Трудовые отношения с иностранным работником

В настоящей статье постараемся кратко остановиться на общих правовых моментах, касающихся соблюдения действующего законодательства в области порядка оформления трудовых отношений с иностранным гражданином (мигрантом).

На иностранных работников распространяются нормы российского трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В связи с этим трудовые отношения с иностранцами в общих случаях регулируются Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115­ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако если международным договором РФ предусмотрено иное, то применяются положения международного договора (ст. 10, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).

Иностранцы, пребывающие на территории нашей страны, подразделяются на три категории:

  1. временно пребывающие;
  2. временно проживающие;
  3. постоянно проживающие.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Чтобы убедиться в том, что иностранец находится в России на законных основаниях, и определить его статус, работодателю следует запросить у него визу, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Кроме того, иностранцы (за исключением тех, кто прибыл в порядке, требующем получения визы, а также постоянно проживающих в РФ) должны представить разрешение на работу. Без него иностранный гражданин не имеет права осуществлять трудовую деятельность (п. 4 ст. 13 Закона №115­ФЗ). «Визовым» иностранцам разрешение на работу не требуется, поскольку им его оформляет работодатель (п. 2 ст. 18 Закона № 115­ФЗ). Работодатель, привлекший к труду иностранца, у которого нет разрешения на работу, может быть оштрафован по ст. 18.15 КоАП РФ.

В соответствии с Постановлением Симоновского районного суда г. Москвы, юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание назначено судом в виде приостановления деятельности, юридическое лицо на 
40 (сорок) суток для устранения нарушений.

Постановление о приостановлении деятельности исполняется судебным приставом­исполнителем немедленно после вынесения такого постановления В своем постановлении суд ссылался на следующие доводы.

Юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом при следующих обстоятельствах, нарушив тем самым ч. 9, ст. 13.1 Федерального Закона № 115­ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан РФ».

Вина юридического лица в совершенном административном правонарушении подтверждается письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании:

  • протоколом об административном правонарушении, согласно которому юридическое лицо допустило к работе иностранную гражданку без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • рапортом инспектора УФМС;
  • протоколом осмотра территории.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд признает их достоверными, допустимыми, добытыми в соответствии с нормами законодательства.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, то обстоятельство, что юридическое лицо использовало более 26 человек иностранных граждан, чем грубо нарушило действующее законодательство, а потому суд считает необходимым назначить наказание в виде приостановления деятельности юридического лица на сорок суток.

Согласно ст. 10 Закона № 115­ФЗ документами, удостоверяющими в РФ личность иностранного гражданина, являются его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверением личности.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

  1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверением личности;
  2. разрешение на временное проживание;
  3. вид на жительство;
  4. иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ удостоверениями личности.

Работодатель обязан вести трудовые книжки и на иностранных работников.

Также на иностранных работников, постоянно или временно проживающих на территории РФ, необходимо оформлять страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, как и на работников — граждан РФ.

Документ об образовании, представляемый иностранным работником российскому работодателю, подлежит легализации и должен пройти процедуру признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании в целях подтверждения уровня квалификации работника требованиям российского законодательства для занятия соответствующей должности.

После легализации или удостоверения посредством апостиля (специального знака, проставляющегося на официальных документах некоммерческого характера), а также в случаях, когда легализации не требуется, производится перевод документов, который заверяется нотариально.

В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) законом может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

К примеру, в сфере розничной торговли необходимо иметь медицинскую книжку (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52­ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения»).

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско­правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны соблюдать действующие нормы законодательства, к примеру:

  1. иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  2. обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
  3. представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
  4. уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников и пр.

Таким образом, при оформлении трудовых отношений с иностранным гражданином, работодателю необходимо соблюдать установленный законом порядок в рассмотренном вопросе, учитывать различные правовые моменты действующего законодательства, в случае нарушения закона помнить о существующих мерах ответственности со стороны государства.

 Артем Ломакин

Источник: журнал "Управление персоналом"

 

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки