[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее

§ 1. Механизмы экономического правосудия в дальнем зарубежье

В Австрии, федеративном государстве, существуют только федеральные суды, земли своих судебных органов, за исключением действующих с 1991 г. в каждой земле независимых административных судов, не имеют. В этой стране суды подразделяются: по сфере деятельности  - на суды публичного права, гражданские и уголовные суды; в зависимости от их компетенции - на общий и иные (чрезвычайные) суды. Судами общей юрисдикции, правомочными разрешать уголовные и гражданские дела, в Австрии являются: участковые суды; районные (земельные) суды, суды первой инстанции; уголовные суды присяжных; апелляционные суды, суды второй инстанции, расположенные в Вене, Граце, Линце и Инсбруке; Верховный суд, расположенный в Вене.
В Австрии есть специализированные суды: арбитражные (создаваемые в соответствии с ГПК Австрии на основании соответствующих арбитражных соглашений) и арбитражные биржевые суды. Но это - в нашем понимании  - третейские суды по разрешению экономических споров.
Действует в Австрии также независимый административный суд в составе 60 судей, дела в котором рассматриваются в составе коллегии из пяти судей, но в ряде случаев, в частности - при рассмотрении административных правонарушений, - в составе трех судей из одной палаты суда. В компетенцию административного суда входит: рассмотрение жалоб на решения органов управления в области административных правонарушений; рассмотрение жалоб на действия административных органов, ущемляющих права граждан без принятия при этом формального административного решения в смысле закона об административной процедуре; рассмотрение жалоб на нарушения со стороны административного органа своей обязанности по принятию решения в тех случаях, когда суд правомочен рассмотреть жалобу на такое решение в случае его принятия, и т.д. Специализирующихся на экономическом правосудии  - в нашем понимании - судов в Австрии нет.
В Бельгии, федеративном государстве, судебная система имеет четыре уровня: национальный (кассационный суд, высшее звено), региональный (действуют пять апелляционных судов и пять судов по трудовым спорам), окружной (где действуют 27 трибуналов первой инстанции, 27 коммерческих трибуналов, 27 трибуналов по трудовым делам и 32 полицейских трибунала) и контрольный (где действуют мировые судьи, их в 186 кантонах насчитывается 225).
Коммерческие трибуналы в Бельгии разрешают споры между коммерсантами, отнесенные законом к торговым сделкам и не попадающие под компетенцию мировых судей. Коммерческие трибуналы разрешают споры: о регистрации, связанные с торговыми товариществами, по банкротству, векселям, морскому праву. Кроме того, коммерческие трибуналы осуществляют апелляционное производство по решениям мировых судей по делам коммерческого характера. Дела в коммерческих трибуналах Бельгии разрешаются в составе профессионального судьи и двух заседателей (именуемых там судьями-экспертами), представляющих деловые круги. Решения коммерческих трибуналов обжалуются в порядке апелляции  - в апелляционный суд, в порядке кассации - в кассационный суд. Таким образом, можно сказать, что коммерческие трибуналы в Бельгии  - специализирующиеся на осуществлении экономического правосудия суды.
В Норвегии - унитарном государстве, а по форме правления - конституционной монархии, с населением в 4,2 млн человек характерной особенностью судебной системы, основанной на древних национальных обычаях, является обилие специализированных судов и широкое привлечение к осуществлению правосудия непрофессиональных судей.
Основным, центральным звеном системы общих судов Норвегии являются окружные и городские суды (числом около 100), рассматривающие по первой инстанции основную массу уголовных и гражданских (здесь  - за исключением отнесенных к ведению специализированных судов) дел, обычно единолично, или по требованию сторон, либо в силу закона (по делам, например, связанным с недвижимостью, мореплаванием и др.) с участием двух непрофессиональных (т.е. судебных заседателей) судей. Важное процессуальное значение в Норвегии имеет специальный согласительный совет, образуемый в составе трех человек при каждом муниципалитете, в задачи которого входит примирение спорящих в гражданском деле сторон; эта инстанция обязательна по основной массе дел перед обращением в суд; достигнутое в ней соглашение приобретает силу судебного решения, хотя в отдельных случаях может быть обжаловано в суд.
Второй инстанцией системы общих судов Норвегии являются суды провинций, таких судов пять. Суды провинций в первой инстанции рассматривают тяжкие уголовные дела с участием жюри из 10 присяжных, а в качестве апелляционной инстанции рассматривают жалобы на решения по уголовным и тем гражданским делам, где цена иска достигает определенной, довольно высокой суммы. При рассмотрении апелляционных жалоб на решения по гражданским делам по усмотрению суда или по ходатайству одной из сторон в состав суда включаются непрофессиональные судьи (двое или четверо); к участию в апелляционном рассмотрении дел, связанных с торговлей или мореплаванием, привлекаются непрофессиональные судьи - обладатели специальных знаний.
Систему общих судов Норвегии возглавляет Верховный суд, рассматривающий в качестве высшей инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. Особенностью этой инстанции является наличие в нем специального проверочного апелляционного комитета, фильтрующего поступающие жалобы.
Число специализированных судов, входящих в систему общих судов, в Норвегии чрезвычайно велико. Это суды по вопросам публичного управления имуществом; по делам об опеке; по жилищным делам; суд по трудовым делам (это суд второй инстанции, рассматривающий апелляционные жалобы на решения окружных и городских судов по трудовым спорам) и суд по трудовым конфликтам; суд импичмента (рассматривающий в качестве первой и единственной инстанции обвинения в преступных злоупотреблениях, выдвинутых против членов правительства, парламента или Верховного суда); суд государственного страхования. Есть также специализированные суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством. Специализирующихся исключительно на экономическом правосудии судов в Норвегии нет.
В Федеративной Республике Германия действует, пожалуй, наиболее разветвленная в Западной Европе судебная система. Точнее: их там можно насчитать целых шесть, все они автономны, все на федеральном уровне возглавляются собственными высшими судебными органами.
Наиболее крупная и разветвленная из судебных систем ФРГ - система общих судов, судам которой подсудны все уголовные и гражданские дела, не отнесенные законодательством к юрисдикции специализированных судебных систем и специализированных судов. Низовое звено системы общих судов страны составляют участковые суды, где гражданские дела определенных категорий и мелкие имущественные споры разрешаются единолично, а уголовные - единолично либо судом шеффенов (участковый судья плюс два шеффена). В качестве шеффенов привлекаются граждане из составленного советом общины списка, старше тридцати лет, не судимые, не страдающие физическими или психическими недугами и  т.п., т.е. шеффены там - наши судебные заседатели.
Второе "снизу" звено системы общих судов ФРГ составляют суды земель, их более 90, притом что в ФРГ 16 земель. Эти суды выступают как в качестве судов первой инстанции по уголовным делам ((где в состав входят три профессиональных судьи и два шеффена) и по гражданским делам (где дела рассматриваются специализированными палатами, например, в палату по торговым делам входят член суда земли и два непрофессиональных судьи, назначаемых по заключению торгово-промышленной палаты земли из числа опытных коммерсантов, т.е. по нашему - из арбитражных заседателей)), так и в качестве суда второй инстанции, в которой также задействованы шеффены. Например, апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные участковыми судьями единолично, рассматриваются малыми палатами по уголовным делам суда земли, в составе: члена суда земли - председательствующего и двух шеффенов.
Третьим "снизу" звеном этой системы выступают высшие суды земли, при этой в одной земле их обычно несколько. Они являются и судами первой инстанции (где, например, тяжкие уголовные дела рассматривает уголовный сенат в составе пяти профессиональных судей - членов высшего суда земли) и судами апелляционной и кассационной инстанций.
Возглавляет систему общих судов ФРГ Верховный федеральный суд, состоящий из 11 сенатов по гражданским делам, 5 сенатов по уголовным делам и 7 сенатов для рассмотрения специальных вопросов (о нотариусах, об адвокатах и т.д.). Верховный федеральный суд ФРГ рассматривает кассационные жалобы на приговоры высших судов земель, вынесенные ими по первой инстанции, на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Но по первой инстанции уголовные дела Верховный федеральный суд ФРГ не рассматривает.
В несколько автономном виде в систему общих судов ФРГ входят суды по делам несовершеннолетних: в участковых судах есть как судьи по делам несовершеннолетних, так и суд шеффенов по делам несовершеннолетних (профессиональный судья и два шеффена); в судах земель есть палаты по делам несовершеннолетних (три профессиональных судьи и два шеффена). Нужно подчеркнуть, что в качестве шеффена к осуществлению правосудия в судах по делам несовершеннолетних привлекаются граждане, имеющие опыт работы с молодежью, обычно один из двух шеффенов  - женщина (это, разумеется, не экономическое правосудие, но - ориентир к методам формирования именно специализированных судов).
Система административных судов ФРГ также состоит из нескольких звеньев. В судах этой системы рассматриваются жалобы физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также разрешаются споры между органами самоуправления, если эти жалобы и споры не отнесены к ведению судов иных судебных систем. Часто всю эту систему именуют системой административной юстиции.
По первой инстанции суды административной юстиции рассматривают дела в составе трех профессиональных судей и двух "почетных" судей. Вторым звеном системы служат высшие административные суды земель (по одному на землю), рассматривающие апелляционные, а подчас и кассационные жалобы на решения административных судов первой инстанции; впрочем, в исключительных случаях наиболее важные дела здесь рассматриваются и по первой инстанции. В судах этого звена системы административной юстиции дела рассматриваются составами, как состоящими из трех профессиональных судей, так и состоящими из трех профессиональных и двух "почетных" судей. Возглавляет данную систему Федеральный административный суд, состоящий из 12 сенатов, рассматривающих кассационные жалобы на решения нижестоящих административных судов. Этот суд работает и в качестве первой инстанции: рассматривает отнесенные к его исключительной компетенции споры неконституционного характера между землями либо между землей, с одной стороны, и федерацией - с другой; рассматривает обращения федерального правительства о признании неконституционной деятельности того или иного объединения лиц; а кроме того, разрешает некоторые виды исков против федеральных органов.
В системе судов по трудовым делам ФРГ суды рассматривают трудовые споры между наймодателями и работниками, а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей, включая вопросы правомерности забастовок, закрытия предприятий и т.д. Низшей судебной инстанцией этой системы являются суды по трудовым делам (в ФРГ их немногим более ста), работающие в составе профессионального судьи и двух (иногда четырех) "почетных" судей (здесь  - представители от предпринимателей и работников). Вторым звеном системы служат суды земли по трудовым делам, рассматривающие апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов данной системы. Всю систему возглавляет Федеральный суд по трудовым делам (в г. Касселе), состоящий из пяти сенатов, где в коллегиях из трех профессиональных и двух "почетных" (здесь - представители от предпринимателей и от профсоюзов) судей рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов своей системы. При Федеральном трудовом суде действует Большой Сенат, к компетенции которого относится обобщение правоприменительной практики, устранение противоречий в применении трудового законодательства судебными учреждениями.
Близка по задачам к системе судов по трудовым делам система судов по социальным вопросам ФРГ. В функции судов этой системы входит разрешение споров, связанных с социальным страхованием, выплатой безработным и репатриантам, оказанием льготной или бесплатной медицинской помощи и т.д. Низовым звеном этой системы являются суды по социальным вопросам (числом около 50), рассматривающие по первой инстанции все споры, отнесенные законодательством к ведению судов системы в составе профессионального и двух "почетных" (здесь - по одному представителю от участников спора: от безработных или застрахованных работников, от больничных касс и от врачей, лечащих больных за счет этих касс, от предпринимателей и пр.) судей. Вторым звеном является суд земли (в каждой из земель) по социальным вопросам, рассматривающий апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов системы также коллегиально с участием двух "почетных" судей, но уже - с тремя профессиональными судьями. Возглавляет систему Федеральный суд по социальным вопросам ФРГ, состоящий из 12 сенатов, рассматривающих кассационные жалобы на решения нижестоящих судов системы также составом из трех профессиональных и двух "почетных" судей.
Дела и споры, связанные с уплатой налогов и таможенных сборов, в ФРГ разрешают суды системы финансовых судов*(443) - она двухзвенная: низшим звеном системы являются финансовые суды земель, дела в них разрешаются составами из трех профессиональных и двух "почетных" судей. Возглавляет систему Федеральный финансовый суд страны, работающий в режиме восьми сенатов и разрешающий коллегиями из пяти профессиональных судей кассационные жалобы на решения нижестоящих финансовых судов, причем - только по вопросам права и на крупные суммы.
В качестве отдельной судебной системы ФРГ можно назвать, с некоторыми оговорками, и конституционные суды - Федеральный и земельные. В функции Федерального Конституционного суда ФРГ входит разрешение спорных вопросов толкования конституции, вопросов соотношения с конституцией федеральных и земельных законов, рассмотрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав и др. Компетенция конституционных судов земель ФРГ эже: ограничена толкованием положений конституций земель, рассмотрением жалоб на нарушения закрепленных этими конституциями прав и т.п. без права на обжалование решений. Прямого соподчинения между Федеральным и земельными конституционными судами нет - ни организационного, ни иного, за исключением ограниченного процессуального; поэтому судебной системой в традиционном понимании термина совокупность конституционных судов вряд ли является. Но и рассматривать эти суды в полностью изолированном друг от друга состоянии не следует. Здесь усматривается параллель с нашими конституционными (уставными) судами субъектов Федерации и Конституционным Судом РФ, где пока уж точно никаких организационных, процессуальных и прочих связей нет.
Есть в ФРГ также Федеральный патентный суд, и такая своеобразная квазисудебная система, состоящая из федерального и земельных дисциплинарных судов, разбирающих жалобы гражданских служащих на действия властей.
Своеобразным координирующим органом в ФРГ является Общий сенат высших федеральных судов, учрежденный законом 1968 г. с целью обеспечения единства судебной практики. В его состав входят председатели высших федеральных судов, председатели сенатов высших федеральных судов и по одному судье от каждого из этих сенатов. Заседания Общего сената созываются, когда один высший федеральный суд намерен решить вопрос права иначе, чем он решается другим высшим федеральным судом или Общим сенатом. Таким образом, к специализирующимся на осуществлении экономического правосудия судам в ФРГ можно отнести, и то не в полной мере, суды административной и финансовой судебных систем.
В США суды, как известно, делятся на федеральные (федеральных судей в этой стране меньше 1 тыс., и в федеральные суды там поступает около 1 млн дел в год) и суды штатов (в них работает около 30 тыс. судей, а количество поступающих в них дел превышает 27 млн в год, не считая дорожных, парковочных и иных дел, связанных с мелкими нарушениями). Точнее - в США параллельно единой федеральной судебной системе действуют самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, четырех федеральных территорий и округа Колумбия. Федеральные суды прежде всего рассматривают дела о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданские дела по требованиям к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или по спорам между гражданами, проживающими в двух разных странах, при цене иска свыше 10 тыс. долларов. Существуют весьма сложные правила разграничения функций и компетенции федеральных судов и судов штатов.
В федеральную судебную систему входят Верховный суд США, апелляционные, окружные и специальные суды; за минусом специализированных судов можно говорить о федеральной системе общих судов. Можно посчитать и иначе: в США 55 судебных систем: федеральная и судебные системы каждого из 50 штатов (в каждом из которых есть свои особенности, например, в штате Деловер есть Канцлерский суд, с момента своего основания специализирующийся на делах, связанных с бизнесом), округа Колумбия, Пуэрто-Рико и территории (вдобавок есть еще племенные суды, решающие споры во многих резервациях коренных американцев)*(444).
Федеральные окружные суды (иногда их именуют районными) - основное звено федеральной судебной системы. Их 94, включая три территориальных суда (Гуам, Вирджинские острова и Северные Марианские острова); судебные округа разбиты с учетом границ между штатами. Эти суды рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в ведение федеральной юстиции, в основном - с участием присяжных заседателей; а также жалобы на действия административных ведомств. При каждом из окружных судов с 1978 г. в качестве дополнительных органов действуют суды по делам о банкротстве. Дел о банкротстве в США в год возбуждается около 1 млн, но основная их масса - до 95 процентов - разрешается на досудебной стадии, хотя и под эгидой судов. При окружных судах действуют федеральные магистраты, занимающиеся в основном подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений, но они при некоторых условиях вправе самостоятельно рассматривать и уголовные дела по малозначительным преступлениям.
С определенными оговорками к низовым судам федеральной системы можно отнести специализированные суды, рассматривающие дела по первой инстанции: Федеральный налоговый суд полностью сформировался как специализированный в 1969 г. (рассматривает споры, возникающие в связи с определением размеров федеральных налогов и их уплатой,  - единственный суд США, куда налогоплательщик может обратиться с иском к Федеральной налоговой службе до уплаты налогов); в этом суде судьей обычно разрешается по существу не более 10 процентов дел, так как в большинстве случаев стороны достигают взаимоприемлемого урегулирования спора*(445); Федеральный суд по внешней (международной) торговле (до 1980 г. - Суд по таможенным делам); Федеральный претензионный суд, действующий с 1982 г. и рассматривающий гражданские иски частных лиц и корпораций к Правительству США ценой свыше 10 тыс. долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по другим основаниям*(446). Кроме того, с еще большими оговорками, к низовому звену федеральной судебной системы США следует отнести и такие специализированные суды, как Федеральный апелляционный суд по делам ветеранов, апелляционный суд по вопросам армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил и береговой охраны.
Федеральные апелляционные суды США (их в настоящее время 12), являющиеся вышестоящими по отношению к 94 районным (окружным) судам и Федеральному налоговому суду, а также Федеральный апелляционный суд США, рассматривающий дела, поступающие из Комиссии по международной торговле, Управления по присуждению наград, Управления по торговым знакам и патентного бюро и являющийся вышестоящим по отношению к Федеральным судам международной торговли, претензионному и апелляционному суду по делам ветеранов, и Федеральный военный апелляционный суд США, который, в свою очередь, является вышестоящим по отношению к апелляционным судам по вопросам армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил и береговой охраны, составляют среднее звено федеральной судебной системы США.
Верховный суд США является высшим судебным учреждением федеральной системы, основная его функция - рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них задет "федеральный вопрос", он также рассматривает просьбы об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата либо акт Конгресса страны. Вместе с тем Верховный суд США рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя и более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые иные. Верховный суд США вправе по просьбе апелляционного суда дать обязательное толкование по какому-либо вопросу права, возникшему при рассмотрении уголовного и гражданского дела. В США нет конституционного суда, его функции выполняет Верховный суд США, состоящий всего из девяти членов (председателя назначает Президент); его решения (в год рассматривается 120-160 дел) окончательны и не подлежат пересмотру.
Что касается судебных систем штатов, то они различны и по количеству звеньев (двух- и трехзвенные), и по количеству и функциям судов специальной или ограниченной юрисдикции - ситуация зависит и от исторических традиций, и от размера штата и количества в нем населения, а отсюда - от количества дел, которые рассматривают и решения по которым пересматривают суды второго - третьего звена судебной системы данного штата, и т.д.
Основное звено судебных систем штатов - окружные суды, рассматривающие, как правило, по первой инстанции все уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством данного штата, кроме малозначительных, и все гражданские дела, за исключением отнесенных к ведению специализированных судов штатов. Одновременно окружные суды выступают в качестве апелляционной инстанции по отношению к судам ограниченной юрисдикции этого штата. Дела в окружных судах рассматриваются судьями единолично либо с участием присяжных заседателей числом от 6 до 12, это касается также и гражданских дел. К числу судов штата относятся, помимо общих судов, и суды ограниченной юрисдикции, в которых рассматриваются дела о малозначительных преступлениях и гражданские дела с небольшой ценой иска; эти суды именуют: муниципальные, городские, полицейские, суды графств, суды общих сессий и т.д., дела в них рассматривают магистраты или мировые судьи. Суды специальной юрисдикции штатов существуют либо при окружных судах, либо в качестве самостоятельных судебных органов; это суды: по земельным спорам, по налогам, по делам о наследовании, о нарушении правил дорожного движения, по делам несовершеннолетних, по претензиям к властям штатов и др.
В ряде штатов в качестве промежуточной судебной инстанции созданы апелляционные суды, иногда эту роль выполняют апелляционные отделения Верховного суда штата. Они призваны рассматривать жалобы на решения и приговоры судов первой инстанции и других судебных учреждений; в некоторых штатах они рассматривают отдельные категории дел и по первой инстанции, в том числе - с участием присяжных заседателей. Возглавляет судебную систему в штате Верховный суд штата, иногда его именуют - в отдельных штатах - апелляционным судом штата. В таком суде 5-9 судей, один из которых - председатель суда. В ведении такого суда в основном рассмотрение апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов; суды этого звена выступают и в качестве суда первой инстанции, в частности - рассматривают жалобы на незаконное содержание под стражей, а иногда рассматривают наиболее сложные дела. Особенно значима роль Верховных судов штатов в вопросах толкования конституций и оценке законов штатов в связи с рассматриваемыми ими делами или жалобами на решения административных органов штата.
Весьма развито в США альтернативное экономическое правосудие, механизм организации и функционирования которого исследовался российскими учеными*(447).
Таким образом, к специализирующимся на осуществлении экономического правосудия судам в США можно отнести, целиком и фрагментарно, суды по делам о банкротстве, Федеральный налоговый суд, Федеральный претензионный суд и ряд судов штатов.
Во Франции, унитарном государстве, административно разделенном на 95 департаментов (а те, в свою очередь, на коммуны с выборными органами самоуправления) и пять заморских территорий, стране, где достаточно давно реализован принцип разделения властей и до сих пор действуют три наполеоновских кодекса - Гражданский, Торговый и Уголовный, хотя и подвергшиеся значительным изменениям, а Декларация прав человека и гражданина 1789 г. воспроизводится в действующей Конституции в качестве преамбулы, естественно, действует развитая судебная система и правосудие осуществляют сегодня около 5 тыс. профессиональных судей. При этом стоит отметить, что в силу Ордонанса N 58-1270 (Органического закона о статусе магистратуры) является недопустимым со стороны лица, занимающего должность судьи или претендующего на нее, любое проявление враждебности к принципам и форме правления Республики. Организация судебной системы Франции регулируется Кодексом судоустройства от 16 марта 1978 г.; важны в этом вопросе также законы: о Высшем совете магистратуры 1958  г., о Высокой палате правосудия 1959 г., о Конституционном Совете 1958 г., о статусе магистратуры 1958 г.
Судебная система Франции устроена довольно сложно. Судами первой инстанции являются трибуналы большого процесса (их около 180, где коллегиально рассматриваются гражданские дела со значительными имущественными требованиями, дела о гражданстве, споры о недвижимости, о разводе, об усыновлении и др., и уголовные дела о тяжких преступлениях, где с участием присяжных заседателей - в каждом департаменте и в г. Париже - выносят окончательные решения, не подлежащие обжалованию в апелляционной инстанции) и трибуналы малого процесса (их около 500, в конце 50-х гг. ХХ в. они были образованы взамен мировых судей, и в них судьи единолично рассматривают дела определенных категорий и с имущественными требованиями до 30 тыс. франков), а также исправительные трибуналы, рассматривающие дела об уголовных деликтах, полицейские трибуналы, где рассматриваются дела о наименее значительных уголовных деяниях, и в качестве специализированных подразделений - учреждения юстиции по делам несовершеннолетних (со своим судом присяжных, иногда дела там рассматриваются судьей с участием двух заседателей - асессоров).
Второй судебной инстанцией системы судов общей юрисдикции во Франции являются апелляционные суды: на континенте их 30 и по одному в пяти заморских территориях Франции. Действующие в апелляционных судах палаты по уголовным делам рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках, а палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения не только нижестоящих судов общей юрисдикции, но и ряда иных судебных органов, в систему общих судов не входящих.
Возглавляет систему общих судов Франции Кассационный суд, включающий в себя пять палат по гражданским делам (1-я, 2-я, 3-я палаты по гражданским делам, палата по социальным вопросам и палата по торгово-финансовым делам) и одну палату по уголовным делам. Кассационный суд рассматривает кассационные жалобы на постановления нижестоящих судов, причем жалобы рассматриваются только по вопросам права, а не факта. В систему общих судов Франции входят и специализированные суды - торговые, патентные, по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам.
Помимо системы общих судов во Франции действует независимая от нее самостоятельная система органов административной юстиции, где рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Первой инстанцией в этой системе являются административные трибуналы (по одному на 2-7 департаментов), второй - пять административных апелляционных судов, а в качестве третьей, высшей, выступает Государственный совет, одновременно являющийся органом государственного управления  - консультационным учреждением при Правительстве. Госсовет рассматривает административные дела и по первой инстанции в одной из девяти своих секций: жалобы на президентские и правительственные декреты, на акты организаций общенационального уровня, включая профсоюзы, и т.д.
К системе общих судов Франции примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определенных категорий дел. Их именуют там трибуналами, что, однако, указывает не на их чрезвычайный характер, а на ограниченный, по сравнению с общими судами, объем полномочий. Трибуналы торговые, по морской торговле, паритетные по земельной аренде - это трибуналы малого процесса, учрежденные в 1958 г. взамен мировых судей. Торговые трибуналы, их во Франции 227, состоящие из трех судей-консулов (избираемых на два - три года по сложной системе из лиц, занимающихся коммерческой деятельностью либо представляющих промышленные или торговые компании), разрешают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий и т.д.
Во Франции в качестве судебных (но не третейских) органов действуют также советы прюдомов (безукоризненно честных людей), избираемые из представителей предпринимателей и работников и разрешающие трудовые конфликты и т.д. Вне системы общих судов находится учрежденная Конституцией Франции Высокая палата правосудия, призванная рассматривать уголовные дела по обвинению Президента страны в государственной измене и по обвинению министров в совершении тяжких должностных преступлений. Таким образом, к специализирующимся на осуществлении экономического правосудия во Франции органам можно отнести - частично  - трибуналы большого процесса, трибуналы малого процесса, систему органов административной юстиции, а также специализированные трибуналы  - торговые, по морской торговле.
В Великобритании принято выделять четыре уровня судов: Палата лордов; Апелляционный суд; Высокий суд и Суд Короны; нижестоящие суды, включая суды графств и магистратские суды*(448). Высшими судами Англии являются: Палата лордов; Апелляционный суд; Судебный комитет Тайного совета; Суд Короны; Высокий суд; суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла; Апелляционный трибунал по трудовым спорам*(449). Таким образом, в Великобритании наряду с судебным учреждением специальной юрисдикции - Судом по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, на правах составных частей Отделения королевской скамьи самостоятельно функционируют: Суд Адмиралтейства, в котором рассматриваются споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей и возмещению связанных с этим убытков и т.п., и Коммерческий суд (полное название - Коммерческий суд отделения Королевской скамьи Высокого суда Англии); в свою очередь этот Высокий суд наряду с Апелляционным судом и Судом Короны составляют Верховный Суд Англии и Уэлса (очень уж сложно организована судебная система Великобритании!), которому подсудны многие споры торгового характера. Важной сферой деятельности Отделения королевской скамьи является его деятельность в качестве суда первой инстанции по рассмотрению гражданских дел, прежде всего - вытекающих из обязательств по договорам. Коммерческий суд (иногда именуемый торговым) формируется этим Отделением и находится в Лондоне, Ливерпуле и Манчестере. Адмиралтейский суд, формируемый Отделением на основе Закона 1956 г. об отправлении правосудия (но судьи которого назначаются лордом-канцлером), рассматривает иски о компенсации убытков вследствии столкновения судов, компенсации потерь при перевозке товаров морем, об оплате стоимости буксировки и другие специфические дела; к их рассмотрению наряду с профессиональным судьей привлекаются помощники (заседатели) - непрофессиональные судьи, но специалисты в морском деле. Кроме этого, суды графств рассматривают гражданские дела по первой инстанции при ограниченной цене иска в зависимости от категории дела, например, по искам из договоров и деликтов  - до 5 тыс. ф. ст. В Англии и Уэлсе существует целый ряд трибуналов, занимающихся вопросами налогообложения, землевладения и землепользования, собственности, промышленности, транспорта и т.д., процедура рассмотрения дел в них менее формализована, чем в судах. И хотя членами этих трибуналов могут быть специалисты-эксперты, не имеющие юридического образования, председателем трибунала практически всегда является профессиональный юрист. Трибуналы там - не третейские, а государственные суды, и в зависимости от типа трибунала принятые ими решения могут быть обжалованы в вышестоящем трибунале, в Высоком суде или в Апелляционном суде.
В судебной системе Великобритании важное место занимает мировая юстиция, к компетенции которой, помимо семейных и мелких уголовных дел, относится, в частности, сфера дел, связанных с правилами и лицензиями для питейных заведений и домов для заключения пари. В отличие от России, мировые судьи Великобритании, а там их около 30 тыс., и в этом корпусе представлены все этнические группы, профессии и возрасты (от 21 до 70 лет), правосудие осуществляют на бесплатной основе (мы бы сказали - на общественных началах). Каждый мировой судья обязан участвовать минимум в 26 судебных заседаниях в год.
Таким образом, к специализирующимся на осуществлении экономического  - в нашем понимании - правосудия судебным органам в Великобритании можно отнести целиком узкоспециализированные суды: из высших - это суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла; из судов специальной юрисдикции - суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства; из действующих на правах составных частей Отделения королевской скамьи - Суд Адмиралтейства и Коммерческий (Торговый) суд; а также ряд местных трибуналов  - по вопросам налогообложения, собственности, промышленности, транспорта и т.д.
В Новой Зеландии дела по невыполнению контрактов и иных обязательств рассматриваются в трибуналах по спорам, действующих на основе специального закона 1988 г. К их компетенции относится также разрешение дел, связанных с нарушением, повреждением или утратой имущества, с истребованием имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении и т.п.
В Канаде помимо Верховного и Федерального судов на общефедеральном уровне действует Налоговый суд, учрежденный в 1983 г., заменивший собой Совет по рассмотрению налоговых дел. Головное подразделение Налогового суда Канады расположено в Оттаве, имеются отделения в крупнейших городах страны; юрисдикция этого суда распространяется на вопросы налогообложения и доходов.
В судебной системе Дании важное место принадлежит специализированному Суду по морским и торговым делам, подпадающим под территориальную юрисдикцию Большого Копенгагена. Небезынтересно отметить, что этот суд рассматривает не только гражданские споры, но и дела об уголовных преступлениях, связанных с событиями на море. Дело, подпадающее под территориальную юрисдикцию других судов, также может быть отдано на рассмотрение этого суда, но по обоюдному решению сторон. Действует в стране и суд по делам о банкротстве.
Существуют и иные варианты экономического правосудия. В Швейцарии, например, лишь в некоторых крупных кантонах созданы специализированные торговые суды для разбирательства коммерческих споров, споров по аренде недвижимости и пр., а в Японии к арбитражному разбирательству споров в торговых палатах префектур прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей. В городах Исландии действуют суды по морским и торговым делам, а в некоторых странах созданы и действуют специальные судебные системы: в Испании, например, в конце 70-х гг. ХХ в. была создана двухзвенная система хозяйственно-административных трибуналов; в Португалии наряду с системой общих судов действуют административные и финансовые трибуналы, трибуналы по морским делам и арбитражные суды.
Наряду с системами общих и специализированных судов в Швеции действует специальный суд по делам о земельной собственности, коммерческий суд и др.
Малый претензионный суд Мальты действует в составе единолично судьи, рассматривающего на основе принципов справедливости и права по упрощенной и неформальной процедуре дела по требованиям 100 и менее мальтийских фунтов, причем в качестве судьи там может выступать адвокат со стажем работы не менее года или уполномоченное на то законом лицо при наличии стажа юридической работы не менее трех лет.
В Польше в составе воеводских и некоторых районных судов действуют подразделения по рассмотрению дел коммерческого (торгового) характера в составе профессионального судьи и заседателей, компетентных в сфере торгового права и коммерческой деятельности, к компетенции которых относятся дела по спорам между коммерческими компаниями в связи с их уставной деятельностью, включая дела о банкротствах и мировых соглашениях с кредиторами, дела об отношениях между партнерами или пайщиками акционерных обществ, иски к коммерческим предприятиям в связи с нарушениями в сфере экономического законодательства, дела о нарушениях антимонопольного законодательства и др.
В Турции действуют суды по кадастровым спорам, рассматривающие единолично судьей дела, возникающие в связи с применением Закона о регистрации земельных участков.
В Финляндии действует фактически трехзвенная (низовое звено - три суда, каждый в составе судьи - председателя и двух инженеров водного транспорта) система судов по водным спорам (по водопользованию), входящие в нее суды рассматривают споры о выдаче разрешений водопользования, на использование водных источников и прав собственности на них, а также некоторые категории уголовных дел. Есть там также четыре суда по земельным спорам; Торговый суд, который вправе запретить недобросовестную рекламную практику и отменить неразумные условия коммерческого контракта и решения которого не подлежат обжалованию; Суд по маркетингу; при возникновении споров по торговым делам используется процедура принудительного арбитражного разбирательства, в том числе посредством обращения в арбитражную комиссию Центральной торговой палаты г. Хельсинки.
В Хорватии действует двухзвенная система торговых судов, где Высший торговый суд Республики Хорватия выступает в качестве апелляционной инстанции в отношении 13 торговых судов, разрешающих коммерческие споры в первой инстанции.
В Республике Кипр в первой инстанции действуют суды по делам аренды.
В Нидерландах в системе административной юстиции действует коллегия (суд) публичного экономического права.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]