, где сказано: "Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации".
Закон о статусе судей (с последующими изменениями) детализировал эти конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и - в разрезе уровней звенности судебной системы  - к судье, а также определил процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Кстати, термин "статус" - лат. status - состояние, положение; а под правовым статусом судей, соответственно, в литературе понимается совокупность их прав и обязанностей по осуществлению правосудия, а также их прав и обязанностей, вытекающих из их высокого положения*(430).
По мнению В.Ф. Яковлева, статус судьи - понятие чрезвычайно емкое, содержательное и многоаспектное; он формируется, во-первых, под влиянием общественной потребности иметь таких судей, которые в состоянии отправлять правосудие на высоком качественном уровне, при этом статус формируется и складывается не одномоментно, это категория историческая; во-вторых, высокий статус судьи есть только в тех государствах, где пройден определенный исторический путь, сложились традиции формирования судейского корпуса и отправления правосудия; в-третьих - это всегда отражение реальной действительности состояния общества и условий, которые существуют в нем для формирования независимого суда и подлинного правосудия*(431).
Арбитражный судья, как и судья иной ветви судебной власти, в соответствии с федеральным (а иное здесь не применяется в принципе) законодательством,  - лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Как и судьи иных ветвей судебной власти (иных сегментов судебной системы России), арбитражный судья должен быть гражданином РФ, имеющим высшее юридическое образование и соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ и соответствующими федеральными конституционными и федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с действующим (в том числе с учетом изменений, внесенных в конце 2001 г.) федеральным законодательством он должен соответствовать следующим требованиям к кандидатам на должность арбитражного судьи:
а) быть гражданином РФ;
б) достигнуть определенного возраста: 25 лет - для судьи арбитражного суда субъекта Федерации (до конца 2001 г. - по факту - требовалось достижение 30-летнего возраста); 30 лет - для судьи арбитражного апелляционного суда и судьи федерального арбитражного суда округа; 35 лет - для судьи ВАС РФ;
в) иметь высшее юридическое образование;
г) иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет  - для судьи арбитражного суда субъекта РФ, не менее семи лет - для судьи арбитражного апелляционного суда и судьи федерального арбитражного суда округа и не менее 10 лет - для судьи ВАС РФ.
Здесь нужно принять во внимание, что в соответствии с рекомендациями, одобренными комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов на заседании 5 апреля 2002 г. (официальные разъяснения на эти темы дает также ВККС РФ), допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших неполное высшее юридическое образование после успешного окончания второго курса вуза.
Но жизнь всегда шире законодательных формулировок, а в России  - тем более. В нашей стране и раньше, и сейчас многие должности государственных и муниципальных служащих, требующие юридического образования, в реалии занимают люди, такового вообще не имеющие, либо закончившие юридический колледж и получившие, таким образом, среднее юридическое образование, либо обучающиеся сейчас в вузе по юридической специальности (притом что немало лиц с высшим юридическим образованием по специальности не работают). ВККС РФ дала официальное разъяснение (изложено в ее разъяснении от 18 июля 2002 г.), несколько отличающееся от одобренных комиссией 5 апреля 2002 г., в соответствии с которыми допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование - при наличии об этом документа установленного образца. А для совмещающих учебу в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в Законе о статусе судей, стаж, согласно разъяснениям ВККС РФ, начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании, и при этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аттестацию. И это не обязательно после второго курса, например, в Институте государства и права Тюменского госуниверситета документ установленного образца о неполном высшем образовании по специальности "юриспруденция" выдается студентам: дневной и заочной формы обучения - после второго курса; сокращенной формы обучения - после первого курса на базе высшего и среднего специального образования.
Для арбитражных судей предпочтительным является, естественно, не вообще работа по юридической специальности, а связанная с применением именно экономического законодательства. Подтверждением трудовой деятельности могут служить трудовая книжка, должностные инструкции и должностные обязанности кандидата по периодам работы, зачисляемым в стаж по юридической специальности, и т.д.;
д) не быть замечен в совершении порочащих его поступков;
е) сдать квалификационный экзамен;
ж) получить рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей;
з) пройти соответствующее медицинское освидетельствование.
В целом закрепленная в законе процедура отбора кандидатов на должность арбитражного судьи и наделения его полномочиями судьи арбитражного суда выглядит следующим образом. Установлено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, при этом любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и достигший определенного - указанного выше - возраста имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Порядок организации и деятельности экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи арбитражного суда в настоящее время определяется Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным ВККС РФ 15 мая 2002 г. Это означает, что для приема экзаменов у кандидатов в судьи в субъекте РФ создается единая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда (а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации также на должность судьи субъекта Федерации, т.е. на должность мирового судьи и (или) судьи конституционного (уставного) суда). Но цель этого квалификационного экзамена одна - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня. Да и содержание экзаменационных билетов и письменного задания, как это закреплено в п. 3.1 положения, предопределяется тем, на должность судьи какого вида суда и уровня звенности системы претендует кандидат. Следовательно, квалификационный экзамен на должность судьи арбитражного суда сдаст тот претендент, который проявит свои знания и способности к осуществлению:
а) именно экономического правосудия;
б) именно в арбитражном суде определенного уровня звенности.
Это означает, что экзамены кандидаты на должность судьи арбитражного апелляционного суда, судьи федерального арбитражного суда и судьи ВАС РФ сдают экзаменационной комиссии, сформированной ВККС РФ.
Экзамен должны сдавать лица, которые претендуют на должность судьи арбитражного суда с 21 июня 1995 г., а состоящие к этому времени (с того времени) в данной должности, как и в должности руководителя (председателя и заместителя председателя) суда и т.д., экзамен не сдают. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи, при этом трехлетний срок действия квалификационного экзамена определяется на момент представления материалов Президенту России.
После сдачи квалификационного экзамена у претендента наступает второй этап. Председатель арбитражного суда, в котором открылась вакансия судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. В свою очередь, квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения этого сообщения объявляет об открытии вакансии в СМИ (для судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов - в "Российской газете", а судей арбитражных судов субъектов Федерации - в официальных изданиях соответствующих субъектов РФ, но часто  - тоже в "Российской газете") с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Таким образом, претендент обращается в квалификационную коллегию судей непосредственно с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи арбитражного суда. Квалификационная коллегия рассматривает - в пределах своих полномочий - заявление лица, претендующего на должность судьи арбитражного суда и предоставленные им документы по жестко определенному законом перечню, организует проверку этих документов (по закону квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности предоставленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования - эта проверка необходима прежде всего потому, что судьи на период исполнения своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, и квалификационные коллегии судей поручают органам ФСБ России (как и иным органам) проведение проверочных мероприятий в отношении всех кандидатов в судьи с их письменного согласия и в соответствии с федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственной тайне") и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в этой рекомендации. При этом установлено, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. На этом этапе практика серьезно пробуксовывает, и механизм проверки кандидатов в арбитражные судьи остро нуждается в улучшении, о чем - ниже.
Далее квалификационная коллегия судей - как ВККС РФ, так и субъекта РФ - по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на конкретную вакантную должность арбитражного судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решение о рекомендации одного (или - с апреля 2005 г. - нескольких) из претендентов на вакантную должность судьи. Естественно, если в процессе проверки указанных документов и сведений установлена недостоверность какого-либо документа, его раздела, пункта и т.п., то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность арбитражного судьи. В случае если ни один из граждан, претендующих на должность арбитражного судьи, не соответствует требованиям к претендентам на эту должность, предъявляемым законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность арбитражного судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на эту же должность арбитражного судьи. Установлено, что решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Более того, решение об отказе в рекомендации на должность арбитражного судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
При рассмотрении кандидатуры учитываются требования, предъявляемые к арбитражному судье законом. Они состоят в том, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; при этом судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Важно отметить и введенное в конце 2001 г. в Закон о статусе судей положение о поддержании уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи. Установлено, что судья имеет право на повышение квалификации один раз в три года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Повышение квалификации организует ВАС РФ, осуществляется оно для арбитражных судей за счет средств федерального бюджета. Таким образом, еще одним квалификационным требованием, предъявляемым теперь законом к арбитражному судье, является постоянное повышение собственной профессиональной квалификации.
Кроме закона, есть еще один документ, являющийся актом органа судейского сообщества и в силу этого закрепляющий определенные требования к судье. Долгие годы им был Кодекс чести судьи РФ, одобренный II Всероссийским съездом судей и принятый Советом судей 21 октября 1993 г. В настоящее время это Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Наряду с общими морально-нравственными требованиями, предъявляемыми к судье, и правилами осуществления им профессиональной деятельности, в кодексе закреплены более конкретные запреты относительно внеслужебной деятельности судьи - установлено, в частности, что: внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности; судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях; судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство; судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей, и  т.д. Опосредованно эти требования относятся и к кандидату на должность судьи, они учитываются при решении вопроса о кандидатуре в судьи.
Наконец, следует указать и на введение в конце 2001 г. требования к здоровью кандидата в судьи. Законом о статусе судей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. А форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Но поскольку утвержденный Советом судей РФ постановлением от 26 декабря 2002  г. N 78 по представлению Минздрава России перечень заболеваний страдает, по мнению автора данной работы, серьезным недостатком  - в нем нет таких болезней, как СПИД, проказа, сифилис (в том числе даже мозга 4-1 стадии) и туберкулез (в том числе открытой формы и последней стадии), налицо серьезная проблема, о чем - ниже.
При положительном решении вопроса квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего арбитражного суда заключение на рекомендованного ею кандидата. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается в ту же квалификационную коллегию судей для повторного рассмотрения (это можно квалифицировать как вето, налагаемое председателем суда). При повторном положительном  - двумя третями голосов - заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения (это можно квалифицировать как преодоление вето председателя суда). Далее наступает этап окончательных проверок на федеральном и региональном уровнях. Лишь положительное решение вопроса в отношении кандидата в арбитражные судьи данного арбитражного суда позволяет перейти к следующему этапу.
Закон теперь не требует, чтобы кандидатура претендента на должность судьи арбитражного суда субъекта Федерации представлялась Председателем ВАС РФ Президенту РФ "с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации", но раньше это было обязательным. Форма выражения этого мнения законодательного (представительного) органа субъекта РФ не определялась. На практике в разных регионах России имело место весьма большое разнообразие форм - от визирования представления председателем комиссии (комитета) по законности областной (краевой) думы до специального рассмотрения вопроса депутатами на очередном заседании областной (краевой) думы с предварительным рассмотрением кандидатуры профильной комиссией думы - этот вопрос определялся регламентом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации.
В Тюменской области, например, кандидатура судьи обсуждалась на профильной комиссии, после чего представлялась на утверждение сессии Тюменской областной Думы. Принятыми в конце 2001 г. изменениями в закон о статусе судей необходимость указанного учета мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Федерации исключена.
В связи с созданием в Российской Федерации федеральных округов обязательным является согласование кандидатур арбитражных судей с полномочным представителем Президента РФ в данном округе. В п. 6 Положения о Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденного Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N  849, установлено, что этот полномочный представитель согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ. Поскольку арбитражные судьи субъектов РФ отвечают этому критерию, их назначение на должность также должно быть согласовано с Полномочным представителем Президента РФ в данном федеральном округе.
В Уральском федеральном округе, например, это делается на основании Временного порядка согласования назначений на должности судей арбитражных судов субъектов РФ, судей федеральных судов общей юрисдикции, утвержденного полномочным представителем Президента РФ в Уральском Федеральном округе 6 февраля 2001 г. Кроме того, принято кандидатуру претендента на должность судьи арбитражного суда субъекта РФ согласовывать с главой исполнительной власти субъекта РФ. Кандидаты на должность судьи арбитражных апелляционных судов, федеральных арбитражных судов округов и ВАС РФ этот барьер, естественно, не проходят.
На следующем этапе материалы Председателем ВАС РФ передаются в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ 4 октября 2001 г. N 1185.
На заключительном этапе:
а) судьи арбитражных судов субъектов РФ, судьи арбитражных апелляционных судов и судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ;
б) судьи ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя ВАС РФ.
Срок полномочий председателей и заместителей председателей федеральных судов России (за исключением Конституционного Суда РФ), следовательно, в том числе - арбитражных судов, раньше не имел ограничений. Конституция РФ, определяя статус судьи, не регламентирует статус должностных лиц, работающих в суде, в том числе являющихся его руководителями; устанавливая и гарантируя принцип несменяемости судей, не говорит того же о праве судьи на бессрочное пребывание в должности руководителя суда. Поэтому теперь, с конца 2001 г., срок пребывания судьи в должности руководителя суда составляет, как сказано выше, шесть лет. При этом одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Вместе с тем законодательное установление в конце 2001 г. шестилетнего срока пребывания в должности председателя и заместителя председателя арбитражного суда не означает, что сегодня (либо к моменту вступления в силу этого законодательного установления) все руководители этих судов, проработавшие на руководящих должностях свыше шести лет, должны свой пост покинуть. Законом от 15 декабря 2001 г., внесшим изменения и дополнения в Закон о статусе судей, установлено, что начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя арбитражного суда, назначенных на должность до вступления в силу Закона от 15 декабря 2001 г., определяется в следующем порядке: срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя, назначенных на должность до 31 декабря 1999 г. включительно, исчисляется начиная с 2001 г., с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя, назначенных на должность с 1 января 2000 г. до 31 декабря 2000 г., исчисляется начиная с 2002 г., с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя, назначенных на должность с 1 января 2001 г., но до вступления в силу названного закона, исчисляется начиная с 2003 г., с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность. При этом названный срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда считается первым сроком пребывания в должности.
Установление определенного срока означает, что полномочия председателей и заместителей председателей арбитражных судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. Вместе с тем указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом о статусе судей. Но по прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Обратного соотношения нет - полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов. То есть можно быть судьей, но не председателем (заместителем председателя суда), но быть председателем (заместителем председателя) суда и не быть при этом судьей нельзя по определению и ни при каких обстоятельствах. Вместе с тем в случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Если на должность председателя, заместителя председателя арбитражного суда назначается лицо, не замещавшее ранее должности судьи, то его первое назначение на должность председателя, заместителя председателя суда производится на три года, при этом кандидат должен сдать квалификационный экзамен на должность судьи (то же относится и к рядовому арбитражному судье). А по истечении трехлетнего срока указанное лицо может быть переназначено на ту же должность в тот же суд на шесть лет. Учитывая, что одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, общая продолжительность замещения должности председателя (заместителя председателя) одного и того же суда лицом, назначенным на судейскую должность впервые, составит, таким образом, девять лет.
Судьям арбитражных судов могут присваиваться высший, первый, второй и третий (но не четвертый и пятый) квалификационные классы. При этом сроки пребывания в третьем квалификационном классе установлены в четыре года, во втором классе - пять лет, а срок пребывания в первом классе, как и в высшем, вообще не установлен. Принимая во внимание, что повышение классности - серьезный стимул для самосовершенствования арбитражного судьи (в частности, от класса зависит уровень доплаты к окладу), учитывается не только продолжительность пребывания судьи в очередном классе, но и определение реальной квалификации судьи, его правовая грамотность, повышение им собственного профессионализма, уровень отменяемости вынесенных им решений и другие параметры работы конкретного судьи.
Получил с конца 2001 г. законодательное закрепление и такой важный вопрос, как полномочия председателей и заместителей председателей арбитражных судов. Так, теперь установлено, что председатель арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
а) организует работу суда;
б) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
в) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном законом, - между судьями;
г) организует работу по повышению квалификации судей;
д) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
е) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
ж) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
В свою очередь, заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда. В случае же приостановления либо прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет его первый заместитель, при отсутствии же первого заместителя - по решению Председателя ВАС РФ один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя ВАС РФ один из судей этого суда. В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда полномочия заместителя осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель, а при отсутствии другого заместителя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.
Ранее в законодательстве (за одним исключением - о судье Конституционного Суда РФ) не говорилось о моменте, с какого судья считается наделенным судейскими полномочиями. В принципе, могли быть три варианта:
а) с даты подписания Президентом РФ указа о его назначении судьей;
б) с даты подписания председателем суда приказа о приеме на работу судьей на основе указа Президента РФ о назначении судьей;
в) с даты принесения судьей присяги.
Законом было предусмотрено, что судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу установленного законом содержания. Эту присягу судьи ВАС РФ приносили и приносят на собраниях судей этого суда. Судьи же других арбитражных судов приносили и приносят присягу также на собраниях судей, причем присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ. Как бы то ни было, единообразного, закрепленного законом детального порядка приведения судей федеральных судов России к присяге не было, несмотря на то, что в совокупности этих судей было уже больше 20 тыс., тогда как для 19 судей Конституционного Суда РФ такой порядок уже был установлен Советом Федерации 25 октября 1994 г. специальным Постановлением "Порядок приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации" N 227-1СФ.
В конце 2001 г. вопрос о времени вступления арбитражного судьи в должность нашел законодательное закрепление - теперь судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу,  - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Законодательно закреплены теперь и сроки полномочий арбитражного судьи. Так, установлено, что полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом о статусе судей. Но предельный возраст пребывания в должности арбитражного судьи теперь (с апреля 2005 г.) установлен - 70 лет. Вместе с тем законом установлено, что судья федерального суда, за исключением судей ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Законом о статусе судей предусмотрено, что к осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РФ, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. В системе арбитражных судов это не практикуется, и жесткость такого подхода непонятна - подчас есть и высококвалифицированные арбитражные судьи в отставке, и соответствующие вакансии, и острая потребность в заполнении этих вакансий, и конкретная готовность "отставника" эту вакансию сроком до года заполнить - при отсутствии какой-либо кандидатуры "на подходе", которая эту вакансию потенциально может заполнить...
Но ушедший в отставку судья может работать в сфере правосудия не только судьей. В соответствии с Законом о статусе судей (в ред. от 24 июля 1999 г.) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. При этом в период осуществления этой деятельности на судью не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом, а членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается. Еще раньше, 30 октября 1998 г., федеральный Совет судей своим постановлением признал возможным привлечение судей, пребывающих в отставке, к работе в системе Судебного департамента при ВС РФ.
Чрезвычайно важным в деле становления независимой судебной власти в современной России являются гарантии независимости и неприкосновенности судьи как носителя этой власти. По сути дела, независимость судьи служит краеугольным камнем независимости судебной власти как самостоятельной и составной части государственной власти*(432). В ст. 120 Конституции РФ провозглашено:
"1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом".
В Законе о статусе судей закреплено, что независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой отправления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В законе сказано, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, а органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Законом предусмотрено, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения распространяются на всех судей в России и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов. В законе оговорено: всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону, а судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны, проявление неуважения к ним (или к суду) влечет установленную законом ответственность, а требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц, при этом информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно, а неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Принцип независимости судей имеет две стороны:
а) судья независим при осуществлении правосудия;
б) судья одновременно зависим от необходимости при осуществлении правосудия строго соблюдать действующее законодательство.
Сейчас это положение вещей представляется не только законным, но и прямо вытекающим из Конституции РФ 1993 г., провозгласившей принцип разделения властей. Однако сравнительно недавно - по историческим меркам, разумеется, - с 1928 по 1934 г. в России не только не было и речи о таком принципе в распределении сфер государственных полномочий, наоборот, судебная власть по закону, точнее - на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г., подчинялась исполнительной власти. Выражалось это в том, что Председатель Верховного Суда России являлся по должности заместителем народного комиссара юстиции (наряду с прокурором Республики) и судебное управление осуществляли организационно-инструкторские управления Наркомюста.
Другой важнейшей составляющей самостоятельности и независимости судебной власти и судей, ее носителей, является закрепленный в законе принцип неприкосновенности судьи. Ст. 122 Конституции РФ прямо провозглашает:
"1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом".
В Законе о статусе судей в настоящее время прямо сказано: судья неприкосновенен; неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
С конца 2001 г. установлено, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи федерального арбитражного суда либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения Судебной коллегии в составе трех судей ВС РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Обеспечению независимости и самостоятельности судебной власти служит принцип несменяемости судьи - ее носителя. Статья 121 Конституции РФ провозгласила:
"1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом".
Независимость и неприкосновенность судей не означает отсутствие законодательных возможностей привлечения их к ответственности. Раньше, до конца 2001 г., в Законе о статусе судей (п. 2 ст. 16) прямо и императивно указывалось: "Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности". Принятыми в конце 2001 г. изменениями в этот закон положение дел изменилось. Теперь за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики) на судью (за исключением судей Конституционного Суда РФ) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Установлено, что если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Что касается административной ответственности, то теперь решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи федерального арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.
Как видно из вышеизложенного, в вопросах, связанных с наделением профессионального юриста полномочиями арбитражного судьи, с реализацией арбитражным судьей своих правомочий, вытекающих из принадлежности его к судейскому корпусу России, в вопросах привлечения арбитражного судьи к ответственности - уголовной, административной и дисциплинарной  - и в ряде иных, важных для арбитражного судьи как носителя судебной власти вопросах, исключительно важна роль органов судейского сообщества.
Еще сравнительно недавно нормативно-правовая база организации, правомочий и деятельности органов судейского сообщества в России представляла собой неконсолидированную и довольно бессистемную совокупность актов разного ранга и уровня, включая акты самих органов судейского сообщества, причем эта совокупность на федеральном законе не основывалась. С принятием в 2002 г. Закона об органах судейского сообщества мало что изменилось. Ежегодно вносимые в него изменения свидетельствуют, с одной стороны, о том, что органам судейского сообщества России крайне необходима надежная - в форме именно федерального закона - стабильная основа организации и деятельности, позволяющая, к тому же, планомерно развиваться, а с другой - что эта стабильная основа пока не создана в полной мере, и создается она без должной концептуальной проработки проблемы, практически  - вне каких-либо научных исследований (за редким исключением).
Судейское сообщество в Российской Федерации, как это прямо установил названный закон, образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему страны. Уяснение - с научных позиций - правовой природы судейского сообщества и его органов еще ждет своих исследователей. Пока достаточно сказать, что общественной организацией (общественным объединением граждан) оно не является, поскольку - по закону - не имеет добровольного членства (в законе прямо сказано, что судьи федеральных судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку), не имеет своего устава, не подлежит государственной регистрации и т.п. В юридической литературе, в частности, считают возможным отнести судейское сообщество, существующее в Российской Федерации, на основании некоторых выделенных признаков, к публично-правовым корпорациям*(433). Зато судейское сообщество законом наделено  - в лице своих органов - серьезными государственными функциями, хотя - по закону - они формируются и действуют для выражения интересов судей как носителей судебной власти, а их основными задачами являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судебной этики.
В настоящее время органами судейского сообщества в нашей стране являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Федерации и, как видно, дифференциации в зависимости от вида судебной системы не подлежат, а это означает отсутствие у арбитражных судей - в рамках арбитражно-судебной системы - "своих" органов судейского сообщества по всей их вертикали. Хорошо это (как раньше было, хотя не без исключений) или плохо, также предстоит выяснять - с течением более-менее продолжительного времени, "набора" практики и ее анализа.
Как бы то ни было, все поименованные "общие" органы судейского сообщества в нашей стране осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим, но при этом квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения, что вполне естественно.
Совет председателей арбитражных судов страны, о котором говорилось выше, в числе органов судейского сообщества не назван, что вызывает удивление, поскольку названных органов судейского сообщества сегодня  - сотни.
Высшим органом судейского сообщества страны является Всероссийский съезд судей. Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Съезд представляет судей всех ветвей судебной власти и всех уровней, поскольку в силу закона делегаты на съезд избираются по достаточно подробно "расписанным" в законе нормам представительства.
В субъекте РФ высшим органом судейского сообщества является конференция судей субъекта РФ. В каждом из субъектов она представляет судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, арбитражного суда субъекта Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ. Конференция судей правомочна принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъекте РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъекте Федерации.
В свою очередь Совет судей РФ формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Федерации с учетом следующих, так же подробно в законе "расписанных" норм представительства. Совет судей РФ избирает Президиум Совета судей РФ из числа своих членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов и судей судов субъектов Федерации. Президиум является рабочим органом Совета судей РФ и создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей страны, заседает обычно раз в два - три месяца.
Советы судей субъектов РФ избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учетом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.
Совет судей РФ: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности генерального директора Судебного департамента при ВС РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав ВККС РФ вместо выбывших в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами. Его представители вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.
В свою очередь такие органы судейского сообщества, как квалификационные коллегии судей, формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Законом жестко закреплено, что ВККС РФ формируется в количестве 29 членов коллегии, при этом члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства: от судей ВС РФ - два судьи; от судей ВАС РФ - два судьи; от судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи; от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - четыре судьи; от судей арбитражных судов субъектов Федерации - четыре судьи; от судей окружных (флотских) военных судов - три судьи. Кроме того, десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а один член коллегии - представитель Президента РФ - назначается Президентом РФ.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства: от судей суда общей юрисдикции субъекта Федерации - два судьи; от судей арбитражного суда субъекта Федерации  - пять судей; от судей гарнизонных военных судов - один судья; от судей районных судов - один судья; от мировых судей - один судья; семь представителей общественности; один представитель Президента РФ. Следует при этом отметить, что законом для некоторых субъектов РФ в силу их специфики (например, в нескольких субъектах РФ нет арбитражных судов) определены иные нормы представительства.
Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители, судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Важно и то, что член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд. Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.
Что касается представителей общественности и представителей Президента РФ в квалификационных коллегиях судей, то по закону ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами (это - требование к представителям общественности), а представителями Президента РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков. Законом также предусмотрено, что полномочия представителей общественности и Президента РФ в качестве членов соответствующих квалификационных коллегий судей могут быть досрочно прекращены:
а) представителя общественности - по решению, соответственно, Совета Федерации РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационных коллегий судей;
б) представителя Президента РФ - Президентом РФ в принципе - даже без указания мотивов и оснований.
Но важно, что и представители общественности, и представители Президента РФ в соответствии с законом при осуществлении полномочий члена квалификационной коллегии судей, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.
В процедуре наделения полномочиями арбитражного судьи важно и следующее обстоятельство. Подпунктом "л" п. 1 ст. 73 Конституции РФ установлено, что кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. До законодательного изменения порядка формирования квалификационных коллегий судей участие субъектов Федерации в комплектовании корпуса федеральных судей, которые работают в данном субъекте РФ, обеспечивалось согласованием с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта кандидатур конкретных судей, которые туда представлялись руководителями судебных органов. В практике имели место случаи, когда свое согласие по конкретной кандидатуре депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ связывали с судьбой (точнее  - с результатами) того или иного судебного дела, находящегося в производстве того или иного федерального суда, дислоцирующегося на территории субъекта РФ. В результате по два - три года пополнения в судейский корпус арбитражного суда такого субъекта РФ не поступало, что, естественно, резко негативно сказывалось на качестве правосудия в данном регионе.
Теперь же названное конституционное положение субъекты РФ реализуют более опосредованно - через представителей общественности в составе квалификационных коллегий судей своего субъекта. И процесс делегирования этих представителей в квалификационную коллегию судей - не одномоментный. Например, в Тюменской области:
а) 3 июня 2001 г. областной Думой был дополнен Устав области новыми полномочиями Думы: назначение по представлению губернатора области представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей;
б) 21 июня 2002 г. областной Думой был принят и 8 июля 2002 г. губернатором области подписан областной закон "О выдвижении кандидатур и назначении представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области";
в) 25 июля 2002 г. губернатор области издал постановление "О сроках выдвижения кандидатур представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области";
г) 31 июля 2002 г. губернатор области издал распоряжение "О комиссии по отбору кандидатур представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области" (с двумя приложениями - о составе комиссии и о ее полномочиях);
д) 19 сентября 2002 г. областная Дума приняла постановление "О назначении представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области" (теперь, естественно, переизбранных).
По таким же сложным процедурам комплектуются сегменты представителей общественности в составе квалификационных коллегий и в других субъектах РФ, и в составе ВККС РФ.
Полномочия выборных органов судейского сообщества не бессрочны. Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ избираются соответственно на четыре года и на два года. ВККС РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются соответственно на четыре года и на два года.
Наконец, для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы арбитражного суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом арбитражном суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей, а по решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.
Сколь самостоятельна, значима и независима судебная власть сегодняшней России, видно из полномочий квалификационных коллегий судей. ВККС РФ рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения. Так, она: рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя ВАС РФ, его заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов, а также судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов, представляет Председателю ВАС РФ свои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей арбитражных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей, судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, членов Совета судей РФ и ВККС РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ; осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей арбитражных судов (за исключением ВАС РФ), а также судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов; дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов (чего пока не было); присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей арбитражных судов, а также на судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий; принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами. Президиум этой коллегии, состоящий из ее председателя и трех его заместителей, избираемых самой коллегией из числа своих членов, является ее рабочим органом, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии. С декабря 2002 г. стал выходить "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации".
Соответственно, квалификационные коллегии судей субъектов РФ рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей арбитражных судов субъектов РФ. Так, квалификационные коллегии судей субъектов РФ: рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность арбитражного судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации; утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда; объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ, членов совета судей и квалификационной коллегии судей субъекта РФ; осуществляют квалификационную аттестацию судей арбитражного суда субъекта РФ, присваивают квалификационные классы (за исключением первого и высшего); дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ (чего также пока не было), налагают дисциплинарные взыскания на судей арбитражного суда соответствующего субъекта РФ за совершение ими дисциплинарного проступка; осуществляют иные полномочия в пределах своей компетенции. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей России регулируется Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным ВККС РФ 15 июля 2002 г.
Следует также отметить факт передачи отдельных полномочий от законодательной и исполнительной ветвей федеральной государственной власти ветви единой судебной власти. Так, до принятия Закона об органах судейского сообщества высший квалификационный класс судье присваивался Президентом РФ (на основании ст. 119 Конституции России 1993 г.), теперь же это - прерогатива ВККС РФ, закрепленная п. 7 ст. 2 Закона об органах судейского сообщества. Да и закрепление в конце 2001 г. в ст.  4-I Закона о статусе судей за федеральным Советом судей правомочий по утверждению перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, представленного федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, также свидетельствует о наличии отмеченной тенденции.
В вопросах, связанных с реализацией арбитражными судьями как носителями судебной власти своих функций, своеобразную роль - если рассматривать ситуацию под таким углом зрения - играет Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Ныне действующее Положение об этом Совете утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 961, и в соответствии с данным положением Совет является консультативным органом, созданным в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях проводимой в стране судебной реформы, расширении взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права. Его основными задачами являются: участие в законоподготовительном процессе, в том числе проведение экспертизы проектов законодательных актов по вопросам организации и деятельности судебной системы в Российской Федерации; изучение (мониторинг) эффективности кодексов и иных законодательных актов, принимаемых в ходе судебной реформы; подготовка предложений по совершенствованию организации работы судов, повышению профессионального уровня судей, укреплению гарантий их независимости; анализ материалов, публикуемых в средствах массовой информации, о деятельности органов правосудия, подготовка предложений в целях усиления прозрачности правосудия и повышения авторитета судебной власти; обобщение судебной практики по делам, связанным с рассмотрением споров, возникающих в ходе избирательных кампаний по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ; информирование о развитии судебных систем и судопроизводства за рубежом и деятельности международных судебных органов. Поскольку решения Совета носят исключительно рекомендательный характер, ясно, что рассматривать его в качестве надсудебного органа ни в какой части невозможно; а как эмбрион такого органа?
В судейском сообществе постоянно будируется вопрос о необходимости или, в крайнем случае, - целесообразности создания надсудебного органа (это - не объединение всех ветвей судебной власти в одну) и возможности, при положительном ответе на этот вопрос, развертывания названного Совета в такой орган.
Наряду с решением многих других важных вопросов это будет способствовать совершенствованию, в частности, законодательства о полномочиях арбитражных судей в качестве носителей судебной власти в соответствии с Конституцией РФ, а также с учетом высказанных в юридической литературе*(434) соображений.
Анализ законоположений об органах судейского сообщества России показывает, что законодатель довольно большое внимание уделяет порядку их формирования, и прежде всего это относится к порядку формирования, а соответственно - и составу ВККС РФ. Процесс этот продолжается - ряд СМИ опубликовал предложения законодательных инициатив Совета Федерации Федерального Собрания РФ по этому вопросу*(435). На наш взгляд, при проведении законопроектной работы в указанном выше направлении необходимо учитывать, что органы судейского сообщества в России должны формироваться и действовать в интересах судей как носителей судебной власти при строгом соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. А поскольку квалификационные коллегии судей - обоих уровней - являются одним из органов судейского сообщества, естественно, что в их составе судей должно быть, как минимум, больше половины, в противном случае свое главное свойство - органа именно судейского сообщества - они утратят. К тому же Европейской хартией "О статусе судей", подписанной в Лиссабоне в 1998 г. и Россией, предусмотрено, что в подобных органах должно быть не менее половины судей, избранных такими же судьями.
Далее. Практика деятельности органов судейского сообщества и законодательное обеспечение их организации и функционирования нуждаются в совершенствовании. Например, в федеральном законе об этих органах, в полной мере распространяющихся на систему арбитражных судов, совсем не упомянуто такое названное выше образование, как Совет председателей арбитражных судов, о котором сказано в ст. 22 Закона об арбитражных судах, и которое, не без колебаний и с оговорками, все-таки можно, видимо, отнести к органам судейского сообщества. Никак в законе не представлены (а судя по редакции ст. 1 и 2 закона - и не предполагалось представлять) судьи в составе международных судов от Российской Федерации, а ведь эти судьи - отнюдь не общественники. С усилением интеграции России в международное экономическое пространство роль международных судов, а следовательно, и роль российских судей, туда делегированных, будет возрастать. Впрочем, относится это не только к экономическому правосудию. Могли бы быть задействованы, быть может - в форме ассоциированного членства в судейском сообществе, и судьи третейских постоянно действующих (не создаваемых, естественно, в режиме ad hoc) судов - как международных, так и внутрироссийских. И т.д.
Ненормальной является ситуация с полным отсутствием какого-либо аппарата у квалификационных коллегий судей, равно как и отсутствие собственного, целевого финансирования. Совокупный объем работы всех квалификационных коллегий судей страны колоссален, и все примерно полторы тысячи судей в их составе работают на общественных началах. Только количество поступивших в квалификационные коллегии судей жалоб на действия судей составило в 2003 г. 20 тыс., общее же число обращений граждан за последние семь лет возросло в семь раз.
С другой стороны, квалификационные коллегии судей сегодня выполняют одновременно триединую задачу: отдела кадров (по существу, это основное "сито" в процессе наделения граждан судейскими полномочиями, как и полномочиями руководителей судов), службы собственной безопасности (проверяют жалобы на судей), совмещенной с функциями аттестационной комиссии (присваивают квалификационные разряды, ходатайствуют о присвоении государственных наград и пр.), а также суда над судьями (прекращают полномочия судей по компрометирующим основаниям, дают санкции на привлечение к административной и уголовной ответственности, применяют меры дисциплинарного наказания). Такое обременение сразу столь обширным объемом функций представляется чрезмерным, об этом - в заключительном разделе данной работы.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]