[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые
аспекты
Заключение
Анализ законодательства и практики его применения, а также взглядов
специалистов позволяет дать более полное и четкое определение субъектов
малого предпринимательства. К последним наряду с коммерческими организациями
относятся и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица. При этом коммерческие организации
как субъекты малого предпринимательства должны отвечать следующим
требованиям:
- средняя численность работников за год не превышает 100 человек
(в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 50 человек);
- совокупная доля (вклад, пай) участия Российской Федерации, субъектов
РФ, муниципальных образований, одного или нескольких юридических
лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, общественных,
благотворительных и религиозных организаций (объединений) в уставном
(складочном) капитале или паевом фонде организации составляет не
более 25%;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов,
определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации
о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. руб., а в торговле
и бытовом обслуживании населения доход от реализации товаров (работ,
услуг) не превышает 50 млн. руб.
В будущем законе следует также указать, что к субъектам малого предпринимательства
не относятся: кредитные организации; страховые организации; инвестиционные
фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством
подакцизных товаров; организации и индивидуальные предприниматели,
занимающихся игорным бизнесом; государственные и муниципальные унитарные
предприятия; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе
продукции.
В целях достижения соответствия между названием основного акта в
сфере МП и предметом его регулирования необходимо принятие базового
закона в сфере малого бизнеса, а именно федерального закона "О
малом предпринимательстве в Российской Федерации", который
регулировал бы общие вопросы в этой сфере и предусматривал издание
специальных актов по отдельным вопросам в области малого бизнеса,
в том числе и акта "О финансировании и кредитовании малого
предпринимательства в Российской Федерации", примерное содержание
которого предлагается в данной книге.
В целях создания необходимых условий для развития и стимулирования
самофинансирования субъектов МП следует внести в законодательство
следующие поправки: установить коэффициент ускоренной амортизации
(равный трем) не только для лизинга, но и для всех остальных операций
субъектов малого предпринимательства; распространить действие установленного
порядка начисления ускоренной амортизации на все виды основных средств;
предусмотреть создание из части прибыли (например, 20-25%) не облагаемый
налогом фонд риска (или резервный фонд).
Необходимо закрепление в законодательстве ряда положений, направленных
на развитие гражданско-правовых форм финансирования малого предпринимательства.
В частности, для широкого применения лизинга в данной сфере предлагается
следующее. Во-первых, отменить для лизингополучателей - субъектов
МП требование об отнесении вещи, являющейся предметом договора лизинга,
к основным средствам. В то же время для предотвращения злоупотреблений
целесообразно предусмотреть, что предметом договора лизинга не может
быть вещь стоимостью менее 10 МРОТ и полезным сроком использования
менее одного года.
Во-вторых, легализовать в законодательстве и потребительский лизинг,
а лизингу в предпринимательских целях, и только ему, в особенности
с участием субъектов малого бизнеса, предоставить льготы.
В-третьих, необходимо при региональных ФПМП как финансовых органах
в сфере малого бизнеса создать специальные управления, занимающиеся
вопросами финансирования лизинговых операций субъектов МП.
Создание специального банка не решит в целом проблему кредитования
малого бизнеса. В книге сделан вывод о том, что банки, в которых
имеется доля государства, должны предоставлять кредиты в установленных
законом пределах (например, не менее 10% от общего объема кредитных
ресурсов) начинающим свой бизнес субъектам МП, а также тем из них,
которые заняты в приоритетных отраслях экономики (например, в сельском
хозяйстве, промышленности, инновациях и т.д.).
Для кредитования всех остальных субъектов МП, не исключая и перечисленных
ранее, государству следует ориентироваться на стимулирующий тип
правового регулирования путем предоставления коммерческим банкам
налоговых льгот, гарантий и иных преимуществ.
В целях устранения существующей в законодательстве и научной литературе
путаницы и разночтений в терминологии, касающейся кредитной кооперации,
предлагается унифицировать понятийный аппарат законодательства.
При этом отстаивается целесообразность использования единого термина
- "организации кредитной кооперации" для обозначения кредитных
потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных
кооперативов и обществ взаимного кредитования, поскольку эти организации
не отличаются друг от друга по своему функциональному назначению.
Следует также сформулировать понятие общества взаимного кредитования,
определить его юридический статус и механизм формирования, ибо на
сегодняшний день оно не имеет нормативно закрепленного содержательного
наполнения.
Подчеркивая важность усовершенствования финансово-кредитного механизма
государственной поддержки МП, полагаем, что одной из причин, препятствующих
кредитованию малого бизнеса на льготных условиях с компенсацией
соответствующей разницы кредитным организациям, является отсутствие
на федеральном уровне единого механизма компенсирования. При этом
необходимо учесть следующие предложения:
- компенсацию следует производить путем непосредственного перечисления
бюджетных субвенций организациям-кредиторам, а также за счет средств
гарантийного фонда при ФПМП;
- в определенных случаях вменить в обязанность фондов производить
соответствующую компенсацию с установлением механизма ее реализации;
- предусмотреть в законе случаи предоставления полной компенсации,
например при льготном кредитовании субъектов МП в сфере промышленности,
сельского хозяйства, научно-технической сфере и т.д.;
- нормативно закрепить новую форму финансирования, используемую
в зарубежной практике. Речь идет об обществах взаимных гарантий,
неизвестных российскому законодательству.
Реализация этих и других предложений, содержащихся в данной книге,
поможет совершенствованию финансово-кредитного механизма государственной
поддержки МП.
[an error occurred while processing the directive]
|
|