[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее

§ 4. О цензе состояния здоровья кандидата в судьи и о здоровье действующего судьи

Сегодня трудно даже представить, что совсем недавно такого ценза официально не существовало. На практике, разумеется, кандидат в судьи представлял определенные документы о своем здоровье, обычно справку о том, что не стоит на учете в психоневрологическом диспансере (ПНД), справку самой общей формы (подчас - пресловутой формы N  286 о годности обучаться в учебном заведении), в которой указывалось: медицинских противопоказаний к занятию должности судьи нет. Такое положение было обусловлено отсутствием медицинских критериев, по которым человек мог (или, наоборот, не мог) работать судьей.
Поэтому закрепление в Законе о статусе судей норм о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи - важный шаг в нужном направлении. Согласно ст. 4.1 указанного закона для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на эту должность, проводится его предварительное медицинское освидетельствование; при этом перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, а форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, - тем же федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Так и было сделано: Министерство здравоохранения РФ представило, а Совет судей РФ - со второй попытки - 26 декабря 2000 г. утвердил Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи (далее - Перечень заболеваний). Он содержит 32 наименования болезней, в том числе экзотических с длинными и сложными названиями (например, сирингонелия, сирингобульбия, хронический миелолейкоз в фазе акселерации и областного криза), в реальной жизни, очевидно, встречающиеся крайне редко. Была утверждена и форма документа, фактически подтверждающего, что претендент не болеет ни одной из 32 болезней, указанных в Перечне заболеваний. Наличие у претендента иных, смертельно опасных и заразных болезней (если он ими болен), в справке не указывается  - утвержденная форма документа этого не предусматривает.
Почему так произошло? По простой причине - Совет судей РФ не представил (правда, законом это и не предусмотрено) Минздраву России то, что можно охарактеризовать как техническое задание для разработки документа. В результате Минздрав России разработал Перечень заболеваний, исходя из собственных, узкомедицинских, представлений о том, каким медицинским показателям должен отвечать человек, работающий судьей. Можно даже сказать, что министерство по какой-то причине не учло психическую составляющую здоровья судьи, и не включило в перечень заболеваний требования относительно отсутствия болезней, как психических, так и физических, влияющих на психику судьи.
Как известно, состояние здоровья россиян год от года ухудшается, но это не означает, что можно снижать требования к здоровью судей. В правоохранительных органах, силовых структурах, преподавательском корпусе и т.д. также должны служить (работать) здоровые люди. Между тем в органах милиции около 16 процентов личного состава входит в так называемую группу риска (это официальный медицинский термин, фиксирующий ряд негативных факторов личности - эти люди не умеют себя контролировать, и (или) эмоционально неуравновешены, и (или) труднообучаемы, с пониженным интеллектом, и (или) действующие неадекватно в стрессовых ситуациях и т.п.). Справедливости ради следует сказать, что в ряде ведомств к цензу состояния здоровья своих работников подходят гораздо строже, чем в судейском сообществе. Например, в список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. N 208*(583), входят 93 болезни (почти втрое больше, чем в вышеназванный Перечень заболеваний). Для сотрудников таможенных органов разработана и утверждена приказом Государственного таможенного комитета РФ от 4 июня 2003 г. N 620 (зарегистрирована в Минюсте России 23 июля 2003 г., регистрационный N 4915) состоящая из 95 пунктов подробная Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации*(584), которая содержит несколько дифференцированных перечней, блокирующих зачисление на работу в эти органы заболеваний, в том числе - при установлении причинной связи заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с воздействием комплекса неблагоприятных факторов, и при установлении причинной связи заболеваний, возникновение или обострение которых могут быть связаны с радиационным воздействием. Существуют, как известно, и разработанные в соответствии со ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих*(585), содержащие, в том числе, и болезни, отсутствующие в судейском Перечне заболеваний.
Однако - и это, пожалуй, главное - в судейском Перечне заболеваний не упоминаются психические болезни (если не считать таковыми три разновидности склероза и две разновидности заболевания нервной системы). Между тем работа судьи - стрессовая, "системы его организма нередко работают в режиме перенапряжения, а это - прямой путь к их значительно более раннему износу"*(586).
Одно дело - когда такие нервные перегрузки испытывает психически здоровый человек, занимающий должность судьи, и совсем другое, когда речь идет о человеке, предрасположенном к психическому заболеванию, тем более - о человеке, уже страдающем той или иной психической болезнью. А таких в России немало: к 2002 г. в лечебно-профилактических учреждениях состояло на учете 4 млн психически больных (более 3 процентов населения), ежегодно психические расстройства диагностируются впервые более чем у 300 тыс. человек*(587).
Сколько из этих "трех процентов" пытаются занять кресло судьи и скольким это удается - неизвестно. Надежных барьеров здесь нет, и даже если у квалификационной коллегии судей имеется документально подтвержденная информация о том, что конкретный кандидат в судьи страдает психическим расстройством и состоит на учете в ПНД, отказать ему в занятии должности судьи исключительно по этому основанию невозможно; поскольку, как уже говорилось, в Перечень заболеваний психические болезни не включены, а п. 1 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон о психиатрической помощи) гласит: "Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации". А таких законов - относительно запрета занятия должности судьи - нет.
И даже если бы такой закон был, а Перечень заболеваний содержал бы наименования психических болезней, то как установить у кандидата в судьи отсутствие всех содержащихся в Перечне таких болезней? Для этого кандидата в судьи пришлось бы помещать на стационарное обследование (в психбольницу?), и притом на длительный срок. Представление же справки из ПНД, как это практикуется в настоящее время, не может служить доказательством отсутствия психической болезни.
Следует акцентировать внимание и еще на одной стороне рассматриваемой проблемы. В преамбуле Закона о психиатрической помощи сказано: психическое расстройство (даже не болезнь, а лишь расстройство.  - М.К.) может изменить отношение человека к жизни, к самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. Из этого следует, что если паче чаяния должность судьи займет человек, страдающий психическим расстройством, он будет неадекватен и при осуществлении правосудия.
Учитывая сказанное, следует признать, что вопрос, касающийся психического здоровья кандидатов в судьи, - проблема гораздо более серьезная, чем это может показаться на первый взгляд. Необходимы твердые гарантии того, что в судьи не "пройдет" не только психически больной, но даже психически неуравновешенный человек.
На настоящий момент препятствий для вступления в ряды судейского корпуса лиц с психическими аномалиями даже патологического типа (но не исключающего вменяемости) законодательством не предусмотрено.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о психиатрической помощи "гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психиатрического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности". В то же время ст. 5 того же закона запрещает дискриминацию лица лишь на основании факта наблюдения у психиатра. Таким образом, для лиц с психическими расстройствами факт состояния на учете в ПНД, если только они не признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно недееспособными (что бывает очень редко), препятствием стать судьей в принципе не является. А если обострение психической болезни произойдет в период ведения таким судьей судебного процесса, тем более длящегося, многоэпизодного, со множеством подсудимых и т.д.?
Квалификационная коллегия судей в 1997 г. прекратила полномочия судьи Сухоложского городского суда Свердловской области К. по причине систематического пьянства. Болезнь ли это, если учесть к тому же, что предоставленную ей как судье квартиру К. продала, поселившись в общежитии? Но если К. до того, как ее назначили судьей, не состояла на учете в ПНД, как определить, больна ли она (если алкоголизм - болезнь) либо предрасположена к этой болезни? И вообще, кто и по каким признакам в состоянии определить: решение (приговор) судья вынес в результате скрупулезного исследования и оценки всех материалов деле или под давлением психоимпульса, вызванного болезнью (как говорят, "поехала крыша"), если в принципе не исключено, что судьей может стать психически нездоровый или не совсем здоровый человек?
Очевидно, что должна быть провозглашена законодательно и реально обеспечена презумпция психического здоровья, но для этого законодатель должен закрепить обязанность прохождения кандидатом в судьи освидетельствования на пригодность стать судьей по психиатрическим параметрам.
Правда, в силу отсутствия легитимных параметров требований к психофизиологическим характеристикам кандидата в судьи здесь возникает вопрос: насколько правомерным будет отказ не вполне здоровому человеку в допуске к квалификационному экзамену и к наделению его судейскими полномочиями по мотиву его нездоровья в рамках действующего правового регулирования?
Представляется, что в будущем в процессе наделения полномочиями судьи будет играть важную роль психодиагностирование личности кандидата в судьи, которое потребует законодательного обеспечения и соответствующей корректировки действующего законодательства. Помимо такого диагностирования, в том числе соответствующими правоохранительными органами присущими им методами, о чем говорилось выше, соответствующее психодиагностическое исследование личности кандидата в судьи может производиться и соответствующими структурами судебной власти. Такие исследования проводились в 1995-1996 гг. в РАП*(588), хотя, несмотря на обнадеживающие результаты, практикой востребованы не были, а после создания Судебного департамента при ВС РФ и вовсе прекращены.
В настоящее время такая диагностика проводится (в порядке эксперимента) на основании постановления Президиума Совета судей РФ от 26 июля 2002 г. "О перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе судей, то есть психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи"*(589) - под руководством Судебного департамента. Основными задачами, решаемыми с помощью методов психодиагностического исследования личности кандидата в судьи являются: оценка психологической пригодности кандидатов для выполнения функций по осуществлению правосудия; выявление среди кандидатов в судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации; выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества. Результаты эксперимента обобщаются и анализируются*(590).
В принципе, уже сейчас можно, по всей видимости, с помощью психодиагностики достичь и более прагматичных для конкретного суда целей - определить предрасположенность кандидата: к рассмотрению и разрешению конкретных категорий дел; к работе коллективной или индивидуальной (т.е. к рассмотрению им дел единолично или в качестве судьи в судебном составе); к большей эффективности отправления им правосудия в утренние часы (если он - "жаворонок") или же в послеобеденное время (если он - "сова"), и т.п. Для многих судов все это - для правильной организации работы - определяюще важно, иным способом данные параметры определить невозможно, сам же испытуемый ответить на эти вопросы о себе объективно зачастую не в состоянии.
Однако отработка методики проведения психодиагностического исследования личности кандидата в судьи пока еще не завершена. Штатные психологи, работающие в отдельных судах, не имея законодательной основы своей деятельности как судейского психолога, чувствуют себя (и ведут себя соответственно) как врачи, к которым должны обращаться судьи в случае возникновения у последних нужды в этом. Но когда и этот барьер будет преодолен, то возникнет принципиальный вопрос с легализацией данных обследования кандидата в судьи, для чего потребуется соответствующая законодательная основа (равно - законодательная основа психологического обеспечения профессиональной деятельности судей). А поскольку психодиагностическое заключение по определению не может носить категорический характер, эта законодательная основа может и должна послужить дополнением к законодательной основе процедуры конкурсного отбора кандидата в судьи. Более того, сама методика проведения названных исследований не должна носить завершенный характер, жестко закрепленный в законе, точнее, в части вопросов, требующих четкого ответа, она должна быть императивной, в другой части - наоборот, должна быть достаточно пластичной, вариативной.
Кроме психически здоровых и психически больных есть еще люди третьего, так называемого промежуточного состояния, страдающие психическим расстройством, не исключающим вменяемости (видимо, к этой же группе можно отнести людей с психическими аномалиями, ограничивающими вменяемость)*(591). Само это состояние - многогранное, и каждая грань значима в плане рассматриваемой нами проблемы.
В УК РФ есть любопытная - в контексте настоящей работы - ст. 106: убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации. Это деяние отличается от убийства матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, когда у матери новорожденного ребенка налицо расстройство психики, и уж тем более отличается от предусмотренного ст. 107 УК РФ убийства, совершенного в состоянии аффекта. Психотравмирующая ситуация - это не что-то внезапно случившееся с психикой, она может быть вызвана самыми различными факторами. Например, отец новорожденного ребенка отказался от него; родственники матери унижают и оскорбляют ее за рождение ребенка вне брака (в республиках Средней Азии нередко финалом бывает самосожжение матери), у матери нет средств содержать себя с ребенком, и т.п.
Но если эти факторы, носящие относительно долговременный характер, воздействуют на женщин с такой силой, что преодолевают материнский инстинкт и приводят к фатальному для ребенка этой женщины (и для нее самой тоже) исходу, то вполне естественным будет предположить наличие столь же сильнодействующих и столь же некратковременных факторов, влияющих на психику судьи, который, оказавшись в подобной психотравмирующей ситуации (не находится в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, и уж тем более в состоянии аффекта), будет принимать по судебным делам решения, неадекватные обстоятельствам и материалам дел.
Подобные пограничные состояния - неврозы, стрессовые состояния, временные реактивные психозы - нередкое явление в повседневной жизни и, естественно, в судейском корпусе. К примеру, после утраты близкого человека судья, как и любой другой человек, может впасть в состояние депрессии, иногда глубокой. Болен ли он? Очевидно, да. Вправе ли он, т.е. находясь в состоянии депрессии, осуществлять правосудие? А кто ему позволит его не осуществлять, т.е. не исполнять прямые служебные обязанности, если он не "уйдет на больничный" или если сердобольный председатель суда не предложит ему несколько дней "побыть в отгулах"? В числе оснований самоотвода судьи нахождение его в депрессии (по причине смерти близкого человека и любой иной) не значится. Никаких рекомендаций на сей счет судейский корпус ни от высших руководителей судов, ни от руководящих органов судейского сообщества не имеет. И в то же время ясно: ни государство, ни общество не может рисковать, доверяя осуществление правосудия судье, находящемуся в состоянии депрессии и могущему вследствие этого вынести неадекватное обстоятельствам и материалам дела судебное решение.
Вряд ли в ходе проведения психодиагностического исследования личности кандидата в судьи предрасположенность к совершению страшных по последствиям поступков (вроде убийства матерью своего новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации) может быть обнаружена. Однако и "пропускать" человека, предрасположенного к этому, к занятию должности судьи тоже нельзя. Даже проверка существующими методами и объективная оценка общего уровня стрессоустойчивости у того или иного кандидата в судьи в целом проблематична.
Таким образом, необходимо констатировать: проблема есть, и без помощи науки ее не решить.
Нет в судейском Перечне заболеваний и таких болезней, как туберкулез и сифилис. Между тем сифилис не только заразен, но и в ряде случаев влияет на психику больного. Как известно, симптомами так называемого третичного (запущенного) сифилиса являются, помимо прочего, приступы беспричинной ярости, паранойи. В результате такой больной, будучи судьей, может вынести неадекватное, выходящее за рамки судейского усмотрения решение.
Однако наибольшую тревогу вызывают - в плане рассматриваемой проблемы  - такие не включенные в судейский Перечень заболеваний болезни, как СПИД (ВИЧ) и проказа (лепра).

4.1. Может ли быть судьей больной СПИДом (ВИЧ)?

В преамбуле Федерального Закона от 24 февраля 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в ред. от 7 августа 2000 г.) говорится: это заболевание остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу; создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества. Для точности терминологии следует отметить, что ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека (ВИЧ разрушает клетки крови, защищающие организм от болезней; наличие ВИЧ в крови еще не означает СПИДа). СПИД - это болезнь, синдром приобретенного иммунодефицита, он возникает, когда иммунная система ослаблена ВИЧ до такой степени, что организм уже не может сопротивляться инфекциям. При этом у человека возникает огромное количество болезней, от туберкулеза до рака. И в среднем от момента заражения ВИЧ до развития СПИДа без лечения проходит 8-10 лет.
Согласно ст. 5 расписания болезней, включенного в требованиях к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училище, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123)*(592), лица, больные ВИЧ-инфекцией и ВИЧ-инфицированные, признаются негодными к военной службе. Тяжесть болезни такова, что ВИЧ-инфицированных (не только больных ВИЧ-инфекцией), ни в армию призывать (например, в 2002 г. от службы в армии были освобождены 5,5 тыс. ВИЧ-инфицированных призывников*(593), и за последние пять лет количество призывников, которым поставили диагноз "ВИЧ", по данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России, увеличилось в 25 раз*(594)), ни зачислять по контракту и т.п., ни держать в армии, если там обнаружится эта болезнь, нельзя (таковых немедленно из армии комиссуют).
В силу каких причин человек, больной ВИЧ, в армии служить не может, т.е. ему нельзя доверять не только автомат, но даже основное "оружие" стройбата - кайло и лопату, а судьей быть может? ВИЧ, кстати, включен в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004  г. N 715.
Дело не в том, что больные ВИЧ, будучи судьями, представляют "заражающую" опасность для окружающих - в конце концов, с применением соответствующих мер и средств защиты данную опасность можно минимизировать, хотя это и создаст немалые неудобства для окружающих и повышению качества осуществляемого таким судьей правосудия не будет способствовать. И даже не в необходимости толерантного подхода к больным этой болезнью: их действительно негоже делать изгоями, хотя относительно обязательности удовлетворения их желания быть именно судьями можно поспорить, противопоставляя такой позиции интересы (и права) тех, в отношении такой судья будет осуществлять правосудие.
Дело в том, что во многих случаях у больных ВИЧ в той или иной мере деформируется психика. В названных выше Требованиях к состоянию здоровья граждан относительно ст. 16 расписания болезней "Симптоматические и другие психические расстройства экзогенной этиологии: а) при резко выраженных стойких болезненных проявлениях (к ним относятся психические расстройства с резко выраженными клиническими проявлениями и длительным течением, в том числе с выраженными изменениями личности); б) при умеренно выраженных длительных или повторных болезненных проявлениях (к ним относятся умеренно выраженные или повторные психотические и непсихотические расстройства, приводящие к паталогическим изменениям личности по органическому типу или выраженному длительному (более трех месяцев) астеническому состоянию (церебрастении), в том числе с явлениями органического поражения центральной нервной системы)..."; указано: "Статья предусматривает психозы и другие психические расстройства вследствие: (в числе иных. - М.К.) ВИЧ-инфекции...".
Но и это еще не все. В Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", включена (под N 39) болезнь, вызванная ВИЧ, в стадии вторичного заболевания в виде генерализованной инфекции, злокачественного новообразования или поражения центральной нервной системы. Выходит,что больным СПИДом нельзя не только в армии служить, но и в тюрьме сидеть, а быть судьей можно. Между тем и у общества в целом, и у участников конкретного процесса, в частности, есть все основания требовать, чтобы правосудие осуществлял судья с гарантированно недеформированной психикой.
Однако не пропустить в судьи кандидата с деформированной психикой (не важно по какой причине) ни квалификационная коллегия, ни экзаменационная комиссия попросту не вправе в состоянии - в справке, составленной в медучреждении, основываясь на упомянутом утвержденном Советом судей РФ Перечне болезней, лишь указывается по существу, что препятствий занять должность судьи по медицинским показаниям конкретному кандидату нет. Если бы справка носила характер объективной оценки состояния здоровья конкретного кандидата, то в ней бы указывалось, что он не болеет болезнями, перечисленными в Перечне, но болеет ВИЧ и т.д., и это дало бы возможность квалификационной коллегии судей выбрать, к примеру, из двух кандидатов, равных по всем иным параметрам, не больного ВИЧ. Но сегодня ни экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена у кандидата в судьи не вправе, в силу п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей, даже если заведомо известно о наличии у него таких болезней, как ВИЧ, - такого основания для отказа закон не предусматривает, в ст. 9 Федерального закона "О предупреждении распространения..." обязательное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие ВИЧ-инфекции проходят работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Кандидат в судьи такое освидетельствование может пройти только в добровольном порядке. Перечень же указанных профессий утверждается Правительством РФ. А это означает: включения СПИДа (ВИЧ) в Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, недостаточно, так как он утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, а включение кандидатов в судьи в Перечень работников отдельных профессий, производств, проходящих обязательное медицинское освидетельствование на СПИД (ВИЧ), требует утверждения Правительством РФ.
В начале 2005 г. Москву и Санкт-Петербург посетила делегация Института международных и стратегических исследований и Института Брукингса (США) для подготовки доклада правительству и конгрессу США о положении с ВИЧ (СПИДом) в России*(595). Было отмечено, что если ничего не изменится, даже в рамках оптимистического сценария, смертность от СПИДа в России вырастет с 500 человек в 2005 г. до 12-18 тыс. человек в 2020 г. Но главное - в плане рассматриваемой в настоящей работе проблемы ВИЧ-инфицированные не сразу теряют здоровье, болезнь развивается годами, и множество больных, знающих, что они обречены и общество безразлично к их беде, отвергло их, начинают ненавидеть такое общество, становятся агрессивны к нему, и их агрессия может быть использована любой силой в любых целях. В том числе (и это уже рассуждения автора. - М.К.), не исключено - в деструктивных целях с использованием огромных возможностей, предоставляемых статусом судьи, обрести который для ВИЧ-инфицированного и даже больного СПИДом в принципе можно беспрепятственно.
И дело не в малодушии, душевной слабости и других факторах, за наличие которых можно было бы при других обстоятельствах упрекнуть человека. Кандидат в судьи - такой же человек; больше того, формула "Судья не должен оказываться в состоянии необходимости совершения подвига при отправлении правосудия" верна - для данного случая  - и в обратном прочтении: "ВИЧ-инфицированный не должен беспрестранно совершать подвиг, будучи назначенным судьей".
Это значит: необходим жесткий барьер перед ВИЧ-инфицированными (не важно, знают они об этом или нет), желающими стать судьями; необходима и жесткая отбраковка действующих судей - ВИЧ-инфицированных, удаление их в почетную отставку, прекращение полномочий по болезни, приостановление полномочий до выздоровления (?) и т.д. - не суть важно. Главное, ВИЧ-инфицированному, ни в коей мере, ни на какой угодно короткий срок нельзя доверять осуществление правосудия  - слишком велик риск деформации психики такого судьи и вследствие этого - деформации осуществляемого им правосудия.

4.2. Совместима ли болезнь проказой с должностью судьи?

Как и другие указанные выше болезни, в судейском Перечне заболеваний проказа (лепра) не значится. Между тем хроническое инфекционное заболевание, поражающее кожу, видимые слизистые оболочки, периферическую нервную систему и внутренние органы*(596), еще сравнительно недавно считалось неизлечимым, после нескольких лет тяжелой инвалидности завершалось мучительной смертью. Современные методы лечения останавливают (с трудом) и излечивают болезнь. Поэтому вполне логичным представляется вопрос: может ли больной проказой по психофизиологическим показателям этой болезни эффективно осуществлять экономическое, и (или) иное, правосудие и не должна ли эта болезнь (до ее излечения) стать препятствием кандидату в судьи для занятия должности судьи? И не следует ли действующему судье, заболевшему проказой, до полного выздоровления "уйти на больничный"?
Энциклопедические источники описывают причины заболевания, течение этой болезни и ее лечение: первые признаки заболевания появляются через 4-6 лет после заражения (возбудитель лепры - кислотоустойчивая микробактерия, сходная с возбудителем туберкулеза, проникающая через кожу или слизистую оболочку носа; заражение может произойти при длительном и тесном общении с больным человеком), иногда позднее; начинается болезнь незаметно, затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу, холоду, не ощущается прикосновение и боль; постепенно развиваются уплотнения кожи, образуются узлы, язвы; в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, нос западает, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым, возникает удушье, поражаются внутренние органы, периферическая неравная система, развиваются параличи, появляются сильные боли в конечностях, кожа которых утрачивает чувствительность (отсюда частые ожоги), в фаланговых костях образуются лепромы, в длинных - остеонерноститы (воспалительный процесс в кости, захватывающий подкостницу), и др.
Больных лепрой обязательно направляют в лепрозории - закрытые лечебно-профилактические учреждения типа сельскохозяйственных колоний, где больные не только лечатся, но для них организован посильный труд, который позволяет им вести нормальный образ жизни и благотворно влияет на процесс выздоровления), а после выздоровления выписывают на амбулаторное лечение по месту жительства. Все члены семьи больного и люди, с ними контактирующие, проходят периодические медицинские освидетельствования; в местностях наибольшего распространения лепры медицинское освидетельствование проходят все жители.
Несколько лет назад лепрозории на территории России частично закрыли, причем, похоже, не столько по медицинским, сколько по финансовым, а еще больше - по политическим соображениям. Остались лишь несколько, в том числе: Терский лепрозорий в горах Ставропольского края, имеющий даже свою психбольницу*(597), в Подмосковье, неподалеку от Сергиева Посада, в Астраханской области. Больные проказой от этого не выздоровели, меньше их также не стало, но сколько их и где территориально расположены "местности наибольшего распространения лепры", в которых "медицинское освидетельствование проходят все жители" - является, похоже, большим секретом. Во всяком случае, в Москве в качестве бомжей они разгуливают свободно*(598).
В ст. 4 упоминавшегося выше расписания болезней значится лепра, и в графах ? (граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу), II (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву) и III (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, офицеры запаса, не проходившие военную службу, при призыве их на военную службу и военные сборы) относительно больных этой болезнью однозначно указана категория "Д" годности к военной службе (это означает: не годен к военной службе). Более того, далее там сказано: "Граждане при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, военнослужащие из семьи, в которой соответствующим органом здравоохранения зарегистрирован больной лепрой, признаются не годными к военной службе. Граждане, имеющие в анамнезе несемейный контакт с больным лепрой, направляются на обследование и при отсутствии заражения признаются годными к военной службе". Это положение распространяется и на граждан, проходящих службу в органах Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах государственной охраны и др., а также, на основании приказа Государственного таможенного комитета РФ от 4 июня 2003 г. N 620*(599), и на служащих таможенных органов РФ.
Таким образом, можно констатировать, что:
а) проказа (она же лепра) - болезнь серьезная, лечится долго (годами) и трудно;
б) болезнь эта "имеет место быть" в России и сегодня, причем не факт, что в резко уменьшившихся по сравнению с временами существования большего числа лепрозориев масштабах;
в) больным этой болезнью - на любой ее стадии (!) - нельзя служить в армии, проходить службу в правоохранительным органах и т.д., а быть судьей - можно.
Никакими разумными доводами такую "несостыковку" обосновать невозможно.
Таким образом, невключение лепры (проказы) в судейский Перечень заболеваний, является ошибкой (причем не случайной - Совет судей РФ при голосовании большинством голосов принял решение*(600) не включать лепру, наряду со СПИДом, в названный Перечень), подлежащей исправлению.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]