[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее

§ 2. Механизмы экономического правосудия в государствах-участниках СНГ

Отличия судебных механизмов по разрешению экономических споров в государствах так называемого ближнего - для России в основном в географическом смысле - зарубежья от рассмотренных выше - государств дальнего - для России - зарубежья, - состоят в том, что:
а) все эти механизмы всех без исключения государств, до 1991 г. входивших в состав СССР, имеют единые корни в виде законодательства СССР, определяющего статус госарбитража (и других органов, разрешавших экономические споры и регулировавших порядок разрешения этих споров в СССР);
б) 12 из 15 этих государств ныне участники СНГ, а конституционные основы правосудия всех государств-участников СНГ имеют много общего*(450);
в) структура судебных систем государств-участников СНГ, компетенция звеньев этих систем и статус судей как носителей судебной власти в этих государствах также имеют много общего*(451);
г) определяюще главное для данной работы - механизмы экономического правосудия в этих 12 государствах-участниках СНГ имеют много сходного*(452);
д) между этими 12 государствами имеется ряд межгосударственных соглашений о порядке (или - о тех или иных сегментах этого порядка) разрешения экономических споров, что, в свою очередь, оказывает серьезное регулирующее воздействие на национальное законотворчество относительно механизма разрешения экономических споров.
Отношения России с государствами-участниками СНГ являются для нас весьма экономически значимыми. В своем ежегодном (2002 г.) послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин прямо сказал: "Работа со странами СНГ - главный внешнеполитический приоритет России. Приоритет, связанный, в том числе, с получением конкретных преимуществ на мировых рынках. У стран Содружества есть много возможностей для осуществления масштабных совместных инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов. Уверен, их реализация повысит прочность нашей интеграции, придаст новые возможности российской экономике - и не только ей". Столь же четко по этому вопросу Президент РФ выразился и в послании Федеральному Собранию 2003 г.: "Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств: Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи. Взаимозависимость нашего развития также очевидна: И должен прямо сказать: мы рассматриваем пространство СНГ как сферу наших стратегических интересов: При этом наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ..."; эти же мысли высказаны и в посланиях 2004 и 2005 гг.
В контексте настоящей работы следует подчеркнуть, что государства-участники СНГ обладают крупнейшими в мире совокупными потенциальными ресурсами  - земельными, водными, сырьевыми, энергетическими, транспортно-транзитными и иными. Задействовать эти ресурсы в максимально возможной степени  - значит реализовать потенциальные преимущества членов Содружества. Большую роль здесь должно сыграть право. И прежде всего та его часть, которая именуется организационно-правовым механизмом экономического правосудия во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами государств-членов СНГ.
Значимость механизмов осуществления в государствах-участниках СНГ экономического правосудия для России и нашего механизма экономического правосудия для государств СНГ была еще раз подчеркнута в заключенном 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе Соглашении об образовании Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики, подписанное руководителями Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины (небезынтересно, что в соответствии с Соглашением в заседаниях Совета принимает участие с правом совещательного голоса Председатель Экономического суда СНГ). В силу Положения о Совете председателей судов (приложение к Соглашению) он образуется для организационного обеспечения сотрудничества между судами, к компетенции которых относится разрешение споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Основными функциями Совета являются обеспечение активного обмена правовой информацией в области разрешения экономических споров и применения хозяйственного законодательства, проведение взаимных консультаций для выработки согласованных подходов и позиций в этой сфере по следующим вопросам: применение межгосударственных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским делам; исполнение решений судов одного государства на территории другого государства; гармонизация хозяйственного и процессуального законодательства договаривающихся государств и обмен опытом применения этого законодательства; совершенствование взаимодействия и организации деятельности судов, разработка соответствующих международных договоров и соглашений.
Для того чтобы организационно-правовой механизм экономического правосудия во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами государств-членов СНГ действовал активно и без сбоев, они должны знать не только соответствующие межгосударственные и межправительственные соглашения, но и внутригосударственные акты других государств-участников СНГ, обеспечивающие защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в случаях их нарушения либо оспаривания.
В настоящее время ситуация с рассматриваемым механизмом в государствах-участниках СНГ, кроме России, следующая.
Азербайджанская Республика (АР). В настоящее время правосудие в АР осуществляют следующие входящие в судебную систему страны суды: районные (городские) суды; Суд АР по тяжким уголовным делам; военные трибуналы; Военный трибунал АР по тяжким уголовным делам; местные экономические суды; Экономический суд АР по спорам, возникающим из международных договоров; Верховный суд Нахичеванской автономной Республики; Апелляционный суд АР; Экономический суд АР (получается три вида экономических судов); Верховный Суд АР; Конституционный Суд АР. Предусмотрено также, что в установленном законом порядке в судебной системе АР могут быть созданы и другие суды.
В систему экономических судов входят: суды первой инстанции - местный экономический суд N 1 г. Баку; местный экономический суд N 2 г. Гянджа; местный экономический суд N 3 г. Али-Байрамлы; Экономический суд Нахичеванской автономной Республики; Экономический суд по спорам, вытекающим из международных договоров; суд апелляционной инстанции - Экономический суд АР; суд высшей инстанции - судебная коллегия по гражданским делам (по делам об экономических спорах) Верховного суда АР.
Местный экономический суд в качестве суда первой инстанции рассматривает дела по экономическим спорам, отнесенные законом к его компетенции, анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, возложенные на него законодательством АР. Он создается по административно-территориальным единицам или по свободным экономическим зонам АР, его организация, место нахождения и сфера деятельности определяются законодательством АР.
Экономический суд по спорам, возникающим из международных договоров, в качестве суда первой инстанции рассматривает дела по экономическим спорам, отнесенные законом к его компетенции, анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, возложенные на него законодательством АР. Он организуется в столице АР - г. Баку, его юрисдикция распространяется на всю территорию АР. Состоит он из председателя и судей, численность его судей определяется Президентом страны в исполнительном порядке. Так, в соответствии с указом Президента АР от 17 июня 1999 г. в его состав входят трое судей.
Экономический суд АР в соответствии с частью первой ст. 132 Конституции АР является высшим судебным органом по делам об экономических спорах. В качестве суда апелляционной инстанции он в установленном законом порядке осуществляет надзор за работой местных экономических судов и Экономического суда по спорам, возникающим из международных договоров рассматривает дела по апелляционным жалобам и апелляционным протестам на решения по делам, рассмотренным местными экономическими судами и Экономическим судом по спорам, возникающим из международных договоров. Он создается в г. Баку, его юрисдикция распространяется на всю территорию АР. В состав Экономического суда входят председатель суда, заместитель председателя и судьи. Суд состоит из Президиума и судебных составов для рассмотрения дел, численность его судей определяется Президентом страны в исполнительном порядке.
Верховный Суд АР является судебным органом, вышестоящим по отношению к обеим судебным системам АР. В соответствии со ст. 131 Конституции АР Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам (в том числе по экономическим спорам), уголовным делам, делам административных правонарушений и другим делам, отнесенным к производству общих и специализированных судов. Верховный суд в качестве суда кассационной инстанции осуществляет правосудие в установленном законом процессуальном порядке, осуществляет надзор над деятельностью общих и специализированных судов. Он создается в столице АР - г. Баку, его юрисдикция распространяется на всю территорию АР. В состав Верховного суда входят председатель, заместитель председателя и судьи. Верховный суд состоит из Пленума и кассационных коллегий, он организует коллегии по гражданским делам, по делам об экономических спорах, по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и по делам военных трибуналов. Пленум Верховного суда действует в составе председателя, его заместителей, судей, председателя Экономического суда, председателя Апелляционного суда и председателя Верховного суда Нахичеванской автономной Республики.
В АР экономические споры разрешают судебные органы разных инстанций, в связи с чем неизбежны и коллизии в вопросах подведомственности этих споров, что, в свою очередь, вынуждает иногда решать эти вопросы - по конкретным спорам - Пленуму Конституционного Суда АР (например - Постановление Пленума Конституционного суда АР от 23 апреля 2004 г. "О соответствии судебных актов Конституции и законам Азербайджанской Республики в связи с жалобой исполнительной власти Наримановского района города Баку").
Республика Армения (РА). Действующим законодательством установлено, что в РА действуют Конституционный Суд РА, суды общей юрисдикции, образующие судебную систему, а также другой специализированный Хозяйственный суд.
Система судов общей юрисдикции - трехзвенная, в нее входят: суды первой инстанции; апелляционные суды; Кассационный суд. Эти суды осуществляют правосудие путем:
а) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел по гражданским (за исключением дел, отнесенных к ведению хозяйственного суда) спорам, затрагивающим свободы, права и законные интересы человека и гражданина, права и законные интересы государства и юридических лиц;
б) рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях;
в) рассмотрения в судебных заседаниях дел о преступлениях, признания виновными лиц, совершивших преступление, применения к ним установленного законом наказания, признания невиновными лиц, не совершивших преступление, и их оправдания.
В РА действуют 17 судов первой инстанции; при этом в каждой области РА действует один суд первой инстанции, судебной территорией которого является административная территория данной области, а в г. Ереване действуют 7 судов первой инстанции, судебной территорией каждого из которых является административная территория данного муниципалитета (муниципалитетов). Суд первой инстанции рассматривает по существу все дела по гражданским, экономическим, уголовным, военным и административным правонарушениям, в установленном законом порядке решает вопросы выдачи разрешения на арест, обыск квартиры, а также ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, и осуществляет другие предоставленные ему законом полномочия.
В РА действуют три апелляционных суда: по гражданским делам в составе председателя суда и 9 судей; по хозяйственным делам в составе председателя суда и 6 судей; по уголовным и военным делам в составе председателя суда и 12 судей. При этом судебной территорией (судебным округом) апелляционного суда является территория РА, а местом пребывания апелляционных судов - г. Ереван. Апелляционный суд в РА - это суд, повторно рассматривающий на основании апелляционной жалобы дела по существу, рассмотренные в суде первой инстанции; при этом он не связан доводами апелляционных жалоб и может рассмотреть дело в полном объеме. Решения и определения апелляционного суда вступают в законную силу по истечении установленного для принесения кассационной жалобы срока.
В РА действует один Кассационный суд, который состоит из: председателя суда, Палаты по гражданским и хозяйственным делам, Палаты по уголовным и военным делам. При этом каждая палата Кассационного суда состоит из председателя палаты и пяти судей. Судебной территорией (судебным округом) Кассационного суда является территория РА, а местом пребывания  - г. Ереван. Кассационный суд в РА - это суд, пересматривающий в пределах оснований, указанных в кассационной жалобе, вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления апелляционных судов, хозяйственного. Решение Кассационного суда РА вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит. Вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления пересматриваются в Кассационном суде на основании протестов Генерального прокурора, его заместителей или имеющих специальную лицензию и зарегистрированных в Кассационном суде адвокатов. Кассационная жалоба может быть принесена в течение трехмесячного срока после вступления в законную силу решения и постановления.
В соответствии с Законом РА "О судоустройстве" (в действующей редакции) судебной территорией Хозяйственного суда является территория РА, а местом его пребывания - г. Ереван, но Хозяйственный суд может иметь место пребывания и в других областях.
Хозяйственный суд по существу рассматривает все экономические (хозяйственные) споры, а также другие дела, отнесенные к его ведению Гражданско-процессуальным кодексом РА и другими законами. Решение Хозяйственного суда вступает в законную силу по истечении 15 дней после оглашения. При этом оно может быть обжаловано только в кассационном порядке. Сам Хозяйственный суд действует в составе председателя и 15 судей.
В РА Хозяйственный суд рассматривает следующие категории экономических споров в сфере предпринимательской деятельности между коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями: возникающие из государственно-правовых, административно-правовых и налоговых правоотношений; о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом, или передача разногласий по договору на разрешение Хозяйственного суда согласована сторонами; о расторжении или об изменении условий договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; о возмещении убытков; о признании полностью или частично недействительными противоречащих закону актов государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей; о защите деловой репутации; об опротестовании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок в случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с коммерческой организации или индивидуального предпринимателя штрафов уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления. Суд рассматривает и иные дела, в том числе: о банкротстве юридических лиц и граждан; об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам. В случаях, установленных ГПК РА и другими законами, Хозяйственному суду подведомственны также дела по хозяйственным спорам с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, и образований, не являющихся коммерческими организациями, и иные дела, которые по существу относятся к сфере предпринимательской деятельности. В то же время в РА имущественный спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный государственному суду, до принятия решения по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда.
Установлено, что в Хозяйственном суде РА все хозяйственные дела в первый раз по существу рассматриваются судьей единолично. Отмененные Кассационным судом решения по хозяйственным делам, за исключением дел о банкротстве и предусмотренных законом других дел, в Хозяйственном суде РА рассматриваются коллегиально в составе трех судей; в Апелляционном суде дела рассматриваются коллегиально в составе трех судей; в палате Кассационного суда дела рассматриваются коллегиально в составе палаты. Вопросы, возникающие при коллегиальном рассмотрении дела судом, разрешаются большинством голосов судей. Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования, а председательствующий в заседании голосует последним. При этом судья, не согласный с решением большинства, вправе не подписать решение или определение, но обязан изложить свое особое мнение, которое, хотя и приобщается к делу, но не объявляется.
Республика Беларусь (РБ). В настоящее время судебная власть в РБ принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами РБ. При этом к общим судам относятся: Верховный суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды, а к хозяйственным судам Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. Кроме того, в системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий. Отдельную "нишу" занимает Конституционный суд РБ. Таким образом, в РБ действуют две самостоятельные судебные системы: общих судов и хозяйственных судов, а также один моносуд - Конституционный суд РБ.
В соответствии с законодательством Белоруссии хозяйственные суды в РБ являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией РБ в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц (организаций и граждан), в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. При этом сами хозяйственные суды являются юридическими лицами и составной частью судебной системы РБ, являясь системой хозяйственных судов страны.
Единую систему хозяйственных судов составляют: Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного суда (пока они не образованы). Основными задачами хозяйственных судов являются: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия; обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Деятельность хозяйственных судов основывается на принципах: законности; независимости судей при осуществлении правосудия; состязательности и равенства сторон в процессе; открытости и гласности судебного разбирательства; свободного доступа к правосудию; обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Порядок судопроизводства в хозяйственных судах определяется Хозяйственным процессуальным кодексом РБ, другими законодательными актами.
В РБ обе судебные системы действуют синхронизированно, чему способствует и что - в определенной мере - обеспечивает утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего Хозяйственного суда РБ 25 марта 2004 г. N 1/5 Регламент совместных заседаний Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего Хозяйственного суда РБ.
Следует указать и на заключенное 11 января 2001 г. между Российской Федерацией и РБ Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов РФ, в соответствии с которым судебные акты арбитражных судов РФ и хозяйственных судов РБ не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.
Грузия. В соответствии с законодательством судебная власть в Грузии независима от других ветвей государственной власти и осуществляется только судами. Правосудие является одной из форм осуществления судебной власти, и его осуществляют, прежде всего, общие суды посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Общими судами Грузии являются: районный (городской) суд, окружной суд, Верховные суды Абхазской и Аджарской автономных республик, Верховный суд Грузии. При этом система общих судов Грузии едина, учреждение военных судов допускается только в условиях войны и только в системе общих судов, но создание чрезвычайных или специальных судов не допускается.
Структура общесудебной системы Грузии следующая. Районный (городской) суд в Грузии создается указом Президента Грузии в районе, городе, не входящих ни в один район и не имеющих районного деления, а также в районе города. Территория действия районного (городского) суда определяется указом Президента Грузии, территория действия районных (городских) судов в Абхазской и Аджарской автономных республиках определяется Президентом Грузии по представлению соответственно Совета юстиции Абхазской или Аджарской автономных республик.
По закону районный (городской) суд состоит не менее чем из двух судей, при этом в суде, состоящем из двух судей, один рассматривает уголовные дела, а другой - гражданские и другие дела, за исключением случаев, установленных процессуальным законодательством. В районном (городском) суде, состоящем более чем из двух судей, решением Совета юстиции Грузии может осуществляться более узкая специализация судей.
Районный (городской) суд является судом первой инстанции, где судья рассматривает все дела единолично, в установленном законом порядке. Дела, подсудные районному (городскому) суду, определяются процессуальным законом.
Окружными судами Грузии являются Тбилисский и Кутаисский окружные суды. Территория их действия и численность судей определяются указами Президента Грузии на основании представления Совета юстиции Грузии. В окружном суде образуются: коллегия по гражданским и предпринимательским делам; коллегия по уголовным делам; коллегия по административному праву и по делам о налогах; апелляционная палата по гражданским делам, делам о предпринимательстве и о банкротстве; апелляционная палата по уголовным делам; апелляционная палата по административному праву и делам о налогах. Для решения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством вопросов в окружном суде образуется следственная коллегия.
Верховный суд Грузии, в соответствии с Органическим законом от 12 мая 1999 г. (в ред. от 8 июня 2001 г.), является судом высшей и окончательной инстанции осуществления правосудия на всей территории Грузии. В установленной процессуальной форме он осуществляет надзор за деятельностью общих судаов Грузии, рассматривает по первой инстанции дела, определенные законом, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Грузии и законом. Верховный суд осуществляет правосудие по принципам законности, коллегиальности, гласности, равноправия и состязательности сторон, незаменимости, неприкосновенности и независимости судей.
В соответствии с законом в Верховном суде Грузии образуются: Судебная коллегия по уголовным делам; Палата по гражданским делам, делам о предпринимательстве и банкротстве; Палата по административным делам и делам других категорий; Палата по уголовным делам; Большая палата; Пленум. При этом Пленум Верховного суда правомочен поручить члену Палаты по административным делам и делам других категорий рассмотрение определенных законом дел по первой инстанции при участии двух заседателей. Кроме того, в Верховном суде образуются аппарат Верховного суда и департамент материально-технического обеспечения общих судов.
Палаты Верховного суда являются судом кассационной инстанции, которые в порядке, установленном процессуальным законом, рассматривают кассационные жалобы на решения районных (городских), окружных судов Грузии, Верховных судов Абхазской и Аджарской автономных республик и Верховного суда Грузии. Они осуществляют пересмотр приговора и другого решения суда ввиду вновь обнаруженных и выявленных обстоятельств. Палаты Верховного суда, за исключением Большой палаты, рассматривают дела в составе трех судей. Состав палаты Верховного суда, рассматривающий дело, при мотивированном решении может передать дело на рассмотрение Большой палате, если: рассмотрение и решение дела имеет особенное значение для формирования единой судебной практики; исходя из сложности дела, принятие решения требует нового разъяснения нормы; дело по своей сути является редкой судебной проблемой.
Большая палата Верховного суда является судом кассационной инстанции, которая в установленном процессуальным законодательством порядке рассматривает дела особенно сложной категории. Большая палата состоит не менее чем из 12 судей, избираемых сроком на два года из состава палат Верховного суда, председателя Верховного суда, председателей палат и Пленума. Большая палата рассматривает дела в составе 9 судей. В рассматривающий дело состав входят судьи, первоначально рассматривавшие это дело, независимо от того, являются они или нет одновременно членами Большой палаты. В Большой палате при расследовании дела председательствует председатель Верховного суда, либо, по его поручению, председатель одной из палат Верховного суда.
Законом установлено, что палаты и коллегия Верховного суда имеют председателей, которые избираются Пленумом Верховного суда из состава соответствующей палаты или коллегии сроком на пять лет. Председатели палат и коллегии Верховного суда одновременно являются заместителями Председателя Верховного суда. Первого заместителя Председателя Верховного суда из состава председателей палат и коллегии Верховного суда избирает Пленум Верховного суда.
В Грузии в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд рассматривает дела о нарушенных или ставших спорными правах, а также о защите предусмотренных законом интересов, в частности: споры, возникающие из гражданских, земельных отношений, отношений, связанных с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, между гражданами, гражданами и юридическими лицами, а также юридическими лицами; дела о спорах между общественными и религиозными организациями; дела по бесспорному производству и др.
Дела, подведомственные суду, рассматриваются районными (городскими) судами, за исключением дел, подсудных Верховным судам Абхазской и Аджарской автономных республик и окружным судам по первой инстанции, которые рассматривают: споры, если цена иска превышает 500 тыс. лари; споры, возникшие из отношений в связи с интеллектуальной собственностью.
Республика Казахстан (РК). В настоящее время ни специализированной арбитражно(хозяйственно)-судебной системы, ни таких же отдельных судов, осуществляющих исключительно экономическое правосудие, в РК нет. Однако в прошлом, как и в других государствах-участниках СНГ, такая система, такие суды были. 17 января 1992 г. был принят Закон РК "Об арбитражном суде Республики Казахстан", в соответствии со ст. 1 которого Арбитражный суд РК являлся самостоятельным независимым органом судебной власти РК по разрешению споров, возникающих в экономических отношениях и в процессе управления ими в пределах и в порядке, установленных Конституцией и законами РК. В тот же день, 17 января 1992 г., был принят и Закон РК "О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан", являющийся, по сути, процессуальным кодексом, насчитывающим 132 статьи.
Но с принятием Указа Президента РК от 20 декабря 1995 г., имеющего в соответствии с Законом РК от 10 декабря 1993 г. "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" силу конституционного закона, арбитражные суды были ликвидированы. Систему судов в РК, в соответствии со ст. 2 этого указа, составили Верховный суд и местные суды (областные и приравненные к ним суды (Алмаатинский городской суд, Военный суд войск РК), районные (городские)), военные суды, учреждаемые законом. Правда, в ч. 3 ст. 2 указа говорилось, что в РК может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов - хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовершеннолетних и других, но указывалось, что специализированные суды имеют статус районного (городского) суда.
Нынешняя структура судебной системы РК определяется Конституционным законом "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" от 25 декабря 2000 г. В РК нет Конституционного суда, правда, есть Конституционный Совет РК, который осуществляет отдельные функции конституционно-судебного органа. К местным судам относятся: областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд - Военный суд войск РК и др.); районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона и др.). Судебную систему РК сегодня составляют Верховный суд и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией и законом, а учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается. Но по этому закону (п. 2 и 3) в РК могут создаваться специализированные суды (военные, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и др.).
Кыргызская Республика (КР). Действующим законодательством установлено, что правосудие в КР осуществляется только судом и что никакие другие органы не вправе принимать на себя функции правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судами КР являются Конституционный суд КР, Верховный суд КР, Высший арбитражный суд КР и местные суды (суды областей, г. Бишкек, районов, городов, арбитражные суды областей и г. Бишкек, военные суды; а также суды аксакалов и третейские суды, но это уже - не государственные суды). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Высший арбитражный суд, арбитражные суды областей и г. Бишкек образуют систему арбитражных судов, осуществляющих правосудие в области экономических отношений между хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности, государственными или иными органами. При этом Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд равны между собой по статусу и правовому положению и являются высшими инстанциями по делам, отнесенным к их компетенции.
Современная система судебных органов по осуществлению экономического правосудия была создана Законом "О системе арбитражных судов Киргизской Республики" от 1 декабря 1997 г., в соответствии с которым арбитражные суды КР являются органами правосудия, разрешающими от имени Киргизской (так в законе - не Кыргызской) Республики (характерно, что конституционное правосудие в КР осуществляется именем Конституции Кыргызской Республики) споры, возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею между хозяйствующими субъектами, основанными на различных формах собственности. В ч.  2 ст. 1 этого закона провозглашено: "Арбитражные суды Киргизской Республики являются государственными учреждениями с правами юридического лица".
В соответствии с законодательством КР основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспечение единообразного и правильного применения законов при разрешении экономических и иных споров. Деятельность арбитражных судов в КР строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории КР. Поручения арбитражных судов, даваемые ими при рассмотрении и разрешении дел, являются обязательными для государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, организаций и граждан и подлежат исполнению ими в сроки, установленные судом.
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший арбитражный суд КР. В предусмотренных законом процессуальных нормах он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, пересматривает в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, осуществляет многие другие полномочия в соответствии с законами КР. В частности, Высший арбитражный суд КР осуществляет организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в КР, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов; в пределах бюджетных ассигнований финансирование арбитражных судов; контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам, ведет судебную статистику и др. Финансирование арбитражных судов производится за счет государственных средств и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Размер расходов на содержание арбитражных судов областей и г. Бишкек устанавливается Высшим арбитражным судом, но численность судей и работников аппаратов арбитражных судов в КР, в том числе судей и работников аппарата Высшего арбитражного суда, устанавливается нормативными правовыми актами КР.
Следует отметить тенденцию объединения в КР арбитражно-судебной системы с системой судов общей юрисдикции.
Республика Молдова (РМ). В соответствии с действующим законодательством судебная власть в РМ самостоятельна, отделена от законодательной и исполнительной властей, имеет свои полномочия, выполняемые через судебные инстанции в соответствии с принципами и положениями, предусмотренными Конституцией и другими нормативными актами, а правосудие осуществляется именем закона. Судебные инстанции в РМ создаются на основе принципа назначения судей и осуществляют правосудие в целях защиты и реализации основных прав и свобод граждан и их объединений, а также предприятий, учреждений и организаций. Они рассматривают все дела о гражданских, административных и уголовных правовых отношениях, а также другие дела, для которых законом не предусмотрено другой компетенции. Осуществляя правосудие, судебные инстанции защищают от любых посягательств государственное и конституционное устройство РМ.
Судебными инстанциями в РМ являются: суды муниципальные, секторальные; трибуналы; Апелляционная палата; Высшая судебная палата. Для отдельных категорий судебных дел могут действовать согласно закону специализированные суды (экономические, военные и др.), но создание чрезвычайных судов запрещено. Судебные инстанции являются юридическими лицами, имеют печать с изображением государственного герба и своим наименованием.
Они возглавляются председателем, который помимо функций судьи осуществляет и управленческие функции. В судах, трибуналах и Апелляционной палате имеются заместители председателя. Председатели судов, трибуналов и Апелляционной палаты и их заместители назначаются Президентом РМ по представлению Высшего совета магистратуры.
Материально-техническое обеспечение судебных инстанций осуществляется за счет государственного бюджета Министерством юстиции. Правительство через органы местного публичного управления обеспечивает судебные инстанции служебными помещениями, транспортными средствами и другим необходимым оснащением. Помещения и оснащение, выделенные органами местного публичного управления, не могут быть изъяты без согласия Министерства юстиции.
Судебное самоуправление регулируется через Высший совет магистратуры, который является независимым органом, созданным для организации и функционирования судебной системы, и служит гарантом независимости судебной власти. При Высшем совете магистратуры действуют Квалификационная и Дисциплинарная коллегии. Организация, компетенция и порядок деятельности Высшего совета магистратуры, Квалификационной и Дисциплинарной коллегий устанавливаются законом.
Суды в РМ действуют в секторах и муниципиях, а в случае необходимости в установленном законом порядке суд может создаваться в отдельном городе, селе (коммуне).
Экономические судебные инстанции РМ являются составной частью судебной системы РМ и осуществляют правосудие при разрешении споров, связанных с экономическими отношениями физических и юридических лиц. Они создаются Парламентом на основе Конституции РМ и Закона о судоустройстве, а председатели, заместители председателей и судьи назначаются Президентом РМ по представлению Высшего совета магистратуры. Экономические судебные инстанции обеспечивают: защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц в области предпринимательской деятельности и других отношениях экономического характера; точное и единообразное применение законодательства в области экономики. Деятельность экономических судебных инстанций основывается на следующих принципах: точном и последовательном соблюдении законодательства; независимости от любого незаконного влияния; свободном доступе к правосудию; равенстве участников процесса перед законом и судом; состязательности и гласности судебного разбирательства.
Любое физическое и юридическое лицо в соответствии с законом имеет право обращаться в экономические судебные инстанции для защиты своих имущественных и неимущественных прав от любых противозаконных действий.
В систему экономических судебных инстанций входят: окружные экономические суды с установленными Парламентом округами; Экономический суд РМ; Высшая судебная палата. Экономические судебные инстанции являются специализированными судами, рассматривающими в установленном законом порядке экономические споры.
В округ экономического суда входят районы, муниципии и автономные территориальные образования с особым статусом, а местонахождения окружного экономического суда устанавливает Парламент. Окружной экономический суд осуществляет свою деятельность на принципах единства и иерархического подчинения, он рассматривает в первой инстанции все дела и заявления, отнесенные законом к его компетенции. Подведомственность споров окружному экономическому суду регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РМ (ГПК РМ).
Экономический суд РМ является высшей судебной инстанцией в системе экономических судебных инстанций и осуществляет правосудие в соответствии с ГПК РМ и иными нормативными актами. Местом нахождения Экономического суда РМ является муниципий Кишинэу. В составе Экономического суда РМ действуют Апелляционная и Кассационная коллегии, при этом Кассационная коллегия рассматривает в соответствии с ГПК РМ кассационные жалобы и протесты на решения, принятые окружными экономическими судами в первой инстанции и вступившие в законную силу, на решения, принятые Экономическим судом РМ в первой инстанции, и на решения, принятые Апелляционной коллегией. Кассационная коллегия осуществляет надзор за судебной деятельностью окружных экономических судов и Апелляционной коллегией. Ее председателем является по должности Председатель Экономического суда РМ.
На судей экономических судебных инстанций в РМ распространяются положения Закона о судоустройстве и Закона о статусе судьи в отношении статуса судей и магистратов, их назначения, перевода, прав, обязанностей, дисциплинарной ответственности и др. Судьей окружного экономического суда или Экономического суда РМ может быть лицо, имеющее стаж работы в должности судьи соответственно не менее 5 и 7 лет.
Небезынтересно, что в 1997 г. Высшая судебная палата обратилась в Конституционный суд РМ с просьбой признать неконституционным законодательство об экономических судебных инстанциях, обосновывая свою позицию тем, что законодатель, образовав в составе Экономического суда Апелляционную и Кассационную коллегию, признал Экономический суд высшей судебной инстанцией в системе экономических судебных инстанций, чем создал "параллельно существующим конституционным" систему экономических судов. Но Конституционный суд РМ постановлением от 26 января 1998 г. N 5 признал оспариваемое законодательство об экономических судебных инстанциях конституционным, посчитав  - в мотивировочной части постановления - эти инстанции специализированными судами, создание которых соответствует Конституции РМ.
Республика Таджикистан (РТ). Действующим в РТ конституционным законодательством установлено, что судебная власть в РТ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть независима и действует наряду с законодательной и исполнительной властями. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, военные суды, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, г. Душанбе, городские и районные суды, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, Экономический суд г. Душанбе составляют судебную систему РТ.
В настоящее время в РТ экономическое правосудие осуществляют: Высший экономический суд РТ, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды и Экономический суд г. Душанбе. Высший экономический суд РТ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Он рассматривает по первой инстанции дела, подведомственные экономическим судам, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным экономическими судами РТ в первой инстанции и Высшим экономическим судом в кассационной инстанции, и осуществляет многие другие полномочия, предусмотренные законодательством РТ.
Высший экономический суд РТ вправе обратиться в Конституционный суд РТ для проверки конституционности примененного по конкретному делу закона.
Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, Экономический суд г. Душанбе состоят (каждый в отдельности) из председателя и судей, а в экономических судах, состоящих из пяти и более судей, устанавливается должность заместителя председателя. Такой суд рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные экономическим судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего экономического суда; пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты; изучает и обобщает судебную практику; анализирует судебную статистику; вправе обратиться в Конституционный суд о конституционности примененного по конкретному делу закона.
Туркменистан. Судами Туркменистана являются Верховный суд Туркменистана, Арбитражный суд Туркменистана, велаятские и Ашхабатский городской суды, этрапские, городские суды. Установлено, что суды Туркменистана создаются и упраздняются Президентом Туркменистана, кроме Верховного суда, вопрос о создании и упразднении которого решается Меджлисом Туркменистана.
Арбитражным процессуальным законодательством Туркменистана установлено, что арбитражное судопроизводство осуществляется велаятскими и Ашхабадским городским судами, Арбитражным судом Туркменистана и Верховным судом Туркменистана путем разрешения споров, вытекающих из экономических правоотношений либо из правоотношений в сфере управления, и иных дел, отнесенных к их компетенции законами. Задачами арбитражного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и имеющих статус предпринимателя физических лиц, содействие укреплению законности в экономической сфере.
Арбитражный суд Туркменистана является судебным органом по разрешению в качестве суда первой инстанции споров, вытекающих из экономических правоотношений либо из правоотношений в сфере управления и иных дел, отнесенных законом к его компетенции. Арбитражный суд Туркменистана изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Он состоит из председателя и судей. Председатель Арбитражного суда Туркменистана: рассматривает дела, назначает судей для рассмотрения дел и распределяет другие обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления предприятиям, учреждениям и организациям и должностным лицам об устранении нарушений закона; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников суда; организует работу по пропаганде и разъяснению законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
К исключительной подсудности Арбитражного суда относятся споры, в которых одной из сторон является иностранное юридическое или физическое лицо.
Республика Узбекистан (РУ). В РУ в настоящее время действуют: Конституционный суд РУ, Верховный суд РУ, Высший хозяйственный суд РУ, верховные суды Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областные и Ташкентский городской суды по гражданским и уголовным делам, межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам, военные суды, хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные суды областей и г. Ташкента. Также в РУ может осуществляться специализация судов по категориям дел, но создание чрезвычайных судов не допускается.
Органами, осуществляющими экономическое правосудие, являются хозяйственные суды, образующие систему хозяйственных судов РУ. Современная структура этой системы определена Указом Президента РУ от 25 июля 1996 г. "О совершенствовании структуры хозяйственных судов Республики Узбекистан", в котором сказано, что целью реформирования структуры системы является дальнейшее укрепление законности в сфере хозяйственных отношений, повышение роли хозяйственных судов в углублении процесса экономических реформ. Для достижения этой цели, в частности, был образован хозяйственный суд г. Ташкента, утверждена структура и общая численность Высшего хозяйственного суда РУ, хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента и т.д.
Высший хозяйственный суд в соответствии с законом является высшим органом судебной власти в сфере хозяйственного судопроизводства, он обладает правом надзора за судебной деятельностью хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и г. Ташкента, а также рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и в порядке надзора. Высший хозяйственный суд осуществляет контроль за выполнением хозяйственными судами разъяснений Пленума Высшего хозяйственного суда, проверку деятельности нижестоящих хозяйственных судов, изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации работы хозяйственных судов. Высший хозяйственный суд РУ, в соответствии с законом, состоит из председателя, его первого заместителя, заместителей, председателей судебных коллегий, судей и действует в составе: Пленума; Президиума; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из гражданских правоотношений; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из административных правоотношений. Кроме того, в соответствии с Конституцией РУ Высшему хозяйственному суду РУ принадлежит право законодательной инициативы в Олий Мажлисе РУ.
Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные суды областей и г. Ташкента состоят из председателя, заместителей председателя и судей, в них могут быть образованы судебные коллегии. Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственный суд области и г.  Ташкента: рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с законом.
Небезынтересно отметить, что в Навоийской области РУ проводится эксперимент, в соответствии с которым в городах Учкудук и Зарафшан по инициативе Высшего хозяйственного суда РУ и областного хокимията созданы участковые судебные пункты, где судьи хозяйственных судов проводят прием посетителей и выездные судебные заседания по экономическим спорам. Их, видимо, можно назвать территориальными подразделениями экономического суда области.
Большую роль в укреплении хозяйственных судов РУ и наделении их дополнительными полномочиями (не нашедшими, впрочем, закрепления в позднее принятом Законе "О судах") сыграл Указ Президента РУ от 4 марта 1998 г. N УП-1938 "Об усилении ответственности должностных лиц за экономическую несостоятельность хозяйствующих субъектов и исполнение договорных обязательств". В этом указе было сказано: ход проводимых в республике экономических реформ показывает, что безответственность, безынициативность и иждивенческие настроения ряда руководителей хозяйствующих субъектов, нарушения договорных обязательств предприятиями приводят их к экономической несостоятельности и банкротству; правоохранительные органы и хозяйственные суды проявляют либерализм по отношению к нерентабельным хозяйствам, не привлекают к установленной законом ответственности должностных лиц этих предприятий; участившиеся факты бесхозяйственности и разбазаривания денежных средств, их нецелевого использования не находят своей должной оценки при рассмотрении хозяйственных споров; суды должным образом не изучают и не выявляют причины высокой дебиторско-кредиторской задолженности, убыточности, приведшие к банкротству предприятий; не принимаются конкретные меры по возмещению причиненного имущественного вреда за счет виновных должностных лиц; вследствие безнаказанности руководители хозяйствующих субъектов продолжают допускать факты бездействия, халатности и злоупотребления своими служебными обязанностями; такое положение в дальнейшем не может быть терпимым и требует принятия кардинальных мер. Указом была осуждена порочная практика либерального отношения к нарушителям законности, поверхностного подхода к рассмотрению отдельными судами хозяйственных споров, зачастую приводящая к волоките и формализму в их деятельности. Высшему хозяйственному суду РУ, хозяйственным судам Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента было поручено: возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц хозяйствующих субъектов при обнаружении признаков преступления в процессе рассмотрения хозяйственных споров; применять меры административной ответственности к лицам, совершившим экономические правонарушения; возмещать с виновных должностных лиц имущественный вред, причиненный хозяйствующему субъекту; вносить соответствующим органам представления о привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности руководителей, других работников за нерациональное использование денежных средств и иного имущества, нарушение платежной дисциплины, неисполнение договорных обязательств и доведение предприятий до банкротства.
Украина. В соответствии с Конституцией Украины правосудие в экономических отношениях осуществляется хозяйственными судами, которые являются независимыми органами в разрешении всех экономических споров, возникающих между юридическими лицами, государственными и другими органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве. Задачами хозяйственного суда являются: защита прав и охраняемых законом интересов участников хозяйственных правоотношений; содействие укреплению законности в сфере хозяйственных отношений; внесение предложений, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.
Хозяйственные суды Украины осуществляют правосудие на принципах: законности; независимости, в том числе и от органов законодательной и исполнительной власти, и подчинения только закону; равенства всех участников судебного процесса перед законом и хозяйственным судом; соревновательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказательстве перед судом их убедительности; полного фиксирования судебного процесса техническими средствами в порядке, установленном законом; гласности и открытого рассмотрения дел, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны или когда имеются обоснованные возражения одной из сторон; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений хозяйственного суда, кроме случаев, установленных законом; обязательности исполнения решений, определений, постановлений арбитражного суда.
Сегодня хозяйственные суды являются специализированными судами в судебной системе Украины, они составляют единую четырехзвенную систему специализированных судов, которая состоит из: местных хозяйственных судов; апелляционных хозяйственных судов; Высшего хозяйственного суда Украины (это суд кассационной инстанции); Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного суда Украины. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды автономной Республики Крым, хозяйственные суды областей, городов Киева и Севастополя. Местные хозяйственные суды являются судами первой инстанции. Президент Украины по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда Украины может образовывать другие местные хозяйственные суды (городские, межрайонные, специальных (свободных) экономических зон и т.п.).
Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям: предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов; государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины; прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства. При этом прокурор, который обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем состоит нарушение интересов государства, и обосновывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях. Хозяйственный суд возбуждает также дела о банкротстве по письменному заявлению любого из кредиторов, должника.

* * *

Подводя краткий итог вышеизложенному, позволяющему провести, быть может, внешне поверхностное сопоставление зарубежных и отечественного механизмов экономического правосудия, представляется возможным сделать следующие выводы*(453).
1. Каждое из государств создает собственные, национальные организационно-правовые механизмы экономического правосудия, руководствуясь при этом закономерностями исторического развития своего государства и его общественных институтов, менталитетом народонаселения, уровнем и особенностями экономического развития и состоянием объектов инфраструктуры обеспечения экономики, уровнем развития судебной системы и квалификации судейского корпуса и т.д. В одних странах создаются узкоспециализированные на рассмотрении отдельных категорий экономических дел судебные органы, в других  - специализированные на осуществлении в целом экономического правосудия судебные системы, в-третьих - экономическое правосудие в большей мере осуществляют альтернативные судебные механизмы, чем государственные суды. Россия в этом плане ничем резко от других государств не отличается, что означает: развитие нашего организационно-правового механизма экономического правосудия идет естественным путем.
2. Изучение зарубежного опыта в рассматриваемой сфере представляет несомненный интерес для российского законодателя. При этом налицо контраст: о самих зарубежных судебных системах, как и о зарубежных механизмах экономического правосудия, мы в большей мере осведомлены относительно дальнего зарубежья, чем ближнего. Между тем в исследуемых механизмах государств-участников СНГ можно увидеть и критически позаимствовать много интересного и перспективного, особенно с учетом наличия у России с ними общих корней данных механизмов. Жизнь как бы ставит эксперименты, позволяющие - в общих чертах и с определенной коррекцией - ответить на вопрос: как бы развивался наш, отечественный механизм организации и функционирования экономического правосудия при тех-то и тех-то условиях, обстоятельствах и т.д. Ведь стартовые условия развития этих механизмов у России и у государств-участников СНГ были не просто схожи - они были едины. Следует сразу обратить внимание на некоторые удивительные для нас находки: например, в Грузии законодательно создан весьма развитый механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности; да там весь институт дисциплинарной ответственности судей уникален среди всех других государств-участников СНГ, хотя монографически исследован он лишь на Украине*(454), а в сравнении с нашим он весьма и весьма продвинут.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]