[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее,
будущее
Глава 2. Направления совершенствования судоустройственного сегмента
механизма экономического правосудия в России
Как известно, арбитражные суды - это судебные органы специальной
- ограниченной - компетенции, т.е. специализирующиеся именно на
разрешении экономических споров. В той или иной форме такая система
существует во всех странах. Поэтому вполне закономерно, что арбитражные
суды органично вписываются в самое понятие судебной власти, ее
структуры. Никаких предпосылок для того, чтобы считать возможным,
а тем более целесообразным изменение данного положения, нет. Но
перед тем как приступить к прогнозу развития арбитражно-судебной
системы России, следует, не затрагивая по существу иные ветви
судебной власти, ответить на вопрос: сохранится ли у нас существующая
судебная система в ближайшие 10-20 лет?
Сегодня в России существуют три ветви судебной власти: конституционно-судебные
органы, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, причем в последнюю
входят, смыкаясь на верхнем уровне, и военные суды, а скоро, по
всей видимости, будут так же организованы и административные суды,
и не исключено - суды ювенального правосудия, правосудия трудового*(473),
природоохранного, а возможно, и иные. У каждой ветви судебной
власти - своя компетенция, своя сфера деятельности, на самом высшем
уровне эти ветви не смыкаются. В законе (и в Конституции РФ) легальное
определение понятия "судебная власть" не содержится,
и какого-либо органа, олицетворяющего судебную власть в целом,
все три ее ветви, нет, хотя при определенных условиях резон в
его создании имеется, прежде всего с точки зрения определения
стратегии в развитии судебной системы и комплектования судейского
корпуса и с учетом того обстоятельства, что некоторые существующие
структуры, например Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования
правосудия (Положение о котором утверждено Указом Президента РФ
от 11 августа 2003 г. N 961), для решения названных задач не предназначены
в полной мере.
Такой орган, в частности, смог бы разрешить непростые вопросы
- в рамках Федерального конституционного закона о судебной системе
- об обеспечении единой государственной политики в сфере судебной
власти, о создании и развитии судов субъектов РФ и местных судов,
о формировании судейского корпуса и т.д. Например, федеральный
Совет судей РФ в 1998 г. принял постановление "Об отношении
Совета судей к позиции Главного государственно-правового управления
Президента Российской Федерации по проекту Федерального конституционного
закона "О судах общей юрисдикции".
В этом законопроекте, исходящем от администрации Президента РФ,
фактически предлагалось создание самостоятельных судебных систем
субъектов РФ, действующих независимо от федеральной судебной системы.
Причем эти судебные системы субъектов РФ мыслилось сделать двухзвенными:
народные суды и апелляционно-кассационные суды субъектов РФ. В
упомянутом постановлении Совет судей РФ выразил принципиальное
несогласие с законопроектом в этой части и с позицией его разработчиков*(474).
Предложения о создании органа, олицетворяющего все ветви судебной
- государственной - власти России, активно обсуждались на пленарных
заседаниях президентской Рабочей группы по вопросам совершенствования
законодательства о судебной реформе (конец 2000-начало 2001 гг.),
в ходе работы над проектом Конституции РФ, но в силу ряда причин
решение так и не было принято. Между тем на двух завершающих этапах
движения документов по наделению претендентов на должности федеральных
судей судейскими полномочиями (о чем - ниже) этот орган был бы
незаменим.
В принципе к такому органу могла бы быть "подвешена"
и Российская академия правосудия, которая номинально сегодня имеет
двух учредителей - ВС РФ и ВАС РФ, но по существу - де-факто -
больше склоняется к системе судов общей юрисдикции. Судебный департамент
при ВС РФ также мог бы быть "замкнут" на этом органе,
чему имеется намного больше оснований, по сравнению с периодически
возникающими идеями переподчинения его Минюсту России. В подчинение
этому органу могла бы быть передана Служба судебных приставов,
причем обоих видов: и "исполнителей", и "охранников".
Вопрос о создании в судебной системе структуры Службы собственной
безопасности требует отдельного разговора, но в случае ее создания
уместно и ее подчинение данному органу. Единственное, что нельзя
возлагать на этот орган, так это процессуальные функции, и значит,
в прямом смысле Высший Суд (Высшее Судебное присутствие и т.п.)
не будет надсудебным органом страны. В противном случае потребуется
коррекция Конституции РФ.
Следует сказать, что кое-где предпринимаются попытки сформировать
квазисудебные органы с учетом местных особенностей и без наделения
их функциями государственных судебных органов.
Например, в 1993 г. в приказе от 21 марта 1993 г. N 21 атамана
Ростовского Казачьего округа Союза казаков области Войска Донского
говорилось о военно-полевых судах в состоянии похода. При оспаривании
в Ростовском областном суде (общей юрисдикции) этого приказа утверждалось,
что эти военно-полевые суды преобразуются из офицерских судов
чести и круг их субъектов - исключительно члены Союза казаков*(475).
В 1999 г. в Республике Ингушетия было объявлено о создании шариатского
суда. На пресс-конференции для представителей местных СМИ Р. Аушев
(в то время президент этой республики) пояснил, что шариатский
суд - это общественная организация, каких в республике много.
"...Будем смотреть, как использовать его на пользу дела"*(476).
Следует напомнить, что в царской России существовала двойная система
судопроизводства - светские и духовные (в том числе шариатские,
бийские, казийские) суды, а в Советском Союзе в 20-х гг. XX в.
была даже предусмотрена должность заместителя наркома юстиции
по шариатским делам. В современной периодической печати отмечается:
"Теперь уже не секрет, что на протяжении всех семидесяти
лет советской власти на Северном Кавказе продолжали функционировать
не только механизмы кровной мести, но и неофициальные суды старейшин,
решавшие, например, выдавать ли преступника официальным властям
или же наказывать его своими силами, то есть согласно адату"*(477).
Ни в Федеральном конституционном законе о судебной системе, ни
тем более в Конституции РФ нет упоминаний о судах офицерской чести,
товарищеских, шариатских судах, комиссиях по делам несовершеннолетних,
комиссиях по разрешению трудовых споров и подобных квази- (псевдо-)
судебных органах, действовавших ранее в нашей стране. Между тем
определенная потребность в таких органах в обществе ощущается,
и соответствующая ниша для них в судебной системе страны имеется.
Например, остро необходимы специализированные спортивные суды,
рассматривающие споры с участием профессиональных спортсменов,
а не любителей. На первом этапе представляется целесообразным
создание специализированных третейских судов, на втором - специализированных
подразделений (составов) в государственных трудовых судах, и лишь
затем, по мере созревания условий и необходимых предпосылок и
выявления очевидной потребности - специализированных спортивных
государственных судов (дело более дальней перспективы).
Давно уже назрела потребность создать федеральный, в виде моносуда,
Патентный Суд РФ, функции которого сегодня выполняет Палата по
патентным спорам, действующая в соответствии с Правилами подачи
возражений и заявлений и их рассмотрения, утвержденными приказом
Российского агентства по патентам и товарным знакам от 22 апреля
2003 г. N 56 (зарегистрировано в Минюсте России 8 мая 2003 г.,
рег. N 4520). В силу п. 63 указанных правил решение Палаты по
патентным спорам утверждается руководителем федерального органа
исполнительной власти по интеллектуальной собственности и вступает
в силу с даты его утверждения, и только данное обстоятельство
делает невозможным признание Палаты судебным органом. Кстати,
Патентный Суд РФ мог бы разрешать споры, вытекающие из Интернет-технологий,
и подобные им.
Менее очевидна потребность в конфессиональных (прежде всего церковных)
судах, но и она ощущается, хотя, конечно, эти суды не будут судами
государственными. Устав Русской православной церкви, утвержденный
Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., предусматривает создание
церковного суда в трех инстанциях, при этом участие мирян в церковном
суде не предусматривается. Архиерейский Собор 2004 г. утвердил
Временное положение о церковном судопроизводстве в епархиях Российской
Православной Церкви как руководство лишь для одной судебной инстанции,
и в нем не предусмотрено рассмотрение судом спорных имущественных
вопросов и жалоб клириков на действия архиерея.
В системе судов общей юрисдикции уже "перезрела" потребность
в создании подсистем административных и ювенальных судов, причем
федеральные законопроекты о них прошли первое чтение в Государственной
Думе РФ. Нет сомнений в том, что каждый такой суд - в качестве
моносуда либо в составе той или иной судебной подсистемы - должен
создаваться при наличии полноценной триады сегментов целевого
правосудия, осуществляемого им. Иными словами, кроме решения о
создании такого специализированного суда (подсистемы судов), должны
наличествовать и процессуальная основа его деятельности (не могут
административные суды в своей деятельности руководствоваться ГПК
РФ), и соответствующее кадровое наполнение судейского корпуса
(ювенальная юстиция должна укомплектовываться судьями, имеющими
помимо высшего юридического, еще и педагогическое образование,
либо судебные - ювенальные - процессы должны вестись с участием
народных заседателей - педагогов).
Планы тех или иных руководящих органов федерального уровня, о
которых периодически возникают разговоры, объединить все судебные
системы в одну, а подчас и с "включением" в ее состав
конституционно-уставной ветви судебной власти так и не обрели
формы сколь-нибудь реального законопроекта или программного документа.
Объективных предпосылок к такому повороту событий нет, имеющийся
же зарубежный опыт подобного объединения (в частности в Казахстане)
никаких явных преимуществ объединения судебных систем не продемонстрировал,
наоборот - выявил отрицательные последствия деспециализации судебных
органов. К тому же решить этот вопрос без изменения действующей
Конституции РФ невозможно, а отрицательное отношение к ее изменению
в обществе устойчиво и руководством страны поддерживается.
Ситуация, когда в будущем арбитражные суды станут рассматривать
неограниченный круг дел или даже все дела, за исключением тех,
которые непосредственно указаны в законе, представляется невозможной.
Арбитражные суды и впредь будут разрешать экономические споры
и иные дела, только отнесенные законом к их ведению. В этом смысле
их компетенция и впредь останется ограниченно-специализированной,
в отличие от компетенции судов общей юрисдикции.
Такая базовая установка является основополагающей для дальнейших
размышлений о том, в каких направлениях, какими путями будет дальше
совершенствоваться организационная структура арбитражных судов.
Безусловно, это будет происходить в русле развития всей судебной
системы страны, однако вовсе не обязательно синхронно с другими
ветвями судебной власти. Сегодня для всех очевидно, что судебная
реформа пробуксовывает, и это в первую очередь касается судов
общей юрисдикции и конституционно-судебных органов. Например,
система судов общей юрисдикции не имеет важнейших законов, определяющих
компетенцию районных (городских) судов, судов субъектов РФ и ВС
РФ. Сама эта система законом не структурирована. Не менее очевидно,
что предстоит создание звена межрайонных судов в качестве апелляционных
судов. Конституционно-судебная ветвь судебной власти вообще имеет
- на уровне субъектов РФ - лишь очагово очерченные границы: в
настоящее время там создано всего 14, и в подавляющем большинстве
субъектов РФ их попросту нет, хотя примерно в 60 уставах и конституциях
субъектов РФ упоминается о конституционных (уставных) судах, а
в ряде субъектов приняты законы об этих судах. Нет пока - в процессуально-правовом
смысле - и никакой смычки между Конституционным Судом РФ и конституционными
(уставными) судами субъектов РФ. По сравнению с другими двумя
ветвями судебной власти арбитражные суды "продвинуты"
существенно дальше.
[an error occurred while processing the directive]
|
|