[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее

§ 3. Арбитражные заседатели

Проводимый в Российской Федерации на основании ст. 8 Федерального закона от 5 мая 1995 г. "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в течение нескольких лет эксперимент по привлечению к рассмотрению 14 арбитражными судами субъектов Федерации экономических споров арбитражных заседателей способствовал принятию Федерального закона от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (с доп. от 25 июля 2002 г.). Ход этого эксперимента освещался в юридической литературе*(438).
Впрочем, законодательное "упоминание" об арбитражных заседателях содержалось еще в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" 1996 г., где о них говорится вкупе с народными и присяжными заседателями. Так, из ст. 1 этого закона следует, что судебная власть в стране осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, при этом судебная власть является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В ст. 5 закона сказано, что судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции России и закону, и гарантии их независимости устанавливаются Конституцией и федеральным законом. Наконец, значительную роль играют положения ст. 8 указанного закона о том, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом; что требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом; что за время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Поэтому можно говорить об определенном единстве статуса этих трех видов судебных заседателей*(439). Но следует напомнить, что предложения о введении заседателей в арбитражный процесс, осуществляемый органами государственного арбитража, вносились отечественной юридической наукой еще в середине 80-х гг. прошлого века*(440). Видимо, не лишне будет упомянуть и распоряжение Президента РФ от 21 декабря 1993 г. о совершенствовании организации и деятельности арбитражных судов, в котором было сказано, в том числе, и о "привлечении к рассмотрению некоторых дел представителей предпринимательских кругов". Так что институт арбитражных заседателей возник в нашей стране не на пустом месте.
В соответствии с Законом об арбитражных заседателях (некоторые вопросы его применения содержатся в письме ВАС РФ от 14 августа 2001 г. N С1-7/04-851, предполагающем также регулирование ряда вопросов на уровне арбитражных судов субъектов РФ, что, например, в арбитражном суде Тюменской области было осуществлено Положением об организации работы с арбитражными заседателями в арбитражном суде Тюменской области, одобренном постановлением президиума суда от 23 ноября 2001 г. N 4 (с изм. от 4 октября 2002 г. N 3) и утвержденном приказом председателя суда от 27 ноября 2001 г. N 122 (с изменениями от 7 октября 2002 г. N 129)) арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. При этом арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ, и это ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей, при этом судья является председательствующим в судебном заседании. Важно, что арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями - при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону, и их участие в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.
Законом установлено, что арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Но арбитражными заседателями не могут быть: лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу установленного законом содержания.
Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в эти суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Затем эти списки представляются арбитражными судами субъектов Федерации в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ. Утвержденные списки публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
В соответствии с законом арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.
Установлено, что полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям: предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда); ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя; признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу. Приостанавливаются полномочия арбитражного заседателя председателем соответствующего арбитражного суда субъекта РФ по следующим основаниям: истечение срока полномочий; прекращение гражданства РФ; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным; совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей; замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам; смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Прекращаются полномочия арбитражного заседателя Пленумом ВАС РФ по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта РФ.
В соответствии с законом арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера  оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Кроме того, ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.
На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 2 января 2000 г. о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации, законами о судебной системе, о статусе судей, п. 1 ст. 7 Закона об арбитражных заседателях. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Непосредственные процессуальные функции арбитражных заседателей закреплены в АПК РФ 2002 г. Так, в ч. 3 ст. 17 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Но не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела особого производства, а также дела, относящиеся к подсудности ВАС РФ; дела об оспаривании нормативных правовых актов; дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием о коллегиальном рассмотрении.
В силу ст. 19 АПК РФ ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, и такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство. И если оно удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. А если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.
Само же ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном АПК РФ для рассмотрения обычных объявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, - они разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, и по результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение, и т.д. Но при рассмотрении заявления о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя суд обязан проверить данную кандидатуру на наличие установленных АПК РФ обстоятельств, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Речь идет об обстоятельствах, при которых заседатель (как и судья) не может участвовать в рассмотрении дела, если он: при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями АПК РФ является недопустимым; при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля; при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража; является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя. Наличие указанных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в общем порядке. Кстати, сам арбитражный заседатель при наличии названных обстоятельств обязан заявить самоотвод.
Установлено, что при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Но арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.
Можно назвать немало причин как объективного, так и субъективного свойства, по которым институт арбитражных заседателей развивается отнюдь не в оптимальном режиме. Примером одной из таких объективных причин может служить ситуация, обусловленная в совокупности положениями п. 4 ст. 19 и п. 1 и 3 ст. 21 АПК РФ, в силу которых арбитражный заседатель не может быть отведен от участия в процессе по конкретному делу менее чем за 10 дней до начала процесса по мотиву его личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела или наличия иных обстоятельств, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности, либо если он находится или ранее находился в зависимости от лица, участвующего в деле, либо если он делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела. Арбитражный судья по таким основаниям безусловно подлежит отводу, а механизм привлечения арбитражного заседателя к участию в процессе по делу названными правовыми нормами сконструирован почему-то таким образом, что даже если есть "железобетонные" доказательства личной прямой заинтересованности (и другие причины, пусть все вместе) арбитражного заседателя, отведен он не может быть по факту - если до начала слушания дела осталось меньше 10 дней. Но практика такова, что о причинах, по которым арбитражный заседатель не должен ни в коем случае участвовать в осуществлении экономического правосудия, становится обычно известно арбитражному судье, которому это дело предстоит разрешать, председателю суда и т.д. не только непосредственно перед началом заседания, т.е. менее чем за 10 дней, но подчас лишь уже после начала заседания, хотя и в самом его начале.
Осознавая такие последствия, ни спорящие стороны, ни арбитражные судьи, рассматривающие споры гражданско-правового характера, ни руководители арбитражных судов, естественно, не склонны рисковать вышеназванными последствиями, и сведение риска к нулю в данной ситуации означает полный отказ от использования самого института арбитражных заседателей, что, к сожалению, и происходит и что не изменить без соответствующей корректировки названных норм АПК РФ.
Есть и другие причины, по которым институт народных заседателей не развивается желаемым образом. Можно - в числе недостатков - назвать то обстоятельство, что спустя два года со дня введения в действие Закона об арбитражных заседателях, в арбитражных судах половина арбитражных заседателей были юристами, только треть арбитражных заседателей имели опыт работы в сфере экономической и финансовой деятельности, и столько же - опыт работы на руководящих должностях, а количество работающих в сфере предпринимательской деятельности было незначительным*(441).
Это можно объяснить ослаблением организующего воздействия в вопросе формирования корпуса арбитражных заседателей со стороны руководства ВАС РФ и некоторым отступлением от тех базовых положений, на которых основывался эксперимент по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению арбитражными судами споров - по условиям эксперимента, подтвержденным в ходе трехлетнего срока его проведения, арбитражными заседателями юристы быть не могли.
Видимо, без серьезной научной проработки многочисленных и разнообразных сторон проблемы институт арбитражных заседателей в нашей стране и дальше будет пробуксовывать. А ведь на очереди - в отдаленной перспективе - симбиоз институтов арбитражных и присяжных заседателей в форме, быть может, малого жюри в процессе, и по весьма ограниченному кругу дел.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]